Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (389) → Заявление Пресс-службы Московской Патриархии в связи с выходом в широкий прокат кинофильма «Код да Винчи»

Заявление Пресс-службы Московской Патриархии в связи с выходом в широкий прокат кинофильма «Код да Винчи»

№20 (389) / 22 мая ‘06

Темное наступление

 17 мая 2006года с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался мировой прокатнового фильма американского режиссера Рона Ховарда «Код да Винчи», снятого по одноименной книге его соотечественника писателя Дэна Брауна. Роман, положенныйв основу сценария картины, опубликован в США в марте 2003 года и сейчас входитв список наиболее популярных бестселлеров – образчиков массовой литературы.

Он был переведен на сорок четыре языка и разошелся по всему миру рекорднымитиражами (совокупно – более 50 миллионов экземпляров). В России книга такжеиздана и в определенных кругах читателей пользуется большим спросом.
 Успех книгипредопределен тем, что в современной массовой культуре особо популярны «конспирологические»сюжеты, истории разнообразных всемирных «тайных заговоров». Романы подобногорода, как правило, строятся на историях разоблачения злых козней заговорщиков– членов секретных «орденов», которые из века в век таят от мира высшие мистическиезнания, заставляющие по-новому осмыслить весь путь человечества. Интерес к идеологическойпродукции подобного рода понятен. Он строится на сформированной популярной культуройнаших дней подмене фундаментальных религиозных ценностей, взывающих человекак напряженной и взыскательной внутренней духовной работе, их суррогатом, создающимиллюзию приобщенности к мистическим «тайнам мироздания» без необходимости братьна себя ответственность большую, чем та, что предполагается легковесной функциейпотребителя «пикантных» сюжетов.
 Книга «Кодда Винчи», равно как и снятый на ее основе фильм, представляет собой детективименно такого рода. Однако у нее есть одна принципиальная особенность: рольтайного «ордена заговорщиков» здесь играет Церковь (в буквальном смысле – Католическая,однако для автора – человека с большими претензиями на научность подхода к истории,но при этом фактически глубоко невежественного, поверхностного «публициста»,под именованием Римско-католической подразумевается историческая АпостольскаяЦерковь вообще). По Брауну, церковное священноначалие с самых ранних, апостольскихвремен сокрыло от своих чад главную «тайну» жизни Иисуса Христа: факт его женитьбына Марии Магдалине, в результате чего у Спасителя якобы появилось потомство,представители которого играли важную роль в истории человечества на протяжениипоследующих веков (по кощунственной и плоской логике книги само именование Христа«Спасителем» кажется едва ли не бессмысленным, поскольку «истинным» духовнымсредоточием вселенной является «мать» и «жена» Мария Магдалина, к которой «взревновали»апостолы, решившие ради сохранения своей власти замолчать ее «настоящую» рольв истории). В романе повествуется о том, что на протяжении веков отголоски этойтщательно хранимой тайны жили в сознании христианской Европы. Свидетельствотому — средневековая и масонская мифология поисков Чаши Грааля. «Истинным» Граалемв романе выступает «знание» о «женитьбе» Иисуса и его «детях», а также могила«жены» Христа. Вплоть до наших дней церковные верхи с «масонской» тщательностьюследят за сохранением этой тайны, но в мире веками существовал – и продолжаетсуществовать — орден тех, кто «знает истину». С ними у церковных иерархов заключен«тайный договор» о молчании. Сюжет книги строится на том, что в силу некоторыхобстоятельств этот договор нарушается и стороны вступают на путь прямого противостояния.
 Наиболеепотенциально опасным в «Коде да Винчи» представляется то, что все вышесказанноеподается не просто как беллетристический вымысел, а с явной претензией на изложениереальных исторических фактов, на документальную основательность, на попыткусбросить «шелуху лжи», которой якобы покрыла события священного прошлого христианскаяисториография. При этом книга не выдерживает даже минимальной и поверхностнойнаучной критики. В ней допущено несколько сот исторических ошибок, фактическиепознания автора по сути не выходят за рамки сведений из популярных и незамысловатыхсправочников. Сама центральная «концепция», как выяснили исследователи, заимствованаиз недавно опубликованных «скандальных» писаний, вышедших из-под пера авторовнизкопробных брошюр на околоисторические темы для массового полуобразованногопотребителя.
 У неискушенногочитателя и зрителя фильма автор и режиссер сознательно создают иллюзию историческойосновательности и документальной подлинности своей интерпретации истории христианства.Это особенно тревожно, учитывая, что роман разошелся громадным тиражом, сталсамой шумной новинкой на книжном рынке последних лет, а вокруг премьеры экранизации«Кода да Винчи» развернулась масштабнейшая, сверхнапористая, очень агрессивнаярекламная кампания. С учетом необычайного успеха книги можно предполагать, что фильм посмотрит рекордное количество зрителей, в том числе людей, не обремененныхдостаточными знаниями в области историко-богословских дисциплин и источниковедения.Как следствие, в массовом сознании будет сформирован опасный миф о Христе и христианстве, который никак не способствует взаимопониманию между людьми верующимии теми, кто вольно или невольно стал жертвой химер современной популярной культуры.
 Русская ПравославнаяЦерковь с уважением относится к таким фундаментальным ценностям, как свободаи права человека. Однако плоды общественного блага они могут принести толькочерез укорененность в нравственных основах народной жизни, в понимании ответственностисвободной и наделенной полнотой прав личности перед другим человеком — носителемтой или иной духовной традиции.
 Сфера религиозныхпредставлений во многом предопределяет и индивидуальное мировоззрение человека,и тип целой национальной культуры. По этой причине наиболее болезненными и разрушительнымидля общества всегда оказываются посягательства на традиционные святыни большинстваего представителей. К сожалению, мы слишком часто видим, как силы, заинтересованныев дестабилизации положения в нынешнем мире, лукаво прикрываются в своей деятельностипринципами абсолютной «свободы» от нравственной ответственности и «прав человека»на пренебрежение моральными и духовными ценностями своего ближнего. Когда такойподход к правам и свободам индивидуума начинает воплощаться в жизнь с бескомпромисснойпрямотой, он вызывает ответную реакцию отторжения, что провоцирует национально-религиознуюнетерпимость и может привести к вспышкам насилия. Печальное тому свидетельство– болезненная, но вполне объяснимая реакция исламского мира на недавнюю безответственнуюпубликацию кощунственных карикатурных изображений, оскорбляющих религиозныечувства мусульман. Какими бы либеральными лозунгами ни прикрывались те, ктопосягает на религиозные святыни со страниц газет, журналов и книг, экранов кинотеатрови мониторов, они последовательно сеют семена вражды и экстремизма. Кощунственныевыставки и публикации, литературные сочинения и фильмы, попирая вероучительныепринципы той или иной религии, в конце концов неизбежно подтачивают основы нравственностикак таковой и несут в себе потенциал разрушения. Духовный терроризм порождаеттерроризм в уличной толпе. Такова жестокая реальность нынешнего дня.
 Фильм «Кодда Винчи» (как и книга, по которой он снят) представляет собой откровенно кощунственноенадругательство над основами христианской веры, священными для нас событиямиевангельской истории, Господом нашим Иисусом Христом и его Церковью. Очень многимиправославными христианами России он неизбежно воспринимается как акт духовнойдиверсии, откровенно оскорбляющий религиозные чувства большинства жителей нашейстраны, считающих себя православными христианами. В этом качестве выход в прокатфильма «Код да Винчи», очевидно, вызовет вопросы правового характера. К томуже, увы, не может быть уверенности в том, что противодействие кощунственномуакту, оскорбляющему чувства верующих, которые наравне со всеми должны пользоватьсягарантией соблюдения своих прав, не породит крайних форм протеста, чреватыхнакалом страстей. В этом смысле картина является опасной провокацией, ориентированнойна циничное извлечение максимальной выгоды из скандального проката, которыйповлечет за собой волну выступлений в защиту основ христианской веры. Подобныевыступления уже охватили многие страны мира. Религиозные лидеры разных конфессийединодушны в своих оценках фильма Рона Ховарда. Правительства некоторых стран(причем далеко не только христианских) уже пошли на встречу верующим согражданами изыскали возможность положить пределы широкому прокату фильма на территориисвоих государств.
 Выступаяс заявлением по поводу выхода на экраны фильма «Код да Винчи», Пресс-службаМосковской Патриархии исходит из того, что Церковь, никак не претендуя на рольцензурирующей инстанции, по самой своей природе не имеет права отстранятьсяот необходимости защищать свободу совести представителей собственной многомиллионнойпаствы и оставлять без внимания событие, которое потенциально может вызватьэскалацию нездоровых страстей в современном российском обществе.
 В связи с премьерой кинокартины Рона Ховарда Пресс-служба Московской Патриархии хотела бы напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II,сказанные по поводу ситуации, сложившейся вокруг демонстрации по телевидениюв 1997 году кощунственного фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа»:«Церковь вправе сказать со всей пастырской ответственностью, что «Бог поругаемне бывает» (Гал. 6, 7) и что всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства,если не покается, понесет наказание от Бога не только в будущей жизни, но и жизни земной».

 
Церковь и общество

Право меньшинства как двигатель законотворчества

 Уполномоченныйпо правам человека в России Владимир Лукин на этой неделе сделал ряд заявлений,вызывающих серьезное недоумение. Лукин высказался категорично против преподаванияоснов православной культуры в школах даже в виде факультатива и выступил за проведение в столице шествия содомитов.

 
Темное наступление

Комментарий пресс-службы Екатеринбургской епархии по поводу распространенного информационным агентством «URA.Ru» материала «Екатеринбургские православные могут пойти жечь кинотеатры, в которых будет показан „Код да Винчи“

Екатеринбург,18 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодняпресс-служба Екатеринбургской епархии была вынуждена выступить с опровержениемпубликации информационного агентства «URA.Ru» «Екатеринбургскиеправославные могут пойти жечь кинотеатры, в которых будет показан «Кодда Винчи».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс