Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня в общественном сознании произошла переоценка роли религии в культуре, в истории России, в духовно-нравственном развитии человека и общества. Религия и деятельность религиозных организаций стала фактором, активно воздействующим на социальные процессы, духовно-нравственный облик современного человека и российского общества в целом.
Настоящее время можно охарактеризовать как начало процесса возвращения российского общества к традициям русской православной культуры. Согласно данным социологических опросов, большая часть населения нашей страны относит себя к православным. Доказательством важности для многих людей духовной жизни являются: небывалый рост числа приходов, восстановленных и вновь созданных храмов и монастырей, организация новых и восстановление старых духовных учебных заведений, церковно-приходских школ, многолюдные Пасхальные и праздничные богослужения, Крестные ходы и т.д. Следует заметить, что традиции русского Православия и, непосредственно, воспитания заключают в себе понятие нормы, нравственного идеала, стремление к которому формирует духовный иммунитет, который позволяет противостоять порокам, поразившим часть современного общества, в том числе, представителей молодого поколения.
Таким образом, пути преодоления проблем, как частного, так и государственного масштаба (проблема демографии, наркомании, сектантства и др.), очевидны. При этом нужна лишь согласованная система действий власти и общества. Необходимость движения по пути интеграции усилий власти и Церкви в образовании очевидна и не вызывает сомнений, однако осуществление такого движения встречает различные трудности.
Известно, что воспитание – это не формирование искусственно сконструированных желаемых качеств, которые воспитатели хотели бы воплотить в подрастающих поколениях, – цели и ценности воспитания определяются ценностями культуры, эпохи, общества, ими же задается педагогическое пространство, в котором осуществляется учебно-воспитательный процесс.
В течение последних десяти лет в российской системе образования сложились многообразные формы изучения религии, религиозной культуры. Сегодня в российской общеобразовательной школе знания о религии включены в учебный материал общеобразовательных программ в виде отдельных элементов содержания основных учебных дисциплин. Соответственно, они присутствуют и в содержании используемых ныне образовательных стандартов начального, основного и полного среднего образования (временных требований или минимумов содержания).
Тем не менее, в настоящее время не существует единой модели освоения знаний о религии в государственной и муниципальной системе образования. Нет общепризнанного курса религиозной культуры для средней школы, который мог бы претендовать на включение в обязательное содержание основного и общего среднего образования (федеральный компонент).
Однако воспитание детей и молодежи в системе образования рассматривается как приоритетное направление в современной педагогике, практике образования. В федеральных и региональных программах развития образования и научных исследований проблематике воспитания, в том числе воспитания школьников в процессе освоения знаний о религии, традиционной духовной культуре, уделяется всё большее внимание. Чему немало способствует и личная заинтересованность в реализации программ духовно-нравст-венного содержания в рамках дополнительного образования самих учащихся и их родителей.
Эта тенденция требует интенсификации теоретических и прикладных разработок, создания для этой цели соответствующих научно-педагогических подразделений и центров.
В качестве примера организации подобной работы можно привести опыт работы Учебного отдела Екатеринбургской епархии. Учебный отдел Екатеринбургской епархии создан в сентябре 2004 года и ведет работу по духовно-нравственному воспитанию в 107 общеобразовательных школах г. Екатеринбурга и Свердловской области.
В 2005–2006 учебном году отдел организовал и провел пять «круглых столов» с Управлением образования Администрации города Екатеринбурга, три «круглых стола» с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, четыре — с депутатами Законодательного Собрания, с депутатами Областной и Городской Думы. Главной темой обсуждения были вопросы взаимодействия Государства и Церкви.
Результатами этих встреч явились:
- план совместной деятельности Управления образования г. Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии на 2006–2007 учебный год;
- протокол встречи Министра образования Свердловской области и Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии (прописано 11 новых форм взаимодействия, одной из которых является совместная работа по созданию регионального учебно-методического комплекта «История и культура православия на Урале»).
В прошедшем учебном году в качестве основного направления по духовно-нравственному воспитанию в школах Учебный отдел выбрал работу по ознакомлению учащихся и учителей с народными и православными праздниками и традициями. Для этого был разработан и изготовлен стенд «Годовой круг народных и православных праздников». Проводились системные семинары и мастер-классы, которые помогали учителям и специалистам по духовно-нравственному воспитанию в подготовке и проведении мероприятий по праздникам в образовательных учреждениях города Екатеринбурга и Свердловской области.
Изданы тематические сборники «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето». Эти методические разработки предназначены, в первую очередь, учителям и воспитателям, ведущим работу по духовно-нравственному и православному воспитанию и образованию в общеобразовательных учреждениях. Актуальность данных разработок состоит в том, что составители смогли собрать и адаптировать для светских образовательных учреждений материалы к мероприятиям по народным и православным праздникам.
К началу 2006–2007 учебного года специалистами отдела будет выпущена электронная энциклопедия «Круг жизни», это систематизированные материалы по блокам: катехизис, методические разработки уроков, бесед и других мероприятий по направлениям, статьи и программы дополнительного образования духовно-нравственного содержания, все четыре сборника по праздникам, иконы и другие материалы.
В 2005–2006 учебном году укрепилось сотрудничество с приходами как отдельных школ, так и районных методических объединений специалистов школ по духовно-нравственному воспитанию.
Учебным отделом составлен список приходов и священников, закрепленных за общеобразовательными школами по территориальному признаку.
На методических объединениях Орджоникидзевского, Железнодорожного и Кировского районов Екатеринбурга, а также городов Алапаевска, Березовского, Верхотурья, стали традиционными встречи со священнослужителями. Батюшки также помогают в проведении паломнических экскурсий для педагогов, учащихся и их родителей, проводят беседы с детьми и учителями в школах, сотрудничающих с Учебным отделом.
Таким образом, Учебный отдел предпринял попытку организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания учащихся, имея в виду, в первую очередь, создание в образовательном учреждении команды единомышленников, объединенных единой системой миропонимания, стратегического и системного мышления, а также построение воспитательного процесса на основе единой цели, единых нравственных ценностей. Все это призвано обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя школу, семью и учащегося.
Возрождение традиции русской педагогики во всем ее богатстве должно лечь в основу современной образовательной деятельности.
Опыт Русской Православной Церкви по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи не прерывался на протяжении нескольких столетий. Обращение к этому опыту способно вдохнуть новые силы в систему светского образования. Драгоценное время детства и отрочества дано человеку не только для обогащения знаниями, но и для того, чтобы он нашел свой путь к духовным ценностям, открыл радость чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание и раскрыл собственные таланты. Такое духовное развитие возможно на пути приобщения к тому лучшему, что хранил наш народ на протяжении тысячелетия.
Перенесенные Церковью и школой испытания должны стать уроком на будущее, извлечь который необходимо для возрождения и обновления взаимодействия, способного обеспечить выход из образовательного кризиса. Церковь протягивает руку и призывает учителей, руководителей образования к соработничеству в деле возрождения нашей национальной культуры, духовного и нравственного здоровья подрастающих поколений. В Церкви не прервана связь времен, в ней нет разрыва поколений, столь болезненно переживаемого секулярной культурой.
От того, сумеем ли мы в практике воспитания подрастающих поколений опереться на отечественные духовно-нравственные традиции, зависит будущее нашей Церкви и нашего Отечества.
Нам необходима сегодня совместная деятельность Церкви и светской системы образования, которая могла бы увенчаться достойными культурными плодами, в том числе высококачественными православными учебными пособиями, которых пока очевидно недостаточно, подлинным православным просвещением педагогов.
В каждой школе, в каждом образовательном учреждении сегодня есть возможность для единых воспитательных действий светских педагогов и Церкви. Примером могут служить государственно-церковные праздники День славянской письменности и культуры, День единства и согласия. Практически признан государственным праздником День Рождества Христова.
Теория и практика воспитательно-образовательной работы учебных заведений в последние годы все большую роль отводит регионализации образования и созданию образовательных программ с новым содержанием, обеспечивающим историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, социальную и культурно-историческую адаптацию учащихся.
Россия как национальное и культурное единство невозможна без восстановления в ней христианства как основы душевного и духовного мира ее граждан. Недостаточно ориентироваться только на информационно-знаковую модель образования для решения воспитательных задач при подготовке полноценных членов нашего общества. Существует острая потребность в модели образования, основанной на просвещенческом компоненте.
Среди педагогической интеллигенции сегодня еще слышны испуганные голоса о том, что Церковь пытается навязать школьникам свои убеждения и лишить их свободы мировоззренческого выбора. Однако необходимо помнить, что именно христианство открыло перед людьми действительную духовную свободу, предоставляя им возможность сделать свой осознанный выбор перед лицом совести.
Преодолеть противостояние между Церковью и школой, унаследованное от прошлого столетия, возродить образование на великой культурной традиции — вот действительно благородная и величественная задача сегодняшнего дня и для Церкви, и для светской системы образования.
Молодежьв Церкви – реальность или условность? Однажды на встрече с сотрудниками Патриаршего центра духовного развития детей и молодежипри Даниловом монастыре митрополит Кирилл высказал мысль, что неправомерно в Церкви выделять молодежь как некую особую группу людей. В то же время молодежисвойственно более острое восприятие многих вещей и вообще жизни, поэтому молодежьявляется неким индикатором проблем, общих для всех людей. Другое дело, что нашимолодые люди отличаются от тех, какими были мы в советское время, они иначеотносятся ко многим реалиям нашей жизни. Для них недостаточны ссылки на какую-либотрадицию, авторитет, им нужно доказывать то, что ты говоришь. Они более требовательнык добросовестности, более открыты к правде жизни, более честны, более смелы.Взрослые люди, уже имеющие семьи, проще абстрагируются от многих проблем, импроще жить частной жизнью. Молодежь в этом смысле гораздо более социальна, ейнеобходимо общение, ей необходимо какое-то совместное делание, ей необходим,наконец, поиск смысла во всем. И если говорить о проблемах, то оказывается,что именно это не получает отклика со стороны Церкви. Молодежь в Церкви частоброшена, она особо никому не нужна; специальной молодежной работы в Церкви почтинет. Это главная проблема.
«Небрегуто детях, если захотят только забавлять их и забавляться ими и особенно тогда,как настанет время более учить их, нежели забавлять их».Святитель Филарет, Митрополит Московский (1782–1867 гг.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.