Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Санкт-Петербургея была впервые. Мечта моя сбылась.
Я испытала культурный шок и гордость за своюстрану с такой богатой культурой. Помимо театров и многочисленных музеев я,конечно, побывала в храмах, соборах, монастырях города. Лицо православного Петербургастрогое, доброе, мудрое.
МитрополитСанкт-Петербуржский и Ладожский Владимир правил службу в Казанском соборе в честь праздника Введения Богородицы во храм. При большом стечении народа и священстваон совершил таинство Рукоположения в священники. Это было очень трогательноезрелище. Вифлеемская звезда над Царскими вратами сияла золотом, высокие куполазаполнялись прекрасным пением с клироса. Простые люди кланялись в молитвах к Заступнице. Казалось, нет более понятного и объединяющего языка, чем язык молитвы.Внутреннее убранство собора, паникадила, иконы, Андреевский флаг, ключи от французскихгородов и крепостей придают собору особую торжественность и значимость. ПослеОтечественной войны 1812 года собор приобрел характер мемориального сооружения– пантеона русской военной славы. В 1813 году здесь был погребен великий русскийполководец М.И. Кутузов. Здесь хранится храмовая чудотворная икона Божией Матери«Казанская» – список с образа, написанного апостолом Лукой. Именно эта иконапомогла Кутузову при Бородинском сражении и защитила Москву вместе с войскамиМинина и Пожарского. Какая она красивая! Очередь к нашей Заступнице не иссякает,как и дары за исцеление.
Следующеепаломничество мое было к могиле святого праведного Иоанна Кронштадтского – небесногопокровителя северной столицы. Могила святого находится в Иоанновском Ставропигиальномженском монастыре на реке Карповке. Снега в городе не было, а там заботливыеруки сестер монастыря присыпали скудным снежком деревья перед монастырской оградой.Внутри храма много цветов. Комнатные растения стоят даже перед алтарем. На однойиз икон святого частица епитрахили батюшки. Внизу у могилы из белого мраморамного живых цветов и фотографий Иоанна Кронштадтского с сестрами обители, с его семьей. В эту могилу его нетленные мощи поместили в 1908 году, и к ней сразу же началось паломничество. Оно не прекращалось и в то время, когда монастырьбыл закрыт, а усыпальница замурована. Только в 1990 году Иоанн Кронштадтскийбыл причислен к лику святых. Молитвы к нему простые, глубокие, понятные каждомучеловеку: «…моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша». По молитвамсвятого Господь совершал многие чудеса. К святому Иоанну Кронштадтскому прибегаютс молитвами во всякой семейной и бытовой нужде.
Икону святогоя привезла в подарок супругу, дабы помогал мужу в делах. В стенах обители я получила урок. Утром перед службой вывели старицу весьма преклонных лет к иконампод руки. Она приложилась к ним и с посторонней помощью удалилась. После службыи молебна у могилы святого я спросила у одной молодой насельницы о возрастеэтой монахини. Как журналист, задавший людям за многие годы тысячи вопросов,я вдруг получила непривычный ответ: «Я не вижу смысла в вашем вопросе». Ещеодна вещь меня озадачила в этом монастыре. Когда шла служба, в алтаре батюшкеприслуживала молодая монахиня. Женщину в алтаре я видела впервые…
Затем я отправиласьк месту погребения другой покровительницы города — Ксении Петербургской. Раннимутром, почти в полной темноте прогуливалась по Смоленскому кладбищу, ожидаяслужбы в часовне над могилой Ксении Петербургской, причисленной к лику святыхв 1988 году. Житие святой на стене часовни заставило еще раз удивиться. Вдовабыла так молода, но какая духовная зрелость и преданность! Она действительнобыла половинкой своего дорогого мужа, поэтому после смерти стала называтьсяего именем, сносила безропотно насмешки за свои поступки и внешний вид… Какаяжертвенная высокая любовь!
Утирая платкомслезы, побывала у могил статского и тайного советников, графинь, архитекторов,младенцев. Все со временем обрушились. Крытая икона Святой Троицы освещаласьсвечами, зажженными ранними паломниками. Ветер трепал крошечные лепестки пламении, наигравшись, слизывал их. Я зажгла свечи вновь, согрела руки. Ноги тоже замерзли.В глубине кладбища горел костер. Больше десятка горевших пеньков стояли хороводом.Погрелась у огня и отправилась в город.
Через часикона блаженной Ксении Петербургской взглянула на меня со стен маленькой церквиСпаса Нерукотворного на Конюшенной площади. 1 февраля 1837 года здесь отпевалиПушкина, и отсюда гроб его был увезен в Святогорский монастырь. Память об этомсобытии хранит мемориальная доска на стене церкви. Слезы снова душили меня:перед смертью все равны. Пушкин не просил к себе высоких церковных чинов, чтобывыслушали его исповедь: кто согласится. После его искренних признаний и раскаяний,батюшка сказал, что пожелал бы себе такой исповеди.
Побывалаи на месте дуэли А.С. Пушкина. Это печальное место на Черной речке знает каждый.Первой подсказала мне дорогу бездомная женщина с очень добрым лицом, затем продавщицапирожков, пенсионерка и школьник. Посидела на лавочке под березами, вспомнилабессмертные строчки о том, что к нему «не зарастет народная тропа», поднялакленовый листок на память.
Александро-НевскаяЛавра венчает Невский проспект. В утренних сумерках ее храмы казались сказочными.Внутри Свято-Троицкого собора тепло и тихо. Закончилась Литургия, все подходятко кресту. Приложилась и я, а потом перецеловала все иконы, подала записки о здравии и за упокой, поставила свечи. Купила маслице, освященное на мощах АлександраНевского, просвирку. Слышу разговор насельника с паломником:
— Возьмитеменя к себе жить.
— Откудаты, парень, приехал?
— Из Архангельска.
— Как МихайлоЛомоносов прямо.
— Я слышалобъявление, что приглашаются.
— Документов,конечно, при тебе нет. Ничего не натворил, не скрываешься?
— Да нет,все нормально, я давно хотел в монастырь…
— Для началатрудником пойдешь, а там посмотрим.
Вдруг обительсия станет для молодого ходока вторым домом — кто знает? Но то, что здесь не откажут в приюте любому убогому, стало понятно. Я погостила еще немного здесь,чтобы разглядеть живописные полотна по библейским сюжетам. К числу святынь собораи чтимых икон относятся икона Божией Матери «Скоропослушница», иконы Тихвинской,Казанской и Иверской Божией Матери, чтимая икона святой великомученицы ПараскевыПятницы, икона святого Александра Невского с частицей его мощей.
В сердцеСанкт-Петербурга стоит Спас-на-Крови. В этом храме-памятнике бывает каждый приехавшийв северную столицу россиянин, иностранец и петербуржец. Такого чуда больше простонет нигде. Выстроенный в русском стиле храм с внутренним мозаичным убранствомиз 6000 кв. м. цветного стекла поражает воображение. Все стены и пилоны храма,начиная от цоколя, своды и купол покрыты мозаичными изображениями из Священнойистории. Эти живописные полотна выполнены по эскизам выдающихся художников тоговремени – В.В. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.А. Бруни, А.А. Парланда и многихдругих.
В серединезападной стороны храма находится место смертельного ранения Александра II. Японцыздесь на коленях снимают на камеры все ступеньки, колонны, иконы. Уже на расстоянии2–3 метров невозможно отличить – мозаика это или живописное полотно. Сколькочеловеческого труда и таланта положено на восстановление этого уникального дажев масштабах мировой культуры шедевра под открытым небом. Даже 160-килограммоваяавиабомба времен Отечественной войны не смогла навредить храму Божьему. В куполаххрама редкое изображение Иисуса Христа в возрасте 12 лет. Деревянные резныеЦарские врата работы итальянских мастеров очень органично вписались в интерьерырусского храма. Даже трудно вообразить, что несколько десятков лет назад под куполами храма хранили картофель и театральные декорации…
Приятно былослышать слова благодарности за уральские камни и в знаменитом Исаакиевском соборе,где по субботам и великим христианским праздникам теперь отправляется богослужение.В интерьерах собора использованы золото, различные сорта мрамора, полудрагоценныекамни. Это одно из самых монументальных зданий мира – площадью в 1 гектар, уникальныйпамятник архитектуры и искусства, строившийся свыше 40 лет. Собор украшают около400 скульптур. Четыре фасада здания оформлены портиками с 48 монолитными гранитнымиколоннами высотой 17 метров и весом 130 тонн каждая. Этот храм, носящий имяИсаакия Далматского, является государственным музем-памятником, как и Спас-на-Крови.Малахитовые колонны поддерживают своды вместе с другими десятками колонн. Живописныеиконы, мозаичные, резные украшают его стены. Золоченые статуи под куполом смотрятсяизящно и легко.
Смотроваяплощадка на колоннаде, расположенная на высоте 20-этажного дома рядом с куполом,несмотря на ветры, не бывает пустой. Северная столица отсюда видна как на ладони.Кубикообразные домики похожи на плиточки белого шоколада. Вокруг собора роскошнаяпарковая зона с медным всадником. А в годы Великой Отечественной войны здесьсажали капусту.
Музей историирелигии, который до 1928 года находился в Исаакиевском соборе и, естественно,был антирелигиозным, сейчас находится неподалеку в отдельном здании на ул. Почтамтская, 14.Он приятно удивил собранием икон и картин великого русского художника Васнецова.Там же хранится тонкой работы резное Христово Распятие. Посетители на памятьфотографируются на фоне васнецовского «Страшного суда»! Я сделала то же самое– очень подходящий фон. В серебряной кладовой музея хранятся самые ценные иконыв серебряных и золоченых окладах. Среди раритетов икона, подписанная самим ГригориемРаспутиным, богослужебная книга Ивана Федорова 1574 года. В музее широко представленыпредметы православного храма: ажурный иконостас, монашеские облачения, крестнапрестольный, приборы для миропомазания, постригальные ножницы, Царские врата,хоругвь, тарель, кадило, звездица, колокола, футляры для пасхи и яиц, ларец,лампада, дарохранительница, ковш для теплоты, потир, дискос.
Полотна известныххудожников С.Д. Милорадовича «Гадание на картах», «Мальчик, раскрашивающийпасхальные яйца», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда» и «Святочныегадания» К.Е. Маковского очень тонко раскрывают мир Православия. Огромное полотноСаламатина, напротив, навевает ужас: священное братство в кольце из большевиков,где и Ленин, и Толстой, Царская Семья у распятого Христа, вокруг большевикис плакатами «Долой царя», революция в Одессе, Севастополе, забастовки фабрики заводов.
В стенахМузея истории религии проходила выставка «Культовые сооружения». Любому верующему,на мой взгляд, обидно видеть синагогу, для изготовления которой использовалисундук; синтоистскую пагоду, сооруженную из трубы граммофона; костел, из ящикаи формы для кекса; мечеть в виде самогонного аппарата. Ну, можно еще понятьвавилонскую башню, сооруженную из ящиков от комода, шляпных коробок, корпусанастенных часов, дверных ручек, мелких латунных предметов, жестяного бачка,болта с гайкой и формой для кулича, но православная церковь в виде рукомойника,кофемолки и дверных ручек оскорбляет до глубины души…
Если вы посетитеСанкт-Петербург, наверняка пойдете в Эрмитаж и Русский музей – наши главныесокровищницы мирового и отечественного искусства. Люди православные обязательнопостараются отыскать в них залы, где собрание икон XI — XVII веков представленысамыми большими коллекциями. В первом храме искусства хранится серебряная гробницаАлександра Невского. Про нее малыши питерские перешептывались во время экскурсии:«Ничего себе гробик! Он потому здесь и стоит, что никто не смог для него вырытьбольшую яму». Возле скульптуры Венеры Милосской крутились три девчонки и прямопальцем изучали пупок признанного эталона красоты. Не обнаружив, видимо, пирсингаи тату, девочки оставили скульптуру в покое.
В зале с полотнами Матисса я, наконец, услышала объяснение главной идеи картины, на которойизображены обнаженные красные танцоры, взявшиеся за руки. Как объяснила учительницасвоему классу: «Прикол в том, что сплошная красная линия проходит через пальцы,это объединяет танцующих». Только в Эрмитаже можно услышать объяснение смотрителей:«Направо пойдете – в Италию попадете, налево – в Голландию». Как приятно былосмотреть на группы иностранных туристов, прилетевших за тысячи километров полюбоватьсянашим культурным наследием! И как подолгу стояли перед «Кающейся Марией Магдалиной»и «Мадонной с младенцем» люди разных континентов…
…Об этомгороде невозможно рассказать. Его нужно увидеть.
Наталия Рукавичникова
Екатеринбург,22 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Родился ребенок — разве это не достойно радости и начала новой счастливой жизни,полной настоящей, истинной любви! Увы, так бывает не всегда… Екатеринбургскийцентр защиты материнства «Колыбель» собирает истории тех, кто страдаети плачет по своим нерожденным детям; тех, кто был на грани аборта, но остановилсяили был остановлен кем-то.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.