Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Нынепрославляемые святые семичисленные мученики были дети знаменитых граждан городаЕфеса, воины юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия.Это было ужасное гонение.
Многие христиане скрывались за городом, в пещерах.Между ними были и воспоминаемые сегодня Церковью семь отроков, которые, скрываясьот гонения, ушли из города и поселились в пещере горы Охлон для приготовлениясебя к подвигам за веру постом и молитвою. Декий, узнав об этом, велел завалитькамнями вход в пещеру, причем двое из придворных, тайно исповедовавших веруХристову, Феодор и Руфин, среди камней положили оловянные дощечки, написав на них имена погребенных заживо в пещере семи отроков. Между тем, по неиспо-ведимымопределениям Своим, Бог, послав им сон смертный, сохранил их нетленными и неизменнымидля чудного пробуждения их во славу Его и в свидетельство истины слова Его,через два столетия после того.
Чудное пробуждениеотроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствованиеФеодосия младшего (408–450 г.), когда восстали еретики, отвергавшие воскресениемертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что «мертвые услышат глас СынаБожия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в Церкви и проявилосьнаглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых.
Владелецселения на горе Охлон, где была заваленная пещера, в которой упокоились семьотроков двести лет тому назад, вздумал сделать ограду для своих овец; рабы его,строя ограду, брали те камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существовании которой они не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайносделали отверстие во внутренность пещеры. В это время отроки ожили, не знаятого, что они пробудились не от простого, но от смертного сна…
Когда одиниз них на рассвете дня пошел купить пищу в городе, то старинная монета, поданнаяим купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговорс отроком, думавшим, что еще продолжается гонение от Декия, окончательно обратилна него общее внимание, и когда слух о нем дошел до епископа, то, расспросивотрока, он уразумел во всем этом тайну Божию и, услышав от него о других отроках,оставшихся в пещере, пожелал видеть их и отправился туда с наместником, в сопровождениимножества народа. При входе в пещеру епископ, рассматривая внимательно ее обстановку,нашел среди камней медный запечатанный ящик и, раскрыв его в присутствии всех,увидел там две оловянные дощечки, положенные Феодором и Руфином, которые разъясниливсем загадочные слова воскресшего отрока. Все были поражены и прославляли Бога,дивного в чудесах Своих.
ИмператорФеодосий был немедленно уведомлен об этом событии.
Царь прибылсам в Ефес со множеством сопровождавших его верующих и, «поклонился святым отрокам,которые, после довольной беседы с ним, уснули вечным сном в присутствии царя,до всеобщего воскресения». Феодосий велел сделать семь серебряных ковчегов и положить в них тела отроков, но они явились ему в ту же ночь в сонном видениии просили его оставить их почивать в пещере, как они почивали прежде.
Поразительностьэтого события и потом собор в Ефесе, в 431-м году, были причиной того, что известиео нем быстро распространилось по всему христианскому миру.
Пещера отроковдоныне показывается близ Ефеса, в недрах горы Приона. Судьба мощей их неизвестнас XII века, в начале которого игумен русского монастыря Даниил видел их ещев пещере.
Святые семьотроков Ефесских, воскресшие из мертвых после чудного сна, продолжавшегося около200 лет, убеждают нас, братия, в той истине, что за смертию последует воскресениемертвых, что смертью не кончается жизнь человека, а только начинается бесконечная.
Эта великаяи отрадная истина прямо и ясно возвещается в слове Божием. Да не скорбите,братие, якоже и прочии не имущие упования, – писал когда-то святой апостолПавел Солунским христианам отно-сительно умерших. – Сие бо глаголем вам словомГосподним, яко Сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божииснидет с небесе, и мертвые о Христе воскреснут первее. (1 Сол. 4, 13, 16,18). Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышатглас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5, 25), говорит и Сам Спасительнаш в Своем святом Евангелии.
Вообще, в видимой нами природе есть много-много образов, или подобий, воскресения мертвых.Обновление природы с открытием весны, оживление растений, пробуждение от спячкизамерших на зиму животных, преобразование некоторых животных после замиранияв другие виды, например, гусеницы в бабочку и пр., разве все это не указываетна возможность воскресения мертвых, при конце этого видимого мира, при воздействиина них могущественной силы Божией?
Что все мертвыевоскреснут, для этого мы имеем ручательство и в том, что Иисус Христос воскрес.Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть, т.е, положил началонашему воскресению, говорит святой апостол Павел (1 Кор. 5, 20). После тогоне безумно ли сомневаться в истине воскресения мертвых? Воскрес Христос, первенециз умерших: воскреснем и мы.
Затем, ручательствомтому служат неоднократно совершавшиеся воскресения силой Христовой: так ИисусХристос, во время Своей земной жизни, воскресил дочь князя Иаира, – сына вдовынаинской, – четырехдневного мертвеца Лазаря; во время крестной смерти ИисусаХриста, по свидетельству евангелиста Матфея, гробы отверзошася и многи телесаусопших святых восташа и изшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святыйград и явишася мнозем. (Мф. 27, 52, 53). И святые апостолы, облеченные силойХристовой, воскрешали мертвых; так, апостол Петр воскресил в Иоппии (Яффе нынешней)девицу Тавифу.
Сотни, тысячи,а может быть и много более того лет будем и мы лежать в наших могилах, как и наши присные почившие; но настанет час, когда все сущии во гробах услышат гласСына Божия, и изыдут из гробов. Потому на наши кладбища мы должны смотреть,как на засеянные нивы Божии; опуская наших покойников в могилы, мы должны думатьо них, как о зернах пшеничных, бросаемых нами в землю, в надежде, что Господьдаст в свое время каждому семени свое тело. Но каковы будут наши воскресшиетела? Это будет зависеть от того, каковы будут погребенные. От добрых зеренвосходят роскошные, многоплодные стебли, а от тощих зерен стебли слабые, бесплодные.Подобное будет и с нами, братия, в воскресение мертвых. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Нынесвятая Церковь празднует память преподоб-ного Исаакия. Преподобный Исаакий жилв IV веке, в царствование императора Валента, который был ревнителем арианскоголжеучения.
11августа Мч. Каллиника(III-IV). Прмчч. Серафима и Феогноста (1921); прмч. Анатолия (1930–1935); прмч.Пахомия (1938).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.