Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (413) → Путь неустанного служения Господу

Путь неустанного служения Господу

№44 (413) / 22 ноября ‘06

24 ноября — день тезоименитства архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

 Как человек приходит к Богу? У каждого эта дорога своя. Кто-то приходит в храм в дни тяжелого горя, кто-то – прочитав духовную книгу, кого-то с детства ведутпо пути истинному благочестивые и любящие родители.

Именно такой была семьяиз старинного села Скуляны на берегу реки Прут, в которой росли два брата. Обаони избрали в жизни путь духовный. Одному из них в будущем было суждено принятьмонашеский постриг и стать архиепископом. Другой стал уважаемым священнослужителем,настоятелем храма.

 …Молдавия.Прекрасны мягкие очертания ее холмов, четкие линии виноградников, зеленое кружевосадов. Благословенная тишина на полях, окаймляющих озера.
 Привольнораскинулось село Скуляны среди лугов, далеко отступающих от реки. Летом манятпрохладной водой колодцы, спрятавшиеся от жаркого солнца в укромных низинах,в тени раскидистых старых деревьев. Осенью с прозрачностью воздуха спорят янтарныегроздья винограда.
 Край молдавскийрасположен на пересечении путей и времен. История подвергла его многим бурями трудностям, но Господь наделил это место достойными и сильными людьми. Здесьсуществует поговорка: «В селе зародилась вечность».
 Родителивоспитывали юного Виктора, будущего архиепископа Викентия, в любви к вере Отеческой.Родительская любовь не была всепрощающей. Порой и строгость необходима для того,чтобы уберечь дитя, отрока, юношу от дурных влияний, от пагубных страстей.
 Владыка Викентийвспоминает: мать и отец, Александр и Домника, были строгими. Но разумно строгими– оберегали от сомнительных компаний, от пустого безделья. Одевали детей пристойно,красиво, но запрещали следовать кричащей моде: во второй половине 1950-х в СоветскомСоюзе уже вовсю действовала ползущая с Запада пропаганда.
 Село – как сокровищница, столетиями накапливавшая самые драгоценные богатства народа: фольклорныйклад, ремесло, дух веры и святости. Родители, первые наставники в вере, передавалиэтот дух своим детям, учили отличать добро от зла.
 Окончив среднююшколу, Виктор уже был убежденным верующим человеком. Старался следовать заповедямГосподним. В школе учился старательно, но в комсомол вступать отказался – двоедушнымникогда не был.
 Церковнуюжизнь Виктор полюбил с раннего детства, а потому в душе зрело сознательное решение– посвятить себя служению Богу, служению Церкви.
 Огромноевлияние на весь дальнейший жизненный путь будущего Владыки оказала встреча с епископом Варфоломеем, возглавлявшим Кишинёвско-Молдавскую епархию с 1969-гопо 1972-й год.
 Выпускникдесятилетки стал иподиаконом у епископа Варфоломея – дело, в то время для молодогочеловека неслыханное! Владыка Варфоломей сразу предупредил Виктора: могут бытьнеприятности при устройстве на работу, могут вызывать в соответствующие органыдля беседы. В начале семидесятых государственная политика по вопросам религиибыла предельно ясной: искоренять и уничтожать. Однако Господь хранил. И Викторбез страха и сомнений нес свое первое духовное служение — в кишиневском храмево имя Святого Феодора Тирона, бывшем в то время кафедральным собором Кишиневско-Молдавскойепархии.
 А тут подоспеловремя идти в армию. Служил в Одесской области, в небольшом подразделении – автовзводе.
 Командиры,видя честность, исполнительность, добросовестность молодого солдата, беседовалис ним, убеждали стать комсомольцем. А тот мягко, но убежденно отвечал отказом– видел, что на комсомольских собраниях говорят одно, а реальная жизнь не имеетс этими лозунгами ничего общего.
 Небольшоевоинское подразделение – всего 14 человек, все вместе, каждый на виду у других.Виктор старался выполнять все поручения командиров. Старослужащие солдаты тожеучили молодых. Учили и новобранца Виктора. Солдат без слов и пререканий делалвсе, что требуется – чистил картошку, мыл полы. Со смирением, как истинный христианин.И конфликтов со «стариками» у него практически не было. Товарищи уважали Виктораза то, что веру носил в сердце крепкую. И это в то время, когда воинствующийатеизм пронизывал буквально все стороны жизни.
 А в армиис религией боролись положенные по штату политработники. И вместо молитвенныхкомнат в каждой части были комнаты ленинские.
 …Но вот службаосталась позади. Солдат вернулся домой. Сомнений не было: всю дальнейшую жизньон посвятит служению Богу. Двоюродные братья и сестры Виктора, далёкие от Церкви,уже учились в вузах. Они убеждали его последовать их примеру, оставив исканиядуховные. А он мечтал веру свою укрепить глубокими богословскими знаниями, чтобыубедить родственников в своей искренности.
 Духовныйнаставник Владыка Варфоломей поддержал намерение молодого человека: надо обязательноучиться, чтобы потом, став пастырем, учить и наставлять других людей.
 В то времяВиктор даже не знал, что в стране существуют духовные учебные заведения. ЕпископВарфоломей рассказал, что есть семинарии в Москве, Одессе и других городах.Так как сам Владыка Варфоломей учился в семинарии Московской, то и духовномучаду посоветовал поступать именно туда.
 В семинариютогда приходили не те, кто лучше знает молитвы и бойко читает на церковно-славянскомязыке – негде было получить эти знания. И потому в духовные школы шли люди,имеющие настоящую веру в душе и сердце. Шли именно для того, чтобы стать просвещенными,образованными пастырями Церкви. Чтобы к вере, хранимой в душе, добавить ясный,просвещенный разум.
 Трудностейна избранном пути было очень много. Но в сердце жило призвание Божие, и верилось– это та самая, единственно возможная в жизни дорога. А в том, что эта дорогаединственная, убеждал пример родителей, принявших монашеский постриг с именамиПатрокл и Параскева. Родной брат архиепископа Викентия – ныне протоиерей Анатолий,настоятель кишиневского храма в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены.
 Будущий Владыкапоступал в семинарию, несмотря на «всевидящее око» государства, несмотря на насмешливое отношение сверстников к вере и к тем, кто ее исповедует. Усердноизучал богословие, чтобы не только в своем сердце иметь эту веру, но и нестиее людям.
 Свято-ТроицкаяСергиева Лавра — дом Живоначальной Троицы, место, где пребывают святые мощипреподобного Сергия, игумена Радонежского – стала для Владыки Викентия домомна долгие годы. Здесь окончил духовную семинарию и духовную академию, здесьв 1981 году принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона, а в январе 1982 — во иеромонаха. С 1982 года нес в Лавре послушание ризничего. 28августа 1990 года возведен в сан архимандрита.
 Владыка Викентийвспоминает минувшее с теплотой, хотя жизнь монашеская в советские годы былаох как непроста.
 Несмотряна упорную борьбу советской власти с религией, в Троице-Сергиевой Лавре шлаобычная богослужебная жизнь. Божественные литургии в лаврских храмах совершалисьежедневно. Народу приходило на них очень много. И по будням, а особенно – по праздникам. С самого раннего утра у мощей преподобного Сергия уже стояла очередьверующих, собиравшихся на раннюю Литургию. Тогда, как и сейчас, монашеский деньначинался в 5 утра, с молебна у мощей Преподобного.
 Всегда былполон Троицкий собор, в котором почивают святые мощи Игумена Русской Земли –древнейшая постройка на территории Лавры. А по праздникам в Трапезной церквипреподобного Сергия собирались до семи тысяч человек. За Всенощным бдением выходилишесть священников и помазывали людей святым елеем в течение часа. За Литургиейпричащались также в течение часа, из шести-семи святых чаш.
 Искренневерующих людей в советское время было немало. Однако подавляющее большинствок вере были равнодушны. Святую Лавру, ставшую музеем, заполняли толпы туристов– русских и иностранных. Звучала разноязыкая речь. Бесцеремонно громко разговаривали.Летом, без всякого стеснения, заходили в храм полуголыми – в майках и шортах.
 Туристы велисебя безобразно: пили пиво и ели бутерброды на ступеньках храма, кричали, хохоталии фотографировались. Все это неприятно поражало насельников обители и семинаристов. Днем, когда наплыв туристов был особенно большим, монашествующие старались не появляться на людях. А если и случалось проходить по монастырской площади, стремилиськак можно быстрее пробираться сквозь толпу. Порой люди, жаждущие знания о вере,останавливали священника или инока, задавали вопросы. А власти строго следилиза тем, чтобы на территории монастыря не велось «религиозной пропаганды». Хотясовсем закрыть Лавру для богослужений не могли – надо же было показать Западу,что в СССР на деле осуществляется записанная в Конституции «свобода вероисповедания».
 Пришли 1990-е,годы горбачевской перестройки. Не сразу, постепенно, но перемены коснулись и Церкви.
 Именно в эти годы Владыка Викентий принял епископскую хиротонию и был назначен к служениюв сане епископа Бендерского, викария Кишиневской митрополии. Владыка был направленв Бендеры, чтобы положить начало новой епархии. Потом возглавлял и строил жизньв Абаканско-Кызылской, тоже новообразованной епархии Русской Православной Церкви.
 Свежий ветерперемен в Советском Союзе коснулся духовной жизни – от запада до востока огромнойстраны. Открывались храмы, монастыри, духовные семинарии, стали печататься богослужебныекниги. Священники пришли в школы, чтобы рассказывать детям о вере, о евангельскихистинах.
 Конечно,для священнослужителей это была большая радость: столько лет людям внушали,что «религия – это опиум», столько лет запрещали говорить в школах о Боге, о вере. Страницы, связанные со святыми защитниками Земли Русской, вычеркивалисьдаже из учебников истории.
 Однако в это же время в школы пришла не только Православная Церковь. В страну мутнымпотоком хлынули разнообразные секты, которые стали искать свою «нишу», устанавливать«сферы влияния». Люди, десятки лет лишенные пищи духовной, порой принимали за чистую монету уверения сектантов.
 Так и получилось,что сейчас в России сотни, если не тысячи пострадавших от адептов тоталитарныхсект Муна, «Новая жизнь», разного рода хаббардистов и сайентологов. И РусскаяПравославная Церковь в полной мере выполняет свое миссионерское служение, активноборется с этим злом. В наши дни для духовного образования, для выбора правильной,истинной дороги каждому открыты пути.
 Уже семьлет архиепископ Викентий возглавляет Екатеринбургскую епархию. Все больше храмовстроится, открываются монастыри, организуются православные общины в крупныхгородах и маленьких глухих деревушках. По всей Екатеринбургской епархии распахнулидвери воскресные школы для детей и взрослых. Социальная работа уральских приходови епархиальных отделов, активная связь с образованием, воспитанием, активноеучастие в общественной жизни – во всем этом неустанный, постоянный труд архиепископаЕкатеринбургского и Верхотурского Викентия.
 Владыка Викентийубе-жден: чтобы строить жизнь нравственную и духовную, надо в корне изменитьпсихологию людей. Ведь коммунисты, по сути, использовали в своей пропагандеевангельские истины. А «моральный кодекс строителя коммунизма», долженствовавшийрегламентировать труды каждого советского человека, есть не что иное, как переложениесамой основы нашей жизни – Десяти Заповедей Господних. Долг Церкви – вернутьлюдям истинное значение Божественных истин, зовущих к любви и добру. Удержаться,укрепиться в добре, в добродетельной жизни можно только с помощью Божией.
 Благочестивоевоспитание ребенка начинается с родителей, начинается в семье. Дети вырастают.Наступает день – и современный юноша призывается в современную армию. АрхиепископВикентий считает: если идти на службу с Господом в душе, то армейские заботыи тяготы покажутся неизмеримо легче.
 Вступлениена путь добродетельной жизни, с Богом в душе и сердце – в любом возрасте – оченьсерьезный, ответственный шаг. Он должен повлечь за собой перемены и внутри,и вовне, в самом образе жизни каждого из нас.
 По словамАрхипастыря, ошибаются те люди, которые считают, что уже стары для того, чтобыизменять свою жизнь к лучшему. Изменять для того, чтобы начинать и заканчиватьсвой день молитвой. Для того, чтобы постоянно ходить в храм. Если постаратьсяизменить свой образ жизни, то Господь обязательно поможет.
 …Как человекприходит к Богу? У каждого эта дорога своя.
 Путь добродетелей,ревностного исполнения Заповедей Господних, путь ежедневного, ежечасного служенияБогу – именно эту дорогу избрал и идет по ней уральский Архипастырь — архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Наталья Зырянова

 
Первосвятитель

Приветствие патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам и участникам общественного форума «Всероссийское собрание родителей». Екатеринбург, 10–11 ноября 2006 г

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы,братья и сестры! Сердечноприветствую всех Вас, собравшихся во граде Екатеринбурге для обсуждения вопросовохраны материнства и детства, защиты прав детей, проповеди современному российскомуобществу уважения к традиционным семейным ценностям.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 — «Владыка,что такое смирение? После исповеди мне батюшка сказал, что я этим качествомне обладаю», – задаёт вопрос телезритель из Казахстана. — Добродетельсмирения противоположна гордости, а мы на протяжении жизни должны бороться с гордостью, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс