Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (411) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№42 (411) / 8 ноября ‘06

Архипастырь

 - Владыка, 14октября в Екатеринбурге произошло событие, которое сложно переоценить: на своёмисторическом месте был заложен самый высокий храм дореволюционного Екатеринбурга,храм «Большой Златоуст». Расскажите, пожалуйста, об этом событии.


 - Для насэто действительно большая радость, что мы живём в такое время, когда можем восстанавливатьпорушенные святыни. Если на этом месте стоит памятник, то его переносят, и возрождаетсята святыня, которую закладывали наши предки. Этим мы восстанавливаем связь времён,связь с предками, которые когда-то трудились и вкладывали свои средства, своизнания, таланты, чтобы созидать такие красивые здания, храмы. И всегда, когдамы смотрели фотографии этих церквей, нас поражало великолепное изображение,мы всегда говорили: «Как можно было разрушить такую красоту?» Слава Богу, что разум восторжествовал, и правда пересилила зло.
 На чине закладкихрама присутствовали руководители Правительства области, администрация города.Наш мэр, Аркадий Михайлович Чернецкий, принял решение о восстановлении этогохрама, чтобы восстановить исторический облик центра города, который был оченькрасивым, и церковь «Большой Златоуст» украшала его. В этом храме были приделыв честь Покрова Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста, а центральный приделу нас будет освящён в честь Святого Духа. Мы очень рады, что это событие произошло.Дай Бог нашими общими молитвами возродить эту святыню. Мы благодарны благотворителям,которые взяли на себя такую ношу и хотят восстановить храм в кратчайшие сроки.
 Я призываювсех горожан, чтобы приходили к этому месту молиться, намаливать его с самогоначала строительства, участвовать в молебнах, чтении акафистов, и тем самымв каждый кирпичик, и в каждый слой бетона мы заложим и молитву, чтобы построитьздание материальное, а тем более духовное. Очень важно, чтобы увеличивалосьчисло людей, верующих в истинного Бога, исповедующих веру наших отцов – Православнуюверу. Важно, чтобы этот величественный собор после завершения строительствабыл наполнен людьми, чтобы люди во множестве приходили сюда, молились и спасались,и получали благословение Божие на свои дальнейшие труды.
 - «Владыка, средиобывателей распространено мнение, что на строительство храма необходимы огромныеденежные затраты, многие говорят, а не стоит ли на эти деньги построить больницуили новую школу?» – вопрос от зрителей.
 - Люди такговорят потому, что не понимают значимость церкви. Церковь – это не просто большое,красивое и очень дорогое здание, это есть ещё и лечебница для души. Это больница,которая лечит нашу душу, а когда душа болит, то и тело очень сильно страдает.Из нашего опыта мы знаем, – а мы сейчас активно сотрудничаем с больницами, –что очень часто врачи констатируют такой факт: когда священнослужители бываютв больнице, медикам легче лечить больных. Потому что, когда мы и наши сёстрымилосердия обходят палаты и разговариваем с больными, душа страждущих успокаиваетсяи они по-другому смотрят на врачей, на свою участь, на свои болезни, хотя до этого медиков ругали, думая, что их неправильно лечат и не оказывают им никакоговнимания.
 В данномслучае мы говорим о храме: если человек с болящей душой придёт в церковь, онменьше будет болеть телесно. Потому что он придёт успокоить свою душу, а успокоеннаядуша меньше будет действовать на тело, чтобы поражать его болезнями. Оттого,что болит душа, чаще всего, заболевает и тело человека. Тем самым, через церковнуюжизнь люди ограждаются от телесных болезней и приобретают неиссякаемый источникблагодати Божией, которая даёт им силу противостоять злу.
 Храм естьещё и училище благочестия: человек учится, как правильно жить, чтобы не согрешать,и чтобы через грех не быть поражённым болезнями или скорбями. Когда человекзнает правило христианской жизни, то меньше страдает душой и телом.
 Поэтому храмимеет огромное значение для жителей нашего города, получается, что мы приобретёмещё одну лечебницу для души, ещё один источник Божьей благодати для укреплениядушевных и телесных сил.
 - «Владыка, расскажите,пожалуйста, как нужно православному человеку отмечать Димитриевскую родительскуюсубботу?»
 - Димитриевскаяродительская суббота – это древний русский праздник, который был установленещё в 1380 году, после победоносной битвы на Куликовом поле. Когда князь ДимитрийДонской прибыл к преподобному Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь за благословениемна эту битву, преподобный воодушевил его на победу и дал двух монахов в помощьнашему воинству. После трудной битвы русское войско одержало победу, князь Димитрийснова приехал к преподобному Сергию, чтобы поблагодарить его за молитвы, по которым произошло великое чудо – победа русского воинства над татаро-монголами.В этой битве погибли многие защитники Руси, и благодарность им нужно отдатьза то, что они сражались до смерти за Отечество, за веру Православную. КнязьДимитрий попросил благословения у Церкви, чтобы установить день поминовениявоинов, которые пали в этой битве. В 1380 году впервые совершилась эта всеобщаяблагодарственная молитва по убиенным, а потом стали совершать поминовение каждыйгод по всей Руси. В начале ХХ века при императоре Николае II было принято решениев этот день поминать всех воинов, которые пали во всех сражениях, вплоть до сегодняшнего дня.
 Мы будемпоминать всех героев, которые погибли, которые из любви к Отечеству шли на смерть,защищая Родину и в первой мировой войне, и во второй, в Афганистане и в Чечне.Мы должны отдать им дань любви и уважения, прийти на кладбища в этот день и помолиться за их души, чтобы Господь вселил их в селение праведных. Этот деньпоминовения усопших был в России всегда, даже в трудные для Церкви годы лихолетьямы не забывали своих воинов. А сейчас, когда Церковь приобрела свободу, то мыпризываем, чтобы подключились к этому дню все слои населения: и государственнаявласть, и все люди помнили своих предков, своих воинов, которые пали за Отечество.
 - «В российскомкалендаре появился ещё один новый праздник – «День народного единства», отмечаемый4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери. Что это за праздник, и как его праздновать?»
 - Сегодня4 ноября – это не только церковный, но и государственный праздник. Мы вспоминаемроковые годы начала XVII века, когда Россия находилась в очень тяжёлом положении,и заступничеством Божией Матери через Её образ «Казанский», была избавлена от внешних врагов. Эти церковно-государственные праздники мы всегда отмечали, хотягосударство к этому не имело никакого отношения. Многие не знают, что это праздникгосударственный, а не только церковный. Тогда вся Россия боролась и страдала,мучилась и претерпевала трудности, вся Россия взывала о помощи к Божией Матери.Божия Матерь помогла, и это чудесное избавление нашего Отечества от внешнихврагов мы помнили всегда.
 4 ноября– это историческое событие, которое произошло в 1612 году, когда на Руси былавеликая смута. Русь находилась в тяжёлом состоянии и опасности: не было законногоцаря, управляющего, который бы смог поддержать страну на должном уровне. Былиразные Лжедмитрии, цари, которые приходили к нам из вне, чтобы взять браздыправления и повести Россию совсем по другому пути развития. В течение смутноговремени народ наш спохватился, пришёл в себя, увидел опасность. Все народы сплотилисьвместе – и православные, и мусульмане, все встали в один отряд, чтобы дать отпорврагам, находящимся в Кремле, которые уже поработили Россию. Это и есть НародноеЕдинство, которое дало победу, успокоение жизни на Русской Земле. Страна началановую жизнь в том русле, которым прошла в течение 300 лет правления династииРомановых, и успех нашей страны был очевиден.
 Это праздник,который мы отмечаем второй год, праздник окончания смуты и тяжёлых времён для России и начало новой жизни – благополучной, мирной и созидательной. И сейчасможно провести параллель, что мы тоже живём в смутное время после октябрьскойреволюции, когда произошла страшная катастрофа в нашем Отечестве, которая остановиларазвитие нашей страны на долгие годы. До сих пор мы ощущаем трудности послеэтой катастрофы. В истории конца XIX и начала XX веков мы видим, что Россиябыла очень развитой страной, и если бы она также дальше развивалась, то мы быдостигли очень высоких показателей во всех сферах жизни нашего общества. Естьпредположение, что если бы не было этой революции, то уже в 50-е годы прошлоговека в России бы проживало 300 миллионов человек. А сейчас в России населениеуменьшается на 1 миллион в год – целый большой город. Мы видим большие трудности,которые лежат в сферах нравственности, в духовности, мы потеряли семейный укладжизни и ценности семейной жизни. А крепкая семья – это основа крепкого государства.Мы должны возвращаться к своим ценностям и побеждать свои немощи, а этот праздники учит нас быть в народном единстве силы, не в раздорах и разных дрязгах, а в том, чтобы всё общество понимало, что для России полезно делать, а что нет.Если мы видим, что сейчас полезно, чтобы в школах преподавались основы православнойкультуры, то это нужно делать. Чтобы всё народное единство, и все конфессиипожертвовали собой ради России, пожертвовали своими страстями, грехами, пороками,удовольствиями, – т.е. сделали так, как наши предки. Они не жили безобразно,как мы сейчас.
 Этот праздникпризывает нас к тому, чтобы мы подумали о России, о значимости народного единства.Нашему народу необходимо дать наши ценности и нашу культуру. Недавно состояласьвстреча представителей всех конфессий, и никто не был против, чтобы в школахпреподавалась православная культура. Ни одна из конфессий не хочет зла СвятойРуси. Они хотят, чтобы все люди воспитывались в высокой нравственности и духовнойжизни, что и даёт нам Православная Церковь.
 - Звонок из Перми:«Почему храмы освящаются в честь каких-то евангельских событий или в честь святых,или в честь Иисуса Христа, или Богородицы? Почему в храмах бывает несколькопрестолов? Откуда взялась эта традиция, и что это само по себе значит?»
 - Храмы нашистроятся в честь тех или иных евангельских событий или святых потому, что Церковьчерез это хотела, чтобы при праздновании церковного события, в честь которогоосвящён престол, благодать праздника воздействовала бы на прихожан обильнее,чем когда-либо. Престольный праздник – это для нас особое торжество, мы почитаемтех святых, в честь которых построены храмы. И в дни памяти этих святых ониявляются покровителями этих храмов и молитвенниками за всех прихожан, которыепришли в эту церковь. Когда празднуется день памяти святого, то Небесная Церковьликует и торжествует в этот день, прославляя его, и это торжество передаётсяЦеркви земной. Когда в храме имеются 2, 3 и более престолов, то в нём пребываетособая благодать Божия, и особое благословение по молитвам этих угодников Божьихпередаётся тем людям, которые приходят в этот храм. Храм – это источник благодатиБожией. Один престол – один источник благодати, 3 престола – 3 источника благодатиБожией. Источник, который бьёт большим фонтаном и наполняет души наши, укрепляетнаши силы для того, чтобы мы могли быть победителями зла и устоять в добре.И отрадно, что в нашем городе заложен храм, прежде разрушенный, трехпрестольный:в честь святителя Иоанна Златоуста, в честь Покрова Божией Матери и в честьСвятого Духа, третьей ипостаси Святой Троицы. Надеемся, что по молитвам БожиейМатери и Иоанна Златоуста, Господь пошлёт нам Духа Святого Животворящего, освящающегонас и исцеляющего наши недуги.
 - «Владыка, на улицах города размещены щиты с рекламными плакатами о магии, также много рекламына телевидении и в газетах, где призывают на свои семинары. Могли бы Вы посодействоватьи объяснить, чтобы убрать эту грязь с улиц нашего города?»
 - Мы должнывсем говорить, что на эти занятия, семинары ходить опасно, потому что там учатлюдей общаться с той злой дьявольской силой, которая причиняет много зла и вреда.Мы призываем к тому, чтобы научить людей, как приблизиться к Богу Всеблагому,Всемилосердному, который даёт нам радость и утешение. Мы должны знать пути,ходя по которым мы будем ближе к Богу, дающему нам благо, добро. А на такихсеминарах показывают путь, как приблизиться к дьяволу, к злому духу, которыйнас потом будет сам поражать всякими бедами и трудностями. Мы знаем, как многострадают люди, которые пошли на эти сеансы или семинары, как их мучает силабесовская и они не находят себе места. И потом, к сожалению, даже в храм не могут зайти, их состояние очень тяжёлое, и много нужно трудиться для того, чтобыочиститься от бесовского наваждения, дьявольской силы. Нам, людям православным,– знающим, что такое бес, дьявол и какова его сила, и знающим, кто такой ГосподьБог, который даёт нам благо и добро, – нужно предупреждать людей, чтобы онине соблазнялись этими уловками бесовскими и не шли на эти сеансы. Чтобы потомони не мучились и не страдали всю свою жизнь, потому что это действует оченьнегативно на психику человека, и он страдает, и бывает даже невозможно его излечитьникакими средствами, ни духовными, ни медицинскими. Не нужно, чтобы человексам добровольно шёл на такие страдания.
 Может быть,есть законные средства, обращаясь в областные или городские инстанции, чтобыэти рекламы сняли и не соблазняли людей во зло.
 - Вопрос от рабыБожьей Александры: «В Москве проводят чин всенародного покаяния. А у нас онесть или нет? Если нет, то можно ли его провести?»
 - Чин покаянияпоявился с самого рождения Церкви Христовой. Господь всегда нас призывал и призываетк покаянию и исправлению своей жизни. В каждой церкви проводится этот чин покаяния,человек может прийти и чистосердечно покаяться в своих грехах. У нас есть литература,специальные книги, в которых описано большое количество тех грехов, которыеможет совершить человек. Нужно прочитать и проверить свою душу по этим книгам,записать грехи на бумагу, если их трудно запомнить, и прийти в церковь покаяться.В монастырях тоже есть чин Исповеди, и каждый человек может поисповедоватьсяу духовников монастырей.
 Часто мыне придаём значения тем или иным грехам, и нам их нужно напоминать. В некоторыхнаших храмах читается последование общей Исповеди, где перечисляется большоеколичество грехов. Человек, слушая это, кается, сокрушается, а затем идёт к священнику за разрешением своих грехов, которые он изложил перед духовником.Лучше всё записать дома, проникновенно, глубоко и осмысленно посмотреть на своюдушу и прийти на Исповедь готовым. И очень важно не только перечислить грехи,а важно, как мы говорим, после генеральной исповеди принять решение не возвращатьсяк прежде соделанным грехам, а исправляться, меньше грешить, сделаться лучше,добрее, честнее, милосерднее и т.д.
 Когда мыисправляемся – это и есть истинное покаяние. Мы становимся ближе к Христу, становимсянастоящими христианами и высоко несём это имя в своём Отечестве, в кругу людей,не стесняясь своей веры, открыто её исповедуем добрыми делами – это и будетистинное покаяние, истинное исправление, которое важно нам в нашей жизни. СвятойСтрастотерпец царь Николай перед своими страданиями охарактеризовал духовноесостояние нашего общества так: «Кругом измена, трусость и обман». Эти стороныжизни мы должны исправить, потому что это одна из причин катастрофы 1917 года,которая ещё не закончилась до настоящего времени. Если мы будем иметь добродетели,противоположные грехам, которые отметил Царь-страстотерпец, то это будет истинноеисправление и истинное покаяние. В стране у нас бытует такое мнение, что нужнопокаяться в цареубийстве. Когда мы не будем обманывать, будем честными, тогдаи покаемся в цареубийстве. Что привело к убийству царя? Измена, обман, трусостьи предательство. Если мы не будем друг друга предавать и обманывать, а будемпреданными воле Божией и будем выполнять Его волю в точности, то это и будетнастоящее наше покаяние и исправление. И если движение исправления пройдёт по всей нашей стране, то это и есть истинное покаяние в цареубийстве, в той катастрофе,которая привела нас к трудностям, даже до настоящего времени.
 - Наталия из Екатеринбурга интересуется: «Сегодня людям открыты самые разнообразные знания,как хорошие, так и не очень. Нормальному человеку должно быть противно как-либосоприкасаться с чёрной магией и всем, что с ней связано. Но чем грозит изучениевосточных религий, древневосточных мудрецов? В этих книгах ничего нет противБога, а наоборот, когда я их читаю, у меня растёт внутренняя духовная сила,приходит понимание значения Божественной литургии. Если человек, изучая этикниги, не отпадает в другие религии, стоит ли порочить Восток? Православнуюлитературу тоже читаю, черпаю знания».
 - У нас естьПравославный Восток, и как раз из того древнего православного востока мы черпаемте знания духоносных старцев, которые оставили нам свою литературу, свои труды,опыт своей духовной жизни, очень глубокие знания о Боге, о душе, о ЦарствииБожием, о жизни земной и т.д. До сих пор мы читаем их труды и воодушевляемсяна подвиг добра и святости. Мы знаем труды Антония Великого, Макария Великогои других мудрецов, которые имели глубокие мысли, которые и для XXI века актуальны.Православной вере более двух тысяч лет. Она очень древняя и очень богатая огромнымопытом духовной жизни и огромным количеством мудрецов, которых мы должны знать,поскольку мы являемся носителями веры наших предков. Они с древних времён жилив Православной вере и набрали огромный опыт, а нам надо пользоваться их опытом.
 Сейчас опятьу людей появился интерес ко многим духовным книгам Православной веры и древних,и средних веков, и настоящего времени. У нас сейчас нет сложности в том, чтобызнать труды православных мудрецов, в которые нам надо углубляться, ими руководствоватьсяи цитировать их в своей повседневной жизни. К сожалению, мы, крещённые православныелюди, ходящие в церковь, знаем больше изречений мудрецов Китая, Японии и другихстран мира, а своих православных не знаем, они очень глубоки, духоносны, потомучто от них истекает Дух Божий. Читая их, мы купаемся в святоотеческой мысли,в духе святых отцов. Это есть как раз то укрепление нашего духа, который былвсегда присущ русскому человеку.
 - Звонокв прямой эфир из Первоуральска от рабы Божией Лидии: «Владыка, низкий Вам поклони многая Вам лета. Первая передача Православного телевидения вышла у нас в Первоуральске.Я в детстве видела Божию Матерь, икону Божией Матери «Казанская», когда мнебыло два года. Находясь в детском садике, я Её увидела в окно и просила у неёхлеба. Она так улыбалась, так улыбалась!… Я позвала всех детей, и они тожепопросили хлебушка. И самое главное – то, что с этого места пошло первое православноеслово, первый Православный телеканал. Низкий Вам поклон».
 - Людмила из Екатеринбурга спрашивает: «Владыка, расскажите о молодёжном клубе храма в честьВознесения Господня и его функциях».
 - Молодёжныйотдел при храме «Вознесения» – это отдел нашей епархии. Он был основан в 90-егоды ещё при настоятеле отце Александре Уракове. Предназначение этого отделасостоит в том, чтобы православная молодёжь могла найти себе место в обществе,имея возможность общаться со своими сверстниками, делать какие-то добрые дела.Они организовывают различные мероприятия, конференции, туристические походы,летние лагеря, концерты, викторины на религиозные темы. Встречается молодёжьобласти, они находят утешение в прекрасном общении. И, как они говорят, такоеобщение в христианстве намного выше и радостнее, чем то общение, которое бываетсреди молодёжи в другом круге, в другом обществе, где много бесчинства и цинизмаи т. д. А здесь всё благородно, возвышенно и благодатно. Молодёжи очень нравится.

 С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи Илья ЦЫГАНЦОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Первосвятитель

Опубликован Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей

 В соответствиис решениями Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского СинодаРусской Зарубежной Церкви опубликованы Акт о каноническом общении и Приложениек нему. Акт о каноническомобщении разрабатывался комиссиями Московского Патриархата и Русской ПравославнойЦерковью Заграницей на протяжении двух лет и, как отметил секретарь московскойкомиссии протоиерей Николай Балашов, является главным итогом их работы.

 
Архипастырь

Состоялась встреча архиепископа Викентия с председателем правления Российского клуба православных меценатов Андреем Поклонским

 Екатеринбург,3 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии побывал председательправления Российского клуба православных меценатов Андрей Антонович Поклонский.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс