Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (385) → Заведующий кафедрой теологии РГППУ, доктор философских наук Валентин Князев: «Свобода – это не праздник и эйфория, а труд и ответственность»

Заведующий кафедрой теологии РГППУ, доктор философских наук Валентин Князев: «Свобода – это не праздник и эйфория, а труд и ответственность»

№16 (385) / 22 апреля ‘06

Церковь и общество

 — Валентин Михайлович,в каких случаях духовность помогает нам преодолевать сложности и противоречия?Духовность – это теория или практика? Может ли она конкретно воплощаться в обыденнойжизни?
 — Дух – этосамое главное в человеке. Человек, по сути – духовное существо, он есть образи подобие Бога. Бог сотворил его, вдунув в прах земной дух Свой, и прах земнойстал душой живою. С первого дня творения человек – родовое существо, он духовноесущество, и даже атеист видит, что главное в человеке – это разум, он так называетдух. Дух – это практическая воля, это разумная, свободная воля человека, этоего самобытие, самодостаточность его, это то, что делает человека человеком.Именно в духе – его специфическое качество, духом отличается человек от всегоживого.

 — Но ведь можнобыть свободным, но не духовным?
 — Дух и свобода– это почти синонимы. Свобода – это проявленное, функциональное свойство духа,дух – это то, что несёт всё остальное наше существо. Дух – это несущая сила.Не было бы духа, не было бы жизни. Духом всё определяется, и дух в своей природесвободен, как говорит Священное Писание: «дух дышит, где хочет», и он независим,потому что он абсолютен, самодостаточен. Иногда спрашивают, есть ли деятельность,есть ли проявление человеческой жизни, которое было бы не духовно? Такого нет,всё духовно.
 Другое дело– человеческое существо сложносоставное, в нём есть социальное качество, в нёместь биологическое, плотское качество, как говорят религиозно мыслящие люди.И эти качества, выходя на первое место, отводят дух на задний план, но он никогдане исчезает, он всегда присутствует. Дух – это целостность, единство. Что образуеткаждого из нас? – Именно целостность, индивидуальная неповторимость. Ведь рукане существует без тела, а если она существует, она сразу же исчезает, не существуети головы без тела, – т.е. в человеке существует целостность. А что целостностьопределяет? – Образ человека определяет, а образ человека, как мы сказали по образу Бога – это и есть дух. Поэтому может быть разрушена целостность. Человекможет быть одномерным, жизнь человека можно редуцировать до биологических проявлений,он может жить, как животное. Проблема бездуховности в том и состоит, что человеческоеповедение, его жизнедеятельность редуцированы до стереотипного поведения, до витальных реакций. Он себя чувствует человеком, когда ест, пьёт, как классикиговорят – занимается любовью, а всё остальное его свободное самоопределение,его высшая деятельность, культурная, социальная деятельность – она выводитсяза скобки. Он живёт как животное, он не являет универсальность. Человек – этото существо, которое может жить по рамкам и закону любого вида. Рука – выражениеуниверсальное, рука может делать всё, что угодно: играть на скрипке, писать;балерина с помощью тела выполняет красивые движения – это выражения, а мысльчеловеческая может всё помыслить, помыслить любой закон и затем по этому законустроить своё поведение. Человек, благодаря разуму, благодаря своей универсальнойсущности – это универсалист, и есть дух, это он может жить, он связан как разсо свободой, он независим, он, наоборот, может определить всё другому, потомучто он вне этого, он может дистанциироваться, он может дать форму любому, ибоон универсален.
 Духовность– это величайшее качество, поэтому и стремятся к духовности все, в этом сила,в этом величие, в этом действительно предназначение человека. Без духа человек– это только возможность человека, но дух нам задан, он не дан, он как проблема.Духовным человек потенциально рождается. Дух – это самостоятельность пути, этотворчество, это всегда оригинальность, неповторимость, не быть как все, идтисвоим путём – вот это и есть дух.
 — Дух есть в каждом из нас. Дух – это то, с чем мы рождаемся. Грубо говоря, если мы этотдух запрячем в глубины нашей души и подавим его в себе, то и получается человек,которого называют «бездуховный»?
 — «По плодамих узнаете их». Дух может проявиться, а проявиться он может при значимом деле,поэтому важна проблема самоопределения.
 А для чегодух? Он же не самодостаточен? – Дух необходим человеку для того, чтобы выполнитьжизненную задачу. По Евангелию тот, кто сохранит душу для себя, тот её потеряет,а тот, кто душу сохранит для Меня (говорит Христос), тот её обретёт. Задачадуха – это служение душе. Душа – это самое важное у человека, это жизненностьсамой жизни. Но чтобы сохранить дух, душу, необходимо реальное условие, опираясьна который он может выполнить эту задачу.
 В этом миреантропии, где смерть правит бал, душу, жизнь, искру Божию очень трудно сохранить,трудно сохранить с точки зрения нравственности, где правит зло. Поэтому здесьнеобходимо очень важное средство. И когда Христос говорит: «Тот, кто потеряетеё во имя Меня», это имеется в виду средство. Задача и целевая установка духа:нужно сохранить душу, сохранить её качество, чистоту, безсмертие. Но как этосделать?
 Для этогонеобходимо опереться на те средства, с помощью которых он может это сделать.Что это за средства? – Средства – это те обстоятельства нашей жизни, которые либо препятствуют чистоте души в нравственном её усовершенствовании, либо способствуютжизни души, сохранению её Божественных качеств.
 Дух долженведать уклоном души, душа не должна уклоняться ко злу, она должна уклонятьсяк добру. Сатана – это обезьяна Бога. Там, где есть свет, там нет тени, когдасолнце в зените – нет тени, но как только солнце склонилось к закату, так появляютсятени. Пришла ночь – и всё стало темно. Душа, как солнце, должна быть постояннов зените, предстоять пред Богом. А кто её должен вести к этому? – дух!
 — Почему у некоторыхлюдей дух не выполняет функцию направления души к своему солнцу в зените?
 — Потому,что это сложно, это сложно с точки зрения понимания, – не всё, что блестит,есть золото. Мы живём в мифологическом мире: каждое слово – есть знак, говорящийв символическом пространстве, оно лишь указывает.
Мы сейчас живём в настолько сложном мире с точки зрения ориентации духа. Во-первых,объективно, все реальности, которые способствуют душе человеческой, у нас в обществе антидуховны. Что я имею в виду? Вот я иду по городу Екатеринбургу и в огромном количестве встречаю игровые автоматы. Я вижу везде казино, клубы«Страсти империи» и т. д., я вижу везде рекламы, которые разжигают похоть человеческую,т.е. то, что забирает наш дух. Не создают здоровье душе, а растлевают человека.Я сегодня шёл на экзамен, время было раннее, девять часов, на остановке стоятпожилые люди играют в игровые автоматы. Они приходят туда и отдают свои деньги.У автомата нельзя выиграть, но у этих людей помрачённое сознание и их дух не говорит: ты не играй, ты проиграешь, что ты делаешь, нельзя служить Господуи маммоне.
 — Они сами исказилисвой дух. Это не означает, что порченный он был изначально.
 — Да, совершенноверно. Но им помогли исказить. Мы должны уметь переоценивать ценности, должныуметь называть вещи своими именами.
 — Это замечательно,как раз с нашей свободой духа.
 — Совершенноверно. Свобода – это труд. Это труд быть самостоятельным. Это не праздник, ни эйфория, а это труд. Свобода – это ответственность за свои поступки. За каждыйпоступок будем держать ответ пред Богом. А свободу понимают так: «всё позволено,Бога нет, что хочу, то и ворочу». Нет, за всё надо отвечать, потому что ошибкачревата болезнью и не только гибелью здесь, в земной жизни, но и посмертнойгибелью души, – т.е. наказание существует здесь, в этом мире, и в ином мире.Свобода – это величайшая ответственность.
 На экранах,в СМИ вывешены самые различные понятия, мифологические понятия, и люди не берутсебе труда расшифровать их смысл. Нас собрали и говорят: «Надо заниматься воспитательнойработой по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Целью нашей воспитательной работыдолжна быть борьба с терроризмом, экстремизмом, утверждение принципа толерантности».
Но это ёмкие понятия, универсалии культуры. И люди к этим универсалиям культурыподходят так: «ну, давайте как будто поиграем, будем бороться с терроризмом».А давайте зададим вопрос – кто террористы? Будем бороться с Бен Ладеном? Этоагент ЦРУ. Пусть ЦРУ и борется с ним, мы-то при чём здесь? Кто террористы, экстремисты?Наркоторговцы – это очевидно, а зачем мы должны бороться с ними? Государстводолжно бороться. Борьба с международным терроризмом – это мистификация XXI века,и известно, кто запустил этот миф – США. Толерантность – не русское слово. По-русски– терпимость. У здравомыслящего человека возникает вопрос, терпимость по отношениюк чему? И всегда ли она нужна? Говорят, проблема нашей ментальности – «совковое»сознание. Но Советского Союза давно уже нет, а «совковость» осталась. «Совковость»и духовность несовместимы. Дух – это всегда критическое сознание, это способностьпереоценить ценности, способность назвать вещи своими именами. Дух наш индивидуальноответственен перед Богом за спасение своей души. Если вам предлагают то, что душу погубит, а вы говорите: «одобряем, хорошо», – то вы тем самым наноситесебе лично невосполнимый вред. Люди утратили инстинкт самосохранения в этойбездумности, неспособности критически мыслить. Это «одобрям-с» – одно из величайшихпрепятствий духу, духовности. Если мы не обретём духовной силы, зрелости, мы– погибшие люди, мы – погибшая нация, потому что дадут такие понятия и создадуттакие условия, и мы добровольно пойдём и скажем: «очень хорошо, будем жить как все цивилизованные страны». Каждый человек свою душу минимум должен сберечьдля Христа, а всё остальное зависит от искусства и труда. Как это сделать вширь,где всё в мире направлено для того, чтобы погубить эту душу.
 — Сила духа сегоднятоже не пустое понятие, когда наш дух имеет силу противостоять всем соблазнами искушениям мира, когда он имеет силу сделать выбор.
 — Сделатьвыбор – это и есть свобода. Решимость и совершенство духа – это очень значимо.Это проявляется не только по отношению к универсалиям, это проявляется в любойбытовой деятельности. Человек всегда делает выбор, сейчас этот выбор стало сложноделать. Скажем: я иду по улице, сидит нищая. Подать или не подать? Душа из милосердияговорит: «нужно подать». А до этого я эту нищую видел, что её привёз упитанныйчеловек, прилично одетый, на машине. Посадил. То ли она его мама, то ли бабушка.Это профессиональные нищие. Происходит девальвация ценностей. То, что делаетэтот человек со своей матерью, это нравственное падение – заставить свою матьидти побираться. Причём это не от бедности, а она зарабатывает, войдя в роль,обманывая людей. С одной стороны, чтобы душа не черствела, мы должны реагироватьс милосердием. Но когда, как в данном случае, обман, я прохожу мимо, не подаю.Есть «профессиональные» нищие, существуют другие «профессии» в Москве и в такихкрупных городах, как Екатеринбург. Например, есть мужчины, которые обворовываютженщин, входя к ним в доверие. Эксплуатирующие доброту, милосердие, играющиена этом – это деградирующие люди. Это изощрённые злодеи. Сложная проблема для нас. Неразрешимое противоречие: если я не проявляю милосердия, значит душа моячерствеет, – но в таких случаях, как с этой «нищей», проявлять милосердие нельзя.Каждый раз это творческая задача.
 — А можем мыкак-то сказать: вот этот человек высокодуховный? Мы говорим – человек добрый,интеллектуальный. Значит ли это, что он высокодуховный? Или это разные понятия?
 — Как правило,человек духом недемонстративен, и если мы посмотрим, святые люди были оченьпростыми людьми. Простецы – и Серафим Саровский, и Симеон Верхотурский, и СамГосподь наш Иисус Христос. Посмотрите на Его земную жизнь: Он пошёл не к учёным,а к рыбакам, говорил простым, понятным языком. Если звучат какие-то терминыи т.д. – это не значит духовность, это наоборот может быть признаком бездуховности,признаком отрыва от жизни. Духовность прежде всего слагается из душевного качества,из открытости души, от чувствования жизни и не из эгоизма. Первое условие –это сама жизнь. Второе – это этическая позиция: человек живёт своим трудом,он делает счастье не за счёт несчастья других людей, а за счёт собственного.Духовный человек – это всегда труженик, это творец, и это не книжное знание,а знание творчества самой жизни. Там, где появляется духовный человек, там всегдаполнота бытия, а это значит добродетели. Как любовь есть дар, он тоже дарит,он не требует награды, он духовно щедрый человек, и всегда, глядя на него, начинаемверить, что не всё потеряно.
Есть ещё люди, несущие ценность духовности, и следует бороться за дух, следуетжить и брать с такого человека пример. Спор был – кого считать интеллигентнымчеловеком? Того, кто шляпу носит? Или интеллигентный человек – это тот, ктопредупредителен, этичен, воспитан? То же самое и с духом – это внутреннее качество,оно связано с сущностными силами человека.

Беседовала журналист Полина Митрофанова.
Расшифровка аудиозаписи — Илья ЦЫГАНЦОВ

 
Церковь и общество

Доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина полковник Валентин Петров: «Я горжусь обвинениями в том, что ввел Юрия Гагарина в православие»

История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия Православной Церкви и российской космонавтики в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина полковник Валентин Петров.

 
Пасха Христова

Тысячи людей пришли в Пасхальную ночь в храмы Екатеринбурга, чтобы соборной молитвой встретить праздник Светлого Христова Воскресения

 Екатеринбург,24 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Тысячи людей пришли в Пасхальную ночь в храмы Екатеринбурга, чтобы соборноймолитвой встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс