Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (402) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

№33 (402) / 1 сентября ‘06

Архипастырь

 –Владыка, скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то каноны, сколько дней нужнопоститься перед причастием?
 – Если человекхочет причаститься не в один из многодневных постов, то он должен поститьсяв течение трех дней. Желательно, чтобы в эти дни он приходил в церковь утроми вечером, готовился к исповеди, сверял свою душу с заповедями Божиими, записал бы грехи, чтобы не забыть их.

 Таким образом,с сокрушенным сердцем, желанием исправиться, оставить грехи, которые мы совершилив своей жизни, нужно прийти на Исповедь, а потом приступить к таинству Причастия.А когда идёт многодневный пост, и у нас появляется желание приступить к СвятомуПричастию, мы должны только подготовиться к Исповеди и прийти на Причастие.
 – Вопрос из Пскова:«У меня есть маленький ребенок, и я хочу приучить его с детства регулярно причащаться.В одних храмах разрешают маленьких детей подводить к Причастию не натощак, а в других причащают только натощак. Как быть?»
 – Желательнонастраивать ребёнка, чтобы он постарался воздерживаться от пищи и приступалк этому таинству натощак. Это очень важно – с самого раннего детства приучить,чтобы ребенок более благоговейно и жертвенно приступал к Святому Причастию,понимал, что это великое таинство, что надо чем-то жертвовать, чтобы удостоитьсяэтой чести. Это таинство имеет особую силу и значимость для души, тела, жизни,и об этом надо говорить с ребёнком, настроить его. И, хотя понимания у маленькогоребенка ещё нет, но важно, чтобы он почувствовал, что приступает к особенноважному событию в своей жизни.
 В некоторыххрамах есть традиция: после Причастия детям, в знак благодарности за то, что они потрудились – готовились, постились, – после запивки вручают конфеты, другиесладости. Поздравляют их, тем самым, возблагодарив детей, что они так серьёзноотносятся к этому таинству, воздерживаясь от пищи перед Причастием. Конечно,есть такие случаи, когда маленький ребёнок иногда что-то съел, а хотелось быего причастить, тогда нужно подойти к священнику, рассказать об этом, попроситьпрощения за ребёнка и попросить, чтобы батюшка его причастил. Но если священникне причастит ребенка, то вы не должны обижаться, нужно послушаться, смиритьсяи подойти к Причастию в другой раз, тем самым дать вразумление ребёнку: «видишь,оттого, что ты неправильно поступил, тебе батюшка не разрешил причащаться».Это послужит к воспитанию ребёнка, он поймет, что приступает к особому таинствуне просто так, ради интереса или потому, что мама его к этому ведёт, – он долженсам понимать, что это очень важное, необходимое таинство. Нужно сделать так,чтобы удостоиться Причастия.
 – Вопрос из Екатеринбурга:«У меня недавно умер муж, я хотела спросить по поводу сорокоуста. Когда полгоданазад отпевали свекровь, то священник сказал, что её будут автоматически поминатьна 9-й и 40-й день. Когда отпевали мужа, в другом храме, то священник ничегоне сказал. Какое значение имеет сорокоуст, и когда его нужно заказывать? Может,я уже опоздала?»
 – Заказыватьсорокоуст нужно сразу же после смерти человека, чтобы каждый день в течение40 дней душу усопшего поминали за божественными службами, тогда и в 9-й, и в 40-й день будут поминать вашего усопшего родственника. Если вы ещё не заказалисорокоуст, нужно пойти и заказать, а если по каким-то причинам усопшего не отпели,то обязательно нужно это сделать.
 Мы сейчасвсех христиан призываем, чтобы отпевали своих усопших родственников в храмахБожиих. Мы должны возвратиться к нашей древней традиции, когда усопшего отпевалив храме. Поскольку люди постоянно ходили в церковь, которая была для них вторымдомом, родственники привозили усопшего в храм на вечернее богослужение и заказывалипарастас, чтобы в последний раз человек, уже усопший, присутствовал за богослужениемв той церкви, в которую он ходил постоянно, где совершал дело своего спасения.Его оставляли в храме на ночь, родственники всю ночь молились, читали Псалтирь,утром совершалась заупокойная Литургия об усопшем, затем отпевали, а потом увозилина кладбище и хоронили.
 К этому правилумы должны возвратиться. Мы должны искоренить заочное отпевание, мы должны самипосле смерти привозить наших усопших в храм для отпевания. Нужно сразу же заказыватьсорокоуст или молитвы на год, чтобы этого усопшего поминали за богослужениями.Очень важно, чтобы сами родственники приходили каждый воскресный и праздничныйдень в церковь, подавали записки о поминовении усопших, чтобы молились дополнительно.У нас при епархии есть служба, которая помогает людям организовать похороныпо православным традициям, имеется транспорт. В Иоанно-Предтеченском кафедральномсоборе часто оставляют усопших на ночь, и родственники молятся, есть и назначенныелюди, которые читают Псалтирь. Обращайтесь в нашу службу, и вам помогут совершитьобряд погребения по правилам.
 – Вопрос от Алексеяиз Домодедова: «Иногда покупаем книги в храмах и книжных магазинах, и на первойи последней страницах обложки этих книг изображаются лики Спасителя, Богородицы,святых. Как такую книгу положить, когда читаешь?»
 – Хорошо,что у вас такое благоговение к святыне. Действительно, к изображению иконы нужноотноситься с трепетом и любовью. Когда на обложках книг есть такие изображения,то видно, что эта книга церковная, благословлённая чиноначалием нашей Церкви,что она полезная для души, она является руководством для нашей духовной жизни.
 Я думаю,что этим смущаться не нужно, но относиться с благоговением, а не просто где-то бросать в своём доме. Если вы положите её на полку, предназначенную для священныхкниг, то вы тем самым не сделаете ничего греховного, если положите на стуле– это неблагоговейно.
 – Марк из Екатеринбургаспрашивает: «Россия – страна многонациональная, многоконфессиональная. Как долженразвиваться диалог между православным и мусульманским учением, как должны житьпростые люди между собой?»
 – На протяжениивсей нашей истории с традиционными конфессиями – мусульманством, иудаизмом,буддизмом – у православных не было конфликтов, потому что Православная Церковьотносилась к ним снисходительно, с пониманием. Главное, что мы не вдавалисьв догматическое различие и в вероучение, потому что там есть большие расхождения.Мы старались строить свою жизнь по отношению друг к другу на основе нравственности,духовности, человечности и братолюбия, на основе общечеловеческих ценностей.Старались найти общий язык в решении тех проблем, которые существовали в нашемобществе, в нашем Отечестве, друг другу помогая, не вдаваясь в вероучительныеособенности. В течение многих веков у нас не было конфликтов, я думаю, что дальшенадо строить свою жизнь также. Тогда традиционные конфессии понимали, что онинаходятся в православной стране, и к православным относились с уважением, и православные к ним – с уважением и пониманием. Мир между конфессиями всегдабыл потому, что Православная Церковь ведёт миротворческую деятельность. ПравославнаяЦерковь была первенствующая, но она не давила и не угнетала другие конфессии,чего мы не можем усмотреть в других странах мира, где та или иная религия являетсядоминирующей, и она очень жёстко относится к другим религиозным конфессиям.
 Если конфессии,которые составляют религию меньшинства, будут к Православию относиться как к религии большинства, то у нас также останутся мир, согласие, взаимопомощь, поддержкав социальных и нравственных вопросах.
 – «Как в такомслучае должны уживаться две ветви христианства – Православие и католицизм? Стоит ли нам, православным христианам, почитать католических святых? Могут ли святыеодновременно почитаться и православными, и католиками?» – спрашивает Олег.
 – Мы почитаемсвятых западной Церкви до времени разделения Церкви – до 1054 года, – почитаемПапу Римского Григория Двоеслова. А после разрыва между двумя ветвями христианствабыло допущено много искажений со стороны католиков в отношении веры, догматическогоучения и нравоучения. С тех пор святых той Церкви мы не почитаем, и не рекомендуемнашим верующим этого делать, так как они могут прийти в некоторые заблуждения,потому что есть особенности между подвижничеством и аскетизмом нашей Церкви,которая идёт с первых веков христианства, и духовностью подвижников благочестия– католиков. Там мы усматриваем некоторую ересь и искажения о понятиях духовности.Тем более между нами нет евхаристического общения, поэтому мы не можем иметьс католиками тесные контакты.
 – «Чем я могупомочь брату, который уже 10 лет ходит в секту «Свидетели Иеговы»? Сейчас онстрадает психическим заболеванием», – спрашивает Майя из Ростова-на-Дону.
 – С сектамиситуация очень тяжёлая, потому что попасть туда легко, а выбраться очень сложно.Члены секты не дают возможности уйти, а сам человек уже не имеет сил бороться.Зачастую люди выходят из секты уже поражённые психическими заболеваниями, и нам приходится с ними очень много заниматься, приводить их в нормальное состояние.И исправить их бывает очень сложно. У нас есть реабилитационный центр по излечениюзависимости от разных сект, это урок для всех тех, кто нас сейчас слушает, чтобыне проявить легкомыслие и безответственность идти в ту или иную секту из любопытства.В данном случае психическое заболевание – это показатель того, что неправильнаяэта вера и аскетика, которую им преподносят. Единственное, что нужно делать,– это молиться Богу за этого человека, Господу всё возможно, и Он может вырватьвашего брата из этой секты.
 – «Как правильноподготовить младенца 8-ми месяцев к Причастию?» – вопрос от Сергея из Ростова-на-Дону.
 – Когда высами идёте в церковь, вы же молитесь, готовитесь к церковной службе, и ребёнок,находящийся рядом с вами, это чувствует, духовный настрой передаётся ему. Емуособого приготовления не нужно, даже если он будет накормлен матерью, всё равномы должны его причастить, потому что ребёнок в таком возрасте нуждается в регулярномкормлении. Чем чаще будете приводить ребёнка в храм, и с самого раннего возрастаприучать к церковной жизни, к молитве, песнопениям, хотя он и не понимает, но это всё впитывается в его душу, и тем самым ребёнок растёт духовно и питаетсвою душу благодатью Божией.
 – «Мои родители21 год живут в браке, но не венчаны. Мама болеет и 8 лет уже не выходит из дома.Можно ли их повенчать на дому?» – спрашивает Юлия из Пензы.
 – Больнымна дому венчаться можно, а здоровым – только в церкви. Попросите приходскогобатюшку, и он это сделает.
 – Марк спрашивает:«Чем призвание священника отличается от других профессий, и в чём оно заключается?»
 – Призваниесвященника – это особое призвание. Бывает, что человек иногда не по своей волеидёт по этому пути, но с течением времени он осознаёт, что на нём особый перстБожий, и он должен идти по этому пути. Когда я учился в семинарии, многие поступалив семинарию не потому, что хотели быть священниками, а для того, чтобы глубжеузнать о Боге, дать ответ своим вопросам, которых в душе очень много, и особенноу молодых людей. Учась в семинарии, они приобретали знания, и уже хотели применитьих на благо людей. И тогда появляется крепкое желание служить Богу и людям в священном сане. Это и называется призвание, а не профессия.
 – Вопрос от Павла:«Можно ли от священника ожидать психологической помощи, т.е. предпочесть походк священнику, а не к психологу?»
 – В Россиитак и было. У нас было очень много храмов, в нашем городе на полторы тысячижителей – 1 храм, в деревнях на 2 тысячи жителей – по 2–3 храма. Когда людямбыло тяжело на душе, они в первую очередь шли к батюшке, чтобы священник разрешилтот или иной вопрос. Человек исповедовался, открывал свою душу, а священник,зная его душевные наклонности, потрясения, объяснял ему, что нужно делать для того, чтобы избежать этих потрясений, выйти из тяжёлого состояния. И без помощисовременных психологов люди получали нужные и важные ответы на вопросы, выходяиз тяжёлого психического состояния. Я думаю, если сейчас люди возвратятся к такой практике, когда каждый будет иметь духовника, ходить часто в храм, исповедоватьсяи причащаться, то меньше будет необходимости ходить к психологам. Я думаю, что церковная жизнь для человека полноценнее, потому что она даёт должное направлениев его жизни. Священник может дать совет на основе опыта святых отцов нашей Церкви,которые изучали душу в её движении – почему она так поступает, почему у неётакое состояние сегодня. Святые отцы в своих книгах нам оставили этот опыт,и мы, читая их, можем найти много ответов на наши вопросы.
 – «Мои близкиедрузья ушли в секту пятидесятников. Они мне продемонстрировали, что молятсяна иных языках; они говорят, что в Библии есть места, где люди глубоко верующиеполучают крещение Духом Святым. Как на это реагировать?» – задаёт вопрос Татьянаиз Латвии.
 – Есть такаяситуация. У них считается совершенством разговор на иных языках, но при этомих никто не понимает – в мире такого языка нет. И если в древности святые апостолыи ученики апостолов получали дар – умение говорить на нескольких языках, для того, чтобы проповедовать веру Христову среди людей на их родине, донести Истинуна языке этих людей. В то время как пятидесятники говорят на непонятном языке,произносят какие-то бессмысленные возгласы, – это свидетельствует о том, что есть такое умопомрачение, состояние прелести – состояние бесовского наваждения.Находясь в таком обмане, пятидесятники думают, что находятся в благодати Божией,но это великое заблуждение.
 Если вашидрузья, попавшие в эту секту, были крещены в Православной Церкви, то вы можетеза них молиться, чтобы Господь их вразумил, чтобы они оставили это заблуждениеи возвратились в лоно Православной веры Христовой. Но если они не были крещены,то можно только сожалеть и сказать слова, которые Господь произнёс на Кресте:«Господи, не вмени им греха, ибо не ведают, что творят». Остается надежда на Бога, что когда-то они оставят это заблуждение. Случаев перехода таких людейв веру Православную очень много. Вам нужно глубже изучить Христову веру, чтобыс ними беседовать и постараться их, с Божией помощью, переубедить.
 – «Сын встречаетсяс девушкой, она не крещённая, но хочет посетить Ганину яму. Я называю это блуднымсожительством. Объясните, пожалуйста, популярно, чем это грозит?» – задаёт вопросЕлена из Екатеринбурга.
 – Очень будетпагубно для их будущего потомства, если они живут блудной жизнью. То, что девушкане крещённая, но хочет съездить в святое место, никто ей не запрещает. Она можетзайти в храм, побывать на богослужении. Надеемся, что её коснётся благодатьБожия, она послушает своего парня, примет Крещение и станет православной христианкой.
 Очень печально,что современная молодёжь не слушается голоса своих родителей, не хочет придерживатьсяправил благочестивой жизни. Нарушая эти правила, молодые люди приносят самисебе вред. Есть и такое правило, что парень и девушка, должны сохранить своюдевственную чистоту до брака, и если они захотят жить вместе, то в первую очередьдолжны заключить брак государственный, потом венчаться в церкви, получить благословениеБожье на совместное жительство, и только тогда начинать жить супружеской жизньюс целью деторождения.
 Если современнаямолодёжь живёт вместе только ради получения удовольствия, это есть грех. Сейчасони, может быть, не понимают, не знают, не хотят знать, но придёт время, когдаони будут каяться, потому что рано или поздно это нарушение правил принесёткакие-то скорби, страдания. В том числе, если захотят иметь детей, то неизвестно,какой ребёночек родится. Сейчас очень много рождается детей больных, потомучто люди нарушают правила целомудрия, правила сохранения девства до брака, а потом испытывают трудности в своей жизни. Если дети рождаются не больные, то становятся непослушные. Есть такая заповедь – чти отца твоего и матерь твою,и благо тебе будет, и многолетен ты будешь на земле. Если мы будем придерживатьсяэтого правила, то Господь гарантирует человеку блага на земле, долголетие. Когданарушаются эти заповеди, то мы видим, что современная молодёжь очень мало живёт,быстро изнашивается и быстро уходит из этой жизни. Казалось бы, что ничего страшногонет, если человек делает, что хочет, но, оказывается, нарушение заповедей Божиихприносит такие последствия.
 – Надежду из Екатеринбурга беспокоит вопрос: «Мы с мужем усыновили ребёнка, дали ему своюфамилию, а крещён он был раньше, и в свидетельстве о Крещении стоит фамилияего настоящих родителей. Можно ли исправить фамилию в свидетельстве о Крещении?»
 – Я думаю,что это сделать можно, нужно просто обратиться по месту крещения ребёнка.
 – Надежда интересуется:«Как быть, если родственники меня обижают тем, что очень сильно интересуютсямоей личной жизнью? Как избавиться от обиды на них?»
 – Не надообижаться, если они что-то спрашивают, интересуются, что касается веры Православной,жизни христианской. Каждый христианин обязан рассказать о вере, о своём уповании,чтобы вера Христова распространялась среди окружающих нас людей. Если же мыбудем уединяться и устраняться от людей, боясь, что они спросят, какую верумы исповедуем, что мы делаем и какая наша христианская жизнь, – это плохо. Нужнобыть более открытым, смело исповедовать свою веру среди своих родных и близких,даже среди чужих, твёрдо, не робея. И тем самым мы можем привлечь многих ко спасению. Это очень важно. Апостол Павел говорит своему ученику Тимофею: «Тыуслышал то, что я тебе сказал, и говори об этом тем людям, которые могли быраспространять это учение и другим». Тем самым апостол всех нас призывает к тому, чтобы мы не заключали нашу веру в своём сердце, а чтобы могли её датьдругим, чтобы и другие наслаждались верой во Христа и благодатью, которой Господьпосещает нас.

 С архиепископом Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи Илья ЦЫГАНЦОВ

  Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Епархия

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодат-ва в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия выдала Екатеринбургской епархии лицензии на осуществление телевизионного вещания в Екатеринбурге и 21 городе Свердловской области

Екатеринбург, 11 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На днях Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия выдала Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви лицензии на осуществление телевизионного вещания в городе Екатеринбурге и еще двадцати одном муниципалитете Свердловской области.

 
Архипастырь

Во время паломнической поездки по Ярославской епархии архиепископ Викентий совершил Всенощное бдение в Николо-Сольбинском женском монастыре

 Екатеринбург,30 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Во время паломнической поездки по Ярославской епархии архиепископ Екатеринбургскийи Верхотурский Викентий побывал в Николо-Сольбинском женском монастыре.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс