Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (406) → Центр культуры «Преображение» представляет проект праздников народного календаря «Круглый год»

Центр культуры «Преображение» представляет проект праздников народного календаря «Круглый год»

№37 (406) / 1 октября ‘06

Искусство и культура

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Центр культуры «Преображение» Екатеринбургской епархии представляет проект праздников народного календаря «Круглый год».

О проекте рассказал советник Правящего Архиерея по вопросам культуры, руководитель Центра культуры «Преображение» Александр Николаевич Черепанов.

Цель проекта: решение актуальных социокультурных проблем современного общества через обращение к опыту традиционной народной культуры.

Что такое традиционная народная культура?
Сегодня в России мы являемся свидетелями и участниками «второго крещения Руси» — возрождения исконных традиций и восстановления прерванной исторической преемственности. После десятилетий ослепления народ возвращается к вере отцов и традиционной Православной духовности. Повсеместно открываются храмы, происходит воцерковление людей разных поколений, возвращаются традиции православного просвещения и образования. Между тем, серьезной проблемой является почти полное забвение основной массой народа культурно-бытовых православных традиций.
В отличие от монастырского уклада, полностью регламентированного церковным уставом, жизнь мирянина на Руси дополнялась множеством неписаных обычаев и традиций, сложившихся за столетия культурного творчества многих поколений православных людей.
Праздничные и семейно-бытовые ритуалы, обрядовая кухня, народные спортивные игры, музыка и традиционная одежда — все это украшало и дополняло церковную жизнь наших дедов и прадедов, создавало «полноту жизни во Христе».
В результате безбожной «культурной революции», нынешнее поколение православных людей оторвано от этих традиций и вынуждено довольствоваться пережитками советского культурно-бытового уклада.
Как весело и достойно поздравить новобрачных? Как избежать безвкусия и пошлости, и в тоже время сухости и ханжества на свадебном застолье? Как сделать зимние святки радостными и запоминающимися для детей? Где же место для молодецкой удали, которой не чужда и православная молодежь? Где, в к конце концов, могут познакомиться парень и девушка, и целомудренно, по — христиански, проявить свои чувства?
Современным православным приходится ломать голову и предлагать надуманные проекты, вплоть до идеи… «православных дискотек».
В то же время, за тысячу лет, православными народами найдены оптимальные формы сочетания «земного и небесного», решения социальных и культурных вопросов в соответствии с духом и буквой Православия.
Это и есть «традиционная культура».
При этом не надо путать ее со стереотипно воспринимаемой «народной культурой»: хорами пенсионеров, матрешками, хохломой и т.п.
Традиционная культура — это культура, направленная не на сцену и выставки, это — живой бытовой уклад.
Это не археологический экспонат, а инструмент решения актуальных социальных вопросов.

О народном празднике.
Одним из первых шагов в восстановлении культурно-бытовых традиций представляется обращение к народному празднику.
В традиционном обществе праздничное веселье отнюдь не является самоцелью. Народные праздники, как правило, решали множество задач: выстраивание диалога между поколениями, укрепление общественных связей, распределение половозрастных и социальных ролей, реализация компенсаторных функций и т.д. (Как наглядный пример детского восприятия традиционного календарного круга в городской культуре напомним хрестоматийно известное «Лето Господне» И.С. Шмелева.).
Каждая социальная группа (женщины, мужчины, молодежь и т.п.) в свою очередь имела «собственные» праздники, гармонично встроенные в годовой календарный круг, определяемый церковным календарем. Собственно, в любой культуре сохраняется подобная структура, но, очевидно, что предлагаемые современным масскультом модели в большинстве случаев неприемлемы для православного человека (чего стоит хотя бы беспутное празднование «женского дня» 8 марта или откровенно блудный «Валентинов день»!)
Восстановить годовой праздничный круг в его традиционных датах и смыслах — сегодня это не только общекультурная, но и миссионерская задача.
Ярким примером является Масленица, трудами затейников советских времен, превратившаяся в дежурный «день проводов зимы» в разгар Великого Поста. Между тем, практический опыт возвращения празднику исконного смысла и значения (в первую очередь, как преддверия Поста и «прощенного воскресения») , показал его жизнеспособность и востребованность для современного общества.

"Круглый год».
Практическая реализация изложенных идей возможна, на первом этапе, как проведение ряда культурно-досуговых мероприятий в рамках традиционного годового календарного круга.
Формы культурных проектов могут быть различны, в соответствии с исторически сложившимися особенностями. Например, для Масленицы — это массовое гуляние с преобладание спортивно-состязательных элементов; в Зимние святки — детское «колядование», святочные концерты и показ рождественских «вертепных» представлений; на Покров обыкновенно устраивают осенние ярмарки и демонстрации ремесел и т.д.
На сегодня, в приходах Екатеринбургской епархии Центр культуры «Преображение» предлагает организовать и провести во втором полугодии 2006 года и первом полугодии 2007 года в качестве основных, «узловых» точек календаря, которые традиционно будут сопровождаться разного рода культурными акциями и мероприятиями, следующие даты:
1. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября 2006 г.
2. Дмитриевская родительская суббота. День поминовения всех воинов.28 октября 2006 г.
3. Праздник иконы Казанской Божией Матери. День народного единства России. 4 ноября 2006 г.
4. Фестиваль мужской традиционной культуры «Дмитриев день». 6–8- ноября 2006 г.
5. День Святой Великомученицы Екатерины. Именины г. Екатеринбурга. 7 декабря 2006 г.
6. Рождество Христово. Зимние святки. 7–18 января 2007 г.
7. Масленица (в течение недели, с завершающим «Прощеным воскресением»).
8. Светлое Христово воскресение. Пасха и Светлая неделя.
9. День Жен-Мироносиц (3-е воскресение после Пасхи). «Православный женский день».
10. День Победы (9 мая). День Памяти и чествования ветеранов.
11. День св. Кирилла и Мефодия — праздник Славянской письменности (25 мая). Подведение итогов учебного года.
12. «Царские дни». День памяти св. Царственных страстотерпцев (17 июля). Всероссийский фестиваль православной культуры.
Естественно, в этот перечень не смогли войти все праздники Культурного проекта «Круглый год», хотя на первых порах и этот объем будет непросто реализовать. Но цель расширения праздничных событий и приход к полноте Культурного проекта «Круглый год», конечно же, стоит. Более того, стоит так же цель углубления и расширения представленных здесь праздников.

План реализации проекта.
Реализация проекта возможна лишь при участии всех отделов и структур епархии совместно с соработниками и благодетелями. Координацию Культурного проекта «Круглый год» предлагается осуществлять силами, специально созданного для этой цели центра культуры «Преображение». В рамках ЦК «Преображение» для более эффективной реализации мероприятий проекта создаются информационно — просветительская и учебно — методическая структуры.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

Искусство и культура

Екатеринбургская епархия проведет конкурс «Ручейки добра. Нравственная и культурная красота Православия»

Екатеринбург, 25 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Екатеринбургская епархия, при поддержке областного министерства общего и профессионального образования объявляет о проведении конкурса по основам православной культуры «Ручейки добра.

 
Искусство и культура

Пятнадцатый колокол поднят на звонницу Валаамского Спасо-Преображенского собора

Екатеринбург, 19 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Последний — пятнадцатый колокол «Святитель Николай» подняли на звонницу Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс