Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (417) → Протоиерей Артемий Владимиров: «Правительства меняются, а Отечество, Родина остается незыблемой…»

Протоиерей Артемий Владимиров: «Правительства меняются, а Отечество, Родина остается незыблемой…»

№48 (417) / 22 декабря ‘06

Образование и воспитание

Беседа в прямом эфире Православной телекомпании «Союз». (Екатеринбург,6 декабря 2006 года)

 - Здравствуйте,дорогие телезрители!
 6 декабря РусскаяПравославная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского.

Всю свою жизнь он служил Отечеству. Как воспитать в своем ребенке чувство патриотизмаи нужно ли оно в современном обществе, – на эту тему мы пригласили побеседоватьпреподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета, члена Союза писателейРоссии, настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе города Москвы, протоиереяАртемия Владимирова.

 Здравствуйте,батюшка! Скажите, пожалуйста, что такое чувство патриотизма, и нужно ли оносегодня, когда, по большому счету, его государство просто использует? Можетбыть, я ошибаюсь.
 - Вы знаете,правительства меняются, а Отечество, Родина остается незыблемой. Меняются политическиеустановки, концепции, которые никак не выработают единую здравую линию державногомышления, а дети наши растут, и должно взращивать их в тех началах, воплощениемкоторых был герой жизни, герой Cвятой Руси, благоверный князь Александр. Еслирассматривать Россию как какую-то «банановую республику», как полигон для захоронениячужих ядерных отбросов, тогда нам не нужны государственники, те, кто любит своюземлю, но нужны какие-то манкурты, иваны, не помнящие родства.
 - Этот процесссейчас и происходит…
 - Ну, не будем, может быть, так обобщать. Вот, к примеру, московские батюшки. Они похожина гоголевского Чичикова. Тот, вы знаете, ездил по России в поисках мертвыхдуш, а батюшки ездят по России в поисках живых душ, и находят их. Я, например,каждый год езжу сюда, в Екатеринбург, и жду этого часа, чтобы в день святойЕкатерины послужить в вашем величественном Троицком соборе, посетить школы,педагогические университеты. И взору, поверьте, открывается много светлого и оптимистичного.
 Итак, взращиваниелюбви к Родине, с чего оно начинается? Например, для горожанина, спрятавшегосяот необозримых просторов родной земли в бетонных коробках? Очень важно для маленькихнаших детей соприкосновение с красотой родной земли. Мы должны научиться любитьее не виртуально, но щупать ее собственными пальцами. И, в этом отношении, любовьначинается с родного дома, с березы, «принакрывшейся снегом, словно серебром»…
 - Для нас обычносейчас больше детям показывают природу Турции, Египта, других курортов…
 - Да, мы,русские, – путешественники, мы хотим все знать. Еще Гончаров на фрегате «Паллада»путешествовал, еще Афанасий Никитин удивлялся алмазам в каменных пещерах Индии,но это не мешало ему любить тверскую землю, а, напротив, вернувшись из этогопутешествия, – по крайней мере, в фильме советском показано, – он пал на нееи слился с нею, как дитя, прижавшись к матери. И можно, можно посещать курорты.Однако кто чем увлекается, тот тем и искушается. Обидно за наших детей, которыевсе каникулы проводят в заморских странах, но ни разу не были в Ферапонтовоммонастыре, лишь понаслышке знают о Соловках и не бродили по седым холмам Урала.
 - Несовременнымсчитается путешествовать по России, непрестижным. Ребенок, который пишет в летнихсочинениях про летние каникулы, что он побывал у бабушки в саду, выглядит достаточнобледным по сравнению с тем, кто рассказывает о пирамидах, увиденных в Египте.
 - Все зависитот взрослых, окружающих детей, от их вкусов и их привычек.
 - Как убедитьребенка, что собственная природа, природа родного края не менее красива, не менее богата?…
 - Его не нужно долго убеждать, но какому-нибудь физруку, или бывшему офицеру СоветскойАрмии, папе, еще не утратившему пороха в пороховницах, нужно взять рюкзак, свернутьпалатку, в один прекрасный день выйти вместе с тремя-четырьмя подростками и уйти на весь день в поход.
 Я знаю священников,в этом отношении удивляющих весь мир. Некий батюшка, у нас там, поближе к Москве,отец Андрей (он из штурмовиков, из десантников) нашел «золотой ключ» к сердцамподростков-сирот, столкнувшихся уже с преступным миром, но затем вошедших в светлую орбиту Матери-Церкви. Как он научил их полюбить не только Родину, но и друг друга, мало-помалу возвел их мысли к Богу? Он вместе с ними совершалвосхождение на Ай-Петри в Крыму, затем забрался на Памир, а теперь чуть ли не готовится к покорению Эвереста.
 Вот, бардсоветского времени Высоцкий был не так уж неправ, когда говорил, что в связкепознается, кто рядом, – друг или враг или «так». И, оказывается, что экстремальныеобстоятельства, суровая борьба со стихией, стремление выжить, чувство локтя,чувство долга – это уже как бы отжившие категории для современных молодчиков.Все это приходит и становится на свое место, когда рядом есть взрослый, с крестомна груди, с любовью в сердце, умеющий быть и строгим, и справедливым, а главное,– не жалеющий времени для того, чтобы водиться с подростками и ненавязчиво в этих братских трудах созидать душу живую.
 Думаю, что все эти поездки в Арабские Эмираты (они хороши, конечно, если средства есть,красиво жить не запретишь) часто скрывают у взрослых недостаток желания действительноглубоко общаться со своими детьми и взращивать в них те бойцовские качества,которые всегда характеризовали русского человека. Но я как раз не склонен придерживатьсятакой пессимистической ноты, потому что вижу сейчас очень много интересногои в школах. Скажем, в Рязанской губернии сегодня очень модной и современнойявляется установка на то, чтобы старшие школьники общались с воинскими частями,там есть у нас и танковые, мотострелковые дивизии. Мальчишки с горящими глазамипримеряют униформу, дотрагиваются до современных видов вооружения, «нюхают порох»и, действительно, вспоминают суворовскую эпоху, когда наш прославленный генералиссимуси ел, и пил с солдатами, и совершал чудеса, преодолевая вместе с ними Альпы.Вот это патриотизм.
 - У нас естьзвонок из Пскова: «Батюшка, скажите, пожалуйста, на Божественной литургии священникпроизносит слова: «Оглашенные, главы ваши Господу преклоните». Кто должен преклонятьглаву? Крещеные или же не крещеные? Либо все, стоящие в храме? Как правильносебя вести при этих словах? Спасибо, батюшка!»
 - Благодаримвас за глубокомысленный вопрос. Этот же вопрос, между прочим, некогда задавалНиколай Васильевич Гоголь, оставив замечательное произведение, которое, убежден,скоро будут преподавать в средней школе, «Размышления о Божественной литургии».Не только «Вечера на хуторе близь Диканьки», и не только содержание «Вия», –я не убежден, что нужно семиклассникам подробно вчитываться в подвиги главногогероя последнего произведения. Вот в «Размышлениях о Литургии» Николай Васильевичговорит: «Да, конечно, мы с детства крещеные люди, и когда мы стоим на службе,слыша слова дьякона «преклоните главы, оглашенные». Кто суть оглашенные? Те,кто еще не крещен, но оглашается, просвещается словом, исходящим из уст пастыря,и готовится к Крещению. Да, мы крещены, но внутрь себя посмотрев, мы увидим,что нам много не достает. Мы с детства крещены, но не просвещены. Еще многонужно нам трудиться, дабы в сердцах крещеных людей возросли подлинная, живая,а не слепая, вера, нелицемерная любовь. И поэтому, конечно же, осознавая своенедостоинство, мы, крещеные, преклоняем нашу главу, но не исходим, потому что благодать службы зовет нас вперед, к таинству Святого Причащения. Что касаетсялюдей некрещеных, если они находятся в данный момент на службе, то, услышавслова «изыдите», они призваны покорно выйти за церковные двери, потому что таинствоПричащения еще невозможно усвоить умом, покуда Крещением не просвещено сердце.
 - Продолжим беседуо патриотическом воспитании. Сейчас, может быть, опять это будет звучать пессимистично,но, тем не менее, юноши все еще не хотят идти в армию, не считают это своимдолгом, не считают долгом защиту своей Родины. Как правило, слышится: «Вот есличто-то случится, тогда я пойду, а сейчас вроде это как-то ни к чему, это не нужно».
 - Без винывиноватые подростки и юноши сегодня стали жертвами определенной контрпропаганды,за которую раньше можно было получить статью «измена Родине», «вредительство».Сегодня – пожалуйста: в тех или иных передачах можно услышать такое, что у нормальногочеловека, патриота, волосы дыбом встают. И, думаю, что нам, родителям, естьо чем подумать. И, прежде всего, наверно, среднему воинскому составу, офицерам.Ибо, на первый план сегодня должно, мне кажется, выйти следующее: необходимов армейских подразделениях, на «учебке», как говорят, создавать человеческиеусловия для наших юношей. Должно уйти в небытие то, что называется дедовщиной,то, что называется попранием всех норм, когда человеческая личность загоняетсяв угол, словно затравленный волчонок. И, с одной стороны, мы должны взращиватьв наших юношах стремление получить закалку, физическую подготовку, и свой долгсвященный исполнить, но при этом должны уметь и принять этих детей, у которыхеще молоко на губах не обсохло. Должны не покалечить, а защитить их жизнь, должныпомочь раскрыться их нравственным, бойцовским качествам, закалить, сделать из них настоящих мужчин, а не неврастеников.
 Это общаязадача. И, не случайно, сегодня так бурно дискутируется, обсуждается вопросо допуске священника в армию. Потому что слово «батюшка», оно у вас фигурируетв самом названии передачи, – теплое, родное. И если будет священник рядом, онподдержит, утешит, укрепит «маменькиного сыночка», выросшего на всем готовом,потребителя, который не привык ни служить другим, ни заботиться о других, смотрелвсегда не в глаза маме, а на сумку, которую она приносила в натруженных руках.И, конечно, мы должны всем миром над нашей молодежью трудиться и пестовать ее.Вопрос этот непростой. Но, дай Бог, потихонечку нам пережить наше «бестальковое»время, как выражался один бард, безвременно ушедший, и возродить те начала национальной,духовной, политической, государственной жизни. Ибо сегодня в нашем обществетолько две партии. Ни «Яблоко», ни «Любители пива», но две партии: разрушителейи созидателей. И это не формальное разделение – оно проходит в глубинах человеческойсовести. Но каждый на своем месте либо созидает, либо за пятак готов продатьи собственную мать. И, поэтому, я думаю, что Бог спросит с каждого из нас: со священника – свое, с телеведущего – свое. Но, слава Богу, и времени, в котороммы живем, что сегодня действительно личная инициатива может очень многое. Намданы все условия для того, чтобы сплотиться. Я имею в виду людей искусства,служителей средств массовой информации, учителей, военных. И потихонечку, единымфронтом начать наступление против культа чувственных удовольствий, против засильяпошлых шоу, где взрослых превращают, не хочу произносить грубых слов, в недоразвитыхдетей, в каких-то духовных олигофренов. Многое зависит от личной, активной жизненнойпозиции каждого из тех, кто смотрит нашу передачу.
 - «Здравствуйте!Батюшка, у меня такой вопрос. У нас в 37-й гимназии сегодня отмечали день Николаса.Я так понимаю, что это день святого Николая в католическом летоисчислении. Как православным родителям относиться к католическим праздникам, отмечаемым в нашихгимназиях и школах?»
 - Я бы не поверил, если бы Вы мне по телевидению не задали такой вопрос. Действительно,смеху подобно! День Николаса! Хорошо, что не Карлсона, и не Петерсона. Скоро,19 декабря, будет праздноваться память святителя Николая, когда и стар и млад,и простецы и мудрецы будут ожидать от него подарков. Он действительно умееткаждому преподнести свой подарок. И славить этого милостивого угодника Божия,учащего помогать нуждающемуся бескорыстно, во славу Божию.
Меня действительно и удивляет и обижает эта рабская зависимость некоторых государственныхшкол от западных стандартов и каких-то дешевых установок. Чего стоит упомянутый«Хеллоуин» – «день всех святых» в кавычках, а на самом деле, день шабаша и нечистойсилы, который утвердили было даже в столице Первопрестольной. Но, попраздновавдва года и убедившись, что потом школьные здания остаются разрушенными, а детивыбиваются на всю четверть из нормального ритма учения, был запрещен этот день.То же самое и с сексуальным пресловутым просвещением в Москве, которое, как водородная бомба… Не буду сейчас упоминать этих деятелей, Бог шельму метит,несколько лет тому назад пытались протащить в средние учебные заведения «секспросвет».Думаю, что это просто недомыслие. Это тупое рабское подражание, свидетельствующееоб атрофировании не только патриотического, духовного чувства, но и культуры.
 - А как родителямбыть, что им делать в этой ситуации?
 - А родителидолжны понимать, что они налогоплательщики, и они заказывают, так сказать, пакетсодержимого в школы. Школа нынче должна выполнять волю родительского комитета.Родители платят налоги и, стало быть, они должны контролировать происходящеев школе и вырабатывать стратегию, тактику, концепцию учебного заведения, по крайней мере, следить за ней с тем, чтобы дети праздновали память АлександраНевского, и был бы проведен урок мужества, боевой славы. У нас в свое времябыл праздник антифашиста, сейчас же ничего подобного нет.
Родители не должны быть пассивными. Ведь не с неба свалился на них «праздниккарлсона», но за неделю же сдавали деньги по 300 рублей, дабы преподать в этотдень, как это называется, фуршет для бедных учеников. Я думаю, что директорунужно скорее прийти в епархию, здесь же у нас открыты курсы повышения квалификации«Основы обучения духовной культуры». Сколько можно быть на буксире у Соросаи американской программы по, даже не скажешь воспитанию детей, но приуготовлениюиностранцев из русских детишек.
 - Здравствуйте!Батюшка, благословите.
 - Скольковам лет?
 - Одиннадцать.
 - Очень приятно!Слушаем. Бог благословит! Вопрос, пожалуйста.
 - Это Александрзвонит из Екатеринбурга, хочу задать вопрос. Моя молодая учительница еще не определилась, в кого ей верить: в Аллаха, или Иисуса. Как мне за нее нужно молиться,чтобы приняла правильное решение? И еще один маленький вопрос: чем отличаютсяхерувимы от серафимов?
 - Прекрасно!Какие вопросы, просто заслушаешься! Московские школьники нам таких вопросовне задают. Для того, чтобы понять, кто такой серафим, нужно изучить программноепроизведение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», где тот пишет о том, как духовной жаждою томим, в пустыне мрачной он влачился, на перепутье дорог емуявился шестокрылатый серафим. Херувимы изображаются иначе. Они именуются в Церквимногоочитыми. Это духи Божественной мудрости, и символ их мудрости – очи, глаза,которыми испещрены их крылья. Серафимы – духи пламенеющей любви. И если комуне хватает любви, нужно молиться серафимам, а кому мудрости – херувимам.
 Что касаетсявашей учительницы, дай Бог ей и мудрости и любви, то за нее нужно молиться простымисловами: «Господи, просвети Нателлу Ицхаковну, или, как ее там зовут, КлавдиюПетровну. Дай, Господи, ей уверовать в Тебя, единого, истинного Бога». Думаю,вы не согрешите, если поближе к Рождеству Христову преподнесете ей, в складчинусобравшись, издание Библии, сказав: «Мы, ваши дети, нежно вас любящие, преподносимвам эту Книгу книг, дабы, вникая в нее, вы возрастали в премудрости, вере и любви». И вопрос будет решен. Когда всем миром вы преподнесете эту святыню,сердце ее, конечно, дрогнет.
 - Есть хорошаяпословица: «Устами младенца глаголет истина». Я думаю, учительница на это поддастся.
 - Да, но перед нами уже смышленые подростки.
 - Но, тем не менее, все равно ребенок.
 - Между прочим,недавно я прочитал, что одна школьница из Санкт-Петербурга, которая уже началаизучать биологию, антропологию, встретилась с такой проблемой: учительница навязывалаей дарвиновскую теорию происхождения человека из обезьяны как нечто непререкаемое.Милая девочка воспользовалась услугами юриспруденции, подала в суд на учительницуза то, что она нарушает, так сказать, закон толерантности. По крайней мере,не предлагая вариативности вот этих теорий. Да, иногда и в нашу пользу нынчеслужат установки общества на толерантность.
 - А как оградитьребенка от разрушающего действия СМИ? От разрушающих программ, от растлевающихпрограмм. Даже реклама сейчас, в принципе, основана на физиологии, на совершенонедопустимых вещах, которые как раз разрушают все достоинство, понятие о чести,патриотизме.
 - Да, превращаетчеловека просто в какую-то лягушку, какой-то экземпляр из бассейна. Доверяй,да проверяй. Недавно одна мама, имеющая нежное и чистое дитя, ходящее в храм,говорит: «Батюшка, я сделала открытие, после которого не могу спать. Оказывается,мой ребенок уже полгода вместе с другими одноклассниками играет в одну игру,современный диск, вставив который в компьютер, Вы можете моделировать семейныеотношения, знакомиться, жениться, расписывать детей, расходиться, притом, что чуть ли не до постельных сцен может дойти в этой игре». А дети-то семи-, восьми-,девятилетнего возраста! Мама не могла предположить, что тихой сапой, в бочкумеда войдет ложка дегтя. Это к вопросу о том, насколько мы должны быть внимательнымии просматривать сами. Здесь, знаете ли, не будет греха взглянуть в детский дневничок.Это же мама родная, у которой ребенок сидел под сердцем. И, таким образом, выявлятьвовремя эти «водородные бомбы», как мы их назвали в нашей передаче. С другойстороны, конечно же, в наш электронный век очень опасно ограничить досуг ребенкавиртуальными удовольствиями. Но, думаю, гораздо более правы те родители, которые,для этого они и деньги зарабатывают, стремятся максимально наполнить свободноевремя ребенка какими-то созидательными и полезными занятиями. Это спорт, этомузыкальные инструменты, это туризм, о котором мы сегодня говорили, – так, чтобыс ребенком было по слову: «Лучший отдых – это перемена занятия». Организоватьсегодня не легко такой режим. Тем паче, что, наверное, очень важной являетсяпроблема общения.
 В сообщающихсясосудах уровень жидкости одинаковый. Иногда не проследишь, что ребенку подсунутв кассетке или в мобильном телефончике. Но, все-таки, мы видим: там, где самиродители ведут правильный образ жизни, если они не превратились в потребителейэтой сомнительной видеопродукции, если в семье культивируются подлинные духовные,нравственные, эстетические ценности, если отец и мать являются действительноносителями культуры, то дети в большой степени ограждены от деструктивного влияниявот этой пресловутой виртуальной сферы. И, конечно, сегодня очень важно общениес природой. Я говорю об этом с такой болью, потому что наш мегаполис, Москва,как бы съедает полностью детство. И я готов ставить памятник тому педагогу,который, всем смертям назло, старается чаще вывозить детей куда-нибудь в Архангельское,в Нескучный Сад, давать им глотнуть свежего воздуха, ну и, конечно, наши замечательныемузей.
 Я, можетбыть, немножко разговорился для прямого эфира, но совсем недавно был причастенк поистине историческому событию. Получил приглашение прочитать публичную лекциюв историческом музее при входе на Красную площадь. Этот исторический музей былв течение всего XX века цитаделью революции, марксизма, чего угодно. Толькодо семнадцатого года там священники собирали народ и просвещали его. И вот,в начале XXI столетия, не без страха, не без трепета, я вошел в эту аудиторию,и первую лекцию (это была не лекция, а беседа), которую я провел, была посвященасемейной тематике, именно влюбленности: «Очей очарованье». Вышли потом на морозныйвоздух, прошлись, как в детстве, по Красной площади, и вдруг я увидел еще нечто,что меня приятно поразило. Напротив мрачного мавзолея, который теперь никтоне охраняет, находится здание ГУМа. Я вижу, что в старинном этом красивом, отреставрированномздании, прямо напротив мавзолея, вмонтирована большая икона Господа Иисуса Христа,которая прямо смотрит на мавзолей, сквозь него! – Возвращаются святыни, и будемнадеяться, что и наших детей, дорогие друзья, мы не отдадим в обиду, но будемпестовать их не менее прилежно, чем Арина Родионовна своего замечательного питомца.
 - Спасибо Вамза беседу! Благословите, пожалуйста, наших зрителей.
 - И я благодарювас за возможность появиться здесь, в прямом эфире. Я особенно люблю уральскихтелезрителей, которых как бы вижу сейчас. Вижу, насколько они радостны, благоговейны,как они все схватывают налету. Бог да благословит на мир наших семей.
 - Всего Вам доброго!
 - До свидания.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН.
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 

В других номерах:

Наш приход

Приход в честь Новомучеников Российских активно участвует в жизни уральского поселка Восточный

 Екатеринбург,5 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Приход в честь НовомучениковРоссийских активно участвует в жизни поселка Восточный Серовского района. Настоятельхрама, священник Сергий Глинских, в свое время закончил миссионерские курсыпри монастыре Всемилостивого Спаса, а сейчас учится на четвертом курсе Свято-Тихоновскогоправославного гуманитарного университета. Свои знания он умело применяет припроведении духовных бесед для жителей поселка и на занятиях воскресной школыдля взрослых.

 
Образование и воспитание

Протоиерей Артемий Владимиров совершил богослужение в храме Реабилитационного центра Екатеринбургской епархии

 Екатеринбург,13 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Известный автор книг о Православиипротоиерей Артемий Владимиров, проводивший цикл лекций и бесед для жителейЕкатеринбурга, побывал в Социально-реабилитационном центре для наркозависимыхЕкатеринбургской епархии. Отец Артемий совершил богослужение в храмев честь Святых Царственных Страстотерпцев, построенном руками воспитанников,а затем все обитатели центра собрались на общую беседу с батюшкой. …Непросттот путь, который проходит человек, решивший избавиться от пагубных зависимостейи страстей.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс