Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (399) → Молитвы северной столицы

Молитвы северной столицы

№30 (399) / 8 августа ‘06

По святым местам

 В Санкт-Петербурге я была впервые. Мечта моя сбылась.

Я испытала культурный шок и гордость за свою страну с такой богатой культурой. Помимо театров и многочисленных музеев я, конечно, побывала в храмах, соборах, монастырях города. Лицо православного Петербурга строгое, доброе, мудрое.
 Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Владимир правил службу в Казанском соборе в честь праздника Введения Богородицы во храм. При большом стечении народа и священства он совершил таинство Рукоположения в священники. Это было очень трогательное зрелище. Вифлеемская звезда над Царскими вратами сияла золотом, высокие купола заполнялись прекрасным пением с клироса. Простые люди кланялись в молитвах к Заступнице. Казалось, нет более понятного и объединяющего языка, чем язык молитвы. Внутреннее убранство собора, паникадила, иконы, Андреевский флаг, ключи от французских городов и крепостей придают собору особую торжественность и значимость. После Отечественной войны 1812 года собор приобрел характер мемориального сооружения – пантеона русской военной славы. В 1813 году здесь был погребен великий русский полководец М.И. Кутузов. Здесь хранится храмовая чудотворная икона Божией Матери «Казанская» – список с образа, написанного апостолом Лукой. Именно эта икона помогла Кутузову при Бородинском сражении и защитила Москву вместе с войсками Минина и Пожарского. Какая она красивая! Очередь к нашей Заступнице не иссякает, как и дары за исцеление.
 Следующее паломничество мое было к могиле святого праведного Иоанна Кронштадтского – небесного покровителя северной столицы. Могила святого находится в Иоанновском Ставропигиальном женском монастыре на реке Карповке. Снега в городе не было, а там заботливые руки сестер монастыря присыпали скудным снежком деревья перед монастырской оградой. Внутри храма много цветов. Комнатные растения стоят даже перед алтарем. На одной из икон святого частица епитрахили батюшки. Внизу у могилы из белого мрамора много живых цветов и фотографий Иоанна Кронштадтского с сестрами обители, с его семьей. В эту могилу его нетленные мощи поместили в 1908 году, и к ней сразу же началось паломничество. Оно не прекращалось и в то время, когда монастырь был закрыт, а усыпальница замурована. Только в 1990 году Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых. Молитвы к нему простые, глубокие, понятные каждому человеку: «…моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша». По молитвам святого Господь совершал многие чудеса. К святому Иоанну Кронштадтскому прибегают с молитвами во всякой семейной и бытовой нужде.
 Икону святого я привезла в подарок супругу, дабы помогал мужу в делах. В стенах обители я получила урок. Утром перед службой вывели старицу весьма преклонных лет к иконам под руки. Она приложилась к ним и с посторонней помощью удалилась. После службы и молебна у могилы святого я спросила у одной молодой насельницы о возрасте этой монахини. Как журналист, задавший людям за многие годы тысячи вопросов, я вдруг получила непривычный ответ: «Я не вижу смысла в вашем вопросе». Еще одна вещь меня озадачила в этом монастыре. Когда шла служба, в алтаре батюшке прислуживала молодая монахиня. Женщину в алтаре я видела впервые…
 Затем я отправилась к месту погребения другой покровительницы города — Ксении Петербургской. Ранним утром, почти в полной темноте прогуливалась по Смоленскому кладбищу, ожидая службы в часовне над могилой Ксении Петербургской, причисленной к лику святых в 1988 году. Житие святой на стене часовни заставило еще раз удивиться. Вдова была так молода, но какая духовная зрелость и преданность! Она действительно была половинкой своего дорогого мужа, поэтому после смерти стала называться его именем, сносила безропотно насмешки за свои поступки и внешний вид… Какая жертвенная высокая любовь!
 Утирая платком слезы, побывала у могил статского и тайного советников, графинь, архитекторов, младенцев. Все со временем обрушились. Крытая икона Святой Троицы освещалась свечами, зажженными ранними паломниками. Ветер трепал крошечные лепестки пламени и, наигравшись, слизывал их. Я зажгла свечи вновь, согрела руки. Ноги тоже замерзли. В глубине кладбища горел костер. Больше десятка горевших пеньков стояли хороводом. Погрелась у огня и отправилась в город.
 Через час икона блаженной Ксении Петербургской взглянула на меня со стен маленькой церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. 1 февраля 1837 года здесь отпевали Пушкина, и отсюда гроб его был увезен в Святогорский монастырь. Память об этом событии хранит мемориальная доска на стене церкви. Слезы снова душили меня: перед смертью все равны. Пушкин не просил к себе высоких церковных чинов, чтобы выслушали его исповедь: кто согласится. После его искренних признаний и раскаяний, батюшка сказал, что пожелал бы себе такой исповеди.
 Побывала и на месте дуэли А.С. Пушкина. Это печальное место на Черной речке знает каждый. Первой подсказала мне дорогу бездомная женщина с очень добрым лицом, затем продавщица пирожков, пенсионерка и школьник. Посидела на лавочке под березами, вспомнила бессмертные строчки о том, что к нему «не зарастет народная тропа», подняла кленовый листок на память.
 Александро-Невская Лавра венчает Невский проспект. В утренних сумерках ее храмы казались сказочными. Внутри Свято-Троицкого собора тепло и тихо. Закончилась Литургия, все подходят ко кресту. Приложилась и я, а потом перецеловала все иконы, подала записки о здравии и за упокой, поставила свечи. Купила маслице, освященное на мощах Александра Невского, просвирку. Слышу разговор насельника с паломником:
 — Возьмите меня к себе жить.
 — Откуда ты, парень, приехал?
 — Из Архангельска.
 — Как Михайло Ломоносов прямо.
 — Я слышал объявление, что приглашаются.
 — Документов, конечно, при тебе нет. Ничего не натворил, не скрываешься?
 — Да нет, все нормально, я давно хотел в монастырь…
 — Для начала трудником пойдешь, а там посмотрим.
 Вдруг обитель сия станет для молодого ходока вторым домом — кто знает? Но то, что здесь не откажут в приюте любому убогому, стало понятно. Я погостила еще немного здесь, чтобы разглядеть живописные полотна по библейским сюжетам. К числу святынь собора и чтимых икон относятся икона Божией Матери «Скоропослушница», иконы Тихвинской, Казанской и Иверской Божией Матери, чтимая икона святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона святого Александра Невского с частицей его мощей.
 В сердце Санкт-Петербурга стоит Спас-на-Крови. В этом храме-памятнике бывает каждый приехавший в северную столицу россиянин, иностранец и петербуржец. Такого чуда больше просто нет нигде. Выстроенный в русском стиле храм с внутренним мозаичным убранством из 6000 кв. м. цветного стекла поражает воображение. Все стены и пилоны храма, начиная от цоколя, своды и купол покрыты мозаичными изображениями из Священной истории. Эти живописные полотна выполнены по эскизам выдающихся художников того времени – В.В. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.А. Бруни, А.А. Парланда и многих других.
 В середине западной стороны храма находится место смертельного ранения Александра II. Японцы здесь на коленях снимают на камеры все ступеньки, колонны, иконы. Уже на расстоянии 2–3 метров невозможно отличить – мозаика это или живописное полотно. Сколько человеческого труда и таланта положено на восстановление этого уникального даже в масштабах мировой культуры шедевра под открытым небом. Даже 160-килограммовая авиабомба времен Отечественной войны не смогла навредить храму Божьему. В куполах храма редкое изображение Иисуса Христа в возрасте 12 лет. Деревянные резные Царские врата работы итальянских мастеров очень органично вписались в интерьеры русского храма. Даже трудно вообразить, что несколько десятков лет назад под куполами храма хранили картофель и театральные декорации…
 Приятно было слышать слова благодарности за уральские камни и в знаменитом Исаакиевском соборе, где по субботам и великим христианским праздникам теперь отправляется богослужение. В интерьерах собора использованы золото, различные сорта мрамора, полудрагоценные камни. Это одно из самых монументальных зданий мира – площадью в 1 гектар, уникальный памятник архитектуры и искусства, строившийся свыше 40 лет. Собор украшают около 400 скульптур. Четыре фасада здания оформлены портиками с 48 монолитными гранитными колоннами высотой 17 метров и весом 130 тонн каждая. Этот храм, носящий имя Исаакия Далматского, является государственным музем-памятником, как и Спас-на-Крови. Малахитовые колонны поддерживают своды вместе с другими десятками колонн. Живописные иконы, мозаичные, резные украшают его стены. Золоченые статуи под куполом смотрятся изящно и легко.
 Смотровая площадка на колоннаде, расположенная на высоте 20-этажного дома рядом с куполом, несмотря на ветры, не бывает пустой. Северная столица отсюда видна как на ладони. Кубикообразные домики похожи на плиточки белого шоколада. Вокруг собора роскошная парковая зона с медным всадником. А в годы Великой Отечественной войны здесь сажали капусту.
 Музей истории религии, который до 1928 года находился в Исаакиевском соборе и, естественно, был антирелигиозным, сейчас находится неподалеку в отдельном здании на ул. Почтамтская, 14. Он приятно удивил собранием икон и картин великого русского художника Васнецова. Там же хранится тонкой работы резное Христово Распятие. Посетители на память фотографируются на фоне васнецовского «Страшного суда»! Я сделала то же самое – очень подходящий фон. В серебряной кладовой музея хранятся самые ценные иконы в серебряных и золоченых окладах. Среди раритетов икона, подписанная самим Григорием Распутиным, богослужебная книга Ивана Федорова 1574 года. В музее широко представлены предметы православного храма: ажурный иконостас, монашеские облачения, крест напрестольный, приборы для миропомазания, постригальные ножницы, Царские врата, хоругвь, тарель, кадило, звездица, колокола, футляры для пасхи и яиц, ларец, лампада, дарохранительница, ковш для теплоты, потир, дискос.
 Полотна известных художников С.Д. Милорадовича «Гадание на картах», «Мальчик, раскрашивающий пасхальные яйца», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» и «Святочные гадания» К.Е. Маковского очень тонко раскрывают мир Православия. Огромное полотно Саламатина, напротив, навевает ужас: священное братство в кольце из большевиков, где и Ленин, и Толстой, Царская Семья у распятого Христа, вокруг большевики с плакатами «Долой царя», революция в Одессе, Севастополе, забастовки фабрик и заводов.
 В стенах Музея истории религии проходила выставка «Культовые сооружения». Любому верующему, на мой взгляд, обидно видеть синагогу, для изготовления которой использовали сундук; синтоистскую пагоду, сооруженную из трубы граммофона; костел, из ящика и формы для кекса; мечеть в виде самогонного аппарата. Ну, можно еще понять вавилонскую башню, сооруженную из ящиков от комода, шляпных коробок, корпуса настенных часов, дверных ручек, мелких латунных предметов, жестяного бачка, болта с гайкой и формой для кулича, но православная церковь в виде рукомойника, кофемолки и дверных ручек оскорбляет до глубины души…
 Если вы посетите Санкт-Петербург, наверняка пойдете в Эрмитаж и Русский музей – наши главные сокровищницы мирового и отечественного искусства. Люди православные обязательно постараются отыскать в них залы, где собрание икон XI — XVII веков представлены самыми большими коллекциями. В первом храме искусства хранится серебряная гробница Александра Невского. Про нее малыши питерские перешептывались во время экскурсии: «Ничего себе гробик! Он потому здесь и стоит, что никто не смог для него вырыть большую яму». Возле скульптуры Венеры Милосской крутились три девчонки и прямо пальцем изучали пупок признанного эталона красоты. Не обнаружив, видимо, пирсинга и тату, девочки оставили скульптуру в покое.
 В зале с полотнами Матисса я, наконец, услышала объяснение главной идеи картины, на которой изображены обнаженные красные танцоры, взявшиеся за руки. Как объяснила учительница своему классу: «Прикол в том, что сплошная красная линия проходит через пальцы, это объединяет танцующих». Только в Эрмитаже можно услышать объяснение смотрителей: «Направо пойдете – в Италию попадете, налево – в Голландию». Как приятно было смотреть на группы иностранных туристов, прилетевших за тысячи километров полюбоваться нашим культурным наследием! И как подолгу стояли перед «Кающейся Марией Магдалиной» и «Мадонной с младенцем» люди разных континентов…
 …Об этом городе невозможно рассказать. Его нужно увидеть.

Наталия Рукавичникова

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Социальное служение

Центр защиты материнства «Колыбель» приглашает желающих помочь будущим мамам, оказавшимся в трудной ситуации

 Екатеринбург, 22 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Родился ребенок — разве это не достойно радости и начала новой счастливой жизни, полной настоящей, истинной любви! Увы, так бывает не всегда…  Екатеринбургский центр защиты материнства «Колыбель» собирает истории тех, кто страдает и плачет по своим нерожденным детям; тех, кто был на грани аборта, но остановился или был остановлен кем-то.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс