Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (402) → Доктор философских наук Людмила Шумихина: «На Руси вся жизнь человека протекала под колокольные звоны»

Доктор философских наук Людмила Шумихина: «На Руси вся жизнь человека протекала под колокольные звоны»

№33 (402) / 1 сентября ‘06

Образование и воспитание

Беседа журналиста Полины Митрофановой с доктором философских наук Людмилой Аркадьевной Шумихиной

— Людмила Аркадьевна, почему Вы, доктор философских наук, и вдруг заинтересовались темой колоколов и колокольного звона, почему Вам стала близка эта тема?

— Дело в том, что я давно занимаюсь темой русской духовности и у меня есть две монографии: «Генезис русской духовности», и вторая – задуманный трёхтомник о русской духовности. Первый том уже вышел, но очень быстро разошёлся. Первая моя книга была окончена темой древнерусской иконописи. Когда книга была окончена и уже вышла, я гуляла на Рождество в лесу, и вдруг послышался из соседнего монастыря колокольный звон, и в этот момент меня осенило: «Как же я могла пройти в своём исследовании русской духовности мимо колокольных звонов?». Ведь говорят, что вся жизнь древнерусской культуры и культуры послемонгольского периода была освящена колокольными звонами. Потом я довольно легко и быстро написала достаточно большое исследование о колокольных звонах. Я столкнулась с тем, что мы огромное количество информации, литературы о колокольных звонах утратили за ХХ век. Это ведь не ценилось, уничтожались даже колокола. В 20-е годы собрались уничтожить великолепную коллекцию колоколов Свято-Данилова монастыря, и в момент их снятия у стен монастыря провидением Господним оказался англичанин Витмар, он предложил за ничтожную плату выкупить эти колокола, он для нашей культуры, Церкви сохранил эти святыни, и 2 года назад они вернулись обратно в Свято-Данилов монастырь. Колокола снова звонят, радуют нашу душу. Пока они находились в Англии, на протяжении ХХ века, участь их была совершенно плачевная: сначала они на стадионе оповещали о футбольных матчах, потом их в Гарварде куда-то поместили. Но мы всё равно благодарны Витмару за то, что колокола не уничтожили. И мы имеем представление о древнерусских колокольных звонах.

Литература утрачена, и информации не так уж много о колокольных звонах осталось, и я посчитала, что существует острая необходимость заняться проблемой, пока ещё не совсем поздно. И потом я лично это ощутила, когда осознала, что об этом нужно писать. Я обратила внимание на то, как у нас звонят. В то время начинали красиво и по-настоящему правильно звонить в Берёзовском, особенно перезвон, – он вообще считается похоронным, но очень красив, когда идёт перебор всех колоколов по очереди. Раньше, в старину, особенно с перезвонами, хоронили священников, когда их несли от одной церкви в другую, то обязательно в каждой церкви ударяли 12 раз в колокол, а потом шёл перезвон.

Меня радует, что идёт процесс возрождения, я думаю, что маленькую толику в этот процесс я вношу тоже, хотя бы тем, что совпали мои исследования с возрождением колоколен, звонниц, в том числе и в Екатеринбурге. Когда я делала доклад в университете на семинаре «Русская идея», впервые вышла на большую уважаемую аудиторию с темой «Колокольные звоны» и увидела, что в зале сидят 4 священника, очень разволновалась: «А как же меня сейчас оценят?». Священнослужители проявили интерес к моей работе, я считаю, что эта тема сегодня очень актуальна для жизни и духовного развития России в целом, а не только для возрождения Церкви.

— Когда появилось первое предание о колокольных звонах?

— Впервые о колокольных звонах упоминается в «Новгородской летописи» 1066 года. В ней говорится о том, что колокола уже звонят на церквах в Новгороде, в Киеве, на Десятинной и Иринской церквах, а также в Пскове и Нижнем Новгороде. Впоследствии о колоколах упоминается всё чаще. Сами отливать колокола мы начали в XIII веке, а до этого привозили из-за границы. Есть предположение, что их привозили из Германии, но я на этот счёт сомневаюсь, потому что христианизация Руси пошла из Византии. Есть другая информация, что впервые о колоколах упоминается в 988 году (дата Крещения Руси), поэтому я считаю, что это наше родное изобретение. Тем более что изначально колокола очень сильно отличаются от западноевропейских и от всех восточных, включая китайские колокола, они и звучат иначе, и физические характеристики совершенно другие. Во-первых, нигде в мире нет таких полновесных, тяжёлых и звучных тембровых голосов колоколов, как у нас.

У нас существует даже классификация: например, 600–700 пудов – это полиелейные колокола, по ним звонили в праздники апостолов и святых. От 700 до 1000 пудов считались воскресные колокола, а более тяжёлые звонили только по двунадесятым праздникам и Царским дням. Когда к нам приезжали иностранцы, их всегда удивляли не только огромные размеры наших колоколов и особенное звучание, но их удивляло то обилие колокольных звонов, которые существуют у нас на Руси. Нигде в Европе в их культуре никогда такого не было.

У нас особая колокольная культура, и в миру пронизан был русский человек с колокольными звонами, и в церковной жизни все богослужения проходили обязательно под колокольные звоны. Людей невоцерковлённых, исповедующих другие конфессии, звучание колоколов удручает и смущает, они жалуются, что колокола мешают им жить. Эти жалобы я могу интерпретировать следующим образом – это ведь связано с самим феноменом колокола, как духовного символа нашей Церкви и нашей культуры.

Ведь для чего существует символика в иконе, в колокольных звонах? Символика – это возможность скрыть информацию от непосвящённого, от чужого, но открыть её для того, кому она близка и естественна, для кого колокольный звон не есть звучание сфер. Как писал об этом князь Евгений Трубецкой, который был великолепным знатоком не только колокольных звонов, но и нашей иконописи. Жил он в 40 верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вырос под колокольные звоны, постоянно исповедовался и причащался в Лавре. Он прекрасно пишет о том, что колокольный звон как символ скрывает от непосвящённых информацию и как бы сохраняет её для посвящённых, т.е. людей верующих всей душой, искренне вбирающих эту информацию. И для тех, кому она близка, кто это чувствует и понимает, – это звучание «христианского космоса», который вбирает в себя и русскую иконопись, и колокольный звон. Он повествует, если угодно, о присутствии фаворского Света на земле в виде святых людей, иноков, подвижников, молящихся, верующих людей, но у колокольных звонов есть ещё и другие функции.

— Какие существуют классификации колокольных звонов?

— Роли и функции колоколов на Святой Руси были самыми разнообразными. Дело в том, что ХХ век лишил нас всеприсутствия колоколов в нашей жизни, а на Руси вся жизнь человека протекала под колокольные звоны, колокол оповещал о радости и печали. Перезвон звонили перед Пасхой, в печальные дни, в связи с какими-то трагедиями; набат всегда звонил, если случалась беда, пожары, страшные болезни и т.д. Русский человек вырос на фоне этого, его жизнь протекала под колокольные звоны.

— Колокольный звон сопровождал человека по жизни – крестят, венчают, отпевают – всё под этот звон. Роль колокола в жизни была глубока. Как Вы думаете, удастся ли нам к этому вернуться?

— Я не думаю, что мы вернёмся на круги своя в том же варианте, как это существовало в истории нашей культуры, но в ином варианте – это может быть тоже неплохо. Можно, наверное, сказать, что сегодня эта ситуация возвращается, и это очень естественно. У меня в Берёзовском похоронен папа, и когда мы приезжаем туда на кладбище, иногда это совпадает с траурными процессиями, начинается печальный перезвон. Всё происходит так естественно и гармонично, что я не могу представить себе более правильной жизнетворческой позиции в решении таких трагических ситуаций, когда мы теряем близких людей. С этой точки зрения – как о возвещении о гласе Божием, об этой музыке сфер – Сараджев (был такой уникальный музыкант) говорил: если в европейской музыке различается 12 тонов, в индийской 22, то в музыке колоколов он различал 1071 тон. Он говорил, что колокола – это музыка будущего, что в колоколах воспроизводится музыкальная гармония самого мироздания. Сараджев жил в советское время, был человек верующий, прожил очень мало. Дружил с Мариной Цветаевой, она потом написала о нём прекрасную книгу — «Мастер колокольного звона». Со слов Цветаевой, музыкант не мог слушать фортепиано, он воспринимал только колокольные звоны, поскольку утончённость мироздания он слышал только в них. Сараджев говорил, что фортепиано по сравнению с колоколом – это «темперированная дура».

— Людмила Аркадьевна, на Ваш взгляд, действительно ли колокола могут являться сегодня символом возрождения духовности нашей страны?

— Безусловно, потому что колокола прошли через всю культуру – сначала Древней Руси, потом XVI-XVII века России. Пётр I пытался обновить древнерусские стили колокольных звонов и привёз колокола из Европы. Дело в том, что их звон существенно отличается от нашего русского звона. Если русский православный колокольный звон ведёт за собой тембр, ритм, тон, то европейский звон ведёт за собой мелодия. И отрадно сегодня слышать именно русский стиль наших колокольных звонов, когда ещё присутствует и импровизация. Звонари всегда были очень талантливые люди, а талантливый человек в своём творчестве всегда импровизирует. Надо радоваться, что мы сегодня слышим колокола и древние, как в Свято-Даниловом монастыре, и новые колокола неплохие. Это дело возрождается, и я думаю, что Россия возродится под колокольный звон. Я очень уважаю творчество Георгия Свиридова, он в отличие от многих советских композиторов, сохранил древнерусские традиции музыкальной культуры, и он относился с уважением именно к колокольным звонам. Он сказал следующее: «Музыка пребывания, созерцания состояния, пребывания в Истине – это Православие, это Греция, это песня, и, в конечном счёте – колокольный звон». К сожалению, он был единственным советским композитором, кто писал об этом, как о музыке будущего.

Расшифровка аудиозаписи –
Илья ЦЫГАНЦОВ

 

В других номерах:

Наш приход

В Нижних Сергах продолжаются работы по расчистке от мусора возвращенного из поругания Крестовоздвиженского храма

 Екатеринбург,9 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Храмв честь Воздвижения Креста Господня города Нижние Серги был освящен в 1907-м,за 10 лет до большевистского переворота.

 
Образование и воспитание

В Катехизаторском отделе Епархии разработана новая познавательно-игровая программа для школьников младших классов

 Екатеринбург,29 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В начале нового тысячелетия в России с особой остротой встают проблемы образования.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс