Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (401) → Профессор Александр Миняйло: «Монах спасается монашеством, а бизнесмен – через бизнес, который бы поднимал экономику страны, чтобы она не была зависима»

Профессор Александр Миняйло: «Монах спасается монашеством, а бизнесмен – через бизнес, который бы поднимал экономику страны, чтобы она не была зависима»

№32 (401) / 22 августа ‘06

Образование и воспитание

Беседа журналиста Полины Митрофановой с профессором, докторомэкономических наук, ректором Уральского института бизнеса Александром МаксимовичемМиняйло

 –Александр Максимович, мы живём в современном мире, и мир этот сложный, оченьмного проблем нас окружает, в том числе современная система воспитания. Наверное,что-то хорошее из прошлого мы взяли, мы не могли полностью от этого отказаться.

Больше и больше проблем возникает в вопросах воспитания. Дети кажутся менееи менее воспитаны духовно и нравственно. С чем это связано?
 – В системевоспитания сейчас необходимо уделять огромное внимание со стороны родителей,школы, вузов, государства. Иван Александрович Ильин, анализируя состояние нашейстраны при социалистическом режиме, говорил, что режим этот падёт и народ столкнётсяс тем, что будет потерян ведущий слой нации, который ведёт нацию к успехам,к духовному возрастанию. Воспитанию молодёжи, – а это основа нашего государства,это наши помыслы, надежда, – нужно уделять особое внимание, с позиции нашихтрадиций, национальной истории. Во всей нашей истории, в том числе и в СССР,были великолепные моменты в воспитании, и нельзя от них отказываться. Почемуцелостная система воспитания имеет огромное значение? Если в настоящее времярассматривать человека, то у него потеряна целостная система мироздания. Есливзять научную среду, появилось огромное количество наук: химия, биология, –то есть знания – неразрывны, а мир – целостный.
 В высшейшколе необходимо огромное внимание уделять воспитанию через познание. Наша российскаяшкола была лидирующая в мире, и можно выделить два фактора, которые характеризовалинашу высшую школу. Первый – это фундаментальность. В советское время не былаотвергнута фундаментальность, а, наоборот, у нас учёные были с мировым именем.Мы первые запустили пилотируемый космический корабль, – это величайший подвигнарода, науки и молодёжи.
 Второй фактор– это целостное мышление. От него мы отказались, и сейчас пожинаем отрицательныеплоды. Формирование целостного мышления предполагает при наличии изучения материальновидимого мира, что изучают науки, ещё и изучение невидимого мира с его духовнымизаконами. И когда мы говорим о формировании личности, то без целостного мышлениямы не можем её сформировать. Наш русский этнос формировался под определённымивоздействиями – территории, климата и тех национальных устоев, которые векамиу нас были. Если мы накладываем менталитет другого этноса, допустим англосакского,на наш менталитет, это приводит к определённым отрицательным последствиям.
 Мы так и делаем в нашем институте, исходим из того, что формировать личность нужно на национальных традициях, устоях, на наших исторических корнях. Здесь без Православияне обойтись.
 – Почему сейчасмодна стала иностранная модель воспитания и образования наших детей? «Окно в Европу» Пётр Первый «прорубил» давно. А сейчас то, что не нужно и чуждо нам,бурным потоком хлынуло в Россию.
 – Если рассматриватьдеятельность Петра, то есть и положительные, и отрицательные взгляды на его«прорубание окна в Европу». Если на существующий этнос накладываются совершеннодругие факторы, то этнос отвергает это. Если сейчас западная модель формированиячеловека – это преувеличение индивидуализма, то в нашей стране – соборность,взаимопомощь, товарищество. Исходя из этого, мы и имеем негативные явления –в телевидении, в рекламе, в одежде, то, что не свойственно нашему народу.
 – Хоть мы этоотвергаем, но, тем не менее, происходят при этом отвержении какие-то перекосы.
 – Целостноепредставление человек потерял, а если нет целостного представления о мере и о самом себе, то человек впадает в страсти. Взять модель рыночной экономики.Превалирует что? Преобладание комфортного образа жизни. Конечно, Православиене отвергает достаток, но акцент должен быть на духовном возрастании, т.к. толькопри духовном возрастании человек обретает духовный стержень. Исходя из этого,какие бы ни были жизненные невзгоды, – а человек всегда с ними встречается,– он даёт им адекватную оценку исходя из духовного стержня.
 – Александр Максимович,средняя и высшая школа сегодня не может и не должна отвергать эту функцию воспитания,если говорить о целостности образования? Если школа перекладывает воспитаниена плечи родителей, то получается, что этой целостности воспитания в школе нет?
 – Конечно.Мы со своими студентами беседуем. К вере нельзя приводить насильно, это личноедело каждого. Но мы говорим, что образованный человек должен знать традициисвоих предков, пласт православной культуры. Храмостроительство, азбука Кириллаи Мефодия и само Государство Российское образовалось на основе Православия.Во многих вузах, особенно в Курской епархии, в Белгороде, в Нижнем Новгороде,преподаются основы православной культуры. Это очень хорошо. В среднем наши вузывыпускают неплохих специалистов в области права, кибернетики, информатики, экономики.Я бы сказал, что наш уровень не ниже европейского, а по некоторым параметрами выше. Но должно быть что-то такое высокое, – а это есть, если вуз строит своюдеятельность на православной основе.
 Сейчас остростоит проблема сохранения семьи, и когда мы говорим о проблеме воспитания, мыдолжны говорить о тех ценностях базовых, на которых формируется личность, а это СЕМЬЯ, РОДИНА, ПАТРИОТИЗМ. Нужно воспитывать это в нашей молодёжи. Статистикапоказывает – на 100 семей около 80 разводов. Это же трагедия. Нет сильной семьи,нет и сильного государства. Устойчивая любящая семья формируется на православныхосновах. Мы в своём институте ввели специальный курс «Как сформировать и упрочитьсемью». Нужно не только готовить профессионалов, но ещё нужно научить молодогочеловека тому, как создать крепкую семью. Этот учебный курс разработал докторнаук, профессор отец Александр Половкин, бывший ректор Волгоградского политехническогоинститута. Основы православной культуры у нас преподаёт проректор по воспитательнойработе протоиерей Александр Рыков из Свято-Троицкого храма. Он кандидат историческихнаук, ведёт историю с позиции Православия. Задача педагогов состоит в формированииличности на основе любви к Родине. Если молодой человек, получив специальность,горит сердцем за Родину, он уходит в Армию, и там у него нет проблем, потомучто он знает, что защита Отечества – это благородная функция. Если он любитРодину, то и не обольстится долларом, не уедет жить за границу, а здесь понесёттрудности с тем, чтобы поднять нашу страну – любимую Россию – на более высокийуровень. Такой молодой человек создаёт семью и воспитывает детей, приумножаетнаш род – это же тоже базовая ценность в формировании личности. Привить любовьк своему краю, Отечеству – это задача и средней, и высшей школы.
 – Чтобы сформироватьличность, нужно, чтобы и в школах работали высокообразованные духовные учителя.
 – Конечно.Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутсятысячи». Если я вижу проблемы в своём вузе, это мои проблемы, ректора, и поэтомунадо начинать с себя, то есть практически самому смотреть на целевую установкужизни, духовно возрастать по ступенькам, воцерковляться. В стенах вуза или школымы не можем воспитывать на православной основе, это можно сделать только черезцерковные таинства. Если педагогический коллектив ходит в храм, исповедуется,причащается, очищается от зла греховности, которое в каждом из нас имеется,то это и положительное воздействие оказывает на студентов. По благословениюархиепископа Викентия по понедельникам до начала занятий у нас читается акафистКазанской иконе Божией Матери, потому что это икона нашего храма. Желающие студентымогут начать неделю с молитвы нашей Заступнице. Это есть момент воспитания.
 – Это говорито важности возрождения храмов в учебных заведениях. У вас храм в честь иконыКазанской Божией Матери, в Горном университете – храм Николая Чудотворца, в Артиллерийском командном училище тоже будет строиться храм. Студентам, наверное,будет проще воцерковиться?
 – Разныеесть взгляды. Некоторые деятели школы говорят, что храм не нужен. Мы считаем,что храм при вузе пойдёт всем только на пользу. Наш духовно-нравственный идеал– Иисус Христос. Владыка Викентий на прошлогодних Рождественских чтениях сказал,что мы не знаем нравственности выше той, которую нам указал Иисус Христос. А с духовной точки зрения это осуществляется в лоне Церкви через таинства Исповедии Причастия. В церковные праздники почти все – большинство преподавателей и студентов – присутствуют в Храме-на-Крови, это же великолепно. У нас выработаласьтрадиция, что мы учебный год начинаем с богослужения в Храме-на-Крови. СлужитВладыка, обращается ко всем студентам. Дипломы выдаём тоже в храме. В Прощёноевоскресенье все педагоги просят прощения у студентов за все неправые деяниясвои, слова, действия, а студенты просят прощения у педагогов, а также другу друга. Это же сплачивает коллектив! Получается, что педагоги и студенты живуткак единая семья, – это же совсем другие ощущения, это не просто пришел, сдалэкзамены. Попросить прощения педагогу – это преодолеть свою гордыню, – а проситьнадо. Владыка у всей паствы на коленях просит прощения, священники просят, –и мы просим прощения у студентов, и опыт показывает – это такая благодать, такаялюбовь!
 – Александр Максимович,сейчас достаточно часто начинают говорить о таком понятии, как непрерывностьобразования. На Ваш взгляд, что это такое и как применимо в современных условиях?
 – У нас и существовала система непрерывная. Это подготовка школьная, вузовская и послевузовская.Эпоха индустриального ведения хозяйства заканчивается, и всё больше в мировойпрактике говорят, что возникает экономика знаний. Поэтому с получением дипломарост квалификации и обучение не заканчивается. Сейчас создаются электронныеучебники, и можно выйти на индивидуальные методы обучения. Поэтому непрерывностьобразования необходима, от неё никуда не денешься. Я окончил Горный институт,а жизнь повернула так, что надо было заниматься информатикой, экономикой, защищалдокторскую диссертацию в институте кибернетики у Глушкова, – и совсем другойракурс получился. Своим студентам говорю, что не важно, какая специальность,важно, чтобы мозги хорошие были, способность к самообразованию – чего требуетнастоящий бизнес. Быстрая усвояемость материала, универсальность, умение работатьв команде. Этим характеризуется наша система, т.е. широтой взглядов. Если с американским профессором заговорить о психологии, он скажет, что это не егопроблема, а у нас даже дворники говорят о политике. Потому что менталитет нашегонарода состоит в том, что у нас человек в своих стремлениях всегда хочет бытьвыше, сверх того, что имеет на земле, стремится ввысь, – это и есть стремлениек духовности.
 – Вы возглавляетеИнститут бизнеса. На Ваш взгляд, современные деловые принципы ведения бизнесанасколько сочетаются с православной нравственностью и моралью?
 – Много естьхороших православных бизнесменов. Православные принципы, духовность пронизываютвсё – и воспитание, и жизнь, и семью, и бизнес. Один крупный бизнесмен в Москвесказал: «Обладаю деньгами, но всё равно чего-то не хватает», – и пришёл к Православию.А сколько у нас в области бизнесменов жертвуют на Церковь! Это присуще России.В бизнесе тоже ценятся совесть, порядочность, честность. У наших русских купцовсделки совершались под слово, и это ускоряло процесс бизнеса. И сейчас при заявкахвыпускников, работодатель требует, чтобы это был специалист надёжный во всехотношениях. Взять бухгалтера: если человек с пороками – разве можно его допускатьдо деятельности, где идут денежные потоки и честность должна быть на первомместе?
 Цель жизни– это соединение с Богом. Монах спасается монашеством, а бизнесмен чем? Богдал талант вести бизнес, и через бизнес этот человек должен спасаться, т.е.развивать благотворительность и такой бизнес, который бы поднимал экономикустраны, чтобы она не была зависима. Например, развитие сельского хозяйства.Мы производим собственной продукции около 20 процентов, нас могут «взять за горло» любые иностранные компании: прекратят нам поставку продукции, – и что будем делать? Надо развивать своё сельское хозяйство, что и учитывает национальныйпроект. Бизнесмен сделает благородное дело, что не будет пустовать земля, не зарастет бурьяном. Духовно возрастающий бизнесмен понимает, что это не самоцель.А кто считает, что бизнес – только прибыль и деньги, – это его проблемы. У митрополитаИоанна Санкт-Петербургского и Ладожского есть хорошее высказывание: «Бизнесплодит компаньонов, а вера рождает деятелей добра и любви».
 – Вы по родусвоей деятельности общаетесь с людьми молодыми. Какая система ценностей у этихлюдей, которым строить будущее нашей России?
 – Мне нравитсямолодёжь! Молодёжь всегда была с завышенной самооценкой, это ей присуще. Стремлениек добру, к красоте свойственно человеку, а молодёжи вдвойне. Задача общества– помочь, поддержать это стремление, направить поток к добру, к любви. Не надоуводить молодых людей на те страсти, которые бушуют в мире. Например, в рекламе:какая эксплуатация женского тела! Бедные женщины, разве это красоту показывают?Женщина создана для того, чтобы мужчина ощутил любовь.
 Нашей молодёжисейчас очень сложно, потому что всё дозволено. Проблема не в молодёжи, а в родителях,в том, какие основы закладывает семья. В Православии важен фактор смирения.За 70 лет поколение не знало опыта смирения жены перед мужем, ребёнка перед родителями. А нынешняя семейная молодёжь, не обладая опытом смирения, что онапередает своим детям? И многих факторов мы лишились.
 Но и в советскоевремя было много положительного в воспитании, в том числе и воспитание патриотизма.
 Всегда можнонайти что-то положительное, и важно искать хорошее, а не плохое.

 Расшифровкааудиозаписи – Илья ЦЫГАНЦОВ

 На Божественной литургии в день памяти Святых Царственных Страстотерпцев, 17 июля2006 года, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий рукоположилАлександра Максимовича Миняйло в сан диакона.
 Многая лета и помощиБожией диакону Александру в его служении у престола Божия, а также в научнойи педагогической деятельности!

 

В других номерах:

Наш приход

К каждому празднику интернет-сайт Ново-Тихвинского женского монастыря будут украшать новые виртуальные открытки

 Екатеринбург,6 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Уженесколько лет интернет-сайт Ново-Тихвинской женской обители украшают виртуальныепоздравительные открытки — к Рождеству, к Пасхе и другим праздникам.

 
Образование и воспитание

С 24 по 26 августа в Екатеринбурге состоялся Второй епархиальный съезд православных законоучителей «Школа XXI века: православное образование, воспитание, культура»

 Екатеринбург,14 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».С 24 по 26 августа в Екатеринбурге пройдет Второй епархиальный съезд православныхзаконоучителей «Школа XXI века: православное образование, воспитание, культура».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс