Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИСВЯТОЙ ВОДЫ
Всю нашужизнь рядом с нами великая святыня – святая вода.
Освященнаявода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн,освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервыеокунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываемпогружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещенияомывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизньво Христе.
Святая водаобязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихсяв богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляютсвятой водой в Крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявлениякаждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранитее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякойнемощи.
Крещенскаявода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.
«Освященнаявода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению души телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачуетнаши телесные болезни.
Святая водагасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему окропляют святой водойжилище и всякую вещь, которую освящают.
ПреподобныйСерафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленскойводы.
ПреподобныйАмвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимаяболезнь, к изумлению врачей, отошла.
Старец иеросхимонахСерафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской(Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».
Когда кто-нибудьсильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященнойводы через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая водаи освященное масло, – нет.
КАК БЫЛО ВПЕРВЫЕСОВЕРШЕНО ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ
Освящениеводы принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан СамимГосподом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Не всегдавода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.
«И увиделБог все, что Он создал, – говорится в книге Бытия, – хорошо весьма» (Быт. 1,31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялосьДухом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающимблагословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека:поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном,райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным,ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).
Но человексам, через общение с духом нечистым принял в свою душу семя нечистоты. И тогдаДух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечноДуху моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт.6, 3).
Теперь все,к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудиемгреха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии,служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы,пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода,сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках ПравосудияБожия стала выступать орудием наказания нечестивых.
Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалыисточник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была водав источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседойСпасителя у этого источника.
Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой водыв глиняный сосуд» (Чис. 5, 17).
Но совсемособая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане,чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека.
Потому-то при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлисьнебеса, нисшел Дух Божий, и послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын МойВозлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Так, послегрехопадения человека впервые совершилось освящение воды.
ЗАЧЕМ ЦЕРКОВЬОСВЯЩАЕТ ВОДУ
Зачем жеЦерковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением СамогоСына Божия?
Мы, падшие,хотя и обновляемые благодатью Божиею люди, всегда, до смерти, носим в себе семядревней греховной нечистоты, потому всегда можем грешить, и тем самым сноваи снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш ИисусХристос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровалверующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного,ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой,чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня этузаповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящаетвсегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковькладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельныхследствий наших грехов.
Церковь освящаетземлю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб, служащийнам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения,без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь?«Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем.16, 26).
Отсюда ужеи возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.
Освящениемводы Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводитна воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятогои Животворящего Духа.
ПОЧЕМУ ВОДАОСВЯЩАЕТСЯ В ОСОБЫХ СОСУДАХ
Как и всев Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическоезначение.
Внешне водосвятныйсосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляетсобой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставленияее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятияустанавливаются три свечи – во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающейлюдей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятнаячаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше – потиру(в переводе с греческого – сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменуетПресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческоеестество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамениекруга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковьнебесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божиейблагодати.
Теми же основнымисимволическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делаетсяв виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокойподставке.
КАК ПРОИСХОДИТЧИН ВЕЛИКОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ
Чин водоосвящения,который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особеннойторжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в которомЦерковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительноеосвящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящениесовершается иногда в конце Литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в концевечерни, после ектении: «Исполним вечернюю молитву нашу…».
Оно совершаетсяна Литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когдаэто навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья.Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великоеводоосвящение совершается в конце вечерни.
В самый деньБогоявления (19 января) водоосвящение совершается с торжественным Крестным ходом,известным под названием «хода на Иордан».
Как в навечериеБогоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящениячерез царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачениитрижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествиидвух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священно-служителей несет СвятоеЕвангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой.Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняетКрестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиесявозжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит триждыоколо стола, образа, клир и народ.
Начинаетсявеликое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя:приидите, пришлите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегосяХриста», «Днесь вод освящается естество» и других. Затем читаются три паримиииз книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6). Великий ветхозаветныйпророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на гранидвух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источникаспасения: «Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его;призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник– помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему,ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6–7).
Затем читаютПослание апостола Павла (1 Кор. 10, 1–4) о таинственном прообразе крещения иудеевво имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне, и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа.
Наконец читаетсяЕвангелие от Марка (1, 9–12), где апостол повествует о самом Крещении Господа.
Как поразителен,высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земныеводы наши!
«Велий есиГосподи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудесТвоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая; Твоею державоюсодержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир – Тебе трепещут умныя Силы вся;Тебе поет солнце; Тебе славит луна; Тебе присутствуют звезды; Тебе слушает свет:Тебе трепещут бездны; Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу;Ты утвердил еси землю на водах; Ты оградил еси море песком; Ты к дыханием воздухизлиял еси. Ангельския силы Тебе служат; Архангельстии лицы Тебе кланяются –Бог сын неописанный, безначальный же и несказанный – Сам убо Человеколюбце Царю,прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию».
Одновременнобывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождаетсятроекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо,Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти водусию».
Великая агиасма(греческое – «святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованиюВеликого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честногоКреста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвамии песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
«Сам убо,Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти водусию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетленияисточник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну,сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», – это говоритсяо воде, что ей испрашивается исполненность ангельской крепостью, а если испрашивается,то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно– и будет…
«Ангельскиякрепости исполнену, да вси почерпающие и причащающиися имеют ю ко очищению души телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну…Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимсяей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение»,– такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.
А перед этимдиакон возносит приблизительно те же прошения:
«О еже освятитисяводам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходитина воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
О еже дароватисяим благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитиемСвятаго Духа…
О еже низпослатиГосподу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…
О еже бытиводе сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже бытиводе сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитисясей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…
О черплющихи емлющих ю во освящение домов…
О еже бытисей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея…
О еже сподобитисянам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа,Господу помолимся».
По окончаниичтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа егообеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
«Во Иорданекрещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовашеТебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесеутверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Священник,взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.
Затем к немуподходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященнойводой.
Еще святительИоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих летостается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минутубыла почерпнута из живого источника.
Вот чудоблагодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованиюЦеркви агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесноебытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьматесное.
Вот почемуВеликая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшаястепень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на членаЦеркви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делаетсяобычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Многие ошибочносчитают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самыйдень Богоявления, – различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый деньБогоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенскаявода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.
КАК ОСВЯЩАЮТВОДУ НА МОЛЕБНЕ, ЗАКАЗАННОМ ВЕРУЮЩИМИ
Кроме крещенскойводы православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.
Молебноепение, или молебен, – это особое богослужение, при котором просят Господа, БожиюМатерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.
Молебны совершаютсяв храме или частных домах.
В храме молебнысовершаются после Литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К такиммолебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различныхпредметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.
Малое водоосвящениесовершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ ЖивотворящегоКреста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшейтайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду,которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделаетсяв нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Для малоговодоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляетсячаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи.
После возгласасвященника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются:«Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…», «Не умолчимникогда, Богородице…». При этом иерей кадит крестообразно воду.
После чтенияпсалома 50-го: «Помилуй мя, Бо-же…», тропарей и ектений совершается каждениехрама или дома.
По окончаниипроизносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14–18), в котором святой Павелговорит о Христе:
«А как детипричастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силыимеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страхасмерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он,но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям,чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивленияза грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемымпомочь».
Затем читаетсяЕвангелие (Ин. 5, 2–4):
«Есть жев Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которойбыло пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых,иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тотвыздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».
Произноситсяектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освященииводы. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читаетмолитву об освящении воды.
Иногда читаетсяеще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Приидиныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святого и освятиводу сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременениестрастем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла,и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскагоотгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отцаи Сына и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
По прочтениимолитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делаеткрестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду.При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…».
Затем иерейцелует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующиеприкладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
После водоосвящениякаждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬМОЛИТСЯ О ВОДНЫХ ИСТОЧНИКАХ
«Главноеиз всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничнаямука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служитв пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32–33).
«…Какойдар столько необходим для нас, как вода? – говорит священномученик Ипполит Римский.– Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю,производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чегоговорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: водастоль необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, онаполучила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк,взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).
И Церковьпламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкойи обильной.
В колодце,копание которого совершается по особым молитвам священника, – не простая вода:уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.
«Даруй намводу на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию…» – молится священник и первый начинает рыть колодец.
Над выкопаннымколодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех…Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель,и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие душии тела, на изменение всякия страсти и всякого недуга: яко да будет исцелениеводы и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…»
Обыкновеннаяколодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным –«водой исцеления и покоя».
Известномножество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливаетсявода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не толькопитие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множествоисцелений и чудотворений.
Церковь всегдасовершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер.Эта вода попадает и в водохранилища, а затем – в водопроводы, в наши квартиры.
Можно утверждать,что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена,духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.
Если бы мывсегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатныедары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чашаводы служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святойводой.
Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительнойстихией. Да что вода из крана – и святая вода нам не помогает!
Неужели молитвыЦеркви бессильны?
Когда Богнамеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «Конец всякой плотипришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблюих с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни»(Быт. 6, 13, 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться,что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшеетаинство – Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней, – многим служит не во спасение, а в осуждение…
«Кто ести пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассу-ждая о Теле Господнем»(1 Кор. 11, 29).
Чудеса, исцеленияпроисходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишьте, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божии и силу молитвы Святой Церкви,те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.
Бог не творитчудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерениявоспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный, – говорилСпаситель о своих неверующих современниках, – ищет знамения; и знамение не дастсяему».
Чтобы святаявода принесла пользу – будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслови деяний. И при каждом прикосновении к святой воде будем возносить в уме и в сердце эту молитву.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Божемой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих,в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравиедуши и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердиюТвоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Екатеринбург,25 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Сотрудники органов безопасности Российской Федерации отметили свой профессиональныйпраздник — День органов безопасности.
Беседа в прямом эфире православной телекомпании «Союз», 21декабря 2006 г. - Здравствуйтедорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.