Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург,26 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Очень часто приходят в Ново-Тихвинскую женскую обитель Екатеринбурга люди, которыхнапугали, что на них «наведена порча».
Сестры монастыря говорят: последниеполгода — просто постоянный поток таких несчастных. Поэтому очередной номер«Тихвинского листка» — издания Ново-Тихвинского монастыря, полностьюпосвящен этой духовной проблеме. Он объясняет людм, что такое «порча»и как правильно относиться к этому явлению.
Существует ли порча? Вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд. Телесныеболезни или тяжелые душевные состояния, которые мы называем «порчей»,как правило, являются следствием наших собственных грехов и внецерковного образажизни. Вместо того чтобы подумать о своих страстях и греховных привычках, мыобвиняем в своих бедах какого-либо человека или группу лиц. А вместо того чтобыизменить свою греховную жизнь, защищаемся от «порчи» языческими средствами:колдовскими манипуляциями, походами к экстрасенсам, в лучшем случае — зайдемпоставить свечку в церкви (причем тоже скорее ритуально, чем осознанно, с верой).Господь призывает нас к покаянию, то есть к изменению жизни по Его заповедям,и к участию в установленных Им Таинствах Исповеди и Причастия.
Конечно,совсем отрицать существование чародейства нельзя: о нем говорится в СвященномПисании и в житиях святых. Апостол Павел, перечисляя в Послании к Галатам греховныедела, называет среди них и волшебство. В книге Исход рассказывается о том, как египетские волхвы своими чарованиями обратили жезлы в змей. В книге Деяний святыхапостолов мы читаем о Симоне-волхве и женщине, одержимой злым духом прорицания.В житиях Василия Великого, святых Киприана и Иустинии и в некоторых других упоминаетсяо действиях колдунов и их жертвах.
Посколькусейчас появилось множество экстрасенсов и разных видов магии, то не исключено,что какой-нибудь человек окажется объектом колдовского воздействия, как говорятв народе — «порчи». Однако мнение о распространенности «порчи»очень преувеличено, на самом деле чаще всего различные экстрасенсы просто пугаютею обращающихся к ним людей. К тому же надо твердо усвоить, что произвольнонасылать на людей «порчу» не может никто: ни колдуны, ни сам дьявол,— потому что участь каждого человека и любой твари Божией зависит только от Самого Бога, и никто не в силах повредить нам без попущения (дозволения) Божия.
Маги, колдуны,экстрасенсы воздействуют на мир с помощью бесов. В широком смысле любой грешник,то есть всякий из нас, уже имеет связь со злыми духами посредством греха. Если же человек прибегает к некоторым суеверным обрядам, гаданиям, оставшимся от язычества, то призывает злого духа и сам оказывается в роли колдуна, а, значит,совершает тяжкий грех, многократно осужденный в Священном Писании.
Колдуны частоприкрываются христианскими словами и используют святую воду, огарки церковныхсвечей и т.д. Все это лишь видимость: колдуны получают свою силу не от Богаи только на короткое время помогают в болезнях и бедах (или, наоборот, вызываютнапасти и омрачение духа, так называемую «порчу»).
В житии священномученикаКиприана открываются страшные тайны общения человека с сатаной. До своего обращенияКиприан, живший в III веке в Антиохии, был волхвом и философом. Семи лет егоотдали чародеям для обучения волхованию. Юноша рос в полном неведении Евангельскойистины. Полученные демонические знания дали ему огромную власть (именно в поискахтакой власти гордые люди и обращаются к демонам). Но человеколюбие Божие извлеклоповрежденную душу Киприана из погибели, он познал силу Креста Христова и отошелот магии. «Ныне я узнал твою немощь, — сказал он сатане, — ибо ты боишьсядаже тени Креста и трепещешь имени Христова». Киприан отдал на сожжениевсе свои чародейские книги и принял Святое Крещение. Жизнь свою он закончилмученичеством за Христа.
СвятительИгнатий (Брянчанинов) ещё два столетия назад писал: «В наше время многиепозволяют себе входить в общение с духами посредством магнетизма, <который>всегда причиняет крайнее душевное и даже умственное расстройство. <…>При нем нет явного отречения от Бога, но несомненно имеется отречение прикрытое,так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясьоб уничтожении существенного, нежели наружного».
О первойпричине, по которой можно стать жертвой демонов, уже упоминалось выше — этонезнание своих грехов и тайных страстей, отсутствие покаяния, то есть сердечнойпечали о сотворенном зле, и желания исправиться. В этом случае за «порчу»мы принимаем закономерные последствия наших греховных поступков: болезни и напасти.Кроме того, пребывание вне молитвы, вне Таинств Церковных, в неведении Евангельскихзаповедей лишает человека благодати, то есть помощи Божией. Человек греховныйвесь находится во власти диавола без всякого целенаправленного колдовства. Такоесостояние часто приводит к мысли о чьем-то злом вмешательстве, порождает множестволожных страхов, мнительность, подозрительность к людям, осуждение и клевету.Эти грубые нарушения закона Божия еще усугубляют греховное, тягостное физическоеи душевное состояние человека.
Второй причиной«порчи» является наше неверие, из-за которого сила демонов представляетсянам бoльшей, чем сила Божия. Ослепленным грехом людям кажется, что Господь где-то далеко, и поэтому человек беззащитен перед воздействием темных сил, которыетворят, что им угодно. Мы забываем, что демоны лишь сотворенные и падшие существа,забываем о любви и милосердии Божием, о Его Крестной смерти за нас, о ПромыслеЕго, о даровании Ангелов-Хранителей и о том, что даже волос с головы нашей «не пропадет без воли Божией» (Лк. 21, 18). Нельзя думать, что падшие духивредят людям в той степени, в какой хотели бы, а экстрасенсы и колдуны всесильны.Их «сила» призрачна. Они могут сделать не больше, чем им попущенодля нашего вразумления Промыслом Божиим. Премудрость Творца обращает даже коварстводемонов в средство для спасения людей, побуждая нас к покаянию.
Третьей причинойтак называемой порчи может стать наше уныние и отчаяние, то есть отсутствиенадежды на Бога и Его милосердие из-за множества совершенных нами грехов. Тот,кто дает унынию совершенно овладеть своей душой, пусть знает, что создает самуюблагоприятную почву для воздействия на него со стороны злых духов. Никогда нельзятерять надежду на Бога, Который «пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1, 15). Нужно молиться Ему, прося прощения и помощи, ибо сказано, что Бог«защититель есть всех уповающих на Него» (Пс. 17, 31). Господь помилуетнас, как миловал кающихся блудниц, мытарей, разбойников и прочих грешников.
Что нужноделать, чтобы не подвергнуться действию «порчи»? Наверное, каждыйуже способен сам ответить на этот вопрос. Нужно стремиться к живой и действеннойвере: постоянно носить нательный крестик, чаще осенять себя и жилище крестнымзнамением, читать Евангелие и книги святых отцов, прекратить поиски врагов средилюдей, вспомнить, что нет для нас худшего врага, чем мы сами, если грешим. А затем необходимо, покаявшись на исповеди, изменить свою жизнь, приведя ее в соответствие с учением Спасителя, прибегнуть к молитве, начать жить согласнос Церковью, участвуя в ее Таинствах. Последнее очень важно. В житии преподобногоМакария Египетского рассказывается, как один египтянин, прельстившись замужнейженщиной, отправился к чародею, чтобы тот с помощью чар заставил ее проявитьрасположение к нему. Но чародей был не в состоянии склонить христианку к греху;тогда он устроил так, что все смотревшие на эту женщину видели ее в необычномоблике: им мерещилось, что это лошадь. Муж верной супруги обратился за помощьюк Макарию Египетскому, который с молитвой окропил женщину святой водой. И всеувидели ее как дoлжно. Прп. Макарий сказал, что женщина подверглась бедствию,потому что пять недель не причащалась Святых Христовых Таин. Вот насколько важнодля человека участие в Таинствах.
Святой АнтонийВеликий говорит о внутренней духовной борьбе с бесами, действующими в нас черезгреховные пожелания: «Должно страшиться одного Бога: демонов должно презиратьи нисколько не бояться. <…> Великое оружие против них — чистая жизнь и вера в Бога». Сам Господь вложил нам в руки оружие против бесовских козней,сказав: «Сей род <бесовский> изгоняется только молитвою и постом»(Мф. 17, 21). Необходимо от всего сердца взыскать Единственного Защитника и Всемогущего Спасителя наших душ — Господа Иисуса Христа, звать Его с постоянствоми терпеливо, ибо без Него невозможна победа над злом.
Итак, жизньв вере и в страхе Божием, то есть по заповедям Его, под кровом Церкви с ее Таинствами,освобождает всякого человека от малейшей возможности «порчи».
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург,26 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Вышел в свет очередной номер газеты «Ярмарка» — издания ярмарочногокомитета при главе администрации рабочего поселка Юшала.
Екатеринбург,31 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Конец июля и начало августа — время, богатое праздниками.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.