Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (391) → В каждой работе – душа ее создателя

В каждой работе – душа ее создателя

№22 (391) / 8 июня ‘06

Искусство и культура

При большом скоплении любителей живописи, преподавателей, учеников школы и их родителей 30 мая в художественной галерее Храма-на-Крови состоялось торжественное открытие выставки творческих работ преподавателей и учащихся школы церковно-прикладного искусства. Выставка посвящена 5-летнему юбилею школы и дню памяти святого преподобного Андрея Рублева, в честь которого и названа школа.

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие руководители областного министерства образования, Дворца молодежи, представители городской администрации и общественных организаций Екатеринбурга.

По историческим меркам, пять лет – срок не очень большой, но для жизни и деятельности этого учебного заведения, которое было открыто по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в 2001 году, эти годы вместили многое.
На открытии выставки зрители познакомились с основными датами становления школы, ее основателями и преподавателями, бывшими и нынешними учениками, их замечательными работами.
Эта школа значительно отличается от многих других, начинать ее становление с «нуля» стали одновременно все: и преподаватели, которым предстояло здесь работать, и духовные окормители, клирики Екатеринбургского Храма-на-Крови и храма в честь Вознесения Господня, которые приняли новое духовно-просветительское образование под свое крыло, предоставив педагогам и ребятам место для занятий непосредственно в храмах.
В настоящее время в художественной школе церковно-прикладного и иконописного искусства занимается более семидесяти учеников – ребята в возрасте от 7 до 16 лет и пять преподавателей. Все педагоги – выпускники Екатеринбургского художественного училища имени Шадра; двое из них являются студентами архитектурно-строительной академии; еще один ведет преподавательскую деятельность в том же самом училище, где учился когда-то.
Дети, занимающиеся в художественной школе, живут в самых разных микрорайонах города, они приезжают сюда на занятия после уроков в общеобразовательных школах. Это говорит о том, что всеми ими движет одна большая Любовь. Любовь к Богу, любовь к людям, любовь к Отечеству своему. Ведь главной и основной целью поставили они для себя возрождение старинной уральской школы иконописи.
Именно с этой Великой Любви и начиналось все пять лет назад, когда за организацию школы взялись две женщины, мать и дочь, Зоя Федоровна и Екатерина Ивановна Недзельские.
Директор школы Зоя Федоровна не мыслит своей жизни без карандаша, кисти, мольберта и этюдника. Случайно ли, за компанию ли с братом Женей, который прекрасно играл на гармошке и занимался в музыкальном кружке Дома пионеров в городе Пласт Челябинской области, или по великому промыслу Божию, совсем маленькой девочкой попала она в изостудию в Доме пионеров. Преподаватель сумел разглядеть в новой ученице немалые художественные задатки и развить их. Тогда Зоя поняла, что осуществление любой цели требует большой отдачи духовных и физических сил. Но поняла также и то, что затраченные ранее силы восстанавливаются многократно больше, когда стоит новая, еще более трудная, более важная задача.
Так было, когда она, имея за плечами лишь провинциальный «художественный кружок», без труда поступила в престижное учебное заведение, каким всегда было и остается художественное училище, знаменитое своей классической формой обучения, и успешно закончила его. Так было, когда начинала она новую для себя преподавательскую деятельность. Так было, когда она вторично прошла сей путь во время творческого и профессионального становления дочери Кати, сейчас уже – Екатерины Ивановны, завуча и преподавателя художественной школы церковно-прикладного и иконописного искусства.
Организаторская работа по становлению школы, после того, как ее создание и открытие благословил Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентий, полностью легла на плечи Екатерины Ивановны Недзельской. Как уже отмечалось, ею были найдены помещения для занятий, разработана основополагающая концепция обучения, структура учебного заведения.
В настоящее время в школе имеется два подготовительных класса: один – с общехудожественной подготовкой, в котором занимаются дети с 7 до 9 лет, другой – для ребят 9–11 лет, предусматривающий первоначальное «введение в тему». И лишь затем идет основное обучение по разработанной и утвержденной программе. Так что в общей сложности дети будут проводить в школе девять лет. Тех самых интересных детских лет, когда чисто и ясно воспринимается ими окружающий мир, когда каждое «зернышко» добра, любви, милосердия, патриотизма (не побоимся этого слова) прорастает добрыми, надежными и крепкими всходами. Об этих «всходах» педагоги художественной школы уже вправе говорить сейчас, когда пройдена самая трудная, первая часть пути. Когда школа стала широко известной не только в духовных православных кругах, но и в областных структурах – Министерстве общего и профессионального образования и Министерстве культуры. Когда первая ученица, после третьего года обучения по основной программе поступила в художественное училище имени Шадра – альма-матер всех своих любимых педагогов.
Об этом можно говорить уже сейчас, когда художественная школа церковно-прикладного и иконописного искусства успешно прошла лицензирование в Министерстве образования Свердловской области и сейчас является негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования. Со всеми вытекающими из этого «последствиями»: повысился общественный статус школы, дети, успешно прошедшие полный курс обучения, получают соответствующий документ, подтверждающий получение специального образования, что уже само по себе делает занятия детей более целенаправленными и профессионально заинтересованными.
Сбылась заветная мечта руководителя школы: Зоя Федоровна, сама прошедшая когда-то через художественный кружок, все же не хотела того, чтобы их с дочерью новое детище оставалось на уровне обычного кружка изобразительного искусства. И здесь следует еще раз обратиться к основополагающей концепции воспитательной, образовательной и просветительской деятельности школы. Главным постулатом во всей ее деятельности стала духовная часть. То есть принимаются сюда дети по направлениям и с благословения священников тех храмов, которые ребята посещают по месту своего жительства. Почти все из нынешних воспитанников «прошли» воскресные школы на своих приходах. Каждый учебный год начинается с молебна на начало занятий, каждый учебный день — с совместной молитвы. Молитва читается и перед трапезой (чаепитие проходит в большой перерыв между уроками). Нередко встречаются и беседуют с детьми священники отец Александр Салаутин из Храма-на-Крови и отец Александр Сандырев — из Вознесенского храма, сыновья которых также обучаются в этой школе.
И все же, как особо подчеркивает заведующая школой, педагоги не ставят своей целью поставить «на поток» обучение и выпуск иконописцев. Курс обучения – разнообразен и интересен детям любого возраста. Начинаются занятия, как уже было отмечено выше, с общехудожественной подготовки. Дети изучают рисунок, живопись, композицию, занимаются лепкой из глины, пластилина, соленого теста, аппликацией, в том числе и из соломки, росписью по шелку в технике батика, плетением из бересты, изучают основы таких известных народных промыслов, как хохломская роспись, дымковская игрушка, жестовские подносы, гжель, палехская миниатюра.
На спецпредметах – знакомятся с символикой иконографии (использование определенных цветов, несущих тот или иной духовный смысл), предметами и атрибутами православных праздников, историей их возникновения. Изучают иконостас, каноническое размещение икон в нем, общее иконное оформление храма.
Весь учебный, а, следовательно, церковный, год прослеживается и проживается детьми по праздничным иконам, по иконам, написанным по Священному Писанию или по житиям святых. С большим интересом дети узнают о «своих» святых, своих небесных покровителях и заступниках, имена которых они носят. Иконография Христа и Богородицы тоже изучается по известным иконам. К примеру, Спас Нерукотворный, Спас в Силах, Оплечный Спас, икона Божией Матери «Всецарица», «Одигитрия», «Оранта», «Троеручица».
Не случайно, поэтому в своем свободном творчестве дети часто обращаются к библейским сюжетам Ветхого и Нового Заветов, к православным праздникам, иллюстрируют житие Христа Спасителя и Пречистой Девы Марии, Владычицы нашей Богородицы. Именно иллюстрируют, а не пишут иконы, как думают некоторые люди, потому что хорошо знают отличие иконы от рисунка, понимают, что они – не иконописцы, а просто художники, да и то только еще проходящие обучение.
Именно так настраивают педагоги-наставники своих воспитанников, никоим образом не принижая при этом их творческий потенциал, не ограничивая их творчество, не программируя на будущее их жизнь и деятельность. Не вопреки, а во благо. Нельзя, да и не нужно, наверное, из всех ребят, пришедших в школу на обучение, сделать иконописцев. Ведь иконописец – это не просто профессия, специальность. Это – особый стиль всей жизни, особый мир, особая ответственность и честь. По большому счету это – удел избранных, и избранных не учителями-наставниками, а свыше, это – особая благодать небесная, это – «отметина» Божия.
«Особую отметину» нынешние ученики школы церковно-прикладного и иконописного искусства уже получили в виде благословения своих приходских священников-духовников, в виде благословения архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Владыки Викентия на деятельность этого особого детского учебного заведения.
Екатерина Ивановна нередко встречается с Владыкой. Она рассказывает Правящему Архиерею об итогах деятельности школы, демонстрирует лучшие работы своих питомцев. Владыка Викентий всегда искренне восхищается работами ребят, а ведь многим известно, что он – большой ценитель, любитель и знаток живописи.
У педагогов школы немало интересных задумок и планов на будущее. Они разработали долгосрочную программу, направленную на восстановление уральской школы иконописи.
Частью этой программы, например, предусмотрено открытие иконописной мастерской, где бы дети, так сказать, проходили практику и индивидуальное обучение у настоящего мастера-иконописца. Тогда бы можно было приобрести и установить необходимое оборудование, ту же муфельную печь для обжига поделок из глины. Стесненные в учебных площадях дети и педагоги пока не могут позволить себе этого. Они и так бесконечно благодарны настоятелям и прихожанам обоих храмов за то, что выделили им место и время для занятий, даже соответствующе оформили учебные помещения, за то, что стоически переносят запах масляной краски и олифы, когда ведутся, например, работы по декоративной росписи пасхального яйца.
Предусматривает данный проект и открытие небольших художественных иконописных мастерских непосредственно при храмах. В этом сегодня имеется особая необходимость: срочной, незамедлительной реставрации требуют многие старинные иконы, фрески, киоты, имеющиеся в храмах Епархии. Живописцы-иконописцы требуются десяткам восстанавливающихся, ремонтирующихся и вновь возводящихся церквей и часовен.
Ни для кого не секрет, что для проведения работ по росписи храмов священнослужителям сейчас нередко приходится обращаться к светским, мирским художникам, ограничиваясь лишь благословением священника этих мастеров на предстоящие труды да соответствующим молебном. Хотя каждый священник, каждый настоятель храма убежден в том, что любые работы в церкви должны производить истинно верующие люди. В этом плане детская художественная школа церковно-прикладного искусства и иконописи могла бы стать настоящей «кузницей кадров». Ведь все долгое обучение рассчитано именно на то, чтобы выпустить в большую жизнь высокодуховных людей. Людей, знающих народные корни и традиции уральской школы иконописи, и умеющих развить их, направить по нужному руслу.
Сохранение традиций не предопределяет в себе слепое копирование, тиражирование уже созданного когда-то. Это – творческое развитие особенностей письма, когда-то заложенных в невьянской, верхотурской, алапаевской и других школах иконописи, проверенных и сохраненных веками и передающихся от поколения к поколению. И только на этой основе возможно восстановление, обобщение и дальнейшее развитие уральской школы иконописи.
Выставка, представленная в художественной галерее Храма-на-Крови, красноречиво свидетельствует о том, что планы педагогов не расходятся с делом, что ребята успешно обучаются в школе и имеют прекрасные результаты своего труда. Приходите в храм, и убедитесь в этом сами.

Лидия Ежкова

 

В других номерах:

Социальное служение

Храм Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы в пансионате для инвалидов и престарелых встретил престольный праздник

 Екатеринбург,5 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Владимирскаяикона Пресвятой Богородицы — одна из самых любимых и почитаемых русским народом.

 
Искусство и культура

Музыкальный отдел библиотеки имени Белинского безвозмездно помогает в подготовке программ радиоканала «Воскресение»

Екатеринбург, 5 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В нынешнем году налажено сотрудничество Екатеринбургской областной научной библиотеки имени В.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс