Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (403) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№34 (403) / 8 сентября ‘06

Азы православия

 Оптимизм
 Этотмир хуже всех миров, которые человек может вынести. А мир, хуже этого, не для людей, а для демонов.

 Все людиэто ощущают, но бегут от этого своего ощущения, как неумелый пловец, испугавшийсяглубины морской, поворачивается к простору моря спиной и плывет на мелководье,к берегу.
 Все людиэто ощущают, оттого легко поддающихся оптимизму все подозревают в шарлатанстве.И действительно, шарлатанства больше, чем оптимизма, у тех, кто весело смотритна этот мир, а смерть, между тем, считает точкой нашей жизни.
 Оптимист,без шарлатанства, — единственно тот, кто имеет смелость признать весь ужас этойжизни, но имеет также и проницательность, чтобы видеть смерть не как точку нашейжизни, а как запятую; причем запятую, после которой нам открывается чистый лист,на котором уже предстоит писать не кровью и слезами, а золотыми лучами божественногосвета и радости.

 Над пропастью
 Как беззаботныедети не имеют представления о суровой жизненной борьбе, в которой находитсямир вокруг них, так и многие взрослые люди, словно дети, не имеют представленияо той ожесточенной духовной борьбе, которую Христос со Своим ангельским и святительскимвоинством ведет против темных сил в этом мире.
 Лишь о духовномчеловеке можно сказать, что он вышел из детского возраста, независимо от того,что он остается большим ребенком в другом смысле. Поэтому духовный человек,осматриваясь, видит человечество – как мать свое неразумное дитя – окруженнымстрашной опасностью.
 И как ребенкузачастую непонятны советы и предостережения родителей, бдительным взглядом сопровождающихего в опасности, так многим и многим людям непонятны советы и предостережениядуховных личностей. Ибо для многих остается навсегда невидимым и невероятнымто, что видят люди духовные, — невидима и пропасть, над которой они спят.

 Оптимизм и пессимизм
 Только оптимистическоерешение загадки жизни может удовлетворить душу человеческую.
 Любой голодныйпес имеет оптимистическую философию. Но христианские пустынники тоже придерживалисьпозитивных и оптимистических решений загадок жизни.
 Достоинствочеловека и заключается в том, чтобы постоянно держаться оптимизма, несмотряна свое положение в этом мире. День за днем и ночь за ночью можешь опровергатьоптимизм, но таинственные лучи с того света поддерживают и подогревают его.
 Оптимизмили пессимизм отдельного человека зависит не от сытости или голода его, а от количества и качества миров, которых достигает он своим видением.
 Кто видитлишь этот материальный мир, и никакой иной — независимо, сыт он или голоден,— должен быть пессимистом. Кто же видит больше миров, которые лучше этого, тотне может не быть оптимистом, независимо, сыт он или голоден.

 Интеллектуальность
 Интеллектуальноеразвитие человека, если оно не происходит одновременно с возвышением ума, очищениемсердца и души, — легче всего и быстрее всего; но и опаснее всего.
 Легче всегооно потому, что зависит лишь от множества чувственных и умственных классификацийда комбинаций их. Для развития своего интеллекта мы имеем пять чувств, а для развития остальных трех четвертей человека имеем четыре Евангелия. Для тогочтобы мы стали интеллектуалами, нам служат тысячи учителей, а для того, чтобымы стали полноценными людьми, нам служит Сам Христос.
 Сказать:«Я интеллектуал» — значит то же самое, что сказать: «Я четверть человека».
 Поэтому именование«интеллектуал» — это не совсем человечное именование, а к тому же обвинениесамого себя.

 Лучший мир
 Бог – большойбогач, который в этом мире исполняет роль большого бедняка. Он позволяет всемСвоим созданиям обретать те богатства, которых они желают, и таким образом выглядетьбогаче Его.
 Но люди духовные,чей дух пробужден для видения высших и лучших миров, чувствуют себя бедными привсех богатствах этого мира и знают твердо, что их ждет богатство более драгоценноеи непреходящее в этих высших и лучших мирах, где Бог виден как великий богач.
 Создатель стольмилостив и человеколюбив, что если бы Он не создал мира, лучше этого, в начале,то создал бы его сейчас – из-за горячих желаний миллионов человеческих существ,которые платили и платят по счетам того мира.
 Однако носителивысшей духовности, самые достойные поклонники Бога, жаждут не какого-то созданногомира, а Того, Кто создает миры.

 Энтузиазм и фанатизм
 И энтузиазм– огонь, и фанатизм – огонь. Но в одном случае – огонь без дыма, во втором –горение дымное.
 Энтузиазмозначает, что весь человек собран и направлен в одну сторону, без оглядок. Когдаум рассудит и сердце полюбит, и душа пожелает, тогда человек собирается и как собранная сила принимается за великое дело. А собранный и целостный человек– большая сила в этом мире, поистине большая, нежели он сам о себе думает.
 Энтузиазмчеловеколюбив. Если же в энтузиазме какого-то человека кроется ненависть к другимлюдям, это не энтузиазм, а фанатизм. Когда весной сжигается куча мусора, из-под мусора выползают разбуженные змеи. Так и с фанатизмом.
 Энтузиазм– всегда сила, которая создает, созидает. Все великие общественные организации,все великое искусство, вся возвышенная поэзия, все спасоносные и чистые гуманныедвижения – все это создано благодаря энтузиазму. Не следует никогда забывать,что энтузиазма без человеколюбия нет.
 Фанатизм же проявляется с наибольшей силой в трех случаях: в партийной политике, в революцияхи в войнах.
 Как деньот ночи, отличается энтузиазм от фанатизма. Первый руководствуется любовью и созидает, второй руководствуется ненавистью и разрушает. Первый – соборный,кафолический, второй – исключительный, сектантский.
 Фанатикувсегда чего-то недостает: то ума, то сердца. Энтузиаст же всегда – цельный человек.
 Берегись,душа моя, чтобы не испортиться, чтобы энтузиазм твой не извратился в фанатизм.

 Вера в жизнь
 В повседневностилюди живут и общаются между собой благодаря вере более, нежели чему бы то ни было.
 В гостиницечеловек обедает с верой, что еда не отравлена; в постели спит с верой, что под подушкой нет скорпионов; на базаре принимает банкноту с верой, что она не поддельная;в лавке покупает спички с верой, что они не отсыревшие; нанимает карету с верой,что извозчик отвезет его туда, куда нужно; по железной дороге едет с верой,что машинист паровоза – нормальный человек и не помышляет о самоубийстве. Крестьянинсеет рожь с верой, что семена взойдут. Пастух выгоняет стадо на пастбище с верой,что трава на нем за ночь не высохла. Женщина спешит с кувшином к источнику с верой, что из него еще вода течет. Школа опирается на веру учеников в учителей.Государство опирается на веру гражданина в гражданина и в правительство. Бракдержится на вере в благонамеренность обеих сторон. Дружба держится на вере в искренность обеих сторон.
 Более 50%нашей земной жизни, общения с людьми и природой основывается на вере. Более50% наших самых ценных знаний – это чистая вера.

 

В других номерах:

Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

(Продолжение.

 
Первосвятитель

Право править слово Христовой истины

 Назначениеиеромонаха Алексия (Ридигера) епископом Таллинским и Эстонским состоялось 14августа 1961 года. Отцу Алексию было в то время 32 года.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс