Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (416) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№47 (416) / 15 декабря ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–46)

Вторая церковная заповедь

 Эта заповедьпредписывает, чтобы христианин ежегодно соблюдал четыре определенных поста…Притом должно соблюдать пост в среды и пятки, а также 14 сентября, 29 августаи в другие дни, в которые назначен пост.

 Постишься липо уставу Церкви? Соблюдаешь ли посты в среду, пяток и в четыре установленныхпоста?
 Помни, что пост есть лучшее средство побороть чувственные порывы нашей греховной природыи обуздать гибельные страсти. Пост делает нас способными к молитве и размышлениюо Боге и Божественном. «Кто постится, — говорит святитель Иоанн Златоуст, —тот с добрым духом молится» (Беседа 57 на Евангелие от Матфея). «Посты делаютдушу доброю, облегчают ее крылья, возносят выше земного, ведут к мыслям о горнем»(Беседа святителя Иоанна Златоуста 1 на книгу Бытия).
 Пост телесныйдолжно соединять с духовным, то есть обузданием страстей, как-то: гнева, ненависти,злопамятства, осуждения ближних и тому подобных греховных наклонностей, совершениемблаготворений, с молитвою и покаянием.
 Знай, что Святая Церковь уменьшает через пастырей Церкви строгость поста только для крайненемощных и опасно больных христиан. Здоровые же обязательно должны поститьсяпо уставу Церкви. Кто не постится в среду и пяток, кто не соблюдает и другихпостов, установленных Святой Церковью по особым важным историческим и нравственно-воспитательнымпричинам, тот показывает, что он не хочет ничем почтить тех дней, в которыеГосподь за нас страдал, что не желает подготовиться надлежащим образом к достойномупразднованию великих христианских праздников, не хочет усилить воздержание от чувственности и обратиться душою и сердцем к тем безмерно высоким благам, которыепринесены на землю явившимся на земле Сыном Божиим.

Третья церковная заповедь

 Эта заповедьпредписывает, чтобы пастырям Церкви оказываемо было должное уважение, как служителямБожиим и посредникам, ходатайствующим за нас перед Богом, особенно тем, которыеисповедуют нас как отцы духовные, а также предписывает, чтобы советовались с ними о своем спасении (1 Кор. 4, 1, 9, 13, 14; 1 Сол. 5, 12–13; 1 Тим. 5, 17).Кроме того эта заповедь запрещает мирским людям вмешиваться в дела духовные(1 Кор. 6, 1).

 1. Уважаешь ли пастырей Церкви?
 Не забывай,что духовных пастырей поставил Сам Дух Святый блюстителями пасти Церковь Господаи Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20, 28). Знай, что, повинуясьпастырям Церкви, ты повинуешься Самому Иисусу Христу. Слушаяй вас Мене слушает,и отметаяйся вас, Мене отметается, — сказал Господь (Лк. 10, 16; Мф. 10, 11;Лк. 16, 16; см. Евр. 13, 17; Сол. 5, 12,13; 1 Тим. 6, 17). Если оскорбление, причиненноеслугам земного царя, исполняющим его волю, навлекает великое наказание на оскорбителейцарских слуг, то какому наказанию подвергнутся те христиане, которые не тольконе уважают, но даже оскорбляют служителей Царя Небесного? «Если кто, — говоритсвятитель Златоуст, — простым и на торжище поверженным покажет какое-либо милосердиеи соболезнование, оное присвояя Себе, Господь обещается в царство ввесть и сказать:Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложениямира (Мф. 25, 34): кольми паче кто чеcтию священства почтенных почтит, не толькоравное восприимет воздаяние, но и несравненно большее» (Толкование на книгуБытия). Где нет уважения к священному сану, там нет уважения к религии. Безнравственныелюди, враги общественного порядка всех времен, ни о чем так не заботились, как ослабить клеветами и злословием уважение к священному сану.
 2. Обращаешься ли в делах сомнения о вере к духовным пастырям? Просишь ли их советов относительнонаправления твоей жизни на путь спасения?
 Помни, что кто, не держась церковного порядка, хочет руководиться в делах духовной жизнитолько своим разумом или обращается к непризнанным учителям, тот сознательноили бессознательно отчуждается от Церкви Божией; он близок к опасности подвергнутьсяв обольщение от диавола или людей, совращенных с пути истины и добра. Отсюдаглавным образом расколы и секты, неправые толки и суеверия, противные христианскойистине и чистоте, без которых нельзя наследовать жизни вечной.

Четвертая церковная заповедь

 Эта заповедьпредписывает четыре раза в год и непременно хотя бы один раз в год исповедоватьгрехи свои пред священником, законно и православно рукоположенным, а тем, коипреуспевают в благочестии и святой жизни, — каждый месяц. Больные прежде всегодолжны стараться очистить исповедью свою совесть и приобщиться Святых Таин,приняв наперед таинство Елеосвящения.

 Часто ли приступаешьк святым таинствам Покаяния и Причащения? С должным ли приготовлением приступаешьк этим святым, великим и спасительным таинствам?
 Не забывай,что «едино только убежище от гнева Божия есть — покаяние», как учит святительТихонЗадонский. «Оно сокрывает грешных от мщения и казни. К сему безопасному убежищуприбегли ниневитяне, послышавшие грядущий гнев Божий, и сокрушася, и тако спаслися.К сему и ныне многие прибегают и спасаются… Покайся, пока время есть; обратися,пока приемлет Господь» (См. «Творения святителя Тихона Задонского», т. II, стр. 205).
 Знай, что Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4). Не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему (Иезек.18, 23). Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Аще исповедаем грехинаши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякиянеправды. И той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всегомира (1 Ин. 1, 7, 9, 2, 2).
 Припомни,что Господь говорит: Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Азв нем (Ин. 6, 56). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имеет Живот вечный (Ин. 6,54).
 Если у христианинанет желания пользоваться этими спасительными таинствами, то это верный знак,что он равнодушен к своему вечному спасению, что он не замечает своей приближающейсягибели, что он не ценит дара беспредельной милости Божией, что он не ценит жертвыза себя своего Спасителя, чуждается общения с Ним, и хотя находится в средеверующих, но не принадлежит к той среде, как засохшая ветвь не принадлежит болеек дереву, хотя и остается на нем до времени, пока не будет усечена и брошенав огонь.

Пятая церковная заповедь

 Эта заповедьтребует от христианина твердо хранить свою православную веру, для чего предписывается,чтобы неопытные в познании Священного Писания и наук не читали книг, написанныхеретиками, не слушали богохульного их учения и удалялись от обращения с ними.

 Не читал лисочинений, написанных во враждебном духе против Святой Церкви? Не слушал либогохульного учения неверующих и еретиков? Не был ли в дружеских отношенияхс ними по вопросам религиозным?
 Помни, что блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста (Пс. 1, 1).Слово Божие предписывает великую осторожность не только мирянам, но и служителямЦеркви в обращении с еретиками. Еретиков после первого и второго вразумленияотвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи осужден, — учит апостол(Тим. 3, 10; см. 2 Тим. 2, 23–25). Как смола прилипчива, черна и, когда горит,дымна и смрадна, так и худые дела порочного чернят его душу, пристают к еготоварищу и другу, заражая сердце и распуская, как дым и смрад, дурную славуи зловредный пример.
Святая Церковь настойчиво предостерегает своих чад от близкого общения с теми,кто не принадлежит к ее составу, ибо она верно знает страшную силу соблазнако греху и то, что только при тесном союзе ее членов с нею возможно их спасение,— вне же этого союза — неизбежная гибель.
 Конечно,православные не только могут, но и должны жить со всеми мирно, насколько этоот них зависит, и обращаться со всеми с кротостью и любовью; Церковь воспрещаетим общение с иноверующими только по делам религиозным. Так некогда соборы строгозапрещали, даже под угрозой отлучения церковного, молиться с иудеями в синагогах,или с еретиками в их собраниях, принимать праздничные дары от неединоверных,участвовать в каких-нибудь религиозных торжествах их и тому подобное (Апост.прав. 65, Лаодик. 37, 38, 39 и др.). Всегда запрещалось также православным читатьи держать у себя еретические книги, по крайней мере, тем, кто не имел вполнедостаточных сведений в Слове Божием и во всем богословском учении. Правила этине потеряли своего значения и для настоящего времени. Теперь даже гораздо больше,чем когда-либо, правая вера подвергается различным искушениям, как со сторонынеправоверия, так и со стороны открытого неверия, а потому каждый, кому дорогоспасение, приобретенное нам ценой бесценной крови Христа Спасителя, должен сколькоможно ближе держаться Церкви Христовой и следовать ее матернему руководству(См. об этом подробнее в книге «Очерки нравственного православного христианскогоучения» протоиерея Фаворова).

Шестая церковная заповедь

 Шестая заповедьпредписывает молиться о всех христианах – живых и умерших, преимущественно о тех, которым вручена власть духовная и гражданская (1 Тим. 2, 2–3); заповедуеттакже молиться об обращении к православной вере еретиков и раскольников.

 1. Молишься ли за гражданское начальство и воинство? Молишься ли ты за священный синод,местного архиерея и церковный причт? Молишься ли ты за всех православных христиан?Возносишь ли ты с молитвою Церкви и свои молитвы к Богу об обращении еретикови раскольников?
 Никогда не забывай, что есть прямая воля Божия, чтобы христиане творили молитвы, моления,прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть,да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бодобро и приятно пред Спасителем нашим Богом (1 Тим. 2, 1, 2 и 3).
 Усерднаямолитва множества душ христиан, едиными устами и единым сердцем умоляющих Господао даровании духовной мудрости и силы, здравия и спасения церковным и гражданскимвластям, как орудиям Божественного промысла над обществом людей, привлечет благословениеБожие над ними, при помощи коего они совершат свое великое и многотрудное делоначальствования ко благу вверенных их попечению людей.
 Молясь жеза отвергнутых от спасительного тела Христовой Церкви еретиков и раскольников,ты не только свидетельствуешь о твоей любви к ближним, но и о ревности к славеБожией согласно наставлению Господа, Который научил нас молиться ежедневно:«Да святится имя Твое!».

 2. Молишься ли за всех умерших, особенно родных, знаемых и духовных пастырей?
 Что же касаетсятвоей молитвы за умерших, то знай, что ты этим свидетельствуешь о том, что исполняешьпрямую заповедь слова Божия: Молитесь друг за друга (Иак. зач. 57), что ты как член Тела Церкви Божией, глава которой — Христос Спаситель, обладающий живымии мертвыми (Римл. зач. 114), питаешь искреннюю любовь к прочим членам ЦерквиХристовой по слову апостола: Уди пекутся един о другом (1 Кор. зач. 152), —что, молясь за умерших, ты выражаешь и укрепляешь свою веру в воскресение мертвыхи жизнь будущего века, которая сопровождается великими благотворными последствиямидля твоей же нравственной жизни.
Об усопших, сын мой, молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенномолись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения.

Седьмая церковная заповедь

 Эта заповедьпредписывает посты и молитвы, назначенные епископом в своей области (епархии)в случае общей нужды и бедствия, непременно соблюдать всем жителям той епархии.

 Принимаешь лисердечное участие в молитвах Церкви, назначаемых по случаю голода, изнурительныхи повальных болезней, кровопролитных войн и других общественных бедствий?
 Не упускайиз виду, что великую силу имеет общая единодушная молитва Церкви. Вот примеры:
 а) Некогдавраги Христова учения заключили апостола Петра в темницу и хотели умертвитьего. Тогда все общество верующих стало прилежно молиться о нем Богу — и вотАнгел Господень послан был от Бога освободить Петра и возвратить его верующим(Деян. 2, 1).
 б) Жителигорода Устюга слезными молитвами своими пред иконой Богоматери спаслись от каменнойтучи, которая готова была разразиться над их городом за грехи их.
 в) О старцахПантелеимонова монастыря на Афоне пишут: «Когда они завидят тучу, готовую или сильным ливнем, или градом погубить в их виноградниках созревающий виноград,они по звону колокола становятся все на молитву и лишь прострут свои руки к небу, гроза проходит и разражается вихрем где-нибудь в месте пустынном».
 Так и в житейскихделах молитва одинаково действенна, как и в делах, касающихся спасения. Итак,блажен тот, кто имеет твердую веру и умеет молиться горячо: он безопасен на путях своих, — молитва оградит его, защитит, утешит, утвердит. Он подобен скале,которой не могут причинить вреда никакие бури морские.

Восьмая церковная заповедь

 Эта заповедьпредписывает, чтобы никто не похищал и не употреблял на свои нужды церковногоимущества.

 Не погрешал ли ты против восьмой заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо, принадлежащее Церкви?
 Пойми, что если похищение собственности, принадлежащей человеку, есть столь великое преступление,что оно лишает царствия Божия: то во сколько же раз тягчайшему мучению в гееннеподвержены будут святотатцы, дерзающие присвоять себе вещи, посвященные Богуили употребляемые для богослужения?
 Церковныеправила строго осуждают этот тяжкий грех, отлучая от церковного общения на 15лет (Григорий Нисский, прав. 8).

Девятая церковная заповедь

 Она запрещаетсовершать браки в дни, в которые не дозволено Церковью, и находиться православнымхристианам при противозаконных играх и зрелищах, и заповедует удаляться от всехязыческих обыкновений.

 1. Не посещал ли нескромных увеселительных обществ и театральных зрелищ, которые пробуждаютнецеломудренные мысли и чувства? Особенно не был ли ты в театре, цирке, увеселительныхсадах и в других общественных местах увеселений и забав накануне воскресныхи праздничных дней, которые (кануны) должно освящать молитвою и делами благотворения?
 Знай, что весьма грешно поступают те христиане, которые вопреки мудрой попечительностио них Святой Церкви, оберегающей их от всего соблазняющего, столь гибельно влияющегона всю духовную жизнь человека, посещают такие общественные увеселения и зрелища,которые вызывают в посетителях нечистые мысли и желания. Театр усыпляет христианскуюжизнь, уни-чтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремошасявся и спаху (Мф. 25, 5); между прочим, этот гибельный сон производит в людяхи театр. Театр — школа мира сего и князя мира сего — диавола; а он иногда преобразуетсяи в Ангела светла, чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому,и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительнаявещь. Нет, как хотите, а театр — богомерзкое учреждение. Только вникните в духего, и вы согласитесь: это — училище безверия, глумления, дерзкой насмешки над всем и — разврат. Горе тому обществу, в котором много театров и которое любитпосещать театры. Иногда, правда, театр бывает меньшим злом для любящих злое.Прислушайтесь к мнению народному, к мнению тех, которые посещали театр многораз: они, не стесняясь, говорят, что театр ведет к разврату. Только слепые,в них око Бог века сего ослепи разумы неверных, говорят, что театр нравоучителен.Нет, христиане должны неотменно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие,вникать в богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писаниясвятых отцов, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и житьпо-христиански.
 Вот нашизрелища! (См. книгу «Моя жизнь во Христе» протоиерея Иоанна Сергеева (Кронштадтского),т. II).
 «Горе мируот соблазнов!» — говорит Господь и угрожает страшным наказанием соблазнителям(Мф. 18, 6). Святая Церковь заботливо охраняет своих чад от соблазна и воспрещаетим посещение нескромных игр и зрелищ, а христиане, подобно упорным, неразумными непослушным детям, не хотят слышать материнского предостерегающего голосаи устремляются туда, где оскверняют свои сердца и приобретают навык к порочнойжизни. Помни мудрое правило, что «чего глаза не видели, то и на ум не придети сердце не пожелает».

 2. Не предавались ли чрезмерно вообще светским удовольствиям?
 «Я ничегоне имею сказать, сын мой, если вы сможете удержаться в тех пределах, в какихчаете держать себя.
 Но удержите ли вы себя в них? Припомните народное изречение: берегись первой чарки. Откудаоно родилось? Из опыта, что, выпив одну чарку, трудно удержаться от другой…а там уж пошла разливанная. Такова власть чувственных удовольствий над нашимслабым сердцем! Водоворот и бурление светских развлечений такого же свойства.Вы говорите: ведь я не могу пуститься во все тяжкие. Теперь вам легко говорить,но что дело покажет после? Пред-ставьте, что вы видите комнату, где есть скрытыйугар и порываетесь побыть в ней и пересмотреть, что там. Вам говорят: не ходи,там угар, А вы отвечаете: я ведь не хочу угореть… Светские развлечения — угар.И сами не учуете, как угорите!…» (См. Письма свт. Феофана Затворника).
Старайся, сын мой, исполнять все заповеди и правила мудрой нашей воспитательницыСвятой Матери-Церкви. Помни, что никакие мирские правила (дисциплина) не заменятправил церковных. Кто с ранних лет привыкает подчинять свои личные пожеланиятребованиям церковного порядка, тот заранее предохраняет себя от искушений своеволияи чувственности и при самых нравственных падениях своих способен скоро оправлятьсяс помощью благодатных средств Церкви, силу которых он знает по опыту. Напротив,не научившись в молодости уважать правила благочестия и относиться к Церкви,как к своей духовной матери, не имеет твердых опор для противодействия разнообразнымсоблазнам в мирской жизни, не чувствуя стоящей за собою могучей духовной силы,поддерживающей его при испытаниях и всегда готовой поднять от падения. Да подаст же тебе Господь Свою благодатную помощь быть верным и послушным сыном Матери-Церквико благу твоего собственного и временного, и вечного спасения; да поможет Онтебе познать, что только под руководством твоей Матери-Церкви ты безопасно можешьпереплыть бушующее море жизни и достигнуть тихой и безмятежной пристани — ЦарствияНебесного.

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Архипастырь

В центре Екатеринбурга строится новый административно-торговый центр. Строительную площадку освятил архиепископ Викентий

 Екатеринбург,13 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В центре Екатеринбурга, на улице Вайнера, ведется строительство административно-торговогоцентра.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Ржавоежелезо Не жалуйся,что Бог попустил болезнь тебе. Вспомни, что Бог попускал и более тяжелые болезнилюдям святости большей, нежели твоя.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс