Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (417) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№48 (417) / 22 декабря ‘06

Архипастырь

 - Владыка, жительница Екатеринбурга задает вопрос: «Часто стали сниться усопшие близкие. Я с ними разговариваю, как на яву.

К чему это?»
 - Разговаривать с ними, как наяву, не нужно, лучше всего молиться за них, потому что они нуждаются в церковной молитве, нуждаются в том, чтобы их поминали за Божественными службами, особенно за Литургиями, чтобы Кровью Христовою омылись грехи этих усопших. Они нуждаются в этой помощи. Чем чаще мы будем стараться их поминать, тем больше помощи мы окажем им, и тем легче будет их освобождение от тяжелого страдания, которое они испытывают в потустороннем мире.
 Поэтому нужно больше молиться за них дома и в церкви, каждый воскресный и праздничный день. Придя в церковь, нужно подать записку о поминовении усопших рабов Божиих. Можно молиться дома, читая Псалтирь, или просто на утренних и вечерних молитвах поминать усопших.
 - «Сейчас очень много людей держат дома собак, и по православному телеканалу тоже недавно была передача «Есть вопрос!», где шел разговор о бездомных собаках. В частности, давались советы людям, которые желают иметь собак в доме. Но, к сожалению, не была освещена тематика православного дома. У православных христиан дома присутствуют иконы, прочие святыни. Как нужно сочетать, и можно ли сочетать, наличие православных святынь и собак в доме?»
 - Если вы задаете такой вопрос, то в ваше сердце вкрадываются сомнения: возможно ли сочетать присутствие животного, в данном случае собаки, в доме, где мы совершаем молитвы, где мы имеем иконы, святыни. Ведь есть опасность, что содержащиеся в доме животные могут поглумиться над этими святынями, они могут их перевернуть или еще что-то сделать, например, съесть антидор, и так далее. Потом от подобных случаев сердце наше, душа будет болеть, и мы будем каяться, мучаться, что совершается такое неподобающее отношение к святыне.
 Поэтому, если есть такое сомнение в нашей душе, то лучше, конечно, не иметь в доме собаку, чтобы не смущаться, не болеть душой. Собака ведь имеет свое предназначение. Мы знаем, особенно жители сел, что собаки имеют предназначение охранять. Не в доме, а при доме находятся, охраняют дом и имущество. Но в квартирах, которые мы имеем в городах, конечно, сложнее. К сожалению, у нас уже стало привычкой в домах, квартирах иметь собак, и это многих приводит к разным смущениям. Смущаются, каются в том, что собака осквернила святыни. И поэтому лучше не иметь таких смущений, а жить с миром в душе.
 - Такой вопрос: «Мой муж пьет, гуляет, изменяет мне. А когда мы с ребенком в чем-то провинимся, ставит нас на поклоны. Имеет ли он на это право при собственном таком поведении?»
 - Конечно, мы можем сказать, что он не имеет такого права, потому что он ведет себя совсем по-другому. Но этим самым как бы осуждаем его. Если же мы хотим избавить его от пагубной жизни, которую он имеет (и пьянство, и блуд, и всякую развращенность), хотим ему помочь, хотим его спасти от этого состояния, то нужно нам через смирение, через послушание, через кротость, терпение и другие добродетели его поразить. Чтобы он удивлялся такому терпению и смирению и пришел к осознанию своей неправоты, осознанию того, что сам он ведет совсем другой образ жизни, а над такими кроткими, смиренными, терпеливыми людьми он так издевается. Поэтому, с этой точки зрения, конечно, лучше бы потерпеть: смиряться, молиться за супруга, и, может быть, Господь его посетит Своей благодатью и он оставит свою греховную жизнь и будет нормальным человеком, нормальным семьянином, нормальным отцом и мужем.
 - Татьяна из Курска задает вопрос: «Что такое содомский грех? Многие занимаются этим даже в браке, по незнанию».
 - Содомский грех – это есть противоестественные плотские наслаждения, которые стараются делать некоторые люди, и, конечно, это есть самые тяжелые грехи, противоестественные.
 Господь поразил и наказал жителей Содома и Гоморры, почему и называются грехи «содомскими». Жители Содома и Гоморры вели такой безобразный, развратный, противоестественный, греховный образ жизни, предавались наслаждениям, совокуплениям. За это Господь их наказал таким страшным наказанием – с неба сошел огонь, поразил всех жителей, и на месте этих городов появилось море. В настоящее время это море существует, это Мертвое море в Палестине, как свидетельство того, что Господь гневается и наказывает эти тяжкие, блудные и развратные грехи. Сейчас мы видим, что есть такие ночные клубы, разные места, так называемые «публичные», куда люди идут, чтобы там развращаться и делать там непотребные грехи. Конечно, чревато большим наказанием Божиим совершение этих грехов. И если мы не стараемся в какой-то степени предостеречь этих людей от грехов, то мы тоже являемся повинными в их падении. Во многих городах есть по несколько сот таких заведений, в которых люди развращаются. Мы знаем, что когда общество желало нравственно возрастать, духовно укрепляться, быть здоровым духовно и телесно, то люди строили церкви. Так что в каждом городе где-то на полторы тысячи населения была одна церковь, чтобы человек мог свободно идти в храм и получить от Бога благословение на нравственную жизнь, духовную жизнь.
 Сейчас, когда люди не хотят нравственности, не хотят духовности, они строят заведения, в которые идут развращаться. Причем строят в таком же количестве, как когда-то строили церкви. Конечно, это очень печалит нас, и печально для нашего общества, что люди так легко идут на греховные дела, не понимая того, что это влечет к тяжелым наказаниям от Бога. Если Господь не пощадил двух городов и оставил нам море как пример, что Он может наказать, то не пощадит любого города или любого села или населенного пункта, где совершается подобный разврат. Во избежание такого гнева Божия, мы должны стараться все сделать для того, чтобы таких заведений не было, а, наоборот, были храмы Божии. Чтобы люди получали от Бога силы, крепость бороться со своими страстями, греховными наслаждениями.
 Начался Рождественский пост – это и есть возможность победить в себе с Божией помощью страсти, – которые влекут некоторых людей в такие страшные грехи противоестественные, – и жить нормальной жизнью, не быть рабом этих страстей.
 - Любовь из Екатеринбурга обращается: «Люблю ходить в церковь. Несколько раз приходила в то время, когда прямо в храме отпевали покойников – одного за другим, и мне пришлось очень долго ждать.
 Хотелось бы, чтобы отпевание перенесли в другое место, чтобы прихожане могли прийти в храм Божий в любое время».

 - Видите, это наша обычная жизнь. Люди рождаются, люди умирают, поэтому отпевания и погребения напоминают нам о том, что мы люди смертные, временные здесь, на земле. Это тоже урок нравственный, поэтому не нужно смущаться, когда мы приходим в церковь, а там идет отпевание усопшего. Это Господь, может быть, приводит нас именно в это время для того, чтобы назидать нас в том, что мы временные, и мы должны быть готовы к тому, чтобы идти в иной мир. Быть готовыми, потому что там нас ждет нелицемерный Суд Божий, и на этом Суде мы получим то, что мы заработали нашим трудом в этой жизни. Если мы жили греховно, страстно, блудно и развратно, то, конечно, за это Господь нас накажет вечными наказаниями. Если мы будем стараться жить благочестиво, то Господь даст нам вечную радость, утешение и блаженство.
 С другой стороны, ведь сейчас храмов очень много, не в каждом же храме идет большое количество отпеваний. Что касается нашего храма, Иоанно-Предтеченского, то это кладбищенская церковь, сюда привозят очень много усопших. А есть другие храмы в городе, где редко бывают отпевания. Можно идти в другой храм. За какие-то минуты мы можем попасть в любой храм города и там помолиться и приложиться к святыням этого храма. Проблем в этом нет.
 - «Похоронила сына 4 года назад, и постоянно у меня тоска. Я знаю, что это грех. Читаю Псалтирь, хожу в церковь, подаю на литию, но постоянно уныние, невыносимая тоска все время о сыне».
 - Я думаю, что такое состояние души вашей можно исправить, если вы будете думать о том, что вашего сына Господь забрал в Свое Небесное Отечество, Царство Свое Небесное. И если мы будем стараться жить благочестиво и богоугодно, то Господь сподобит нас, чтобы мы увиделись в потустороннем мире. Увидитесь с сыном своим и будете радоваться радостью неизреченною, потому что через ваши молитвы Господь дарует ему блаженство, Царство Божие. А вам, за то, что вы так усердно молитесь, живете благочестиво и богоугодно, Господь даст тоже благо в Царстве Божием.
 Ведь мы трудимся здесь, на земле, для того, чтобы сподобиться вечной блаженной жизни, и там мы встретимся с нашими близкими, родными, будем радоваться, наслаждаться лицезрением Господа Бога нашего и Спасителя. Когда есть такая надежда, то, конечно, у нас не будет уныния и отчаяния, потому что мы знаем, что мы все временные здесь, на земле, и что мы все должны готовиться к вечности, к отшествию из этого мира, и там жить вечно со всеми своими близкими и родными. Вот такая мысль, такой настрой сможет удалить от вас уныние, тоску и отчаяние, тяжелое состояние души. Вера в то, что сын не умер, то есть не исчез (будто смерть такая: человек исчез, его больше нет, с ним больше никогда не увидимся и никогда не встретимся), а перешел в иную жизнь, он нуждается в нашей помощи, – такая вера даст силы жить. Как нуждался сын в помощи материнской в земной жизни, так нуждается в материнской помощи в той жизни, которой сейчас живет. И, может быть, даже в большей помощи, потому что сейчас непосредственно ему нужна помощь от матери для того, чтобы, если он совершил какие-то тяжкие грехи, Господь простил его и избавил от вечных мучений.
 Сейчас как раз таким кропотливым должен быть ваш труд и ваша забота о сыне. Эта кропотливая работа, труд изгонят из вашего сердца тоску и тяжелое состояние души, и, наоборот, дадут радость, что вы что-то делаете во благо вашего сына. Как вы делали доброе и хорошее для сына в его земной жизни, как этому радовались, так вы должны радоваться, что можете помогать своему сыну, чтобы он сподобился вечной радости в Церстве Божием.
 - У меня такой вопрос: «Мы встретились с мужчиной, нам обоим по 50 лет, и за спиной у нас по два брака. Возможно ли венчание?»
 - Предыдущий брак расторгнут у вас?
 - Расторгнут у обоих.
 - А венчание было у вас в прежнем?
 - Никогда не было.
 - Тогда можно будет венчаться сейчас. Но сейчас, если вы успеете до воскресенья, то хорошо, если нет, – тогда придется уже после Рождественского поста, после Крещения приступить к таинству Венчания.
 - Раба Божия Лия из Асбеста спрашивает: «У меня обнаружили серьезное заболевание желудка. Медикаментозное лечение не помогает. Я сама крещеная и верю, что Господь может мне помочь. Мне здоровье не позволяет ездить по святым местам, но ездит моя мама. Что мне нужно делать, если я сама не могу совершить паломничество к цельбоносным святыням?»
 - Если мама ездит по святым местам, она имеет возможность молиться за свою дочь, то это очень хорошо. И еще может привезти из этих мест какую-то святыню: святое масло, святую воду, иконочку, приложенную к чудотворному образу или к святым мощам. Это тоже будет приобщением к той благодати Божией, которая присутствует в тех святых местах, куда могла совершить паломничество ваша мать. Вы можете приложиться к этим святыням. Тем, кто с верой прикладывается к святыням, Господь даст великую благодать, которая может дать радость и утешение, и даже совершенное исцеление от недугов.
 - Раба Божия Лия задает второй вопрос: «Как мне относиться к своей болезни? Она мне послана за грехи или мне, как говорится, на роду написано, что так должно быть и нужно с этим смириться?»
 - Когда мы обвиняем себя и сознаем себя грешными, то, конечно, так лучше претерпевать те или иные болезни. Когда человек претерпевает и сознает, что это послано Богом для того, чтобы сохранить через болезнь от греха, более тяжкого греха, чем когда-то совершенный, – такое состояние души приносит человеку радость, утешение даже в тяжелых болезнях. Надо благодарить Бога даже за это. Мы знаем, что были многие угодники Божии, которые просили болезни, чтобы через болезни сохранить себя в чистоте, не впадать в какие-то грехи и сподобиться вечного блаженства через терпение этих болезней, смиряясь перед Богом за посланные испытания.
 - Раба Божия Антонина из Екатеринбурга задает вопрос: «Меня интересует молитва, утренняя и вечерняя. Иногда некогда прочитать все молитвы. Какие молитвы надо выделить и обязательно читать? Сколько раз чи- тать «Отче наш» и другие молитвы? Надо читать по одному разу или несколько раз?»
 - Есть у нас в Церкви правило преподобного Серафима Саровского. Когда человек не может все молитвы прочитать, то читает это правило преподобного Серафима. Так немножко побыстрее можно закончить утреннюю и вечернюю молитву. Это три раза читать «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую». В наших молитвословах есть это правило, и можно посмотреть и руководствоваться им. Но, конечно, нужно стараться читать все молитвы. Если человек будет настраиваться на то, чтобы найти время на чтение утренних молитв, то он найдет. Если он знает, что нужно куда-то ехать и нужно какое-то время, то он встанет пораньше для того, чтобы совершить спокойно свое правило, почитать молитву, настроиться духовно на предстоящий день и через молитву утреннюю получить благословение на то, чтобы благополучно проводить время этого дня. Если, в крайнем случае, это невозможно, то есть краткое правило преподобного Серафима Саровского. Или какие-то основные молитвы из утреннего правила прочитать. Там есть первые молитвы, пятидесятый псалом, Ангелу Хранителю, Божией Матери, – чтобы было обращение ко всем: и ко Спасителю, и к Божией Матери, и к Ангелу Хранителю. Так может быть, если вдруг случится, что нет возможности полностью прочитать. Но нужно стараться, конечно. При желании и старании можно найти время всегда.
 - Такой вопрос прислал житель Смоленска Виктор: «Я плохо разбираюсь в Библии. Владыка, расскажите, пожалуйста, про Судный день. Когда он наступит, и как все это будет происходить?»
 - В Священном Писании об этом говорится, в Евангелии написано, что Судный день придет. Но когда он придет? Господь сказал, что ни Ангелы Божии, ни Сам Он не знает, когда это будет. Господь дал нам только некоторые признаки, по которым мы можем судить, что скоро будет второе пришествие и Страшный Суд Божий. В Евангелии написано, по каким принципам будет судить нас Господь Бог. Читая Евангелие, можно узнать о Страшном Суде, как он будет происходить и, в том числе, есть в Апокалипсисе некоторые выдержки, повествующие о втором пришествии Христовом.
 Так что в Священном Писании довольно ясно сказано о Судном дне. Сказано очень доступно для нас то, что мы можем вместить, можем понять. Какие-то особые детали – это уже когда сподобимся это лицезреть, а лицезреть Страшный Суд будут все люди – жившие, живущие и те, кто будут жить до пришествия Христа Спасителя на землю. Но, раз мы знаем о том, что Страшный Суд будет и какой он будет, по каким принципам будет судить Господь, то нужно стараться так жить, чтобы действительно этот суд был для нас не страшным, а переходом в блаженную вечную жизнь.
 - Вопрос задает Ольга Демина из Асбеста: «Владыка, разъясните, пожалуйста, суть погребального обряда, общие положения его. Почему по православным традициям людей хоронят, а не кремируют, не сжигают?»
 - Господь так сказал: «Земля еси, в землю отъидеши». Человек живет на этой земле, сколько Господь дал ему жить, и умирает. Поскольку он является созданным из земли, то тело, которое создано из земли, к земле отходит. Мы его погребаем, и даем возможность, чтобы оно истлевало в этой земле, откуда было взято. Душа же, которая имеет происхождение от Бога, – к Богу и отходит. Если она сподобилась добродетельной жизнью Божественного благоволения, то сподобится вечных благ в Царстве Божием. Если нет – то она определится Божиим судом в вечные мучения. Вот такие есть основания, чтобы именно погребать, а не сжигать. Сжигать в нашей православной традиции не положено, и не сжигают никогда православных людей.
 - Раба Божия Татьяна из Перми спрашивает: «Как-то услышала от юноши: «Я не просил вас крестить меня», и теперь мучаюсь вопросом: ребенка во младенчестве крестят без его воли. Как он, будучи уже взрослым, сможет исполнять свои православные обязанности?»
 - Мы крестим детей по вере восприемников. За ребенка дает обещание, которое положено в таинстве Крещения, восприемник. И потом восприемник должен научить этим заповедям ребенка, когда он приходит в возраст, – о тех нравственных ценностях, в которых должен воспитываться каждый молодой человек.
 И не только восприемник, но и сами родители этому должны учить, это есть тот подвиг, тот труд, который увенчается великими благами, которые обещал Господь Бог. Мужчина спасается тем, что в поте лица добывает хлеб для семьи, женщина – деторождением и воспитанием детей. Жена имеет обязанность рождать детей и воспитывать их в духе той нравственности и духовности, который Господь нам даровал к руководству в нашей жизни. Так Господь нам повелел, так Господь нам даровал, и мы руководствуемся такой жизнью Христовой.

 С архиепископом Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
По святым местам

Паломнический отдел приглашает уральцев совершить паломничество в дни новогодних и рождественских праздников

 Екатеринбург, 16 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Паломнический отдел Екатеринбургской епархии приглашает уральцев совершить паломничество в дни новогодних и рождественских праздников.

 
Архипастырь

Приветственное обращение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам научно-практической конференции «Утверждение трезвости»

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!  Сердечно рад приветствовать всех вас – людей, обеспокоенных за судьбу нашего народа, его здоровье, духовное и физическое. Сегодня мы во второй раз открываем епархиальную Научно-практическую конференцию «Утверждение трезвости в современном обществе».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс