Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (401) → В Отделе церковно-приходских школ уверены: качественное духовное образование — основной компонент возрождения приходской жизни

В Отделе церковно-приходских школ уверены: качественное духовное образование — основной компонент возрождения приходской жизни

№32 (401) / 22 августа ‘06

Образование и воспитание

 Екатеринбург,4 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«Небрегут о детях, если захотят только забавлять их и забавляться ими и особенно тогда, как настанет время более учить их, нежели забавлять их»— эти слова Святителя Филарета Митрополита Московского (1782 — 1867 гг.

) актуальныв наше время как никогда.
 В периодзарождения, 15 лет назад, церковные школы в Екатеринбургской епархии представлялисобой скромные кружки по изучению Закона Божьего и основ православного вероучения.Постепенно кружки превратились в некоторое подобие школы. Появились системныезанятия, которые проводятся на основе епархиальных программ, реже — авторских,учитывающих возрастные и другие особенности детей. Но этого было мало.
 Цель христианскойжизни — спасение души — требовала и требует от пастырей и учителей, преодолеваявсе немощи и нестроения, на практике добиваться единства в обучении и воспитании.Педагогам приходится, говоря словами святителя Тихона Задонского, «просвещатьвнутренние очи детей». При этом догматы веры необходимо подавать в соотношениис нравственно-религиозными вопросами, подчеркивая живую связь догматов и личнойжизни ребенка. Еще апостол Павел указал средства возрастания в христианскойжизни: изучение слова Божия, взаимная молитва, песнопение, наставление другдругу и совершение добрых дел во славу Божию (Кол. 3:16–17). Конкретное дело,наглядный пример, личная жизнь лучше всего удостоверяют в том или ином настроениичеловека.
 Учителя и пастыри наглядно видят, как дети начинают воспринимать не только вероучение,но и православный образ жизни. Там, где учителям и пастырям удается создатьправильную и неложную среду и сферу деятельности, быстро появляются положительныеплоды.
 По окончанииосновного курса многие выпускники не покидают школу. Это ставит перед педагогамицерковных школ новую задачу — продолжить с ними занятия в других формах, с учетомвозрастных интересов и накопленного ими опыта. Одна из таких форм — организациямолодёжных групп. В такой «клубной» форме молодежь может получатьдальнейшее духовное образование по программе школы II ступени. Можно организоватьлюбительский кружок культурно-исторического, краеведческого, любого другогонаучного или просветительского направления.
 Молодежныегруппы могут создаваться и с целью организации досуга. Они могут объединить,например, любителей туристических походов, паломнических поездок, фотолюбителейи т.д. — здесь формы могут быть самыми разными, вплоть до создания пейнтбольногоклуба (как в приходе в честь Святых Апостолов Петра и Павла города Полевской).
 Но не толькодосуговые запросы молодежи восполняют церковно-приходские школы. Выпускникицерковно-приходских школ несут многочисленные трудовые и интеллектуальные послушания,требующие от них сил, времени, самоотдачи. Выпускники востребованы на приходе.Они помогают священникам в алтаре при совершении богослужения и Таинств; имеютклиросное послушание как чтецы и певцы, трудятся в качестве звонарей, проводятэкскурсии и дежурят в храме, около подсвечников, в трапезной, украшают храмк праздникам, помогают в требном киоске, расклеивают объявления, помогают в работе церковно-приходской школы и приходской библиотеки, участвуют в социологическихопросах прихожан.
 Выпускникивыполняют подчас и тяжелую физическую работу: прибирают территорию вокруг храмаи работают на садовых участках при храмах, помогают в ремонте школы, вносятпосильный вклад на строительстве новых храмов.
 Таким образом,выпускники церковно-приходских школ активно участвуют не только в жизни церковно-приходскойшколы, но и во всех видах приходского служения. Выпускники и ученики церковнойшколы, с одной стороны, чрезвычайно востребованы на приходе (как всегда, не хватает «рук»), а с другой — и для самой молодежи характерно стремлениек служению. Более того, любое доброе служение приводит к возрастанию нравственности.Вера связана с вопросом святости жизни, в частности, через творение добрых дел.Вспомним слова апостола Павла: Христиане — новое творение, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф.2.10).
 Сделаем важныйвывод: образование — основной компонент возрождения приходской жизни.
 Церковно-приходскаяшкола много дает и всей семье ребенка. В школе дети преображаются, при этомменяются и родители. Через постижение духовных законов родители начинают пониматьсвоих непростых детей, видеть в их проблемах продолжение своих грехов и учатсяисправлять ситуацию собственным покаянием. Даже в утилитарном смысле есть плоды:каждому родителю радостно видеть, что, занятые приходскими проблемами, детине просто занимают свое время, а с пользой проводят его. Более того, часто в приходе подростки получают первые навыки в получении специальности, здесь можетони могут определиться с выбором будущей  профессии.
Как решаются так называемые вопросы социализации, можно рассмотреть на примересоциальной деятельности прихода. Уже по традиции социальное служение возлагаютна выпускников. Например, в приходе во имя Святого Димитрия Донского (поселокСвободный) выпускники получили послушание разносить по домам пищу больным и престарелым людям.
 Социальноеслужение — это одна из форм воспитательной работы, и в этом служении нужно видетьцелый ряд аспектов. Социальное служение направлено на нуждающихся в нем обездоленныхлюдей. Многие больницы, дома престарелых, дома ребенка и приюты охвачены заботойучащихся церковно-приходских школ.
 Христианскоеслужение друг другу на приходе и в воскресной школе способствует созданию хорошей,доброй среды, атмосферы любви и доверия. Именно поэтому, со своей стороны, в наши школы приходит немало детей с ограниченными возможностями и детей, нуждающихсяв социальной адаптации.
 Не меньшуюпользу получают и сами служащие на этом поприще. Среди них есть те, кто, получивнавык и духовные силы, в дальнейшем свяжет свою жизнь с педагогическим служениемв области специальной (социальной) педагогики.
 Впрочем,церковно-приходская школа может подсказать своему выпускнику и помочь осуществитьвыбор профессий самого разного плана. Есть множество примеров, когда дети, получивпервые навыки педагогического служения в качестве помощников преподавателя,в своих же школах становятся педагогами для следующих поколений. Некоторые выпускникицерковных школ, начинавшие в свое время с малого (с написания реферата или заметокв районную газету), становятся журналистами в православных средствах массовойинформации. А у кого-то в школе сформировался интерес к серьезному изучениюцерковного искусства: иконописи, церковного пения.
 На приведенныхпримерах легко просматривается благоприятное сочетание традиции и инновациив деятельности церковно-приходских школ. Особое внимание уделяется вопросампедагогической поддержки детей и выбора ими дальнейшего пути.
 На приходедолжно быть многообразие форм воцерковления. При этом у каждой школы есть своелицо, своя особенность, одно или два направления, которые получаются лучше всего.И все же на фоне всего спектра интересной приходской жизни приоритет образованиядолжен быть выдержан. Может ли церковная школа заменить собой общеобразовательнуюшколу? — Пока нет. Надо ли повторять общеобразовательную школу в приходе? К сожалению пока это не возможно. И все же мы недооцениваем возможности приходскогообразования. Оно многопланово, элитарно, и, что немаловажно, в образовательномплане чрезвычайно перспективно.
Получив первые навыки в церковно-приходской школе, выпускник должен быть уверенв возможностях для продолжения образования по выбранной специальности. Любомувыпускнику доступно продолжение образования в школе II ступени.
 Уже в 2000году на одной из епархиальных конференций обсуждался вопрос, как от «воскресной»школы перейти к непрерывному приходскому образованию. Сегодня каждый может поступитьв Верхотурское духовное училище, Екатеринбургскую духовную семинарию, Свято-Тихоновскийбогословский университет, на кафедру теологии Российского государственного профессионально-педагогическогоуниверситета. Казалось бы, немало. Но, к сожалению, учащиеся и их родители,да все остальные прихожане недостаточно информированы о возможностях православногообразования. Эту проблему каждый приход должен видеть и усиливать свою информационнуюработу в этом вопросе.
 Есть пожеланияи к тем, кто занимается организацией высшего духовного образования. Рекламадолжна быть не только в приближении набора, а круглый год. Должна быть полнаяи обновляемая информация о содержании образования учебного учреждения, о факультативномпреподавании в ВУЗах. Совершенно не используется возможность индивидуальнойработы с православными детьми, поступающими в обычный ВУЗ, чтобы они знали о существовании какой-либо просветительской работы в этих ВУЗах. Хочется высказатьпожелание отделам епархии, сотрудничающим с Вузами, вести массированную рекламнуюкомпанию, вести индивидуальную работу с теми, кто, закончив церковную и общеобразовательнуюшколу, готовится к поступлению в ВУЗы. Нам этого не хватает.
 Православие— это путь, по которому нужно идти всю жизнь. Это касается и духовного образования,и самообразования тех, кто давно вышел из школьного возраста, им также открытпуть к получению знаний в церковной школе.
 Итак, что такое школа в приходе? Это интересная, насыщенная жизнь, это надежные друзья,это сочетание традиции и инновации, это хорошая перспектива жизни.
 Сделаем второйважный вывод: необходимо повышать статус церковной школы! В настоящее времяв каждом приходе должна быть разработана программа мероприятий, которые помогутшколе занять достойное место в приходской жизни, в социальной жизни города или села, в жизни прихожан и жителей.
 Что можетвойти в эту программу? Как это сделать? Формы повышения статуса церковной школыподробно рассмотрел Совет руководителей церковно-приходских школ центральногоокруга, который проходил 15 июня 2006 года. Вот лишь некоторые способы повышениястатуса церковной школы. Очень многое в развитии школы зависит от заинтересованностинастоятеля и духовника школы. Если священник посещает занятия, знает проблемыи нужды школы, то этот факт уже является «рекламой» церковно-приходскойшколы, так как его авторитет добавляет авторитета школе. Он сам в проповедиможет использовать конкретные примеры работы школы, и тем привлекать вниманиеприхожан к нуждам и интересам школы. Однако, если прихожане все-таки хоть что-то знают о работе школы, то население района, города (села) о работе церковно-приходскойшколы и о ее существовании зачастую не знает. В предстоящее до начала занятийвремя каждой церковно-приходской школе необходимо активизировать информационнуюполитику.
На привлечение интереса к школе может повлиять не одна внешняя реклама, но и еще ряд важных факторов.
 Прежде всего,это улучшение условий работы школы. Большинство школ епархии располагаются в приспособленных помещениях. Но если школу расположить в отдельном оборудованномпомещении, то это сразу привлечет к ней внимание. Важно также, чтобы кто-то ежедневно занимался школой. Наличие освобождённого завуча школы позволит привестишколу на новый уровень работы. В этом случае на новый уровень можно вывестии работу с педагогическими кадрами: приглашать квалифицированных специалистов,готовить своих педагогов. Обучение педагога, а также его материальная заинтересованностьсразу поднимет авторитет учителя, его ответственность и отдачу.
 Но, пожалуй,самое главное в развитии школы — это работа над содержанием образования. Системныезанятия по вероучительным дисциплинам, наличие в школе занятий по различнымвидам допрофессиональной подготовки учащихся — уроки пения, занятия детскогохора, уроки рисования, столярная мастерская, швейная мастерская, компьютерныйкласс, подготовка псаломщиков — сделает школу привлекательной в глазах детей,подростков, юношества, а также их родителей.
 Работа с родителями — это предмет особой заботы прихода. Создание организации «Родительскийкомитет», участие заинтересованных родителей внесёт свой вклад в повышениестатуса школы.
 При правильнойорганизации деятельность школы свидетельствует сама за себя. Особое значениеимеет постоянная миссионерская деятельность прихода: проведение крестных ходов,массовых и праздничных мероприятий, ярмарок и т.д. Это позволит приглашать прихожанхрама на мероприятия, проводимые в церковно-приходской школе, на епархиальныемероприятия: Фестиваль детских хоровых коллективов, Богословская конференциядля детей и юношества и т.д. Можно также приглашать в школу интересных людей,предварительно распространив информацию о предстоящей встрече для жителей ближайшегомикрорайона (поселка). Или организовать совместные паломнические поездки учащихсяцерковно-приходской школы с прихожанами храма, учащимися общеобразовательныхшкол.
 Положительновлияет на авторитет школы и взаимодействие с государственными учреждениями:общеобразовательными, социальными детскими учреждениями.
 Как уже говорилосьвыше, необходимо включение в работу школы активных форм: создание молодежныхбратств, организация внеклассных мероприятий, трудовых и общественно-значимыхдел, летних лагерей.
 Возникшаяпо потребностям прихожан, церковная школа XXI века, начинает занимать присущееей место центра образовательной деятельности прихода. Для этого есть все предпосылки,но необходимо приложить определенные усилия с целью сохранения преемственностиобразования. Достоинством приходского начального приходского обучения являетсяего доступность, отсутствие каких-либо ограничений при зачислении в церковнуюшколу.
 Церковнаяшкола добровольно берет на себя просветительские функции. Эта практика требуетвложений со стороны прихода, самоотдачи педагога, неослабевающего духовничества,всестороннего внимания детям.
 Так как вероучительныедисциплины преподаются не в отрыве от жизни, а в единстве с ежедневной жизньюребенка, то это способствуют воцерковлению всей жизни человека, независимо от его возраста.
 По окончаниишколы выпускники должны видеть перспективу роста, должны быть мотивированы на продолжение образования. Выбирая специальность, они должны четко представлятьтеологическую основу выбранной, казалось бы, «светской» специальности.
 Образованиепонимается Церковью как созидание Образа Божия. Это дает хорошую нравственнуюопору церковным детям. Они, в свою очередь, могут и должны стать нравственнойосновой общества XXI века.

Галина Ващенко
руководитель Отдела Церковно-приходских школ
Екатеринбургской епархии

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

Образование и воспитание

Отдел церковно-приходских школ Епархии приглашает педагогов к активному сотрудничеству

 Екатеринбург,9 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все жевы — братья».

 
Образование и воспитание

Четвертый год педагоги воскресных школ будут вести занятия по церковнославянскому языку

 Екатеринбург,28 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Екатеринбургской епархии создана и успешно внедряется программа обучению детейцерковнославянскому языку.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс