Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (399) → 15 августа — память блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца

15 августа — память блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского Чудотворца

№30 (399) / 8 августа ‘06

Церковный календарь

 БлаженныйВасилий Московский, ныне про-славляемый за свою святую, богоугодную жизнь, в 16 лет оставил родительский дом и принял на себя трудный подвиг юродства. Не имея ни крова, ни пристанища, ходил он по Москве и летом и зимой в одной изорваннойодежде.

Люди не понимали его, считая помешанным, нередко осыпали его насмешкамии побоями, но он положил себе за правило выносить все терпеливо. Пользуясь удобнымислучаями, Василий многих наставлял на доброе, и даже самому царю Иоанну Грозномудавал уроки благочестия. Раз царь Иоанн стоял в церкви и думал, как украситьему свой новый дворец на Воробьевых горах. После службы Василий зашел к царю.
 — Где тыбыл? Я не видел тебя в храме, — сказал царь.
 — А я виделтебя. Только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. «Всякое ныне житейскоеотложим попечение…» поют в  церкви,— сказал Василий и затем скрылся.
 Понял царьслова блаженного и начал питать к нему еще большее уважение.
 Вразумление,данное царю блаженным Василием о благоговейном стоянии во храме, побуждает и нас, братия, побеседовать с вами о том же предмете.
 Храм Божийесть дом Божий, или, как выражается Иоанн Богослов, скиния Божия с человеки(Откр. 21, 3). Смело можем сказать, что храм Соломона со всей своей славой гораздониже всякого православного храма, потому что во всяком христианском храме истиннои существенно присутствует, по Своей неизреченной к нам любви, Сын Божий, скрываясьпод видами хлеба и вина. Это Его присутствие, возвышая наши храмы в истинныйдом Божий, явно дает им преимущество гораздо высшее, такое, какое имеет действительнаявещь пред своей тенью. Поэтому мы совершенно вправе присвоять нашим храмам то,что святой пророк сказал иудеям касательно второго храма: велия будет славахрама его, последняя паче первыя (Агг. 2, 10), потому что в наших храмахявляется Сам Иисус Христос видимо, является не один раз или дважды, как былов древнем храме, но всегда, и исполняет его Своей славою. Следовательно, к намгораздо более должно относиться то, что Моисей сказал об Израиле: кий языктако велий, ему же есть Бог, приближаяйся ему, яко Господь Бог наш (Втор.4, 7)?
 Но как нашихрамы суть истинно домы Божии, то уже само собой понятно, что нам должно входитьи быть в них не иначе, как с самым глубоким смирением, с самой строгой внимательностьюи с самым полным благоговением.
 Именно этичувствования в отношении к дому Божию и видим во всех святых. Так, когда Иаков,во время бегства своего в Месопотамию, пробудился от сна, в котором Бог открылему будущую судьбу его, то был весь объят благоговением и сказал: Господьна месте сем! Яко страшно место сие! Несть сие, но дом Божий (Быт. 28, 16–17).И Моисей, когда Бог говорил ему из горящей купины, проникнут был глубочайшимсмирением и благоговением, и слово Божие говорит о нем: отврати лице свое: благоговеяшебо воззрети пред Бога (Исх. 3, 6).
 Теперь, еслисравним поведение весьма многих христиан нашего времени с поведением святых,то что подобного найдем в них? К несчастию, почти ничего. Многие христиане нашеговремени почитают дом Божий местом такого сборища, в котором не нужна скромность,и в которое ходят только для того, чтобы предаваться всякого рода разговорами находиться в совершенной рассеянности. Почти всякая черта их лица и всякоедвижение их тела служат доказательством того, что сказал Иисус Христос об иудеях:приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далечеотстоит от Мене (Мф. 15, 8). Покоряясь обычаю, они еще молятся, кланяютсяиногда в землю, становятся на колени, показывают вид благочестия; но где у нихсердце? — Дома, и занимается хозяйством, детьми, или каким-либо промыслом, которыйлюбят, или от которого получают свое пропитание, или, что еще хуже, даже на безобразном игрище, в жилище пороков.
 Это внутреннеенеблагоговение, с каким многие бывают при богослужении, нередко соединяетсяи с внешним. Некоторые, находясь в церкви, часто не только сзади, или средицеркви, но даже у самого алтаря производят смех и разговоры, столь громкие,что почти не слышно богослужения, и что гораздо лучше бывает прекратить богослужение,чем продолжать его. Священник нередко дает из алтаря знак ко всеобщему спокойствию,говоря: мир вам! Но многие из предстоящих нимало не думают о том и продолжаютбесчинствовать, соблазняя присутствующих.
 Братия! Всескончавшиеся святые, видя в нас такое неблагоговение, конечно, уже не признаютв нас преемников своей веры. Даже неверующие, даже язычники, если бы они в иныедни пришли в наши собрания и посмотрели на наше поведение, никак не могли быподумать, что мы стоим в доме Божием. Даже бы язычники изумились и сказали:«Дом Божий, — и такой шум! И такое брожение туда и сюда! — и такое повертываниеголов и глаз! Дом Божий, и такие разговоры, такой смех!»
 Православныехристиане! Не поступайте так богопротивно в храме Божием! Приходите в него и стойте в нем с глубоким смирением, в глубоком благоговении! Если вы желаетеприложиться к святым иконам, то делайте это или прежде службы или после нее;если вам предстоит надобность чрез служителя церкви подать в алтарь служителюалтаря Господня записку о здравии или упокоении ваших сродников, то сделайтеэто крайне тихо и осторожно, дабы тем не нарушить церковного благочиния и ничемне расстроить молитвенного настроения всех собратий; если вам нужно купить у церковного ящика свечу, чтобы поставить ее к иконе, то опять не забывайте —где вы находитесь, и сделайте это тихо, осторожно. Этого требуют от вас и величиеприсутствующего здесь Бога, и святость действий, совершаемых к вашему вечномублагу.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Любовьи иное Когдалюбовь оскудевает, обязанность заменяет ее.

 
Церковный календарь

16 августа — память преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

 Нынесвятая Церковь празднует память преподоб-ного Исаакия. Преподобный Исаакий жилв IV веке, в царствование императора Валента, который был ревнителем арианскоголжеучения.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс