Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (422) → Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Россия вступает в новую эпоху»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Россия вступает в новую эпоху»

№5 (422) / 1 февраля ‘07

Церковь и общество

 – Владыка, новогоднийрубеж всегда предполагает подведение итогов и анализ времени, в котором мы живем.Его, это время, оценивают по-разному: кто-то говорит о наступлении постхристианскойэпохи, кто-то, наоборот, о возрождении традиционных религий, а для кого-то лучшимрешением многих проблем кажутся рецепты радикалов.

Каково Ваше мнение?
 – Перед этойвстречей мне довелось открывать научную конференцию, посвященную 1700-летиюимператора Константина Великого, который в 312 году легализовал христианствои с именем которого связана новая эпоха в истории Церкви. Так вот, мне кажется,что есть немало параллелей между эпохой святого равноапостольного Константинаи нашим временем.
 Конечно,нам сегодня невообразимо трудно войти в психологический мир верующих людей первыхвеков христианства. Ведь триста лет – не три года и не семьдесят лет, а тристалет подряд! – Церковь фактически находилась в подполье и в моральной оппозициик современному ей политическому режиму. И поколения христиан формировались в сознании того, что государство – это зло, что государство – это враг. А между тем Константин Великий своим Миланским эдиктом вовсе не сделал христианствогосударственной религией. Он просто провозгласил принцип веротерпимости и объявил,что христианство больше не будет преследоваться государством. Но что кардинальноизменило ситуацию, так это личность самого императора – он стал верующим христианином,а вместе с ним христианство приняла элита тогдашнего общества.
 И началсяудивительный период, который я назвал периодом «синтеза». Вспомним известныееще из «Диалектики» Гегеля и не теряющие своего значения понятия «тезиса», «антитезиса»и «синтеза». Когда существует жесткий «тезис» в виде государственного атеизма,возникает и соответствующий «антитезис» как естественная реакция на него. В условиях социально-политического взаимодействия «тезиса» и «антитезиса» всегдапривлекателен радикализм. Именно поэтому крикуны, пиарщики, политики-популистыимеют наибольший спрос в периоды общественных катаклизмов – когда сталкиваются«тезис» с «антитезисом». Но эти люди становятся абсолютно не востребованы в моменты «синтеза».
 Так вот,сегодня, по моему убеждению, Россия в своем историческом развитии вступает в эпоху продуктивного «синтеза». И поэтому радикализм становится все менее востребован.А востребована сейчас способность наводить мосты, искать точки соприкосновенияи взаимодействия конструктивных систем, взглядов, убеждений. Так, в эпоху КонстантинаВеликого богословие и нравственное учение Церкви вошли в прямое соприкосновениес тем, что прежде далеко стояло от жизни христиан – с языческой философией и культурой, с римским правом, которые при этом не отрицались как таковые и не объявлялись вселенским злом. В итоге в Римской империи было положено началомощному и творческому духовному синтезу, объединившему тогдашнюю философию,право и христианскую доктрину.
 Думаю, что в каком-то смысле переживаемое нами время – это тоже эпоха синтеза. Ибо сегодняРусская Православная Церковь, свободно выйдя на свое служение в большой мириз той социальной резервации, в которую она насильственно была заключена на протяжении долгих десятилетий, лицом к лицу встретилась с современной нерелигиознойкультурой. И перед нею встала точно та же проблема, что и во времена КонстантинаВеликого: должна ли Церковь проклясть, анафематствовать эту чуждую ее духу культуруили войти с нею в контакт и взаимодействие? Глубоко убежден, что необходимовзаимодействие, что христианская идея должна пропитать своими животворными токамиэту современную нерелигиозную культуру. Если так произойдет в России, то ееждет великое будущее.
 – Сегодня приходитсяслышать, что Церковь слишком близко стоит к государству, что слишком многоеберет на себя в смысле выполнения государственного заказа. Как Вы это прокомментируете?
 – Люди, утверждающиеэто, либо плохо осведомлены о реальных процессах в сфере церковно-государственныхотношений, либо какие-то свои собственные фобии проецируют на реальность. В обоих случаях это контрпродуктивный подход.
 На самомделе никакого госзаказа в отношении Церкви не существует. Я также не уверен,что нынешнее общее состояние умов позволит кому-либо развернуто сформулироватьконкретный заказ государства в отношении Церкви, даже если принять во вниманиете интеллектуальные процессы, которые сегодня имеют место в среде политикови философов. Ведь сегодня все в нашей жизни пребывает в движении, в формировании,в становлении. И пока что ни у кого в стране нет собственной законченной идеологии,ничего такого, что иногда называют «национальной идеей».
 Что-то в этом направлении только начинает складываться, в том числе и на уровне АдминистрацииПрезидента России. И я с большим позитивным вниманием отношусь к этому стремлениюлюдей, работающих в Кремле, философски осмыслить то, что происходит сегоднясо страной.
 Церковь,со своей стороны, готова в этом процессе осмысления участвовать, но, разумеется,не как исполнительница какого-то заказа, а как непосредственная участница общейработы. И если Церковь будет из нее исключена, я думаю, что это не принесетстране ничего хорошего.
 – Ваши телевизионныепередачи «Слово пастыря» очень популярны. А для Вас они что: послушание, долгили хобби?
 – Очень непростойвопрос. Вообще-то я себя никогда ни психологически, ни духовно не готовил к подобного рода деятельности, потому что собирался быть священником. А посколькуя принял священный сан в советское время, то отчетливо понимал, что моей аудиториейбудут только те люди, которые придут в храм. Конечно, какие-то надежды на изменениетогдашнего тяжелого положения Церкви всегда существовали, ведь без надежды житьнельзя. Но в те времена даже представить себе невозможно было, чтобы Первыйканал обратился ко мне с просьбой произнести проповедь на Пасхальной неделе.Но именно так произошло в мае 1994 года. И я произнес такую проповедь, ее передалив эфир в субботу перед Фоминым воскресеньем. Тема была о вере. Через несколькодней меня попросили произнести для телезрителей еще одну проповедь. Я в своюочередь спросил: а не получится ли так, что потом попросите о третьей? Телевизионщикиответили: очень может быть. Тогда, предложил я, давайте подумаем о телевизионномцикле, который помог бы нашим людям понять, что такое христианство. И затемв течение двух лет я пытался средствами телевидения представить зрителю своегорода введение в христианство, разговаривая с аудиторией не на специфическомбогословском языке, а на языке, понятном людям.
 Вот так всеи началось. А то, что это продолжается до сих пор, я не могу назвать иначе,чем чудом Божиим. Ведь помимо того, что я являюсь правящим архиереем Смоленско-Калининградскойепархии, мне приходится заниматься тем, что называется «внешними связями РусскойЦеркви». И эта работа поглощает огромное количество времени, накладывая массусерьезных и неотложных обязательств, заставляя быть в постоянных разъездах по стране и миру. Поэтому сам не могу ни понять, ни объяснить, каким образом вотуже двенадцать лет без перерыва мне удается каждую субботу встречаться по утрамна Первом канале в передаче «Слово пастыря» с моими зрителями, стараясь приэтом рассказывать им каждый раз что-то новое, интересное и важное.
 Каюсь, быловремя, когда я начал серьезно подумывать о том, что, может, хватит уже – поразакругляться с моими телевизионными беседами. Потому что очень не просто совмещатьцерковно-дипломатическое и церковно-общественное служение с работой автора и ведущего еженедельной телепрограммы. Но всякий раз, когда я встречаюсь с людьми,и они говорят о том, как важны для них эти телепередачи, я говорю себе, что не вправе прекращать эту работу.
 – Новый год приходитсяна время Рождественского поста. Как допустимо отмечать его православным? Что делать, если остальные члены семьи не придерживаются поста, и как быть постящемуся,если пришли гости в новогоднюю ночь?
 – После переходаРоссии в 1918 году на новый гражданский календарь между гражданским и церковнымкалендарями появился разрыв, который составил 13 дней.
 Сегодня празднованиеНового года по гражданскому календарю выпадает на период Рождественского постаи предваряет сам праздник Рождества Христова, что раньше было невозможно. Верующийчеловек попадает с трудное положение, связанное с тем, что вся страна с шумоми весельем отмечает наступление Нового года, в то время как пост более располагаетк внутренней сосредоточенности, к несуетной духовной работе. Но чтобы, с однойстороны, не впасть в фарисейство, а с другой – не растерять наше особое духовноесостояние, сложившееся в предыдущие дни поста, нужно правильно сориентироватьсяв этой непростой ситуации.
 Будет правильноотметить наступление нового года «благости Божией» новогодним молебном, которыйсовершается в храмах Русской Православной Церкви 31 декабря. Можно собратьсясемейным кругом и провести праздничную ночь в общении и взаимной радости. Поствсегда доброволен, поэтому будет неправильно обязать всех участников праздничногозастолья ограничиться исключительно постной трапезой, если некоторые из нихпоститься не желают. Можно приготовить постные блюда и скоромные, а выбор –дело каждого.
 – На Ваш взгляд,в сегодняшней власти увеличивается число действительно верующих людей? Можетекого-то из них назвать?
 – Такие людиесть, и их, слава Богу, немало. Предпочел бы не называть имена: думаю, еслибудет нужно, они сделают это сами. Это благо для страны, что к вере приходяти те, кто облечен властью. Ведь Господь ждет от Своих учеников покаяния и смирения,готовности нести крест, служить ближнему. Конечно, процесс обретения веры частобывает «растянут» во времени. Безусловно, принадлежность к власти оказываетизвестное влияние на склад личности. Ведь это нелегкое бремя. Мешает ли пребываниево власти прийти ко Христу? Все зависит от стремления самого человека и от помощиБожией. Думаю, что верующий человек должен осознавать временный и ограниченныйхарактер своей власти, равно, как и самой жизни. А каждый из нас призван жизньпрожить так, чтобы не было стыдно перед Богом, ближними и самим собой. Как учитнас Слово Божие: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому многовверено, с того больше взыщут».
 – Когда Вы личноповерили в Бога?
 – К счастью,в моей сознательной жизни не было периода, когда я не ощущал бы себя православнымхристианином. Бог судил мне появиться на свет и воспитываться в благочестивомрусском семействе, где веру в Бога я впитал, что называется, с молоком матери.Мои покойные отец и дед были священниками, при этом оба они были самыми настоящимиисповедниками – пострадали за веру, прошли лагеря и ссылки. Великий пример их церковного служения, который я имел перед глазами в собственном моем семействе,безусловно, во многом определил мой ранний жизненный выбор – посвятить себяЦеркви. Однако в нашей стране, где атеизм на протяжении семи десятилетий пребывалв статусе государственной доктрины, выросло несколько поколений людей, насильственноотторгнутых от отеческой веры, от тысячелетней духовной традиции нашего народа.Путь таких людей к храму, к обретению Бога в душе и сознательной жизни по Егозаповедям бывает не всегда прост и гладок. Поэтому я придаю исключительно важноезначение, во-первых, задаче воцерковления взрослых людей, а во-вторых, делувоспитания подрастающего поколения граждан России в отечественной религиознойтрадиции. И здесь огромную положительную роль должно сыграть преподавание «Основправославной культуры» в школе. То же самое относится к преподаванию аналогичногокурса детям из семей мусульман или буддистов в местах их компактного проживанияи там, где это возможно. А тем детям, чьи родители хотели бы, чтобы их детиничего не знали ни о христианской, ни о мусульманской, ни о буддистской культуре,можно было бы предложить в соответствующие учебные часы изучение основ светскойэтики.
 – Приходилось ли Вам жалеть о том, что Вы избрали монашеский путь? В чем преимущество этогопути?
 – Нет, я никогда не сожалел об этом выборе, потому что такова была воля Божия о моемпути. Заканчивая семинарию и размышляя, быть мне женатым священником или монахом,я решил, что если Господь благословит мне встретить такую девушку, которая составила бы счастье всей моей жизни, то я пойду с ней под венец, а если такой встречине произойдет, значит, Господь желает моего иночества. Так в 22 года и определилсямой жизненный путь.
 «Неженатыйзаботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене», – говорит апостол Павел. В этой формуле и заключено, на мой взгляд,представление апостола о преимуществе монашеского пути. Церковь понимает монашествокак духовный подвиг и нескончаемый духовный труд. Но все люди не могут и не должны становиться монахами, равно как все они не обязаны быть женатыми. В моментвеликого выбора своей судьбы человек должен прислушаться, к чему его призываетГосподь. У Отца Небесного обителей много, и верующий женатый человек всегданайдет такую модель существования, которая позволит ему честно служить Богу,своему семейству и ближним, жить по заповедям Божиим. Женатое состояние православногоили его иночество имеют равную честь в глазах Церкви при наличии твердой и деятельнойверы.
 – Говорят, что в школьные годы Вы не скрывали своей веры и продолжали успешно учиться в советскойшколе, как же возможно это было в то время?
 – Это правда,я никогда не скрывал своей веры и не отрекался от Христа. Я также никогда не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Учителя пытались дискутироватьсо мной по вопросам веры, меня вызывали на педсоветы. Но им нечего было противопоставитьмоим убеждениям, а я, признаюсь, к таким разговорам специально готовился. А впервые написали обо мне в ленинградской газете именно в то время, когда я былшкольником. Помнится, автор заметки грозно ставил вопрос о том, куда глядятмои учителя, товарищи и общественные организации: мальчик по успеваемости одиниз первых в классе, а верит в Бога, и это в наше время! Как бы то ни было, в пятнадцатилетнем возрасте я вынужден был пойти работать и одновременно заканчиватьвечернюю школу.
 В юностия участвовал в геологических экспедициях и до сих пор высоко ценю полученныйтогда жизненный опыт. Потом поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, что вовсе не приветствовалось властями, которые как раз в те времена обещали, еслипомните, показать по телевизору последнего попа. Однако, никогда не скрываясвоих убеждений, при этом политическим диссидентом я тоже никогда не был, потомучто считал для себя невозможным бороться со своей страной.
 – Можно ли совмещатьверу и суеверие? Если православный человек, увидев черную кошку, переходит на другую сторону или сплевывает через плечо, он грешит?
 – Если этоправославный человек, то, значит, он не тверд в своей вере или немного знаето ней. Потому что мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную верув Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегаетв молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.
 – Почему получаетсятак, что с мусульманами у Русской Православной Церкви конфликтов практическинет, а с католиками много проблем, хотя они вроде бы по вере нам ближе?
 – Я не стал бы сравнивать отношения нашей Церкви с мусульманами и ее отношения с католиками.Было бы некорректно рассуждать о том, где больше проблем, а где меньше, потомучто это совершенно разные сферы, затрагивающие различные культурно-историческиепласты. Единственное, что можно сказать с достаточной определенностью, так этото, что отношения Русской Православной Церкви с исламом являются более устоявшимися,так как в России издавна существуют регионы компактного проживания мусульман.За многие столетия жизни бок о бок мы выработали, как я считаю, уникальный опытдобрососедства, мирного и взаимоуважительного сосуществования. Присутствие католиковв России также является неотъемлемой частью отечественной истории: в различныеее периоды в состав нашего государства входили такие традиционно католическиетерритории, как Литва и часть Польши. Однако с тех пор многое изменилось, и в нынешней Российской Федерации католики не составляют численно значимой общины.Подавляющее большинство католического духовенства прибыло в Россию из-за границы.Этим людям, может быть, непросто сориентироваться в наших реалиях, что обуславливаетих не совсем верные шаги в плане миссионерской деятельности и в отношениях с православными. По крайней мере, мне хотелось бы верить именно в это, а не в чью-то злонамеренность.
 – У Вас личнои у Церкви есть позиция относительно будущего президента страны и возможностиостаться на третий срок нынешнему Президенту?
 – ПозицияЦеркви – быть всегда с народом, но вне политической борьбы. Она не участвуетв предвыборных баталиях, видя в них разделение людей, тогда как ее долг – собиратьих воедино во Христе Иисусе. Это положение со всей определенностью сформулированов 2000 году в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». За каждой Божественной литургией во всех православных храмах неизменно возносятсямолитвы о благополучии родной страны, о властях и воинстве ее, «да тихое и безмолвноежитие поживем во всяком благочестии и чистоте». Мне представляется, что для России в следующем четырехлетнем президентском цикле очень важно сохранить преемственностьгосударственной власти, последовательность политического курса и обеспечитьпродолжение обозначившегося успеха нашего развития.

Беседовал Валерий
Коновалов, газета «Труд»

Патриархия. Ру

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий поздравил сотрудников уральских подразделений МЧС с профессиональным праздником — Днем спасателя

 Екатеринбург,28 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Сотрудник уральских подразделений МЧС отметили свой профессиональный праздник— День спасателя.

 
Церковь и общество

На южной и северной границах Петербурга появятся скульптуры апостола Андрея Первозванного

 В Кронштадтебудет возведен памятник святому апостолу Андрею Первозванному. Монумент установятв створе Морского канала по окончании строительства дамбы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс