Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (386) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№17 (386) / 1 мая ‘06

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

Преимущество души над телом

Время — это птица, которая украшает тебя разноцветными перьями, но которая прилетит забрать свое. Если ты слишком сильно привяжешь душу к перьям, время у тебя с перьями и душу заберет. Ох, как безобразна будет тогда нагота твоя!

Бог и колесо

Большое колесо медленнее крутится, однако настигает малое колесо, крутящееся быстрее.

Чем больше колесо, тем медленнее вращение его и меньше шума от него; чем меньше колесо, тем быстрее вращение его и больше шума от него.

Это касается как вещей, так и людей.

Наибольшее колесо в душе человека — это Бог.

Объем его невидим, ход его неслышен из-за скрипа множества малых колес.

Но когда все мелкие колесики в душе затихают, только тогда видится душа в неизмеримом Божественном колесе, которое охватывает небо и землю. И в этом виде, открывающемся неожиданно и редко, душа ощущает невыразимую радость.

Безбожник сам себе палач

Когда человек поворачивается лицом к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели.

Кто полностью отрекается от Бога — и словом, и сердцем, — тот не способен в жизни сделать ничего, что бы не служило его полному разрушению, телесному и душевному.

Потому не спеши искать палача для безбожника. Безбожник нашел палача в самом себе; причем наиболее беспощадного, какого только может дать весь этот мир.

Сила духа

Недостаточна сама по себе сила воли, и сама по себе сила чувств, и сама по себе сила ума. Недостаточны они и вместе взятые без светлой цели.

Что дает бегуну быстрота ног и мощь легких, ежели все в испуге разбегаются от него и никто не желает помощи от него?

Все мощные и бурные стихии природы, когда опускается мрак ночной, вызывают у путника страх. Но когда засияет утреннее солнце, путник находит согласие с ними.

То же самое и с так называемой силой духа. Когда облечена во мрак эгоизма и тщеславия, она пугает и людей, и окружающую природу. Когда же освещена Божиим светом, тогда становится источником радости для всех и всего.

Град сильнее дождя, однако его никто на земле не любит.

Доброта дальновидна

Доброта дальновидна и видит самые удаленные причины. Злоба близорука и видит лишь самые близкие причины.

Злоба и птица видят, что дождь идет тогда, когда собирается туча. Доброта же видит, что дождь идет тогда, когда пожелает Бог.

Злоба и осел видят, что росту кукурузы способствует навоз. Доброта видит, что росту кукурузы способствует Бог.

Целое очевиднее части

Целое всегда более очевидно, нежели часть его. И это непреложно по причине значимости и целесообразности целого. Дуб заметнее, чем ветвь на нем.

Телега заметнее, чем ось в колесе телеги. Человек заметнее, чем рука человека. Природа в целом заметнее, чем какая бы то ни было реалия природы.

Бог очевиднее природы и всего в природе. Но когда человек вглядывается в желудь на дубе, желудь становится для него заметнее, чем дуб. Когда в колесо вглядывается, колесо становится заметнее телеги. Когда в руку вглядывается, рука становится заметнее человека. Когда вглядывается в любую реалию природы, эта реалия становится заметнее природы в целом. Когда всматривается в природу, природа становится заметнее, чем Бог.

Но такая заметность частей временна, тогда как заметность целостностей постоянна.

Потому Бог — самая большая и самая постоянная очевидность.

Молчание

О трех предметах не спеши говорить:

  • о Боге, пока не укрепишь веру в Него;
  • о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;
  • и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

Великий человек

Невозможно стать великим человеком до тех пор, пока не начнешь считать себя мертвым.

Невозможно стать великим человеком нигде, ни при каком общественном положении до тех пор, пока:

  • во-первых, боишься чего-то меньшего, нежели Бог;
  • во-вторых, любишь что-то меньшее, нежели Бог;
  • и в-третьих, не привыкнешь считать свою смерть чем-то бывшим, а не чем-то будущим.

Слабость

Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя; и как не мстишь малому ребенку, так же не мсти и сотворившему тебе зло. Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости.

Таким образом ты будешь набирать в себе силы и станешь подобен морю, которое никогда не выходит из берегов, чтобы топить всех людишек, бросающих в него камни.

Блистательная химера

Глаз никогда не пресытится созерцанием, ухо никогда не пресытится слушанием.

Весь этот мир в целом предстает как блистательная химера, но он просто жалок в частностях: исполинская храбрость в целом и мышиный страх в частности; неудержимый размах жизни в целом и отчаянное умирание в частности.

И вся эта блистательная химера не может насытить ни один глаз, ни одно ухо, еще менее она способна погасить вожделения плотские, а менее всего — утолить жажду духовную. Ибо как одна капля воды, упав на горячий язык изжаждавшегося путника, не может напоить его, так и весь этот мир — одна горячая капля, — падая на жаждущий дух человека, не только не утоляет его; но именно эта горячая капля-мир и вызывает жажду, доводя ее до уровня безумия.

Воистину, мир и существует, чтобы вызывать жажду у человека, а не чтобы утолять ее.

Душа видит

Наши глаза, сами по себе, видят столько же, сколько и наши очки. Наши уши, сами по себе, слышат столько же, сколько и металлические наушники на них. Наш язык, сам по себе, говорит столь же осмысленно, как и язык колокола.

Но поскольку душа наша видит, то и глаза наши видят. И поскольку душа слышит, то и уши слышат. И поскольку душа несет смысл, то и язык говорит осмысленно.

Были бы глаза наши как озеро, без души, они бы и видели так, как озеро. Были бы уши наши как пещеры, они бы и слышали так, как пещеры. Был бы язык наш звучен, как язык колокола, без души и он бы говорил столько же, как язык колокола.

Обращения

Единственно искреннее обращение ученого к природе — это:

  • Природа, скажи мне, что такое ты, чтобы я понял, кто я.

Единственно искреннее обращение историка к истории — это:

  • История, скажи мне, что такое ты, чтобы я понял, кто я.

Единственно искреннее обращение к Богу — это:

  • Господи, скажи мне, кто Ты, чтобы я понял, кто я.

И верный ответ во всех трех случаях:

  • Человек, найди Меня в себе!

Обретение и потеря

Когда на обретенное смотришь с близкого расстояния, оно видится как обретение. Когда на обретенное смотришь издали, оно видится как потеря.

Когда на потерю смотришь с близкого расстояния, она видится как потеря. Когда на потерю смотришь издали, она видится как обретение.

Обретение Бога — единственное обретение, которое таковым видится с любого расстояния.

 

В других номерах:

Азы православия

Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫСлавянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами.

 
Наш приход

Община прихода в честь Рождества Христова отпраздновала 15-летний юбилей

 Екатеринбург,29 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Светлая Пасхальная седмица была особенно торжественной и радостной для духовенстваи прихожан храма в честь Рождества Христова.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс