Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (423) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№6 (423) / 8 февраля ‘07

Архипастырь

 - «Владыка,как влияет на духовное развитие детей то, что в семье не крещена мама. Хотяапостол Павел говорит, что крещеный муж освящает некрещеную жену и жена то жесамое.

Как на духовное развитие детей это влияет вообще? Они ведь копируют насполностью, берут пример – и хороший и плохой…»
 - Лучше всего,конечно, когда есть единство в семье между супругами, между отцом и матерью.Это единство и согласие родителей очень хорошо влияет на духовное состояниедетей. Когда есть раздоры и непонимание в семье, это, как правило, негативноотражается на воспитании детей. Потому что они видят, чувствуют все и воспринимаютв своем сердце. Но в данном случае, если вы постараетесь потрудиться с детьмитак, чтобы они приобрели с Божией помощью веру Христову и были бы церковнымилюдьми, то эти дети уже будут молиться вместе с вами за мать, чтобы мать обрелаверу Христову. Им легче дать знания о Боге. Они более восприимчивы, и смогли бы быстрее обрести веру Христову и жить по вере. Когда они почувствуют Богав своем сердце и сладость общения с Богом, то, конечно, дети будут болезноватьдушой, что мать еще не приобрела, не познала Бога, будут молиться усердно, чтобыГосподь дал и матери дар молитвы, дар веры и церковной жизни.
 Действительно,благочестивый муж освящает неверующую жену и наоборот. Поэтому ваше усердие,ваше старание, ваша надежда на Бога принесут добрые плоды. Не унывайте, не отчаивайтесь,но надейтесь, что с Божией помощью эти трудности будут преодолены.
 - Звонок из Пскова:«Меня зовут Неля. Я крещеная, но меня крестили как Альмиду, а мне сказали, что такого имени нет. Я хотела узнать, что мне делать?»
 - Во-первых,надо так к этому относиться: если вы были крещены этим именем, то оно освященов таинстве Крещения, и вы можете подавать записки и молиться, чтобы вас поминалиэтим именем. Если же вы не хотели бы иметь это имя, то его можно поменять. Прийтив церковь, попросить у священника благословения, чтобы он поменял имя. Естьтакое правило святых отцов, например, святителя Филарета Московского, – в таинствеПокаяния и в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, когда мы идем на исповедьи когда священник читает молитву после покаяния, уже поминается, называетсято имя, которое мы хотели бы иметь. И во время причастия, когда мы принимаемТело и Кровь Христовы, тоже священник называет человека новым именем. Такимобразом можно эту ситуацию исправить.
 - И такой вопрос:«Почему Иисусу Христу нужно было родиться через Пресвятую Деву Марию. ПочемуБог Отец не создал Бога Сына как Он, например, создал, первого человека Адама?»
 - Видимо,стоит уточнить, что Бог Отец не создал Бога Сына. Господь един по существу и троичен в лицах. Человек согрешил перед Богом и Господь послал Своего единородногоСына, чтобы искупить род человеческий через исправление, через изменение его:«Христос раждается, прежде падший воскресите образ».
 Надо былоГосподу Богу воплотиться от Пречистой Девы Марии, принять человеческую плотьи преобразить ее, изменить. То, что уже было создано Богом, надо было толькопреобразить, изменить от греха к правде Божией, к чистоте. И Господь совершилэто великое дело нашего очищения, исправления нашей падшей природы. Вот что было необходимо – а не приход другого кого-то. Уже был создан Адам, но он осквернилобраз Божий. И нужно было очистить этот образ. Это возможно только Богу. Никомудругому. Ни одному из человеков это невозможно. Нужно было Самому Господу Богуприйти, чтобы восстановить, возродить падшую природу человеческую. И это Господьсовершил.
 Мы недавноотпраздновали день Рождества Христова, вспоминая как раз это событие, когдаГосподь пришел восстановить падший образ, воскресить его. В этом главный смыслРождества Христова. Не нового Адама хотел Господь создать, а его возродить,очистить и восстановить в своем прежнем состоянии. Дать ему ту жизнь, которуюон получил, когда был создан Богом.
 Господь создалчеловека, дал ему райские обители, чтобы он наслаждался. Но человек пал. Онсогрешил и лишился благодати. И Господь пришел, чтобы восстановить, возродитьчеловека. Сейчас мы, после пришествия в мир Христа Спасителя, имеем такую возможностьнашими усилиями, с Божией помощью Христовой, изменить наш падший образ и своимтрудом достигнуть совершенства, получить то Царство Божие, те обители Божии,которые уготовал нам Господь для вечной жизни.
 - «Похорониласына, погибшего в автокатастрофе. С него сняли нательный крест, который передалимне уже после похорон. Я надела на него при погребении новый крест. А его старыйкрест я теперь надела на себя и ношу. Правильно это или нет?
И еще второй вопрос: сын погиб во время строгого поста, 24 марта. Как правильноего поминать? Я, конечно, без вина поминаю, но рыбное можно или нет? Хотя знаю,что нельзя…»

 - Нет, конечно.Если идет Великий пост, то надо поминать по уставу, без спиртных напитков, без пищи, которая не положена в постное время. Сейчас многое возможно, есть массапродуктов постных, и приготовить можно любые хорошие блюда, но постные, и поминатьусопшего вашего сына. А что касается нательного креста, то хорошо, что вы наделина сына новый крест. И, конечно, ничего страшного в том, что вы носите его старыйкрест.
 - «Я знаю, что моя вера в Господа Иисуса Христа истинна. Так почему же в мое сердце подчасзакрадывается сомнение в существовании жизни после смерти. И с тем сомнениемприходит страх, страх о полном уничтожении моего сознания после смерти телесной.Оттого ли это, что я только считаю, что истинно верую в Господа, а на самомделе вера моя не очень глубокая? Если это так, то как укрепить веру? Или жесомнения мои оттого, что я еще не принимал таинства Покаяния, и Господь не пришелв мое сердце?»
 - Да, конечно,таинство Покаяния нужно принимать, потому что через это таинство мы очищаемсвою душу, и сердце наше просветляется благодатью Божией, мы больше укрепляемсяв вере, в благочестивой жизни. Но то, что вкрадываются в душу сомнения, этоесть проявление нашей падшей природы. Это наша испорченность, и с ней надо бороться.В этом и состоит наша задача, чтобы вести борьбу со всеми негативными проявленияминашей души. Мы читаем в апостольских посланиях, что из сердца человека исходятзлые помыслы, блуд, прелюбодейство, сомнения и т.д. Много грехов. А наша задача– бороться с этим грехом, молиться, чтобы Господь укрепил в вере. Как апостолИаков говорит: «Чтобы укрепить в себе веру, надо просто просить у Бога, чтобГосподь умножил веру». «Господи, умножь мне веру».
 Вот по такимпростым молитвам, обращенным к Богу, Господь укрепляет нашу веру. Мы знаем также,что в утренних и вечерних молитвах есть такие прошения, где мы просим об укреплениинашей веры. Если мы внимательно будем читать эти места, где мы просим веру умножитьи укрепить, то Господь это сделает. Для того молитва и существует, чтобы проситьи получить. Если просим с надеждой, просим с упованием, с верой, то Господьдаст то, что мы просим.
 Борьба с сомнением –это противостояние тем сомнительным помыслам, что вас одолевают.Чтением Священного Писания, чтением святых отцов, которые утверждают нас в вере,утверждают нас в знании Божием. И, конечно, эти сомнительные помыслы уже не будут иметь той силы, потому что мы сразу будем противостоять им правильнымимыслями, которые приобрели от святых отцов, действительно живших жизнью христовой,жизнью Евангелия. И ваши сомнения исчезнут.
 - Владыка, тогдатакой вопрос: «А может ли человек быть тверд в своей вере, изучая СвященноеПисание, читая его, молясь домашней молитвой, изучая творения святых отцов,но не приступая к церковным таинствам?»
 - Сложнотак утвердить веру, потому что «в злохудожную душу премудрость Божия не входит».Мы просто, можно сказать, себя обманываем в какой-то степени, полагая, что мыможем изучить святых отцов, Священное Писание и все знать, но к таинствам церковнымне приступать. Наоборот, когда мы хотим познать истину Божию и тайны Божии,то мы можем это сделать только очистив свою душу от греха. Тогда это будет действительнонастоящее познание премудрости Божией. А когда мы будем, читая или запоминаяте или иные истины, знать их, то это нам не на пользу. Это нам даже во вред.Потому что подобное отношение к вопросам веры развивает кичливость, гордыню,и состояние души еще тяжелее будет. Прелесть будет, что, мол, я все знаю. Но если человек ничего не делает для Церкви Христовой, и в себе ничего не видит,а других осуждает, – на самом деле такой человек пустой, ничего он не знаети ничего не делает. Ведь знания тогда имеют силу, когда они применяются к жизнина практике. А когда они не применяются, то они очень опасны для человека. Поэтомуи необходимы таинства церковные, чтобы человек через Покаяние, через ПричастиеТела и Крови Христовых, через таинства церковные очистил свою душу, чтобы благодатьБожия вошла и просветила ум. Чтобы человек мог с Божией помощью исполнить и применить в своей жизни то, что он узнал от святых отцов, из Священного Писания.Чтоб он мог это сделать, а не только знал и не делал.
 Еще естьтакие слова в Священном Писании: «Кто знает много, с того много и спросится».А если человек знает и не делает, то, конечно, спрос будет большой. Поэтомупо мере углубления в премудрость Божию, знание Божественное, углублении в этиистины, должен человек применять эти истины на в своей жизни. И тогда они имеютсилу большую, и она приводит человека к совершенству.
 - «Часто, бывает,в командировках по служебным делам, на заводах, в Великий пост приходится вкушатьту пищу, которая там готовится. Часто совсем не постную. Потом приезжаешь –как подготовиться ко Причастию? Является ли это грехом? Как молиться, когдав столовых заводских много народу? Про себя можно ли читать молитвы перед вкушениемпищи?»
 - Да, конечно,можно про себя читать молитву. Однако следует отметить, что сейчас мы находимсяв очень хорошем положении. В Великий пост или Рождественский пост, или в другиепосты мы сейчас не стеснены тем, что нет постной пищи. Сейчас в любой столовойможно попросить, чтобы сделали постную пищу. Просто надо себя пересилить, превозмочьпресловутую «скромность», себя переубедить. Можно поститься везде, и не надосмущаться, что там где-то кушают, что они хотят. Мы должны кушать, что мы хотим,что нам положено. И можно заказать постную пищу в любом месте, сейчас готовятхорошо, нет проблем в этом деле. Нужно только желание. Если у человека естьжелание и страх Божий, что он не хочет нарушить пост, то можно сытно покушать,чтобы были силы трудиться на той или иной работе, вкушая постную пищу.
 Поэтому надостараться, чтобы не было этих смущений в душе нашей в командировках, в общениис друзьями, с близкими, родными, во время разных встреч. Конечно, если человекеще не тверд в вере, не тверд в христианской жизни, то он поддается таким искушениям– кушать, что все остальные едят. Но в этом отношении нам необходимо уже изменитьсебя, чтобы христианство, христианская жизнь вошла в жизнь нашего общества.Ведь вошли же в нашу жизнь неправославные обычаи, а сейчас мы должны добиться,чтобы в нашу жизнь вошла православная, христианская традиция.
 У нас, православныххристиан, есть свои традиции, свои правила жизни. Их когда-то вытеснили без особого спроса, а сейчас мы не с угрозой или агрессивностью, а просто своимличным примером, спокойно, с добротой, совершаем свои христианские обычаи. Еслиеще окружение не привыкло к этому, чтоб не смущать их и не позволять насмеятьсянад молитвой, можно молиться про себя. Прочитать «Отче наш», мысленно благословитьпищу, сесть за трапезой и вкушать ту пищу, которую вы заказали, постную пищу.
 А если окружениебудет спрашивать, почему так, – вы твердо, спокойненько будете говорить. Темахорошая для разговора появится. Вы будете говорить о посте, о христианстве,о христианских правилах жизни и тем самым сможете подействовать на людей, проявитьсвоего рода миссионерское служение. И может быть от этого нашего слова многие,нас окружающие люди скажут: «Действительно, что в этом плохого? Давай, я тожепопробую». Неплохо молиться и благословлять пищу, потому что сейчас, мы знаем,даже наука доказала – молитва перед пищей освящает ее, очищает пищу от разныхнегативных влияний, и она более благотворно влияет на наше здоровье. Мы об этомдолжны сказать людям, они же не знают. Поэтому, может, и смеются, что не знают.А если бы мы рассказали об этом, так они бы потом тоже сказали: «Да, я тожепомолюсь». Это чудо. Мы совершаем обычную молитву, складываем крестообразноперсты, таким образом крестим пищу или воду и тем самым освящаем ее. Что плохого?Для здоровья хорошо, для души и для тела – хорошо. А люди этого не знают, поэтомуэто очень хорошо, что мы им рассказали, и для них будет открытие большое. И они будут радоваться и благодарить, что нашелся такой сильный, крепкий, мужественныйчеловек, который не постеснялся, сказал все, что у него в душе есть. И поделилсясвоим знанием, которое дает человеку добро, радость, утешение, помогает емув жизни.
 Так или иначе,люди сталкиваются с разными трудностями. А если сказать, что нужно перекреститься,помолиться, сходить в церковь, покаяться, поисповедоваться, мы человеку поможемвыстоять в любой ситуации. Он же не знает об этом. И надо об этом говорить,потому что в школах не учат, дома не знают… А мы стесняемся, чтобы, не дайБог, кто-то что-то там усмотрел в нашем поведении. Наоборот, сейчас всем нужноговорить, объяснять, толковать с духом кротости, с любовью.
 Конечно,есть такие моменты, когда человек не воспринимает, – тогда оставляем его на волю Божию. А если видим, что он хочет что-то узнать, то наши слова и поступкипослужат только во славу Божию.
 - Мария Дмитриевнаиз Балтыма прислала такой вопрос: «Я люблю церковь, но когда хожу в храм, я только плачу. Объясните, Владыка, почему люди, когда приходят в церковь, испытываютразные эмоции?»
 - Когда человекприходит в церковь, это значит, что он встречается с Богом. И его встречаетблагодать Божия. Господь посещает душу человека разными путями. Благодать Божиядействует по-разному в душе каждого человека. Одному дает умиление, другомуслезы, третьему какую-то радость, утешение, умиротворение и т.д. Конечно, оченьважно в таком состоянии, когда есть слезы, обратить эти слезы в слезы покаяния,вспомнить свои грехи, оплакивать их. Когда мы эти слезы обратим на путь покаяния,будем оплакивать свои грехи, то эти слезы станут очень хорошо омывать нашу душу,очищать ее, и дар слез принесет радость, утешение и освобождение души от тяжестигреховной. Тем самым Господь еще больше откроет душу, чтобы человек видел большесвои недостатки, слабости, их оплакивал, их рассматривал и вел покаянную жизнь.
 - Александр задаетвопрос: «Почему в сельских приходах священники влачат бедное существование?Если заболел, то ему никакой помощи. Ходит в обносках. Прихожане видят, как ему плохо, и пытаются помочь. Не называю приход и город, так как боюсь репрессийв отношении батюшки».
 - Никакиерепрессии к батюшкам никто не применяет и не будет применять. Если есть какие-то проблемы, то священник должен прийти к своему Правящему Архиерею и об этом рассказать.Может быть, какая-то помощь будет оказана.
 Есть разныемоменты. Но я хотел сказать, что ни один священник с голода не умирает никогда.Когда священник старается нести пастырскую деятельность и делает это настойчиво,то любой приход становится богатым. Потому что люди, видя благочестивую жизньприходского священника, его старания, видя, что он старается, чтобы люди приобрелиистину, приобрели правильную жизнь, – готовы для него все сделать, чтобы онне нуждался материально, имел самое необходимое в жизни. Поэтому выход из положения– это активная пастырская деятельность. И все станет на свои меcта.

 С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил чин освящения нового екатеринбургского торгового центра «Карнавал»

 Екатеринбург,18 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Екатеринбурге открылся новый торгово-развлекательный центр «Карнавал».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс