Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (403) → Руководитель Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии Галина Ващенко: «Церковная школа как перспектива жизни»

Руководитель Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии Галина Ващенко: «Церковная школа как перспектива жизни»

№34 (403) / 8 сентября ‘06

Съезд законоучителей

 «Небрегуто детях, если захотят только забавлять их и забавляться ими и особенно тогда,как настанет время более учить их, нежели забавлять их».

Святитель Филарет, Митрополит Московский (1782–1867 гг.

)

 В периодзарождения, 15 лет назад, церковные школы представляли собой скромные кружкипо изучению Закона Божиего и основ православного вероучения. Постепенно кружкипревратились в некоторое подобие школы. Появились системные занятия, которыепроводятся на основе епархиальных программ, реже – авторских, учитывающих возрастныеи другие особенности детей. Но этого мало.
 Цель христианскойжизни – спасение души – требовала и требует от пастырей и учителей, преодолеваявсе немощи и нестроения, на практике добиваться единства в обучении и воспитании.Педагогам приходится, говоря словами святителя Тихона Задонского, «просвещатьвнутренние очи детей». При этом догматы веры необходимо подавать в соотношениис нравственно-религиозными вопросами, подчеркивая живую связь догматов и личнойжизни ребенка. Еще апостол Павел указал средства возрастания в христианскойжизни: изучение слова Божия, взаимная молитва, песнопение, наставление другдругу и совершение добрых дел во славу Божию (Кол. 3, 16–17). Конкретное дело,наглядный пример, личная жизнь лучше всего удостоверяют в том или ином настроениичеловека.
 Учителя и пастыри наглядно видят, как дети начинают воспринимать не только вероучение,но и православный образ жизни. Там, где учителям и пастырям удается создатьправильную и неложную среду и сферу деятельности, быстро появляются положительныеплоды.
 По окончанииосновного курса многие выпускники не покидают школу. Это ставит перед педагогамицерковных школ новую задачу – продолжить с ними занятия в других формах, с учетомвозрастных интересов и накопленного ими опыта. Одна из таких форм – организациямолодёжных групп. В такой «клубной» форме молодежь может получать дальнейшеедуховное образование по программе школы II ступени. Можно организовать любительскийкружок культурно-исторического, краеведческого, любого другого научного или просветительского направления.
 Молодежныегруппы могут создаваться и с целью организации досуга. Они могут объединить,например, любителей туристических походов, паломнических поездок, фотолюбителейи т.д. – здесь формы могут быть самыми разными, вплоть до создания пейнтбольногоклуба (как в приходе во имя Святых Апостолов Петра и Павла г. Полевской).
 Но не толькодосуговые запросы молодежи восполняют церковно-приходские школы. Выпускникицерковно-приходских школ несут многочисленные трудовые и интеллектуальные послушания,требующие от них сил, времени, самоотдачи. Выпускники востребованы на приходе.Они помогают священникам в алтаре при совершении богослужения и таинств; имеютклиросное послушание как чтецы и певцы, трудятся в качестве звонарей, проводятэкскурсии и дежурят в храме, около подсвечников, в трапезной, украшают храмк праздникам, помогают в требном киоске, расклеивают объявления, помогают в работе церковно-приходской школы и приходской библиотеки, участвуют в социологическихопросах прихожан.
 Выпускникивыполняют подчас и тяжелую физическую работу: прибирают территорию вокруг храмаи работают на садовых участках при храмах, помогают в ремонте школы, вносятпосильный вклад на строительстве новых храмов.
 Таким образом,выпускники церковно-приходских школ активно участвуют не только в жизни церковно-приходскойшколы, но и во всех видах приходского служения. Выпускники и ученики церковнойшколы, с одной стороны, чрезвычайно востребованы на приходе (как всегда, не хватает «рук»), а с другой – и для самой молодежи характерно стремление к служению.Более того, любое доброе служение приводит к возрастанию нравственности. Верасвязана с вопросом святости жизни, в частности, через творение добрых дел. Вспомнимслова апостола Павла: Христиане – новое творение, «созданы во Христе Иисусена добрые дела» (Еф. 2, 10).
 Сделаем важныйвывод: образование – основной компонент возрождения приходской жизни.
 Церковно-приходскаяшкола много дает и всей семье ребенка. В школе дети преображаются, при этомменяются и родители. Через постижение духовных законов родители начинают пониматьсвоих непростых детей, видеть в их проблемах продолжение своих грехов и учатсяисправлять ситуацию собственным покаянием. Даже в утилитарном смысле есть плоды:каждому родителю радостно видеть, что, занятые приходскими проблемами, детине просто занимают свое время, а с пользой проводят его. Более того, часто в приходе подростки получают первые навыки в получении специальности, здесь онимогут определиться с выбором будущей профессии.
 Как решаютсятак называемые вопросы социализации, рассмотрим на примере социальной деятельностиприхода. Уже по традиции социальное служение возлагают на выпускников. Например,в приходе во имя Святого Дмитрия Донского (п. Свободный) выпускники получилипослушание разносить по домам пищу больным и престарелым людям.
 Социальноеслужение – это одна из форм воспитательной работы, и в этом служении нужно видетьцелый ряд аспектов:
 – Социальноеслужение направлено на нуждающихся в нем обездоленных людей. Многие больницы,дома престарелых, дома ребенка и приюты охвачены заботой учащихся церковно-приходскихшкол.
 – Христианскоеслужение друг другу на приходе и в воскресной школе способствует созданию хорошей,доброй среды, атмосферы любви и доверия. Именно поэтому, со своей стороны, в наши школы приходит немало детей с ограниченными возможностями и детей, нуждающихсяв социальной адаптации.
 – Не меньшуюпользу получают и сами служащие на этом поприще. Среди них есть те, кто, получивнавык и духовные силы, в дальнейшем свяжет свою жизнь с педагогическим служениемв области специальной (социальной) педагогики.
 Впрочем,церковно-приходская школа может подсказать своему выпускнику и помочь осуществитьвыбор профессий самого разного плана. Есть множество примеров, когда дети, получивпервые навыки педагогического служения в качестве помощников преподавателя,в своих же школах становятся педагогами для следующих поколений. Некоторые выпускникицерковных школ, начинавшие в свое время с малого (с написания реферата или заметокв районную газету), становятся журналистами в православных средствах массовойинформации. А у кого-то в школе сформировался интерес к серьезному изучениюцерковного искусства: иконописи, церковного пения.
 На приведенныхпримерах легко просматривается благоприятное сочетание традиции и инновациив деятельности церковно-приходских школ. Особое внимание уделяется вопросампедагогической поддержки детей и выбора ими дальнейшего пути.
 На приходедолжно быть многообразие форм воцерковления. При этом у каждой школы есть своелицо, своя особенность, одно или два направления, которые получаются лучше всего.И все же на фоне всего спектра интересной приходской жизни приоритет образованиядолжен быть выдержан. Может ли церковная школа заменить собой общеобразовательнуюшколу? – Пока нет. Надо ли повторять общеобразовательную школу в приходе? К сожалению, пока это невозможно. И все же мы недооцениваем возможности приходскогообразования. Оно многопланово, элитарно, и, что немаловажно, в образовательномплане чрезвычайно перспективно.
 Получив первыенавыки в церковно-приходской школе, выпускник должен быть уверен в возможностяхдля продолжения образования по выбранной специальности. Любому выпускнику доступнопродолжение образования в школе II ступени.
 Уже в 2000году на одной из епархиальных конференций обсуждался вопрос, как от «воскресной»школы перейти к непрерывному приходскому образованию. Сегодня каждый может поступитьв Верхотурское Духовное училище, Екатеринбургскую Духовную семинарию, ПравославныйСвято-Тихоновский богословский университет, на специальность теологии в РГППУ.Казалось бы, немало. Но, к сожалению, учащиеся и их родители, да и все остальныеприхожане недостаточно информированы о возможностях православного образования.Эту проблему каждый приход должен видеть и усиливать свою информационную работув этом вопросе.
 Есть пожеланияи к тем, кто занимается организацией высшего духовного образования. Рекламадолжна быть не только в приближении набора, а круглый год. Должна быть полнаяи обновляемая информация о содержании образования учебного учреждения, о факультативномпреподавании в вузах. Совершенно не используется возможность индивидуальнойработы с православными детьми, поступающими в обычный вуз, чтобы они знали о существовании какой-либо просветительской работы в этих вузах. Хочется высказатьпожелание отделам епархии, сотрудничающим с вузами, вести массированную рекламнуюкампанию, вести индивидуальную работу с теми, кто, закончив церковную и общеобразовательнуюшколу, готовится к поступлению в вузы. Нам этого не хватает.
 Православие– это путь, по которому нужно идти всю жизнь. Это касается и духовного образования,и самообразования тех, кто давно вышел из школьного возраста, – им также открытпуть к получению знаний в церковной школе.
 Итак, что такое школа в приходе? Это интересная, насыщенная жизнь, это надежные друзья,это сочетание традиции и инновации, это хорошая перспектива жизни.
 Сделаем второйважный вывод: необходимо повышать статус церковной школы!
 В настоящеевремя в каждом приходе должна быть разработана программа мероприятий, которыепомогут школе занять достойное место в приходской жизни, в социальной жизнигорода или села, в жизни прихожан и жителей.
 Что можетвойти в эту программу? Как это сделать? Формы повышения статуса церковной школыподробно рассмотрел Совет руководителей церковно-приходских школ центральногоокруга, который проходил 15 июня 2006 года. Были предложены наиболее перспективныеварианты решения проблемы; они вынесены на обсуждение на Съезд и будут отраженыв выступлениях участников.
 Приведемлишь некоторые способы повышения статуса церковной школы. Участники совещанияединомысленно выразили мнение, что очень многое в развитии школы зависит от заинтересованности настоятеля и духовника школы. Если священник посещает занятия,знает проблемы и нужды школы, то этот факт уже является «рекламой» церковно-приходскойшколы, так как его авторитет добавляет авторитета школе. Он сам в проповедиможет использовать конкретные примеры работы школы, и тем привлекать вниманиеприхожан к нуждам и интересам школы. Однако, если прихожане все-таки хоть что-то знают о работе школы, то население района, города (села) о работе церковно-приходскойшколы и о ее существовании зачастую не знает. В предстоящее до начала занятийвремя каждой церковно-приходской школе необходимо активизировать информационнуюполитику.
 На привлечениеинтереса к школе может повлиять не одна внешняя реклама, но и еще ряд важныхфакторов. Остановимся на некоторых из них.
 Прежде всего,это улучшение условий работы школы. Большинство школ епархии располагаютсяв приспособленных помещениях. Но если школу расположить в отдельном оборудованномпомещении, то это сразу привлечет к ней внимание. Важно также, чтобы кто-то ежедневно занимался школой. Наличие освобождённого завуча школы позволитпривести школу на новый уровень работы. В этом случае на новый уровень можновывести и работу с педагогическими кадрами: приглашать квалифицированныхспециалистов, готовить своих педагогов. Обучение педагога, а также его материальнаязаинтересованность сразу поднимет авторитет учителя, его ответственность и отдачу.
 Но, пожалуй,самое главное в развитии школы — это работа над содержанием образования.Системные занятия по вероучительным дисциплинам, наличие в школе занятий по различным видам допрофессиональной подготовки учащихся – уроки пения, занятиядетского хора, уроки рисования, столярная мастерская, швейная мастерская, компьютерныйкласс, подготовка псаломщиков – сделает школу привлекательной в глазах детей,подростков, юношества, а также их родителей.
 Работа с родителями– это предмет особой заботы прихода. Создание организации «Родительскийкомитет», участие заинтересованных родителей внесёт свой вклад в повышение статусашколы.
 При правильнойор-ганизации деятельность школы свидетельствует сама за себя. Особое значениеимеет постоянная миссионерская деятельность прихода: проведение Крестныхходов, массовых и праздничных мероприятий, ярмарок и т.д. Это позволит приглашатьприхожан храма на мероприятия, проводимые в церковно-приходской школе, на епархиальныемероприятия: Фестиваль детских хоровых коллективов, Богословскую конференциюдля детей и юношества и т.д. Можно также приглашать в школу интересных людей,предварительно распространив информацию о предстоящей встрече для жителей ближайшегомикрорайона (поселка). Или организовать совместные паломнические поездки учащихсяцерковно-приходской школы с прихожанами храма, учащимися общеобразовательныхшкол и т.д.
 Положительновлияет на авторитет школы и взаимодействие с государственными учреждениями:общеобразовательными, социальными детскими учреждениями и т.д.
 Как уже говорилосьвыше, необходимо включение в работу школы активных форм: создание молодежныхбратств, организация внеклассных мероприятий, трудовых и общественно-значимыхдел, летних лагерей и т.д.
 Возникшаяпо потребностям прихожан, церковная школа XXI века, начинает занимать присущееей место центра образовательной деятельности прихода. Для этого есть все предпосылки,но необходимо приложить определенные усилия с целью сохранения преемственностиобразования. Достоинством начального приходского обучения является его доступность,отсутствие каких-либо ограничений при зачислении в церковную школу.
 Церковнаяшкола добровольно берет на себя просветительские функции. Эта практика требуетвложений со стороны прихода, самоотдачи педагога, неослабевающего духовничества,всестороннего внимания к детям.
 Так как вероучительныедисциплины преподаются не в отрыве от жизни, а в единстве с ежедневной жизньюребенка, то это способствуют воцерковлению всей жизни человека, независимо от его возраста.
 По окончаниишколы выпускники должны видеть перспективу роста, должны быть мотивированы на продолжение образования. Выбирая специальность, они должны четко представлятьтеологическую основу выбранной, казалось бы, «светской» специальности.
 Образованиепонимается Церковью как созидание Образа Божьего. Это дает хорошую нравственнуюопору церковным детям. Они, в свою очередь, могут и должны стать нравственнойосновой общества XXI века.

 
Съезд законоучителей

Руководитель Учебного отдела Екатеринбургской епархии Инга Королькова: «Теория и опыт изучения религии в светской школе»

Сегодня в общественном сознании произошла переоценка роли религии в культуре, в истории России, в духовно-нравственном развитии человека и общества. Религия и деятельность религиозных организаций стала фактором, активно воздействующим на социальные процессы, духовно-нравственный облик современного человека и российского общества в целом.

 
Съезд законоучителей

В резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялось заседание по итогам работы Второго общеепархиального съезда православных законоучителей

 Екатеринбург,1 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии, под председательствомархиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, состоялось заседаниепо итогам работы Второго общеепархиального съезда православных законоучителей.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс