Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (403) → Руководитель Молодежного отдела Екатеринбургской епархии Иннокентий Григорьев: «Почему молодому человеку трудно войти в приходскую жизнь?»

Руководитель Молодежного отдела Екатеринбургской епархии Иннокентий Григорьев: «Почему молодому человеку трудно войти в приходскую жизнь?»

№34 (403) / 8 сентября ‘06

Съезд законоучителей

 Молодежьв Церкви – реальность или условность?
 Однажды на встрече с сотрудниками Патриаршего центра духовного развития детей и молодежипри Даниловом монастыре митрополит Кирилл высказал мысль, что неправомерно в Церкви выделять молодежь как некую особую группу людей. В то же время молодежисвойственно более острое восприятие многих вещей и вообще жизни, поэтому молодежьявляется неким индикатором проблем, общих для всех людей. Другое дело, что нашимолодые люди отличаются от тех, какими были мы в советское время, они иначеотносятся ко многим реалиям нашей жизни. Для них недостаточны ссылки на какую-либотрадицию, авторитет, им нужно доказывать то, что ты говоришь. Они более требовательнык добросовестности, более открыты к правде жизни, более честны, более смелы.Взрослые люди, уже имеющие семьи, проще абстрагируются от многих проблем, импроще жить частной жизнью. Молодежь в этом смысле гораздо более социальна, ейнеобходимо общение, ей необходимо какое-то совместное делание, ей необходим,наконец, поиск смысла во всем. И если говорить о проблемах, то оказывается,что именно это не получает отклика со стороны Церкви. Молодежь в Церкви частоброшена, она особо никому не нужна; специальной молодежной работы в Церкви почтинет. Это главная проблема.

 Молодость– это небольшой отрезок времени, который дан человеку как наиболее плодотворныйи продуктивный этап его становления и развития, когда человек может многое сделатьдля себя сам и привлечь ресурс извне для построения своей будущей жизни.
 В Церквиесть место как для личной духовной жизни, так и для общинной жизни, в которойлюди могут на деле реализовывать то, что они получают в учении Христовом. Это– возможность творить добрые дела, иметь общение друг с другом в любви и томуподобное. Одна из особенностей молодежи – то, что она, как никакая другая социальнаягруппа, нуждается в этом. Поэтому задача Церкви – не только привлечь человекана богослужения, направить на путь спасения, но и помочь во всей своей жизнистать христианином, а это возможно при развитой общинной жизни. С сожалениемнужно сказать, что у нас в церковной жизни очень мало делается в этом отношении,особенно на фоне успехов протестантов. От церковных структур молодежь почтине получает помощи – ни материальной, ни духовной. Задача приходов состоит,в частности, и в том, чтобы была обеспечена преемственность, чтобы были закрепленыопределенные формы работы, которые могли бы быть использованы следующим поколениемлюдей. Всего этого, к сожалению, нет; все осуществляется без программы, без фиксации опыта. На данном этапе необходимо разработать комплект программ по работе с молодежью силами всех епархиальных структур, с целью:
 1) популяризациив молодежной среде вопросов о духовном развитии человека и нравственного подходак решению проблем общества;
 2) появленияподготовленных лидеров в молодежной среде;
 3) появленияновых актуальных общественных проектов. Следующий шаг – научение уже заинтересованноймолодежи основам жизни в Церкви.
 Если мы хотим,чтобы у нас было будущее, мы должны планомерно, серьезно и ответственно строитьсвою работу. Почему сегодня этому уделяется так мало внимания?
 Этому естьдве причины. Первая состоит в том, что мы своим менталитетом, своим церковно-историческимсознанием находимся еще в прошлой эпохе, мы не осмыслили современность. Этоидеологическая проблема, ее корень — в том, что Церковь более полутора тысячлет существовала в состоянии симфонии, определенного симбиоза с государством.Сейчас Церковь свободна, но она оказалась к этому совершенно не готова: слишкомвелика сила инерции византийского и имперского периода церковной истории. А вторая причина — в том, что нет денег, а когда они есть, они больше идут на материальную сторону жизни, на восстановление храмов, например, а не на устроениевнутренней церковной жизни. Нужно созидать не только стены, но и Церковь как Тело Христово, поскольку именно на Евхаристическом, Литургическом общении и строится вся общинная жизнь.
 Что возможносделать уже сейчас?
 Исходя из задачи просвещения молодежи Евангельским светом и получения результата, такого,как увеличение молодежи в храмах, мы должны четко осознать, при каких условияхэто возможно. И первое условие, которое необходимо отметить, это повышение культурногоуровня молодых людей и изменение мировоззрения – с атеистического и секулярногона религиозное.
 Знания религиозныхоснов сами по себе не дают мировоззренческого эффекта, не преодолевают противоречивостьмировоззрения, следовате-льно, не становятся и основой жизнедеятельности человека.Человек, по словам Бахтина, формируется и осознает себя только в общении, а изменить мировоззрение он может только через формулирование своей позиции, черезее публичное выражение. Из этого вытекает следующее:
 - Знания– это только один, хотя и очень важный, элемент влияния на мировоззрение. Формаздесь понятна, это учебный процесс.
 - Втораясоставляющая такого влияния – это формирование условий для работы сознания человекаи свободы мысли. Это такие виды общения, как дискуссия, диалог, обмен мнениями,защита собственной позиции. Возможные формы воплощения – тематические клубы,игры, конкурсы, «круглые столы», семинары, интернет форумы и т.д.
 Феофан Затворникв своем труде «Путь ко спасению» пишет о том, что нужно питать не только дух,но и сердце, ум, тело. В частности, о питании ума он пишет, что полезно «совещаниедружеское»…
 В Приветственномпослании Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II к участникам конференции«Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», были такие слова:«Доля ответственности за будущее Церкви и страны уже сейчас лежит и на молодыхлюдях. В связи с этим особенно важно услышать голос православной молодежи, узнатьпроблемы и чаяния молодых людей — как они видят миссионерскую работу со своимисверстниками, как оценивают свои возможности в этом служении, что нового предлагаютдля развития духовно-просветительской работы среди подрастающего поколения».
 - Третьясоставляющая – это личный опыт, объективирующийся через творческое самовыражение.Это такие формы, как выставки, социальные и общественные проекты, театр, концерты.
 Все вышеперечисленноевлияет на изменение мировоззрения и повышение культурного уровня молодого человека,на который только и может лечь слово Истины. На сегодняшний день мы можем констатировать,что общий культурный фон – низкий, а мировоззрение – потребительское. Все этопорождает бездуховность и, как следствие, отсутствие у молодежи активной гражданскойпозиции, отсутствие стремления к правде, отсутствие опыта отстаивания собственныхидеалов. К сожалению, это все относится и к воцерковленной молодежи. Духовныйчеловек всегда активен, в том числе и в нецерковном обществе. Культурный уровеньи духовная жизнь человека всегда связаны.
 Без отстаиваниясвоих убеждений, без активного включения в социальную и общественную жизнь,как формы подкрепления делами своей веры, без поддержки взрослых в конкретныхжизненных ситуациях, молодой человек не сможет сформироваться как полноценнаядуховная личность.
 Вопросы,которые я затронул в докладе, активно обсуждаются на различных семинарах и конференциях,организуемых синодальными отделами и патриаршими центрами.
 Так, 16 февраля2005 года в Московском Даниловом монастыре прошла конференция «Современная молодежьв Церкви: проблемы и пути их решения», организованная Патриаршим центром духовногоразвития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи МосковскогоПатриархата и Всероссийским православным молодежным движением.
 В материалахконференции (см. приложение к докладу) есть важный материал по работе с различнымигруппами молодежи, а главное, там дается полноценное представление о том, что молодежь – это особая группа в нашем обществе, с которой необходимо проводитьособую работу, требующую определенной специальной подготовки. Его Святейшество,Святейший Патриарх Алексий II благословил, чтобы данные материалы изучалисьна каждом приходе, т.к. задача работы с молодежью является приоритетной для Русской Православной Церкви. Со своей стороны, Молодежный отдел Екатеринбургскойепархии осуществляет знакомство приходской молодежи с материалами конференциичерез обсуждение на слетах православной молодежи. Подобные конференции уже прошлив селе Троицкое Богдановичского района, в г. Тавда, в г. Каменск-Уральский и т.д. Мы готовы в любом городе нашей епархии провести такой слет с обучениемразличным формам работы с молодежью, а также оказать помощь в создании городскогоотделения Всероссийского Православного Молодежного Движения (УрО ВПМД).
 Одна из задачэтих документов — изменение того взгляда на приходскую жизнь, который сложилсяв советское и постсоветское время. Формы приходской жизни, которые сложилисьвынужденно, под давлением или спонтанно, исключали какое бы то ни было миссионерство,какую бы то ни было социальную работу, какую бы то ни было подготовку церковныхкадров помимо священников. Подобная ситуация стала привычной для многих клириков.Приход же – это прежде всего община, а раз так, то она должна жить полной церковнойжизнью. Следовательно, на приходском уровне нужно осуществлять и миссионерское,и молодежное, и социальное служение. И вот на это обращали особенное вниманиеучастники конференции. Если бы эти документы были приняты во внимание на епархиальноми на приходском уровнях, то они могли бы быть очень полезны для организацииработы с молодежью.
 Вообще, нужноособо подчеркнуть, что будущее Церкви – в возрождении церковной общины. Еслимы обратимся к историческим источникам, то увидим, что исконное устроение Церквибыло именно общинное, именно там язычники видели ту любовь, о которой произносилизнаменитые слова: «Как они любят своего Христа и друг друга!» Это была именнообщина, а не то, как сейчас – человек сидит дома, читает аскетическую литературу,молится, а в храм приходит «индивидуально освящаться». Это время кончилось.Оно кончилось объективно, и проблема заключается в том, что мы или примем этуобъективность и будем действовать в соответствии с ней, или мы просто сойдемс исторической арены. Третьего не дано.
 Особенностьюэтих документов является их концептуальная выстроенность. Его Святейшество,Святейший Патриарх Алексий II эти документы одобрил и сказал, что их следуетдонести до церковной общественности.

 
Съезд законоучителей

Профессор, кандидат психологических наук монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»: «Анализ образовательных концепций. воссоздание или разрушение образа божия?»

Существуют два основных типа образования: так называемое «светское», реализуемое через все многообразие государственных образовательных учреждений, и духовное, осуществляемое через систему церковно-приходских школ, православных гимназий, духовных семинарий и академий. Деление это обусловлено не только тем, что в современной России Церковь отделена от государства, но и тем, что преподавание в них имеет разные цели и строится на разных принципах, образующих две основные образовательные концепции.

 
Съезд законоучителей

Руководитель Учебного отдела Екатеринбургской епархии Инга Королькова: «Теория и опыт изучения религии в светской школе»

Сегодня в общественном сознании произошла переоценка роли религии в культуре, в истории России, в духовно-нравственном развитии человека и общества. Религия и деятельность религиозных организаций стала фактором, активно воздействующим на социальные процессы, духовно-нравственный облик современного человека и российского общества в целом.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс