Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (386) → «Только человек, не знающий России, может утверждать, что Православие в ней устарело, исчерпало себя». Из интервью митрополита Кирилла журналу «Внутри Ватикана»

«Только человек, не знающий России, может утверждать, что Православие в ней устарело, исчерпало себя». Из интервью митрополита Кирилла журналу «Внутри Ватикана»

№17 (386) / 1 мая ‘06

Церковь и общество

Из интервью митрополита Кирилла журналу «Внутри Ватикана»

 —25 мая 2005 года в итальянском городе Бари кардинал Вальтер Каспер предложилпровести заседание «собора», участниками которого стали бы православные и католики.Местом его проведения мог бы стать город Бари, темой — восстановление дружественныхотношений между Римско-Католической и Православной Церквами и создание «альянса»для «нового открытия» «христианских корней Европы».

Какое впечатление на Васпроизводит подобное предложение? Как Вы думаете, является ли проведение такого«собора» хорошей идеей? Почему «да» или почему «нет»?
 — Идея кардиналаВальтера Каспера о проведении в Бари «собора» православных и католических иерархов,безусловно, представляет интерес. В то же время, надо иметь в виду, что соборкак экклезиологическая реальность невозможен в условиях разделения. Поэтомуречь может идти не о соборе по образу соборов Древней Неразделенной Церкви,а о собрании или Ассамблее.
 Полагаю,что на пути к любому значительному событию в сфере православно-католическихотношений нужно озаботиться решением конкретных проблем, которые эти отношенияосложняют.
 Что же касаетсясовместного обсуждения актуальных проблем современности, то такое обсуждениеуже идет. В качестве одного из подобных примеров хотел бы привести организуемуюПапским Советом по культуре и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархатамеждународную конференцию «Христианские ценности в Европе», которая пройдетв Вене в мае 2006 года при содействии фонда «Про Ориенте».
 — Кардинал Каспертакже заявил: «Я глубоко убежден, что после огромных усилий и значительных шагов,сделанных Иоанном Павлом II, новый Папа Бенедикт XVI будет расчищать путь для подобного плана на будущее». Как Вы относитесь к новому Папе Бенедикту XVI?Общались ли Вы с ним раньше? Думаете ли Вы, что Вам предстоят встречи в будущем?Где и когда могла бы произойти подобная встреча? Отличается ли Бенедикт от ИоаннаПавла II, и если да, то чем?
 — Я с большимуважением отношусь к новому Предстоятелю Римско-Католической Церкви Папе БенедиктуXVI и неоднократно встречался с ним до его избрания на Римскую кафедру. На следующийдень после инаугурационных торжеств Его Святейшество принял меня в резиденции«Санта-Марта», где продолжал жить по окончании конклава. Наша беседа носиланеформальный и теплый характер. Между тем, за это небольшое количество временинам удалось обсудить основные вопросы отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами и отметить совпадение точек зрения по вопросу необходимостивзаимодействия православных и католиков в деле отстаивания христианских ценностей.
 Я весьмаблагодарен Его Святейшеству за эту встречу и вижу в ней знак особого значения,которое новоизбранный понтифик придает отношениям с Православными Церквами и с Русской Православной Церковью как крупнейшей из них.
 Мне не хотелось бы сравнивать личности двух Предстоятелей Римско-Католической Церкви — недавноусопшего Иоанна Павла II и нынешнего Папы Бенедикта XVI. Они оба — безусловновыдающиеся люди. Но межцерковные отношения не всегда зависят от отдельных личностей,даже столь высокопоставленных. Как известно, существует целый комплекс достаточносложных проблем, которые требуют, с одной стороны, срочного разрешения, а с другой — ответственного, вдумчивого подхода. Именно сочетание этих факторовдолжно помочь наиболее эффективно преодолеть существующие трудности. Важнейшейсоставляющей этой важной работы должен быть честный и открытый диалог между нашими Церквами. Поэтому я надеюсь на продолжение плодотворных встреч с руководствомРимско-Католической Церкви.
 — Каковы главныетрудности в отношениях между католиками и православными? Какие из них могутбыть решены относительно легко, а какие нет? Можете ли Вы предложить какие-либоособые инициативы, которые могли бы помочь этим отношениям?
 — Проблемыв отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами хорошоизвестны. Прежде всего это ситуация на Украине, особенно на западе этой страны,где продолжаются притеснения православных верующих со стороны греко-католиков.К сожалению, в последние годы ситуация к лучшему не изменилась. Наоборот, онаимеет тенденцию к осложнению в связи с переносом кафедры кардинала Л. Гузараиз Львова, с которым исторически связан центр украинского униатизма, в Киевименуемый «матерью городов русских» и являющийся на протяжении веков кафедройПредстоятелей Православной Церкви Руси, а затем Украины.
 В Россиисерьезное беспокойство и непонимание наших верующих вызывает миссионерская работакатолического духовенства среди православного населения, в особенности средидетей и молодежи. Часто люди спрашивают меня, почему католические священникине столь активно работают в тех странах, откуда они приезжают в Россию, а предпочитаютвоспитывать в католической традиции российских детей из неблагополучных семей?Вряд ли эти проблемы могут быть разрешены быстро и легко. Но мы должны стремитьсяк их скорейшему преодолению, так как за ними стоят судьбы реальных людей, их тревоги и переживания.
 — Какое значениеимеет Рим и епископ Римский для православных? На протяжении первого тысячелетияепископа Римского почитали. Может ли это произойти вновь? Каким образом? Что следует изменить Риму и Святому Престолу, чтобы помочь процессу общения с православными?
 — К сожалению,в настоящее время у православных и католиков существуют различные представленияо том, какова была роль Римского епископа в Древней Неразделенной Церкви. Для Православной Церкви Римская кафедра всегда имела «первенство чести», а ее Предстоятельбыл «первым среди равных». Подобное отношение не предполагало признания верховнойюрисдикционной административной власти Римского епископа, которой бы подчинялисьостальные Предстоятели Поместных Церквей.
 Как известно,подлинной причиной трагического разделения между Западной и Восточной Церквамиявилось именно различие в понимании роли Римского Папы в Церкви. Поэтому важностьэтого вопроса для наших взаимоотношений очевидна.
 — РоссийскийПрезидент В.В. Путин недавно заявил, что распад СССР был общенациональной трагедиейогромного масштаба. Что Вы думаете о распаде СССР и последующей истории России?
 — В этомя соглашусь с господином Президентом. Для верующих нашей Церкви распад СССР— это прежде всего не политическая и тем более не идеологическая проблема. Мало,кто сокрушается об исчезновении государства, основывавшего свою политику на марксистко-ленинских идеалах, включая идею и практику государственного атеизма.Геополитической катастрофой явился распад исторической России, то есть той культурнойи духовной общности, с которой связывало себя абсолютное большинство гражданСоветского Союза. Вспоминаю, как воспринималось это событие пятнадцать лет назад.Были, конечно, люди, злорадствовавшие, пребывавшие в иррациональной эйфориипри виде того, как рушится здание, на протяжении веков созидавшееся десяткаминародов. Но на лицах большинства людей — а мне приходилось и приходится оченьмного встречаться с людьми — я видел тогда растерянность и недоумение. И еще,быть может, наивное упование, что все обойдется — никто попросту не верил, что единая страна может разлететься на осколки за считанные месяцы…
 Отрезвлениепришло потом, когда все это привело к многочисленным межнациональным конфликтамна постсоветском пространстве, разгулу преступности и терроризма, в том числемеждународного. Распад страны привел к обвальному снижению уровня жизни людейпрактически во всех бывших союзных республиках. Были разорваны многочисленныеэкономические связи, разрушена промышленность, наука. Численность населенияво многих постсоветских странах стремительно сокращается. Многие семьи былибуквально по живому разделены новыми государственными границами, и сегодня дажеблизкие родственники, живущие в разных постсоветских государствах, зачастуюне имеют возможности встретиться.
 Произошлатрагедия не меньшая, чем разделение Германии в 1945 году. Я считаю, что не толькоРоссия, но и весь мир понес в результате крушения исторической России серьезнуюутрату. Мы сознаем, что в этих условиях Русская Православная Церковь зачастуюостается единственной нитью, связующей воедино цивилизацию Руси. Это не следуетпонимать как вынашиваемые нами планы политического реванша или чего-либо подобного— к сожалению, такого рода оценки деятельности Церкви нередко приходилось видетьв западной прессе. Вовсе нет. Наша забота — о сохранении ими духовной и культурнойидентичности, о сохранении всего того, что делает людей единым народом, а Церковь— единой Церковью.
 Что же касаетсявопроса о будущем России, то я убежден, что оно в значительной степени зависитот нравственного выбора миллионов людей, и это вопрос нашей пастырской ответственности.Ибо история свидетельствует, что падению великих цивилизаций всегда предшествовалнра-вственный упадок, а их становлению – мощный духовный и моральный импульс.
 — Каково в среднемсостояние христианства в России сегодня? Можете ли Вы привести примеры силыи слабости, позитивного и негативного развития событий? Как будет действоватьЦерковь, чтобы пережить кризис в российском обществе?
 — Есть такаяфигура высшего пилотажа, ее иногда называют «тюльпан». Это когда несколько истребителейлетят параллельным курсом и потом одновременно разлетаются в стороны. Следыих реактивных двигателей образуют при этом подобие распустившегося цветка.
 С обществоми не только в России, но и во многих других странах сегодня происходит нечтоподобное. С подвижническим трудом одних соседствуют расслабленность и безответственностьдругих. Коррупция и безразличие, циничная эксплуатация человеческих страстейи безвольное следование за грехом — все это разрушает народный организм. Идеалчеловека потребляющего, раба собственных инстинктов активно насаждается в обществе,в первую очередь среди молодежи.
 Сохраняетсянастойчивое стремление определенных сил вытеснить Церковь и вообще религию на периферию социума, ограничить любые проявления религиозности узкими рамкамиличной жизни граждан. Думаю, эти проблемы хорошо знакомы не только нашим соотечественникам— мы явственно слышим серьезную обеспокоенность верующих, трезвомыслящих и дальновидныхевропейцев и американцев относительно того, что происходит в духовной жизниих народов.
 Но, славаБогу, попытки отделить веру от жизни не удаются. Они вообще обречены, о чеммы знаем на опыте жизни при государственно-атеистической системе и последующегорелигиозного возрождения. Еще недавно наша Церковь в общественном сознании представляласькак некая резервация для неудачников, людей, не нашедших места в жизни. Типичныйоблик прихожанина православного храма, культивируемый тогда средствами массовойинформации, — это либо старушка-пенсионерка, либо, в крайне редких случаях,«юноша бледный со взором горящим». О том, что Православная вера может статьсильнейшим источником мотивации в любой сфере человеческой деятельности, никтовсерьез говорить не хотел.
 Однако сегодняположение дел иное. В обществе крепнет сознание того, что ни одна сфера человеческойдеятельности не может быть полноценной, если она лишена религиозного и нравственногоосмысления. Идут оживленные дискуссии о месте религии в обществе. И эти дискуссиине бесплодны: все больше людей из самых разных слоев общества – бизнесменов,государственных и общественных деятелей, ученых, педагогов, правозащитников,журналистов, даже рок-музыкантов — основывают свою жизнь, причем не только личнуюи семейную, но и профессиональную, на краеугольном камне веры. Это свидетельствуето том, что Русская Церковь жива и плодоносна; это позволяет смотреть в будущеес осторожным оптимизмом, вспоминая слова апостола Павла о том, что «малая заквасказаквашивает все тесто» (Гал. 5, 9).
 — В чем состоитнепреходящая красота русской православной традиции? Сохранила ли она способностьпривлекать современную российскую молодежь?
 — РусскоеПравославие складывалось в живом опыте веры, явленном поколениями христиан на нашей земле. Православию мы обязаны всем. Принятие христианства вызвало наск историческому бытию, способствовало становлению русской государственности,формированию нашего национального характера. И только человек, не знающий России,может утверждать, что Православие в ней устарело, исчерпало себя. Ведь те нашисоотечественники, которых мы почитаем сегодня в лике святых, стояли в своейжизни на тех же распутьях, на которых стоим сегодня мы; они боролись с грехоми с Божией помощью побеждали, к чему призываются и наши современники. Мы не трудимся на пустом месте — у нас за плечами тысячелетняя традиция. И именносознанием того, что мы не одиноки в этом мире, что мы имеем сонм небесных заступников,которые молятся Богу о своем земном Отечестве, вдохновляются сегодня миллионылюдей.
 Что касаетсяпривлекательности православной традиции для современной молодежи, могу сказать:о силе и красоте Православия свидетельствует тот факт, что уже несколько летлюди среднего и молодого возраста составляют большинство прихожан наших храмов,по крайней мере в городах. Причем такое изменение в возрастной структуре нашейпаствы не обусловлено никаким внешним обновлением богослужения, никакими пропагандистскимиакциями и попытками сообразоваться с духом века сего. Возрождение Русской Церкви— это поистине чудо Божие, хотя нельзя умалить и значения трудов всей церковнойПолноты — епископата, духовенства, монашествующих и мирян. Я благодарю Богаза то, что и мне Он судил потрудиться ради этого возрождения.
 Иногда говорято некоей моде на религию. Но мода не может быть явлением долгосрочным; следованиемоде никогда не пронизывает всю жизнь человека. Откровенно сказать, когда я впервые узнал о том, что в крупных супермаркетах в дни Великого поста появляютсяотдельные витрины с постными продуктами, а продажа мяса, например, резко сокращается,я был приятно удивлен. Этот частный пример красноречиво свидетельствует о том,что религиозный выбор людей стал значимым фактором жизни общества, повлек за собой изменение потребительских предпочтений граждан, и даже торговля, не ограниченнаянапрямую какими-либо идеологическими рамками, среагировала на это.

ОВЦС МП

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил праздничное богослужение в храме Святого Праведного Алексия Человека Божия села Новоалексеевское

 Екатеринбург,30 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Закладка храма во имя Святого Праведного Алексия Человека Божия в уральскойдеревне Новые Решеты совершена была 22 мая 1847 года.

 
Церковь и общество

«Миру нужна самобытная Россия, а не страна, отказавшаяся от своих корней и своей истории». Выступление министра иностранных дел России на Пасхальном вечере, организованном МИД РФ

Выступление министра иностранных дел России на Пасхальномвечере, организованном МИД РФВаше Святейшество, дамы и господа, коллеги, друзья!  Сердечноприветствую наших гостей, которые собрались сегодня здесь по случаю Пасхи —радостного, весеннего праздника православного мира и, независимо от вероисповеданияи национальности, всех россиян. По традиции мы отмечаем этот праздник вместесо священноначалием Русской Православной Церкви.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс