Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
— «Владыка,что такое смирение? После исповеди мне батюшка сказал, что я этим качествомне обладаю», – задаёт вопрос телезритель из Казахстана.
— Добродетельсмирения противоположна гордости, а мы на протяжении жизни должны бороться с гордостью, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
И еслимы хотим быть под благодатью Божией, то мы должны быть смиренны, т.е. никогдавысоко о себе не думать, не превозноситься над другими, никого не осуждать.Осуждение – это тоже гордость. Смирение – это когда мы осознаём себя грешными,видим свои недостатки, грехи, слабости, когда мы не противимся той ситуации,если к нам относятся со злобой, унижают, оскорбляют, тогда мы понимаем, что человек, который это делает, делает это из своих греховных побуждений. Еслимы перетерпим озлобленность нашего ближнего, то приобретём от Бога благодать,силу, Царство Божие, т.к. терпение унижений и оскорблений за правду приятноБогу. Когда человек со смирением принимает все скорби, унижения, то себе онприносит большое благо. Почему у нас бывает много стрессов? Потому что мы не умеем смиряться, не можем преклонить голову перед трудностями этой жизни, мывсегда говорим: «Почему меня так сильно оскорбили?» А человек, который умеетсмиряться, даёт ответ: «Меня оскорбили потому, что я в чём-то согрешил, в чём-то виноват, если я не виновен в этом случае, то виновен в другом, и за это Господьпопускает этой неправдой очистить меня от прежде соделанного греха». К сожалению,сейчас очень сложно говорить людям о смирении, потому что гордость прёт из нассо всех сторон, всё основано на гордыне и человек живёт гордостью. Чуть-чутьчеловека не похвалишь, он начинает недовольствовать, обижаться, а чуть похвалишь– появляется прилив сил. Когда-то в монастырях и даже в семьях старались смирятьчеловека, чтобы у него было меньше гордости, а больше смирения.
– Юлия из Екатеринбургаспрашивает: «Во время службы в храме существуют определённые правила поведения:женщины должны стоять в левой части храма, а мужчины – в правой. Но посколькумы приходим в храм вдвоём с мужем, то я всегда стою рядом с ним с правой стороны.Меня этот момент очень смущает, я не знаю, как мне быть, подскажите, как намсебя вести?»
— Да, естьтакое правило, что мужчины в храме стоят с правой стороны, а женщины с левой,поэтому вас ничего не должно смутить, когда, придя в церковь, ваш муж встанетс правой стороны, а вы с левой. Этим самым у вас кончатся все смущения, и выбудете нормально стоять, сосредотачиваясь на молитве, и не будете думать, правильновы стоите или неправильно. Это будет восстановлением правила поведения православныххристиан в церкви. К сожалению, многие не знают этого, поэтому стоят там, гдесчитают нужным. Но мы рады, что люди приходят в церковь, хотя они и стоят там,где им нравится. Но если вы знаете, что есть такое правило, то старайтесь еговыполнять.
– «Владыка, что такое Литургия, и чем она отличается от других божественных служб?» – спрашиваетМария из города Чебоксары.
— Литургия – это самый важный момент богослужения, совершаемый в суточном кругебогослужений. Все остальные богослужения (всенощноебдение, утреня) служат подготовкой к Литургии, к тому великому таинству, котороесовершается на Божественной литургии – к пресуществлению Святых Даров, когдахлеб претворяется в Тело Христово, а вино – в Кровь Христову. И потом мы причащаемсяТела и Крови Христовых во исцеление наших душевных и телесных недугов и для жизни вечной. На Божественной литургии мы стараемся благоговейно стоять, потомучто человек, который внимательно молится, благоговейно стоит, – получает особуюблагодать Божию, которая изливается по молитвам Церкви, священнослужителей в алтаре. Во время службы каждый чувствует укрепление своих сил, радость, умиротворениена душе. Литургия для нас – очень важное таинство, на котором мы должны обязательноприсутствовать, потому что во время него мы приобретаем то, ради чего мы и приходимв церковь. В таинстве Евхаристии, когда поётся «Милость мира», мы должны бытьочень благоговейны, не ходить по храму, не разговаривать, а внимательно молиться,чтобы Господь тоже посетил нас в это время, потому что в это время на СвятыеДары нисходит особая благодать Божия, которая пресуществляет Святые Дары в Телои Кровь Христову.
– Валентина из города Жигулёвска задаёт вопрос о воспитании детей: «Наша семья воцерковленалишь наполовину – зять в церковь не ходит, а любимые слова моей внучки: «Не хочу» или «Будет, как я сказала». Зять выполняет все её желания, поэтому ссоритсяс женой, внучка добивается всего слезами, криком, топаньем ног. В храме бегает,хохочет. Как исправить ситуацию?»
– Исправитьэто, конечно, сложно, потому что есть некоторые упущения в воспитании. Похоже,этот ребёнок воспитан в гордости, и гордыня мешает ей слушаться тех советов,которые дают родители. Исправить это положение можно только личным примеромродителей, чтобы ребёнок видел, как родители делают то же, что требуют от него:послушны, снисходительны, отзывчивы, с полуслова друг друга понимают и выполняютвсе просьбы. Когда ребёнок увидит, что мама слушается мужа, а муж – жену во всех делах, то и ребёнок станет таким же. Можно даже поставить на вид, что мамаподчиняется мне, а ты не хочешь – это неправильно. Таким образом, на примеревозможно исправление этого недуга, который имеет ребёнок.
– «Владыка, я прихожанин Спасо-Преображенского собора Нижнего Тагила. Мы с женой учимся на заочных курсах Российского государственного профессионально-педагогическогоуниверситета по специальности теология. В нашей группе, как правило, люди среднеговозраста от 35 до 50 лет. Я хотел спросить, по окончании курсов у нас есть перспективамиссионерского служения в епархии, найдутся ли места для работы по этой специальности?
И второй вопрос.Есть православная семья, но Господь ей не даёт пока детей. Можно ли им усыновитьребёнка, и куда обратиться для этого?»
– Что касаетсяусыновления, то у нас при Учебном отделе есть человек, который специально занимаетсяэтими вопросами, помогает оформить документы на усыновление того или иного ребёнка.
Что касаетсяучёбы на теологическом факультете – не нужно бояться, спрос на теологов в нашемобществе очень большой. Каждый предприниматель нуждается в теологе, потому что миссия его в том, что, работая на предприятии, он должен заниматься с рабочими,служащими этого предприятия, организовывать такие мероприятия, которые приносили бы людям духовную пользу. Этот человек должен вести на предприятии работу, чтобыдать знания о нравственности, о духовности, о том, как выйти из тех или иныхкризисов, которые у людей бывают. Теолог может быть связующим звеном между Церковьюи обществом, которое ещё, к сожалению, не знает полезность церковной жизни для человека. Он может подсказать людям те направления, знания, которые необходимыим в жизни. Эту работу можно сравнить с работой политработника в советское время,который на предприятии занимался работой с людьми. Теолог будет помогать имв духовной жизни, помогать приобретать христианские идеалы, истины и ценности,живя которыми, человек по-другому будет строить свою жизнь, будет более полезнымпредприятию и всему обществу. К тому же теолог может преподавать в школах основыправославной культуры, – в этом деле есть проблема с кадрами.
Сфера деятельноститеологов очень широка и востребованность очень большая, особенно сейчас, когдаобщество ищет правду Божию, правильный путь в жизни, когда ещё действует подсознательныйстрах, мешающий пойти человеку в церковь.
– Владыка, намзадают вопрос из Перми: «Как часто нужно исповедоваться и причащаться?»
– По этимвопросам нужно советоваться с духовником, от него получить благословение на Причастие. Исповедоваться нужно как можно чаще, по потребности, если чувствуется,что душа больна и нуждается в исповеди, то нужно исповедоваться, а Исповедь– это очищение человека от греха. Часто или нечасто причащается христианин –это зависит от него самого: как он живёт, как он ведёт свою духовную жизнь.Если он использует возможность часто приходить в церковь, старается жить по-христиански,по заповедям Божиим, старается приблизить свою жизнь к жизни евангельской, то такому человеку можно причащаться чаще. А если человек ходит в храм раз в месяцили раз в полгода, то, как ему удастся часто исповедоваться и причащаться? По церковным правилам, человеку нужно причащаться минимум раз в год, но это можносказать очень тяжёлый минимум, это очень мало, а так нужно причащаться хотя бы 4 раза в год в многодневные посты.
Но если человекживёт церковной жизнью, в праздничные и воскресные дни ходит в храм, то можнок этому добавить ещё 12 двунадесятых праздников, в день своего Ангела, в деньрождения, на больших праздниках, на днях почитания икон Божией Матери – «Казанской»,«Владимирской», «Смоленской» и многих других.
– «Владыка, что такое таинство Соборования?»
– ТаинствоСоборования – это великое таинство нашей Церкви. По правилам, при совершенииэтого таинства должно участвовать 7 священников, т.к. при этом 7 раз читаетсяЕвангелие, 7 раз – послания апостолов, 7 специальных молитв о недужных. Этотаинство совершается над болящим человеком, например, над прикованным к постели,который нуждается в сугубой молитве, и часто бывает, что человек, находясь на грани смерти, приступив к этому таинству, оживает, укрепляется, исцеляется от своих недугов. К сожалению, у людей есть неправильное мнение, что таинство Елеосвящениясовершается только при переходе человека в мир иной – это ошибочное мнение.Некоторые тяжелобольные люди не хотят принимать таинство Соборования, боясь,что после этого они умрут. Это неправда, наоборот, человек исцеляется, для тогоГосподь и дал нам это таинство, чтобы человек получил исцеление, очищение от грехов, потому что при этом читаются очень сильные молитвы, где мы просим, чтобыГосподь простил все грехи и дал исцеление от недугов душевных и телесных.
Но, конечно,всё в руках Божиих. Господь иногда забирает людей, но это не является следствиемтаинства Елеосвящения, поэтому мы должны к такому исходу правильно относиться.Когда мы сильно болеем, то должны призвать священника для совершения этого таинства.Здоровый человек тоже может приступить к этому таинству, желательно раз в год,в Великий пост, в Великую Среду. В отличие от таинства Покаяния, где человекочищается от грехов, которые он знает и помнит, в таинстве Соборования мы, по милости Божией, очищаемся от грехов, которые мы забыли или не придаём им значения.А на следующий день, в Великий Четверг, мы принимаем великое таинство Евхаристии.Именно в этот день установилось таинство Причастия. Поэтому люди стараются приступитьк таинству Соборования в Великую Среду, чтобы соединить сразу 3 таинства вместе:исповедь перед Елеосвящением, само Елеосвящение, и на следующий день – таинствоПричастия.
– Вопрос от Виктораиз Екатеринбурга: «Я ухаживаю за больной престарелой мамой, кроме меня у неёещё трое детей, сестра прихожанка, ей некогда ухаживать, да ещё батюшка ей сказал,что у неё семья и это главное. Но ведь забота о престарелых родителях – этосвятой долг каждого человека».
– Конечно,очень важно ухаживать за своими престарелыми родителями – это большая добродетель,это есть ещё и показатель нравственной христианской любви. Если человек настоящийхристианин, то он будет жертвовать собой ради своей мамы, которая уже в возрастеи нуждается в помощи. И если мы проявим жертвенную любовь по отношению к своимродителям, то наши дети будут это видеть, и, вспоминая наш пример, когда мыдостигнем престарелого возраста, будут нам помогать и не оставят нас в одиночестве.Бывает, что дети отправляют своих родителей в дом престарелых. Это неправильно,у людей оскудела жертвенная любовь. Господь так устроил, что есть молодость,есть и старость. Когда мы маленькие, то родители нам помогают, содержат и заботятсяо нас, когда мы вырастаем, родители становятся немощными и им нужна помощь,внимание и опека. Мы сейчас и призываем восстановить христианскую семью, когдав семье много детей, которые получат хорошее воспитание в семье, а потом будутухаживать за престарелыми родителями. Человек вечно на земле не живёт, раноили поздно уйдёт из этой жизни, но должен уйти с благодарностью к своим детям,что они ухаживали за ним до конца жизни. И дети должны быть довольны и радостны,что они смогли найти время и возможность до конца дней жизни родителей ухаживатьза ними и проводить их в последний путь. Это есть то благо, которое должно бытьвоспитано в семье.
– «Владыка, моимдетям 15–16 лет. Подготовка к Причастию мне кажется очень тяжёлой, приходитсячитать очень много молитв, мои дети и муж эти молитвы вообще не читают. Можно ли им причащаться без подготовки? И почему, когда я молюсь ночью, на меня нападаетстрах?»
– Молитьсянужно и важно. Видимо, когда вы так молитесь, может быть даже больше, чем нужнои при том в одиночестве, тогда враг начинает нападать, наводить на вас страх.Но вы не должны бояться, потому что вы с Богом и Господь может прогнать злуюсилу, которая вас устрашает для того, чтобы вы боялись молиться. Это показательтого, что молитва имеет действенность. Вы должны быть твёрдыми, стойкими, нужнопродолжать молиться, но делать это с благословения вашего духовника, потомучто и в молитве тоже должна быть мера.
Что касаетсяподготовки к Причастию, нужно, чтобы человек относился к этому таинству оченьсерьёзно, потому что приступающий к нему недостойно – «в суд себе ест и пьёт».
Почему у нас много болящих и скорбящих? Оттого, что недостойно причащаются. Нужно иметьв виду, что Причастие может быть во исцеление души и тела, а может быть в суди в осуждение. Чтобы этого не произошло, мы должны ответственно относиться к святому Причастию и готовиться к нему так, как установила Церковь.
– Надежда из Первоуральска интересуется: «Мой сын ВИЧ-инфицирован, я хожу в церковь и молюсьза него, но сам он опустил руки и ничего не хочет слушать. Как его подвигнутьк действиям?»
– Если человекначинает жить по заповедям Божиим, то ВИЧ-инфекция часто, бывает, излечивается.Потому что когда восстанавливается гармония в духовной и телесной жизни, тогдау человека восстанавливается иммунитет, он исцеляется от болезней. Поэтому нельзяопускать руки, нужно чистосердечно покаяться в грехах, тогда можно от этой болезниисцелиться.
И человекбудет радоваться, потрудясь над своей душой, жертвуя своими страстями, греховныминаклонностями, ради своего здоровья, направлять себя на путь истины и добра.
– «Владыка, бывает,приходишь в храм, а твой духовник в этот день не исповедует. Как правильно исповедоваться:у батюшки, который принимает Исповедь в этот день или прийти в другой день к своему духовнику?»
– Если естьнеобходимость, то можно исповедоваться у того священника, который принимаетв этот день, а потом прийти на Исповедь к своему духовнику, получить наставлениена дальнейший путь жизни.
– «Владыка, как поминать родителей-старообрядцев?»
– Этот вопросочень непростой, потому что они были против Православной веры. Но мы смотримна то, что крещены они были правильно, только не было совершено миропомазание,как положено по канонам. Наша Церковь допускает, чтобы таинство Крещения могсовершить любой христианин, если он правильно произнесёт формулу Крещения, но таинство Миропомазания должно быть совершено священником в церкви.
Сейчас многиебывшие старообрядцы ходят в православные храмы, и болеют душой за своих предков,которые нигде не поминаются. Они хотели бы усопших поминать. Я в какой-то степенидопускаю, что если все родственники умершего старообрядца ходят в нашу ПравославнуюЦерковь, то Господь примет их молитвы ради того, что они живут благочестивойжизнью, и если они помянут своих предков, то, я думаю, что греха не будет.
– Вопрос от Ларисыиз Москвы: «Владыка, я с детства страдаю головной болью, с 12 лет принимаю таблетки.Сейчас мне 53 года, без таблеток жить не могу, но успешно работаю, таблеткувыпью и иду на работу. Скажите, это грех или нет?»
– Если у вас есть средство для успокоения вашей болезни и Господь через эту таблеткудаёт вам силы и здоровье, то принимайте их дальше и не считайте, что это являетсягрехом. Потому что, если вы с благодарностью принимаете такое благо, что получаетеосвобождение от болезни и живёте и трудитесь во славу Божию, то это очень хорошо,что вы имеете возможность трудиться, молиться, ходить в Церковь и жить богоугоднойжизнью.
– «Владыка, когдак нам в храм привозят чудотворные иконы или другие святыни, то иногда, по благословениюнастоятеля храма, я стою у мощей или иконы. Многие просят приложить к ним полотенца,фотографии близких, одежду и другие предметы быта, я знаю, что это суеверие.Должен ли я в таком случае объяснять, что эти вещи прикладывать не стоит, или я должен их прикладывать?»
– Я не считаю,что это является суеверием. Мы знаем, что предметы наших святых отцов, апостоловисточают благодать Божию. Люди, прикладываясь к хитону Спасителя, поясу БожиейМатери, веригам апостола Павла, получают благословение Божие. Многие люди, прикладываяськ святыням, хотят принести частицу благодати Божией в свои дома, чтобы те люди,которым не удалось прийти и приложиться, смогли через этот предмет тоже прикоснутьсяк благодати. Если человек с верой к этому прибегает, – то Господь даёт помощь.Но это не значит, что мы должны кланяться этому предмету, надо знать, что черезнего Господь даёт благодать, и всё. Например, когда прикладываются к мощам преподобногоЛаврентия Черниговского, то там дают рукавички, которые монахи надевали на рукисвятого. Эти рукавички держат дома в святом углу, а в случае необходимости,при болезни, прикладывают их к больным местам. Таким образом мы молимся преподобномуЛаврентию, чтобы он испросил нам помощь, избавление от невзгод и очищение.
– «Владыка, еслидуховный отец перешёл служить в другой храм, то его пастве нужно следовать за ним?»
– Это оченьтяжело делать. Бывает, место жительства не позволяет, человек далеко живёт от нового прихода священника. Поэтому нужно смиряться пред тем, что совершилось,потому что чиноначалие нашей Церкви не просто делает такие перестановки, естькакие-то причины для блага Церкви. Люди должны к этому относиться совершенноспокойно и смиренно, стараться притекать к настоятелю, который был направленв эту церковь, тем самым проявить послушание чиноначалию Церкви, потому что Патриарх или Архиерей знают, почему происходят перестановки. Мы не должны осуждатьникого, а должны быть как настоящие чада нашей Церкви послушными воле вышестоящихи принимать так, как оно есть, не осуждая, не гневаясь, не раздражаясь, хотяесть свои привычки и привязанность. Мы не должны быть привязаны ни к чему, а должны тянуться больше к Богу. Бога больше любить, а не человека, священника,дело которого – вести к Богу, а не к себе.
С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи Илья ЦЫГАНЦОВ
Как человек приходит к Богу? У каждого эта дорога своя. Кто-то приходит в храм в дни тяжелого горя, кто-то – прочитав духовную книгу, кого-то с детства ведутпо пути истинному благочестивые и любящие родители.
Екатеринбург,17 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, объявляетсянабор на подготовительные курсы к таинствуКрещения, которое совершит 7 апреля 2006 года, в Великую Субботу перед Пасхой,архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Приглашаемна беседы по средам с 18–00 тех, кто готовится к принятию таинства святого Крещения,а также всех желающих больше узнать о православной вере.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.