Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (397) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№28 (397) / 22 июля ‘06

Азы православия

Облака

Люди, которые совсем близко к Богу, которые «ходят с Богом», как Енох, не чувствуют себя способными выразить Бога ни словами, ни знаками, ни формами.

Люди, которые несколько дальше от Бога, чем упомянутые, чувствуют, что способны выразить Бога в словах, в знаках и формах.

Люди, которые далеко от Бога, не могут верить в Бога, пока не узнают Его выраженным в словах, знаках и формах.

Бог милостив по отношению ко всем, изливая Свою любовь и последним так же, как первым. Он создал луну, чтобы светила тем созданиям, которые бы сгорели от непосредственного света солнца.

Путник на узкой стезе, ступай осторожно от более густого облака к более легкому; осторожно, придерживаясь постоянно левой рукой за облако, которое покидаешь, а правой – за облако, которое встречаешь. Смотри, чтобы тебя огонь у легкого облака не сжег! Держись одного, но не выпускай и другого.

Царства

Нижнее царство имеет настоящее осуществление в высшем царстве.

Царство природы имеет свое осуществление в царстве нравственности. Царство нравственности имеет свое осуществление в царстве духовности. Царство духовности имеет свое осуществление в Том, Кто над Собой не имеет никого и ничего.

Каждое более высокое царство молчаливо, оно может найти выражение в царстве ниже себя. Поэтому можно сказать, что каждое нижнее царство рассказывает о царстве, которое выше его. Или: каждое нижнее царство – это слово, смысл которого скрыт в более высоком царстве. И подобно тому, как смысл и дух того или иного слова всегда пространнее самого слова, так и каждое высшее царство пространнее царства нижнего.

Ни одно царство не может иметь адекватного выражения себя нигде вне себя. Потому нижнее царство – это превосходное, но не адекватное выражение высшего царства.

Трагедия человеческого разума

Трагедия человеческого разума состоит из двух актов. Первый из них может быть назван буквальностью, а второй – рискованностью.

Буквальность – это когда разум понимает низший мир как пространный более, чем все высшие миры, так что считает все высшие миры как сжатые и полностью заключенные (содержащиеся) в этом нижнем мире.

Рискованность (стремглавость) – это когда разум упускает из виду один мир, а потому связывает первый с третьим или второй с четвертым, без промежуточного звена цепи.

Буквалисты и «стремглавые» являются наибольшими вредителями человечества.

Первые из них стеснили все высшие миры в мире природном и таким образом пытались идентифицировать слово и смысл слова. В их понимании, царство нравственности и царство духовности, и Царство Небесное, и Сам Бог – все полностью содержится в царстве природном. Природа, соответственно, – и слово, и объект слова, и знак, и дух. Следовательно, дух слова не есть реальность слова, а слово есть реальность духа.

Ежели и ты буквалист, то твой разум безграмотен. Тогда и ты, читающий природу, подобен ребенку, прочитывающему иностранные слова без понимания смысла их. Конечно же, для такого ребенка слова – не только выражения, но и предметы последней реальности.

«Стремглавые» – это те, что перескакивают, скажем, царство нравственности, а признают царство природное и царство духовное; или перескакивают все царства между царством природы и Богом. При этом фатальном перескакивании разум спотыкается и разбивает два зеркала – земное и небесное. Тогда на осколках земного зеркала пляшут тени безнравственных божков и духов, а на осколках зеркала небесного пляшут тени безнравственных людей и животных.

Если и ты «стремглавый», то твой разум косой. Ты перемешал слова из разных языков и составляешь рассказ, который и сам не понимаешь. Ты разлил небо по земле, развеял землю по небу, и по этому облаку пыли танцуешь с танцующим Шивой, крадешь огонь у богов вместе с Прометеем и с Буддой Гаутамой спасаешь богов! Таковы два основные акта трагедии человеческого разума, при бесчисленности остальных сцен и картин.

Где похоронишь убитого?

Микробы убьют меня или люди – все равно. Только микробы не будут отвечать за убийство, а люди будут.

Пусть научит тебя пример пчелы. Жаля человека, пчела расплачивается своей жизнью.

Все, убитые твоей рукой, имеют вечные жилища: одно в этом мире, другое в твоей совести.

Где бы ни закопал ты убитого, он восстанет в полночь внутри души твоей и задаст тебе вопросы, на которые ты будешь в муках и в поту отвечать до рассвета.

Без Бога – как без воздуха

Подобно тому, как птица, попав в безвоздушное пространство, скорее бы возвращалась к воздуху, так и ты скорее оставляй общество неверных и беги от него, ибо в нем не сможешь удержаться на крыльях, но вынужден будешь пасть.

Так что еще раз повторяю тебе:

– Подобно тому, как птица, попав в безвоздушное пространство, скорее бы возвращалась к воздуху, так и ты скорее оставляй общество неверных и беги от него, ибо в нем не сможешь удержаться на крыльях, но вынужден будешь пасть. Бог – воздух твоей души. Без этого воздуха душа твоя вынуждена будет пасть в прах и, как змея, ползать по праху.

Истина и добро

Истина не может существовать без добра, как и добро без истины, а вместе взятые – без плода своего.

Это божественная печать, которой запечатана каждая тварь и каждое существо во всех мирах.

Пока печать целиком не раскроется, невозможно познать какую бы то ни было тварь и какое бы то ни было существо, от наименьшего до наибольшего.

Своими усилиями люди могут приподнять лишь треть таинственной печати. И только Тот, Кто запечатывал, может полностью распечатать. Воспитывай непрестанно чистоту сердца, чтобы тебе открылась печать хотя бы одной единственной в мире тайны. Ибо истина каждой вещи подобна незамутненному зеркалу, в котором человек может увидеть свою небесную красоту.

Несчастье

Несчастье, которое Бог попускает нам, лучше счастья, которое мы сами себе строим.

Своим верным Бог всегда благовременно попускает несчастье. Это голос друга, который в полночь будит спящих: пожар!

Мудрый оставляет загоревшийся дом, пусть горит, а спасает жизнь. Безумный же вопит среди пламени, сгорая и сам вместе с домом.

Счастье

Когда счастье совьет гнездо для тебя и детей твоих, не думай, что оно долго будет лелеять тебя и детей твоих.

Против любого нашего счастья на земле всегда готовится некий тайный заговор.

Как только ты в гнезде счастья хорошо устроишься и согреешься, вдруг в гнездо это просовывается голова змеи.

Это ведь такое счастье змей обещал Еве, и вот, появляется тот же змей, чтобы показать ценность твоего счастья.

Одна мать голосила над двоими умершими детьми:

– Господи, неужели не могло быть сожаления к этим двум червячкам?

А ответ Божий пришел ей через духовника:

– Было, мать, у Бога сожаление к твоим двум червячкам; потому Он их и забрал. Для тебя они были червячками, а для Бога будут ангелочками. Имеет Бог сожаление и к тебе; именно потому забрал у тебя детей. Ибо ты слишком, вместе с детьми, разомлела в гнезде счастья, не замечая головы змеи под этим гнездом.

Мешки счастья

Мешок нашего земного счастья всегда прорван. И чем больше в него напихиваешь, тем больше из него высыпается.

Наименее искусные в божественной мудрости носят самые большие мешки, а мудрецы ходят вовсе без мешков.

Если ты радуешься, что с тобой совсем не так, что твой мешок не дыряв, тогда услышь команду смерти: «Раз, два, три!» и когда окажешься у края могилы, в которой на тебя давить будет не только земля, но и твой мешок, полный счастья, усугубляя и мрак и тяжесть могилы.

 

В других номерах:

Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Начало в Православнойгазете №27 Как вести себя в храме Церковь –это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом.

 
Церковный календарь

29 июля — память Священномученика Афиногена

 Святойсвященномученик Афиноген с десятью учениками, память коих совершается ныне,пострадал во время гонения от императора Максимилиана II в 311 году. Он былепископом в одном из городов армянских, Пидахфое, и жил в монастыре.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс