Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы Отдел социального служения Екатеринбургской епархии и Центр защиты материнства «Колыбель» в конференц-зале Храма-на-Крови провели тематический вечер «Под сенью Пресвятой Богородицы», посвященный подвигу материнства. В фойе была организована выставка-продажа духовной литературы, книг, посвященных православному воспитанию ребенка в семье, состоялась презентация книги колыбельных песен.
Именно с них, с песен, которые пела мать, качая ребенка в колыбели, и начиналось его духовное воспитание.
На вечер-концерт пришли молодые мамы, и те, кто еще готовится стать матерью, бабушки, которые, воспитав своих детей, сейчас занимаются воспитанием внуков.
Новая жизнь. Что может быть прекраснее и загадочнее этого! На белый свет появляется новый человечек. Трепетный листочек живой души начинает чутко колыхаться на жизненном ветру. Что ждет его, каким он будет? Что можно и нужно сделать для того, чтобы он был счастлив в этой жизни, чтобы он принес пользу окружающим людям и утешение родительским сердцам? В праздник Рождества Пресвятой Богородицы на эти непростые вопросы, которые ставит перед нами современная жизнь, и пытались коллективно ответить все, собравшиеся в зале.
С приветственным словом к женщинам-матерям обратился священник Храма-на-Крови отец Александр Салаутин. Он отметил, что Россия всегда уподоблялась Матери. Матушка-Россия… Так и несла она этот крест- крест материнства. Несла радостно и достойно, ликуя звонами колоколов, сияя своими золотыми куполами. Нынешние российские женщины должны также достойно нести этот подвиг – тайны рождения человека, подвиг воспитания своего чада в лучших духовных традициях Святой Руси.
Лариса Михайловна Рябкова, руководитель школы родителей Центра защиты материнства «Колыбель», рассказала о работе школы, деятельность которой направлена на православное воспитание будущих матерей, на возрождение традиционного уклада жизни в благочестивой христианской семье и на воспитание детей в чистоте духовной нравственности. Школа работает уже 3, 5 года, и за это время на свет появилось немало малышей, «православное воспитание» которых начиналось еще в утробе матери. Многие малыши обязаны своим появлением на свет именно специалистам школы, которые в трудную минуту пришли на помощь их матерям, и оградили их от рокового шага сделать аборт, убить своего не рожденного дитя. Первые выпускницы школы имеют сегодня уже двоих детей, некоторые подумывают о рождении третьего ребенка.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии государственного педагогического университета Наталья Федоровна Алиева «напомнила» присутствующим, что всегда означала и означает на Руси обычная люлька, зыбка, колыбель, в которой качали ребенка. Вот она, простая зыбка, установленная на сцене. Но ее можно рассматривать и как коляску, и как лодочку, и как дом, и как ковчег. Интересно происхождение самого слово «зыбка»: «зыбать» – это значит беспокоить. То есть приучать ребенка к волнам бытия (быть ему и на вершинах, и внизу), подготовить его и к успехам, и к неудачам.
Наталья Федоровна рассказала, что в Эстонии, где она недавно побывала, есть даже специальный праздник мам. В этот день ребенок должен обязательно проснуться раньше мамы, подойти к ее кровати и спеть ей какую-нибудь песенку. По убеждению заслуженного педагога, в той семье, где между родителями нет борьбы за то, «кто главнее и кто самее», возникает спокойная жизнерадостная обстановка, и дети в этой семье растут спокойными и добрыми.
Едва ли кто будет оспаривать ту мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человеческие, добрые и злые. Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние слабого на сильного без стеснения свободы. Но все же влияние женщины на устройство нашей жизни велико и благотворно только тогда, когда вся ее жизнь сообразна с ее предназначением.
«Почему у наших детей плохой вкус? А давайте посмотрим на себя… Мы носим импортные вещи, читаем низкопробную литературу, слушаем непотребную музыку… Давайте же хотя бы у себя дома выглядеть как русские королевы: надевать красивую национальную одежду, петь ребенку русские колыбельные песни, готовить традиционные блюда православной кухни…» – к этому призвала женщин Наталья Федоровна в конце своего выступления.
С ней трудно не согласиться. Известно, что уже с 6 месяцев внутриутробной жизни ребенок начинает слышать и различать звуки, голос мамы, голоса своих близких. И как важно, чтобы уже тогда вокруг еще не рожденного малыша не звучало агрессивной музыки, резких и грубых слов. Ведь младенец уже впитывает звуки, как губка…
Когда семья живет по одним законам, традициям, тогда и возникают в ней хорошие и крепкие взаимоотношения. Если на праздник – то всей семьей, на молитву – всей семьей, на трапезу или работу по хозяйству – тоже всем вместе. Православие играет огромную роль в укреплении семьи. Несколько таких семей составили основу народного фольклорного ансамбля «Перезвон», который хорошо известен жителям нашей области своим православным репертуаром и многочисленными выступлениями в разных городах и селах области на многих православных праздниках. Несколько лет занимаются в ансамбле вместе с детьми и внуками семьи Паркулаб, Новоселовых, Шестоперовых, Бунтовых.
Кстати, глава семейства Бунтовых, Евгений Владимирович, православный бард и гусляр – был ведущим праздничного концерта «Под сенью Пресвятой Богородицы». А представленное ансамблем «Перезвон» выступление – стало ярким подтверждением всему, о чем было сказано выше.
Валентина Николаевна Паркулаб была очень откровенна со зрителями: «Когда у меня были маленькие дети, и когда они начинали плакать, это не то, чтобы раздражало, но и не очень беспокоило меня. Сейчас, когда в семье растут внуки, я считаю, что лучшей музыки на свете, чем плач ребенка – просто не существует». Ее словам охотно веришь, когда знаешь, что за два года в семьях «Перезвона» появилось 8 детей, и каждый ребенок внес свою лепту в творчество коллектива.
Молодая невестка Валентины Николаевны, имеющая двухлетнего и полуторамесячного ребенка, тоже Валентина, представила старинные колыбельные песни. Большинство из них носят «хозяйственно-бытовой» характер, в них рассказывается о том, чем занимаются по хозяйству члены семьи: кто пашет, кто печет хлеб, кто ухаживает за домашними животными. Таким образом ребенка с первых дней жизни готовили к труду. Но не оставалось в стороне и духовное воспитание ребенка: где добро, а где зло, что хорошо, что плохо – об этом рассказывают другие колыбельные песни. Слова Бог, Богородица, ангел ребенок слышал в семье с младенчества.
Да, наши предки были намного разумнее нас. При отсутствии технических средств, которые имеет современный человек, они знали об окружающем мире намного больше, понимали его и жили с Природой в гармонии. Наверное, нам всем нужно почаще обращаться к опыту предков: какими ценностями мира жили они, как в тяжелейших условиях по крупицам веками собирали мудрость народную, передавая ее из поколения в поколение.
А что говорят о детях русские пословицы и поговорки!
У кого детей много, тот не забыт у Бога; дети – благодать Божия; хозяйка, что лебедь-птица, вывела детей станицу; добрый сын – всему свету зависть; кто красен дочерьми да сыновьями – в почете да в благодати; у кого детей нет – тот во грехе живет.
А чтобы Бог простил, всегда брали приемных детей.
А русские сказки… В традиционной культуре именно они закладывают в сознании ребенка первую модель окружающего мира. Ведь в сказках присутствуют образы родителей, семьи, друзей и врагов, разных стихий природы. Образ добра и зла. Сказка побуждает ребенка к размышлениям. Именно с этими образами ему предстоит шагнуть во взрослую жизнь.
Попробуйте представить, например, Снегурочку с выражением на лице гнева или похоти. Или Василису Прекрасную, размахивающую кулаками и убивающую Кощея. В традиционных сказках мужские и женские качества строго разграничиваются. Негативные качества высмеиваются. Традиционная культура в целом создает у ребенка культурный иммунитет, формирует национальное самосознание, которое может помочь юному созданию противостоять той культурной, духовной интервенции, давно ведущейся против России и особенно против ее молодого поколения.
Хотя современная технократическая жизнь усиленно отвергает традиционные ценности, русская традиция по-прежнему жива! От нас лишь требуются небольшие усилия, чтобы повернуть внимание своего сердца в ее сторону. Взгляните, вон в стороне от дороги стоит березка на пригорке. Вот так же наша традиционная культура: она не ломится к нам в закрытые двери, не лезет в наши занятые суетой души. Она тихо ждет в сторонке, ждет, когда мы сами придем, вернемся к ней.
Так, как вернулись к ней когда-то организаторы детского фольклорного ансамбля «Сылышки», а затем повели по этой проторенной дорожке своих детей. Зрители вместе с маленькими артистами, выступающими на сцене, убедились, как это здорово – хором петь русские народные песни, водить хороводы, все участники которого движутся в одном ритме, в одном направлении, в одном духовной настрое. Как это здорово – вместе поиграть в молодецкие игры, в которые когда-то играли их далекие прапрадеды, будучи такими же озорными мальчишками. Немногие современные тан-цы, песни и игры могут дать то, что получают ребята из родников традиционной русской культуры.
К сожалению, в современной действительности формирование образа Мира у наших детей мы безрассудно уступаем телеэкрану. И начинает происходить незаметная постепенная подмена традиционных образов в мировоззрении ребенка, а в результате – интеллектуальное и духовное растление юного создания. На современном экране положительный образ матери или отца семейства встречается только в рассказах о животных. С кого брать пример ребенку?
Отечественные специалисты-психологи, просмотрев километры с иностранными фильмами и «мультиками», которыми перегружены российские телеэкраны, пришли к заключению, что, цитирую: «Систематический просмотр иностранных, в особенности американских, фи-льмов, приводит к угасанию функции продолжения рода и функции материнства. Такие качества, как целомудрие, бескорыстие, застенчивость, высмеиваются. Можно с уверенностью сказать, что авторы и режиссеры, создавшие эти фильмы, психически больны или действуют по злому умыслу».
Вот поэтому так почитают на Руси праздник Рождества Пресвятой Богородицы, потому что в русской традиции образ женщины-матери ото-ждествляется с самой Богородицей.
Что только не подстерегает человека на его жизненном пути. И часто бывает так, что в трудную минуту, в минуту испытания или скорби, своих сил просто не хватает, и не к кому обратиться за поддержкой. Тогда на помощь приходит Вера. Сердце вспоминает о высшей силе, о нашем Творце, уповая на Его милость. Сердце вспоминает о Пресвятой Богородице. Кому, как не ей, открыться и попросить заступничества и помощи для себя, для близких, для детей своих – настоящих и будущих. Владычица Преблагословенная, не оставь своим покровом нас…
В праздничном концерте приняли участие молодые актеры Православного театра-лаборатории имени Михаила Чехова. Они выступили с поэтической композицией «Крещение Руси», в которой прозвучали произведения русской классики: «В минуту жизни трудную», «Я – Матерь Божия», «Молись, дитя»… Горячими аплодисментами встретили зрители выступление православного барда, регента новолялинского храма в честь Рождества Христова Дмитрия Ивакина. Несколько песен он посвятил святым Царственным Страстотерпцам и самой идеальной матери – Царице Александре. «Нет, крестный путь твой не напрасен…» – так завершается одна из песен Дмитрия Ивакина.
Гость из Москвы, автор и исполнитель песен Вячеслав Капорин запомнился замечательной песней, посвященной самой главной Матери – Матери Божией, – «По ромашковому полю». А певец из Санкт-Петербурга Антон Галицкий – песнями-молитвами перед иконами Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» и «Державная».
Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА
Екатеринбург,29 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Традиционно свой день рождения реабилитационный центр для детей и подростковс ограниченными возможностями Кировского района Екатеринбурга «Лювена»встречает в день праздника святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Мир художника – особый мир, но мир, открытый для всех. Мы познаем его через работы художника, в которых угадывается его душа, его мироощущение, его мысли и чувства… В праздник Рождества Божией Матери в художественной галерее Храма-на-Крови открылась выставка уральского художника Андрея Мережникова «Во славу Богородицы».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.