Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (415) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№46 (415) / 8 декабря ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Вопросы на исповеди

 Красота человека
 Люди выглядят красивыми только среди людей. Человек человеку кажется красивым. А больше никто на свете не замечает красоты человека.

 Природа не замечает красивых людей. Для нее все люди — маски, под которыми она пытается распознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения.
 Между тем природа весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причем именно звери, замечают доброту человека больше, чем домашние животные. Да и не только животные, но даже и растения, и иные создания ощущают, по-своему, доброту человека.
 А так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека.
 Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Но нет, кроме как в абсурдных сказках, ни одного примера того, что природа хоть как-то замечает внешнюю красоту человека.
 Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность.
 Люди кажутся красивыми лишь друг другу. Красоты человека не замечают никакие другие создания.
 Может быть, это потому, что красота человека беспредметна в нравственной и духовной драме мира? Или потому, что красота человека — вовсе и не красота, а безобразность по сравнению с его прототипной красотой?
 Или причина и в том, и в другом?

 Физическое действие нравственности
 Нравственность имеет физическое действие.
 Это учитывают и врачи при лечении больных, и крестьяне при уборке урожая. Если урожай плохой, крестьяне любой деревни на земном шаре задумываются и выясняют, чем согрешила деревня в тот год.
 Максимум святости — максимум власти над природой. Потому Христу принадлежат никогда и никем не произносившиеся слова: Все предано Мне Отцем Моим (Мф. 11, 27).
 Для души, имеющей совершенную святость, звери и яды становятся безопасными (См.: Лк. 10, 19).
 Христос явил совершенного человека в его первозданной хозяйской власти над природой. Но Он показал также причину этой власти и значимости человека. Причина же эта в безгрешности. А безгрешность вытекает из добровольной и полной покорности воле Божией.
 Сотня цивилизаций имеет власти над природой меньше, чем один безгрешный человек.

 Люди и животные
 Не случайно Христос назвал царя Ирода лисой. Характер Ирода полностью соответствовал характеру лисы. Его выраженность в природе — лиса. Он скрытен, как лиса, боязлив, как лиса, и груб по отношению к более слабым, как лиса.
 Характер многих злых людей, увековеченных историей, отчетливо отражает характер либо какого-то дикого животного, либо какого-то страшного явления природы: бури, града, мора.
 Характер же многих добрых людей, увековеченных историей, отчетливо отражает характер либо какого-то благодушного животного, либо какого-то плодовитого растения, либо какого-то приятного и благотворного явления природы. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16).
 Однако история фиксирует лишь особо значимые проявления добра и зла. Между тем и все люди, следующие за такими особо отмеченными представителями добра и зла — все, кого историки называют толпой или массой народа, имеют особый характер, подобный какому-то выраженному в природе.
 Так что можно было бы сказать: история — это природа, повторенная на уровне высшем, именно человеческом. Или: история — это раздробленный человек, человек во фрагментах добра и зла, словом — материал человека.

 Природа и нравственность
 Природа слабо чувствительна к нашим умственным качествам, но зато весьма чувствительна к нашим нравственным качествам.
 Вся природа безразлична к нашей материальной культуре, но она не безразлична к сочувствию, доброте, невинности, равно как и к похотливости, злобе и страстям.
 Это верный знак, что в отношениях природы и человека имеется прежде всего нравственное содержание.
 Вся природа, на нижнем уровне, — это человек во фрагментах. Поэтому все похоже на человека, но ничто из всего, кроме него самого, человеком не является. Природа — это, так сказать, разбросанный материал человека.
 Все наше добро и зло выражено природой в бесчисленных нюансах и вариантах. Наши страсти и наши добродетели, наши влечения и наши безумия, мир и война внутри нас — все это имеет свои образы в живых созданиях, предметах, элементах, ситуациях и настроениях.
 Природа — это вывернутый человек или весь внутренний человек, весь человек духовный в отражениях, в образах.
 Природа — разделенный человек, человек — избранная природа.
 Кто рассмотрит природу глубже, тот найдет в ней все качества своей души, все грехи, страсти и добродетели, отчетливо выраженные в животных, растениях и элементах, в море, реках и лужах, в звездах, бурях и громах. Некоторые моменты этого плана отметил Платон, а еще больше Дионисий Ареопагит и Григорий Нисский, а также другие отцы Церкви и святители.
 Ежедневно мы говорим о людях в образах природы. Например: ленивый, как корова; жестокий, как рысь; спокойный, как ягненок; кроткий, как голубь; хитрый, как лиса; сладкий, как мед; коварный, как змея; свирепый, как гиена; чувствительный, как медведь; суровый, как волк; похотливый, как пес; пакостный, как кошка; прожорливый, как свинья; ясный, как солнце; стремительный, как буря; свежий, как роса, и т.д.

 Опять о том же, несколько по-иному
 В зависимости от приливов и отливов нравственности среди людей природа тоже являет свои приливы и отливы в образах добра и зла.
 В периоды высокой нравственности у определенного народа природа тоже являет прилив в образах добра, а отлив в образах зла. И наоборот, в периоды богозабвения, богоборчества и безнравственности у определенного народа природа тоже являет прилив в образах зла, а отлив в образах добра. И тучи саранчи являются не тогда, когда они хотят, и здоровье детей и урожаи плодов земных улучшаются не без влияния этого строгого нравственного порядка.
 Народы, которые живут преимущественно среди природы, а не в городах, и которые изо дня в день наблюдают лики и нравы природы, имеют в этом неоспоримый опыт.
 По мере добра в людях и природа предлагает свою меру здоровья и плодородия. Этот свой опыт народ выразил в весьма содержательной пословице: «Какая вера, такая и мера».
 Если бы совсем исчезли многие скверные особенности людей, многие грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им образы в природе.
 Но пока человек человеку — волк, будет существовать и волк.
 И пока человек человеку — пиявка, будет существовать и пиявка.
 И пока душа человека ползает, прижимаясь к земле, будет ползать и змея по земле.
 Словом, пока человек будет умножать свою безбожность и свою безнравственность, до тех пор природа будет умножать соответствующие образы зла: зверей, микробов, бури, грады, наводнения, засухи и прочее.
 От человека, значит, зависит природа и количественно, и качественно.

 

В других номерах:

Азы православия

Вопросы на исповеди

(Продолжение.

 
День святой Екатерины

7 декабря — день Святой Екатерины

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 — 313). Живя в столице — центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс