Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (398) → Профессор, протоиерей Сергий Вогулкин: «С уничтожения Царской Семьи в России началось уничтожение Православной семьи – самой крепкой в мире»

Профессор, протоиерей Сергий Вогулкин: «С уничтожения Царской Семьи в России началось уничтожение Православной семьи – самой крепкой в мире»

№29 (398) / 1 августа ‘06

Царские дни

– Сегодня мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором, проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института протоиереем Сергием Вогулкиным. Семнадцатого июля память Царственных Страстотерпцев – Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Вся неделя посвящена именно этому событию. Батюшка, поскольку Вы тоже занимаетесь семьей, мне хотелось поговорить главным образом о том, насколько, по Вашему мнению, Царская Семья служит нам примером в сегодняшнем воспитании, и Вы сказали такие потрясающие слова, которые заключаются в том, что расстрел императорской семьи – это вообще расстрел всех православных семей в России.

– Это действительно так, потому что с уничтожения Царской Семьи началось уничтожение православных семей, а православная семья – одна из самых крепких в мире семей, ее разрушить было практически невозможно. До революции количество разводов составляло 5%, это были единичные случаи. И эта крепкая семья совершенно не годилась для советского строя. После расстрела Царской Семьи началось уничтожение православных семей в России, потому что советской власти нужны были «винтики, шпунтики, шестереночки», которые крутятся в этой машине, а таких людей – полу-рабов не рождали православные семьи.

С этого времени и началось огромное бедствие для православной семьи, была разрушена сама основа православной семьи, а основа любой семьи, цель и смысл – это рождение и воспитание детей. Государство, разрушая православную семью, взяло ее роль на себя. Мы помним, что первыми декретами советской власти женщина была уравнена в правах с мужчиной. Ей дали мужскую работу, она встала за станок, села за трактор, и это привело к тому, что женщина стала героиней труда. Это, в конце концов, и разрушило семью, потому что основная забота женщины – семья, воспитание детей. А кто еще будет воспитывать ее детей, если не она сама?! У мужчины другая роль. Мужчина в семье – это социализирующий фактор, т.е. это защитник, человек, который обеспечивает свою семью. Мужчина управляет всеми внешними проявлениями семьи, он выводит детей в мир – вот основная роль мужчины. А роль женщины – это любовь, мир, умиротворение внутри семьи, воспитание маленьких детей, девочек – будущих матерей. Такое нормальное разделение труда было характерно для православной семьи. И это были многодетные, очень прочные, хорошие семьи.

С расстрела Царской Семьи началось физическое, духовное и политическое уничтожение российских семей. То, что мы имеем сейчас – результат десятилетий разрушительной работы. Мы испытываем вину за убийство Царской Семьи, мы приносим покаяние, говорим о том, что надо возродить наши потерянные корни, надо соединить нашу историю воедино, говорим о преемственности, – но почему-то забываем о том, что преемственность на примере Царской Семьи должна быть и в семейных отношениях. Мы должны всеми нашими силами возрождать те отношения, которые были в Царской Семье, потому что это была действительно замечательная семья. Недаром современники и те люди, которые знали эту семью, называли ее Святой еще до того, как она была уничтожена.

– Батюшка, мне хотелось бы, чтобы Вы поделились именно своими знаниями о Царской Семье, что Вас лично трогает в этих взаимоотношениях.

– Сейчас мы связываем именно с семьей будущее нашей России. Во всех наших научных изысканиях, находках есть некий идеал семьи. Это действительно семья, которая способна выполнить все свои функции, и этих функций очень много. Так вот, если мы возьмем этот идеал, который мы стремимся достичь в наше время, и сопоставим с Царской Семьей, то оказывается, что идеал уже был воплощен. Мы видим Царя, который был замечательным отцом, нежным, любящим и действительно ответственным за семью, тем человеком, который в семье внушал всем доверие. Ведь недаром его дети были с ним откровенны точно так же, как и с матерью. Они во всем ему признавались, все ему рассказывали, и он давал им мудрые советы, как и полагается это делать отцу. Излишне он никогда их не баловал, приучал к труду. И дочери, и сын выполняли достаточно серьезные работы по дому, особенно это появилось во время их изгнания, когда они были уже в заключении. Дети с удовольствием кололи дрова, расчищали дорожки и т.д. Надо сказать, что это была очень строгая семья, несмотря на свое высокое положение. Все поражались скромности этой семьи в пище, одежде, отношениях между ними. Они никогда не кичились своим положением. Дети никогда не появлялись без крайней необходимости на каких-то встречах, собраниях и очень переживали, когда к ним обращались напыщенно, – пример отца и матери в этом отношении был очень ценен для детей. Воспитание детей отличалось необыкновенным патриотизмом, любовью к Родине. Они с детства воспитывались в таком духе, что должны все свои силы отдать на благо Родине. То есть то, что мы сейчас в наших детях не видим, то, о чем сейчас не говорится, было стержнем воспитания в Царской Семье. И мы знаем, что во время Первой мировой войны пища Царской Семьи была скромной, они не позволяли себе новых костюмов, платьев, и единственные платья, которые были сшиты дочерям, – это платья сестер милосердия. Великие Княжны с большим трепетом и переживанием готовились к экзамену на сестру милосердия. Выдержав экзамен, они шли в лазарет, госпиталь и оказывали реальную помощь. Татьяна была операционной сестрой, а ее сестры ухаживали за больными, убирали в палатах, совершали обычные дела милосердия и своей скромностью, любовью, необыкновенным доброжелательством поражали всех, кто был рядом с ними. Александра Феодоровна посещала больных туберкулезом, и когда по каким-то причинам она не могла посещать больных, то отправляла своих дочерей. Когда ей говорили, что это страшно опасно, она отвечала: «Все в воле Божией. Дети должны знать не только положительную, но и отрицательную сторону этой жизни». Поэтому они никогда не гнушались помогать самым бедным и несчастным. Царевна Ольга свои первые наличные деньги отдала на лечение больного хромого мальчика: она много наблюдала за тем, как он страдал, и знала, что у его родителей не было денег на лечение.

Николай Второй и Александра Феодоровна полностью воплотили идеал венчанной пары, – это была действительно единая плоть, единый дух, это возвышало семью. Мы знаем, что Венчание придает особое звучание семейным отношениям: люди соединены не только здесь, на земле, но и за пределами земными, в бесконечной жизни. При Венчании в семью дается ангел-хранитель, а это очень важно. Я прочитал много о жизни Царской Семьи и не нахожу ни одного отрицательного момента. И может, это уже второе распятие, только распятие не Христа, а Семьи, и может, оно должно было случиться, чтобы мы поняли всю ценность этих отношений и сейчас стремились их воплотить, – это очень трудно, сложно, но необходимо. Без этого не будет возрождения России. Россия – это огромное число православных семей. И если мы сейчас останемся на том же уровне семейных отношений, которые у нас сложились после революции, то в воспитании детей мы нанесем огромный ущерб.

Как воспитывались дети в Царской Семье? Родители очень внимательно следили за выбором друзей. Друзьями Царевича и Великих Княжон не были дети из каких-то высокопоставленных семей, нет, это были простые дети из среднего класса, но родители знали, что эти дети доброжелательные, лишенные дурных привычек. Очень ограниченный был круг общения у царских детей, с тем, чтобы дурное влияние к ним не проникало. Родители сами выбирали книги для чтения детей и вместе с ними читали, – а это огромное воздействие оказывает на ребенка, когда родители читают с детьми. Я помню из своего детства, когда бабушка, дедушка, кто-то из родителей читали мне. А потом я им читал, – это до сих пор оставило во мне радостные воспоминания.

Надо сказать еще о необыкновенной скромности, которую прививали Николай Александрович и Александра Феодоровна своим детям. Сейчас ее многим не хватает: дети не умеют себя ограничивать, жить скромно, какие-то деньги, средства отдавать людям, которые более нуждаются. Раньше была традиция – отдавать так называемую десятину церковную, которая шла не только на строительство храмов, но и на строительство богаделен, больниц, на помощь бедным.

То, что советская власть уничтожила, выбила основной смысл семьи – ужасно. Мы знаем, что люди физически уничтожались, целые казацкие деревни, поселения были расстреляны, многие мужчины без всякого повода арестованы, сосланы, убиты. Это все было направлено против семьи. Государство воспитывало детей с трехмесячного возраста (декретный отпуск давался на три месяца), родители вынуждены были отдавать совсем маленького ребенка в ясли и не видели его целыми днями; потом – в детский сад; а помимо школьных уроков – еще и школьная продленка. Родители встречались со своими детьми по субботам и воскресеньям, а летом – пионерский лагерь на три месяца, где дети со знаменем маршировали под барабаны. Использовались все виды извлечения ребенка из семьи, лишение его родительской опеки и внимания.

– Батюшка, хочется остановиться на личности Наследника – Царевиче Алексие. Мы понимаем, насколько велик интерес иностранцев, написаны даже книги о том, что из себя представлял этот мальчик.

– Это был совершенно необыкновенный ребенок. Страдалец. Мы прекрасно знаем, что такое гемофилия – любая травма, царапина, которая в детском возрасте нормальное явление, могли привести к смертельному исходу: открывалось кровотечение, которое остановить было почти невозможно. И уже в раннем возрасте этот ребенок перенес столько страданий, сколько человек, быть может, за всю свою жизнь не переносит: страдания у такого рода больных очень велики. И, несмотря на это, Алексей сохранял совершенную открытость, доверчивость, проявлял необыкновенную любовь, внимание к самым простым людям. Он с большим удовольствием играл с детьми слуг. Это был добрый, хороший и милый ребенок. В первые годы его жизни, чтобы оградить от случайностей, к Царевичу были приставлены три дядьки, которые носили его на руках. Но потом один преподаватель посоветовал дать Наследнику большую свободу, чтобы ребенок мог сам решать свои проблемы, которых у него было больше, чем у других детей, и родители мужественно на это пошли после серьезного разговора с Алексеем. Царевич был очень рад свободе и, несмотря на свой еще малый возраст, проявил необыкновенную силу воли: он знал, что многие вещи ему делать нельзя, потому что может погибнуть и этим огорчить своих родителей. Он не боялся смерти, он боялся огорчить своих родителей. Он обожал своего отца, во всем старался на него походить. Говоря о скромности Царевича, можно отметить, что когда он с отцом приезжал на фронт, то надевал обычную солдатскую шинельку и ничем не отличался от солдатских детей, и все поражались этому обстоятельству. И в то же время, Алексей старался постоянно находиться с отцом, он понимал, что Николай II временную разлуку с семьей очень тяжело переносил, и своим присутствием сын старался облегчить эту ситуацию. Такое стремление хорошо характеризует Царевича Алексия.

– Батюшка, хотелось бы услышать Ваше мнение о Распутине, его отношении с Царской Семьей. Николай II и Александра Феодоровна такие верующие, а допустили нечестивое поведение в своем дворце, подчинились этому человеку.

– Вопрос этот очень сложный исторически и политически. Дело в том, что для либералов, которые окружали и предали Царскую Семью, было ненавистно все окружение Семьи. Цель была одна – дискредитировать Царя и его семью. Мы прекрасно знаем, как переделывали историю во времена советской власти, как ее переделывали либералы, и мы слишком мало знаем правды. Мы знаем, сколько гадостей говорили о Царе, сколько клеветы написано на Царскую Семью. Но к чистому человеку ничего не липнет, он остается светлым, высоким, даже если его обливают грязью. А те, кто обливал, сами в ней оказывались. Я думаю, что этот вопрос требует очень большого изучения.

– Отец Сергий, люди, которые не понимают значения Царской Семьи, ищут постоянно грязи во всем, в том числе и в Православии, они ищут фактов, достоверностей. Почему все это нужно было, как здесь действует дьявол, как он разрушает Церковь, страну, взаимоотношения между людьми? Для чего нужна нечистота вокруг чистых людей?

– Преподобный Серафим Саровский, предвидя, что должно было случиться с нашим Царем, написал ему завещание, и Царь, прочитав его, расплакался и сказал: «И все-таки я готов всем пожертвовать ради России». Все, что случилось – это козни дьявола через людей, которые оказались в этот момент в полном подчинении у него. Существует очень большая опасность, что мы будем продолжать находиться в этих руках. А мы знаем, что православный человек со своим нательным крестом может выйти против дьявола и победить. Мне хотелось бы, чтобы все, кто имеет нательный православный крест, взяли его в руки и вышли против дьявола, – тогда ему точно не устоять. И я думаю, что это должно проявляться не только в наших добрых делах, но и в нашем мировоззрении, которое включает и воззрение на нашу семью. Как мы будем смотреть на нашу семью, как мы ее будем создавать, как мы будем ее удерживать, воплощать веление Божие о семье, так и будем жить.

Беседовала
Полина Митрофанова

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий возглавил Крестный ход к строящемуся Казанскому храму микрорайона Химмаш

 Екатеринбург,24 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».21 июля Россия встретила праздник обретения иконы Пресвятой Богородицы во градеКазани.

 
Царские дни 2006

Многолюдным Крестным ходом завершилась работа Второй международной православной выставки-ярмарки «От покаяния к воскресению России»

Екатеринбург, 25 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В течение недели в екатеринбургском Дворце игровых видов спорта проходила Вторая международная православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс