Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (415) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№46 (415) / 8 декабря ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Вопросы на исповеди

 Красотачеловека
 Люди выглядяткрасивыми только среди людей. Человек человеку кажется красивым. А больше никтона свете не замечает красоты человека.

 Природа не замечает красивых людей. Для нее все люди — маски, под которыми она пытаетсяраспознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения.
 Между темприрода весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причем именно звери, замечают доброту человека больше, чем домашниеживотные. Да и не только животные, но даже и растения, и иные создания ощущают,по-своему, доброту человека.
 А так же,как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека.
 Многочисленныеподтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей.Но нет, кроме как в абсурдных сказках, ни одного примера того, что природа хотькак-то замечает внешнюю красоту человека.
 Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность,то есть его внутреннюю красоту или безобразность.
 Люди кажутсякрасивыми лишь друг другу. Красоты человека не замечают никакие другие создания.
 Может быть,это потому, что красота человека беспредметна в нравственной и духовной драмемира? Или потому, что красота человека — вовсе и не красота, а безобразностьпо сравнению с его прототипной красотой?
 Или причинаи в том, и в другом?

 Физическое действиенравственности
 Нравственностьимеет физическое действие.
 Это учитываюти врачи при лечении больных, и крестьяне при уборке урожая. Если урожай плохой,крестьяне любой деревни на земном шаре задумываются и выясняют, чем согрешиладеревня в тот год.
 Максимумсвятости — максимум власти над природой. Потому Христу принадлежат никогда и никем не произносившиеся слова: Все предано Мне Отцем Моим (Мф. 11, 27).
 Для души,имеющей совершенную святость, звери и яды становятся безопасными (См.: Лк. 10,19).
 Христос явилсовершенного человека в его первозданной хозяйской власти над природой. Но Онпоказал также причину этой власти и значимости человека. Причина же эта в безгрешности.А безгрешность вытекает из добровольной и полной покорности воле Божией.
 Сотня цивилизацийимеет власти над природой меньше, чем один безгрешный человек.

 Люди и животные
 Не случайноХристос назвал царя Ирода лисой. Характер Ирода полностью соответствовал характерулисы. Его выраженность в природе — лиса. Он скрытен, как лиса, боязлив, как лиса, и груб по отношению к более слабым, как лиса.
 Характермногих злых людей, увековеченных историей, отчетливо отражает характер либокакого-то дикого животного, либо какого-то страшного явления природы: бури,града, мора.
 Характер же многих добрых людей, увековеченных историей, отчетливо отражает характер либо какого-то благодушного животного, либо какого-то плодовитого растения, либо какого-то приятного и благотворного явления природы. Вот, Я посылаю вас,как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10, 16).
 Однако историяфиксирует лишь особо значимые проявления добра и зла. Между тем и все люди,следующие за такими особо отмеченными представителями добра и зла — все, когоисторики называют толпой или массой народа, имеют особый характер, подобныйкакому-то выраженному в природе.
 Так что можнобыло бы сказать: история — это природа, повторенная на уровне высшем, именночеловеческом. Или: история — это раздробленный человек, человек во фрагментахдобра и зла, словом — материал человека.

 Природа и нравственность
 Природа слабочувствительна к нашим умственным качествам, но зато весьма чувствительна к нашимнравственным качествам.
 Вся природабезразлична к нашей материальной культуре, но она не безразлична к сочувствию,доброте, невинности, равно как и к похотливости, злобе и страстям.
 Это верныйзнак, что в отношениях природы и человека имеется прежде всего нравственное содержание.
 Вся природа,на нижнем уровне, — это человек во фрагментах. Поэтому все похоже на человека,но ничто из всего, кроме него самого, человеком не является. Природа — это, таксказать, разбросанный материал человека.
 Все наше доброи зло выражено природой в бесчисленных нюансах и вариантах. Наши страсти и нашидобродетели, наши влечения и наши безумия, мир и война внутри нас — все это имеетсвои образы в живых созданиях, предметах, элементах, ситуациях и настроениях.
 Природа — этовывернутый человек или весь внутренний человек, весь человек духовный в отражениях,в образах.
 Природа — разделенныйчеловек, человек — избранная природа.
 Кто рассмотритприроду глубже, тот найдет в ней все качества своей души, все грехи, страсти и добродетели, отчетливо выраженные в животных, растениях и элементах, в море, рекахи лужах, в звездах, бурях и громах. Некоторые моменты этого плана отметил Платон,а еще больше Дионисий Ареопагит и Григорий Нисский, а также другие отцы Церквии святители.
 Ежедневно мыговорим о людях в образах природы. Например: ленивый, как корова; жестокий, как рысь; спокойный, как ягненок; кроткий, как голубь; хитрый, как лиса; сладкий,как мед; коварный, как змея; свирепый, как гиена; чувствительный, как медведь;суровый, как волк; похотливый, как пес; пакостный, как кошка; прожорливый, как свинья; ясный, как солнце; стремительный, как буря; свежий, как роса, и т.д.

 Опять о томже, несколько по-иному
 В зависимостиот приливов и отливов нравственности среди людей природа тоже являет свои приливыи отливы в образах добра и зла.
 В периодывысокой нравственности у определенного народа природа тоже являет прилив в образахдобра, а отлив в образах зла. И наоборот, в периоды богозабвения, богоборчестваи безнравственности у определенного народа природа тоже являет прилив в образахзла, а отлив в образах добра. И тучи саранчи являются не тогда, когда они хотят,и здоровье детей и урожаи плодов земных улучшаются не без влияния этого строгогонравственного порядка.
 Народы, которыеживут преимущественно среди природы, а не в городах, и которые изо дня в деньнаблюдают лики и нравы природы, имеют в этом неоспоримый опыт.
 По мере добрав людях и природа предлагает свою меру здоровья и плодородия. Этот свой опытнарод выразил в весьма содержательной пословице: «Какая вера, такая и мера».
 Если бы совсемисчезли многие скверные особенности людей, многие грехи и страсти, исчезли быи соответствующие им образы в природе.
 Но пока человекчеловеку — волк, будет существовать и волк.
 И пока человекчеловеку — пиявка, будет существовать и пиявка.
 И пока душачеловека ползает, прижимаясь к земле, будет ползать и змея по земле.
 Словом, покачеловек будет умножать свою безбожность и свою безнравственность, до тех порприрода будет умножать соответствующие образы зла: зверей, микробов, бури, грады,наводнения, засухи и прочее.
 От человека,значит, зависит природа и количественно, и качественно.

 

В других номерах:

Азы православия

Вопросы на исповеди

(Продолжение.

 
День святой Екатерины

7 декабря — день Святой Екатерины

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 — 313). Живя в столице — центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс