Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
–Владыка, Валентина из Кировграда спрашивает: «Я собираю подписи на строительствохрама, и приходится встречаться с такой проблемой, что люди говорят: «нам Церковьне нужна, у нас Бог в душе». Что им в таком случае говорить?»
– После длительногопериода атеистической пропаганды в России многие люди хранят веру в глубинесвоего сердца и считают, что это и есть самое необходимое для того, чтобы называтьсяправославным христианином и быть верующим человеком.
Те времена, когда гонениебыло очень жестокое и за исповедание веры людей сажали в тюрьмы и убивали, сыгралисвою роль. Люди замыкались в себе и в глубине своего сердца сохраняли веру в Бога, не показывая этого внешне. И, к сожалению, это осталось до настоящеговремени. Если человек считает себя глубоко верующим, но в то же время не ходитв церковь и не исполняет никакие церковные обязанности, – это неверно, те временапрошли. Говорить: «у меня Бог в сердце и мне Церковь не нужна», – ошибочно,потому что, если действительно Бог есть в сердце человека, то Он не может там долго находиться. Есть слова Священного Писания: «От избытка сердца глаголятуста наши». Это значит, что мы не можем удержать Бога в своём сердце, не исповедуяЕго своими делами, поступками. Когда человек старается жить богоугодной жизнью,хочет быть настоящим верующим и выполнять все заповеди Божии, он видит, что одни его усилия к исполнению этих заповедей очень слабы и ему нужна особая Божественнаяпомощь. Наша молитва в домашней обстановке очень много пользы приносит, но общаяцерковная молитва особо важна и сильна для того, чтобы можно было подкрепитьсвои силы, устоять перед всеми соблазнами этого мира. Здесь нужна особая силаБожия. Эту силу мы черпаем в Церкви, в таинстве Покаяния, очищеним души от грехов.Потому что грехи так затемняют, отяжеляют нашу душу, что порой из-за них мымногое не видим, не чувствуем полезного и нужного для нас, не чувствуем голосаБожия, который нам вещает в сердце.
И когда мыосвобождаемся от тяжестей греховных в таинстве Покаяния, Господь нам открываетглаза духовные, мы чувствуем облегчение в своей душе, мы окрыляемся так, что можно возлететь над всеми мирскими удовольствиями и радостями, которые нас низводятвниз. Можем избежать многих сетей вражиих. Когда мы связываем свою жизнь с жизньюЦеркви, именно тогда мы и получаем ту силу, свет которой нам помогает в нашейобыденной жизни. Если человек говорит: «Бог у меня в сердце», – это слабоватаявера. Он ещё не понимает хорошо духовную жизнь. Нужно молиться, чтобы Господьоткрыл ему глаза, дабы увидеть, что он не так правильно понимает духовную жизнь.Ибо настоящая жизнь – это когда человек живёт церковной жизнью. Человек приходитв Церковь не для того, чтобы что-то принести, дать Церкви. Он идёт, чтобы получитьогромную помощь от Бога. Когда человек чувствует, что что-то получает, – онготов что-то отдать в благодарность Богу и Церкви. Такой человек считает, что принесенное им в Церковь ничтожно по сравнению с тем, что он получил. И тогдачеловек, приходя в храм, не смотрит на величину пожертвования, потому что Церковьпредлагает человеку пожертвованием исполнить свой долг милосердия в благодарностьБогу за ту помощь, которую ему Господь оказал.
Когда мыправильно относимся к своей духовной жизни, мы не ищем в Церкви что-то подозрительное,неправильное, ненужное – мы знаем, что это вековые традиции, которые даны намдля нашего же блага.
– «Владыка, почемумы часто употребляем слово «гордимся», это же плохо. Можно сказать «радуемся»,или можно говорить «гордимся» и в хорошем смысле слова?»
– Гордость– это самый большой грех. За гордость Господь изгнал из рая наших прародителейАдама и Еву. Господь пришёл на Землю, чтобы через терпение, смирение, страданиявосстановить нашу падшую природу. Мы должны строить свою жизнь не на основегордости. Сегодня мы видим, что импульсы жизни даёт только гордость, а смирениеостаётся позади. В православной России люди должны строить свою жизнь на основесмирения, потому что смирение – это самая сильная и большая добродетель, котораядолжна дать нам импульс жизни, дать нам надежду на жизнь. Получается так: есличеловека не похвалишь, он сразу сникает, у него падает настроение, а когда чуть-чутьпохвалишь – он начинает воодушевляться.
Если посмотретьна жизнь святых отцов, то и они хвалили, но очень осторожно, говоря: «тот, ктохвалит ближнего своего, является большим врагом ему», ибо он вредит человеку,возбуждая в нём гордость, и ведёт его к гибели. Поэтому нужно во взаимоотношенияхне возвышать себя или ближнего своего, стремиться не возбуждать страсть гордыни.Современная мода – тоже есть гордость, желание показать себя красивым и привлекательным.Из-за гордости люди много страдают, мучаются, семьи распадаются. В основе нашейжизни должны быть те добродетели, которые созидают нас, и именно движимый добродетельюсозидания пришёл на Землю Христос – спасти нас от смерти вечной. Он Своим рождением,Своей жизнью и Своей смертью за нас показал смирение – Он ни в чём не был виноват,а был распят за наши грехи для искупления нас от этих грехов.
Господь показалнам очень сильный пример добродетельной жизни, которая приносит человеку радость,утешение и славу вечную. Когда мы говорим о том, что что-то у нас получилось,и гордимся этим, или говорим: «мы гордимся тобою», то лучше было бы не это говорить,а радоваться и благодарить Бога за то, что Он нам помог быть такими, сделатьто или другое. То, что получилось хорошо, – это не наша заслуга, а заслуга Божия,ведь Господь говорит нам в Евангелии: «Если мы совершим всё нам повеленное,то мы должны сказать, что мы рабы непотребные и сделали всё, что от нас требуется».А мы в противоположность добродетели ставим зло – гордость, она у нас в почётеи поставлена в основу жизни. На самом деле «Бог гордым противится, а смиреннымдаёт благодать». Когда мы имеем благодать Божию, живём этой благодатью, то у нас есть успех, благополучие, радость, терпение, здоровье. Если у нас есть гордость,от нас отступает Бог, отступает благодать Божия, и мы остаёмся со своими немощами,и эти немощи возогреваем гордостью, этим живём. Но долго прожить в таком состояниине сможем. Поэтому лучше возвратиться к добродетели смирения, получать благодатьБожию и этой благодатью жить и возвышаться, совершенствоваться.
– «Владыка, пятьмесяцев назад у меня умер сын не своей смертью. Я считаю себя виновной, что не смогла предотвратить его уход из жизни. У меня такое чувство, что я тожетак же уйду из жизни. Мне очень плохо. Помогите».
– Очень печально,что так случилось, это большая боль. Когда близкие наши уходят своей смертью,и то больно, до года человек испытывает горе и скорбь в душе. Самоубийство –это очень большой, тяжкий грех, и я хотел бы вам сказать, что загробная участьвашего сына очень тяжёлая. Вам нужно постараться ему помочь, но не впадать в уныние и отчаяние, а подумать, как помочь. Ему нужна ваша помощь в том состоянии,в котором он находится. А ваша помощь – это вера в Бога, надежда на Бога, постояннаямолитва с надеждой на милосердие Божие, дела добродетели, милосердия, церковнаяжизнь ваша. Жить и надеяться, что Господь помилует вашего сына и поможет ему.Тогда и у вас будет на душе спокойнее. Если у вас есть мысли о самоубийстве– это нехорошо, это большое искушение, потому что вы тоже, как и ваш сын, попадётев тяжёлое состояние, и тогда помочь вам никто не сможет. Выход в том, чтобысамой устремиться к вере в Бога, зная и помня о том, что грех самоубийства не прощается ни в этой жизни, ни в будущей. За это Господь осуждает на вечную смертьи мучения адские.
Если всеродственники, друзья и другие люди, которых вы сможете привлечь к богоугоднойжизни, вместе начнут молиться Богу в домашних условиях, ходить в церковь – этиустремления дадут очень большую пользу для вашего усопшего сына. Если Господьувидит, что эта тяжёлая и страшная смерть принесла пользу для всей семьи, что люди стали жить благочестиво, это благотворно отразится и на душе вашего сына.В Священном Писании сказано, что «обративший душу от ложного пути спасёт своюдушу и покроет множество грехов».
– «Владыка, женщинадолжна быть с покрытой головой везде, или это необходимо только в храме?»
– ГосподьВездесущий, и Он дал заповедь. Эта заповедь дана не людьми, и не церковнымидеятелями. Женщина всегда, везде и всюду должна ходить с покрытой головой. Этотребует от неё Господь, и она должна это требование выполнять. Если Господьтак повелел, значит так нужно и делать. Эту заповедь Он дал после грехопадениянаших прародителей Адама и Евы. Первой согрешила женщина, и Господь дал такоеповеление, чтобы жена была в повиновении у мужа. Главой семьи является муж,а знак покорности жены своему мужу есть то, что она покрывает свою голову. Еслине выполнять это повеление, то опять проявится гордость, за которую прародителибыли наказаны изгнанием из рая. Муж должен трудиться в поте лица, проявляя своюлюбовь к жене, к детям, чтобы семья жила полноценной жизнью.
– «У моей сестры«подставили» внука, и его осудили ни за что. Я хочу его освободить. Не будет ли мне это грехом, что я вмешиваюсь не в свои дела?» – спрашивает раба БожияАлександра».
– Мы должныпомогать людям в разных жизненных ситуациях. В посланиях апостолов говорится,что мы не должны забывать странноприимства, помогать заточённым в узах. Еслисовершилась какая-то ошибка, то нужно помочь, если есть возможность – освободитьили облегчить его участь в тюрьме. Но если не получается, то нужно полагатьсяна волю Божию. Может быть, Господь так устраивает, чтобы привести его к вере,к осознанию своей греховности. Мы знаем из жития святых, что бывали такие случаи,когда человека ни за что сажали в темницу, и когда он начинал думать: «А за что?» – Господь открывал ему, что наказание получено не за этот поступок, которыйтебе инкриминируют, а за то, что ты раньше сделал. Тогда человек вспоминал,что за те поступки он достоин ещё большего наказания, и Господь дал ему возможностьнести наказание, чтобы этим путём раскаяться в своих грехах, исправиться и получитьот Бога прощение. Таким путём Господь вразумляет нас. Лучше пострадать на земле,чтобы не страдать на небе в вечной жизни.
– «Нужен ли постдля Причастия на Светлой Седмице?»
– Перед Причастиемнужно воздержание, даже если это и Светлая Седмица. К этому таинству нужно готовитьсясерьёзно, потому что оно особое, и чтобы совесть не мучила, нужно сделать, как положено, чтобы не причаститься во осуждение.
– «Можно ли молитьсяна иконы, которые показывают по телевизору во время богослужения, или нужнопоставить рядом свою?» – спрашивает Александр».
– Нужно молитьсяна ту икону, которую поставите рядом. Молиться нужно внимательно и сосредоточенно,а в телевизоре кадры постоянно меняются, и невозможно сосредоточиться.
– «Меня интересуетвопрос о покаянии, связанный с убийством Царской Семьи, о всеобщем покаяниинарода», – задаёт вопрос Татьяна.
– Сейчасв нашей стране бытует мнение о том, чтобы провести чин покаяния об убиении ЦарскойСемьи, о том, что мы повинны в этом злодеянии. Я бы так сказал, что участь,которая постигла нашу страну во время революции, не случайна, произошло этопо определённой причине – из-за отступления от Бога, от церковной, нравственнойжизни, от тех устоев, которыми жила Россия раньше. А истинное покаяние – этоесть исправление своей жизни. Если мы хотим действительно покаяться в своихгрехах, нужно постараться исправить свою жизнь так, чтобы она не противоречилажизни евангельской, чтобы не нарушала заповедей Божиих, и чтобы дух благочестия,дух евангельский жил в нашем обществе.
Когда мы,все верующие, живущие в нашей стране, приложим усилие, чтобы вера укрепиласьв сердцах всех людей и они стали бы жить церковной и благочестивой жизнью, то это и будет истинным покаянием. За это Господь даст нам Своё прощение и благословение.Когда произойдёт исправление нашей жизни, тогда мы смогли бы прочитать все грехи,как это было сделано в смутное время XVII века, и патриарх Иов прочитал разрешительнуюмолитву. Тогда это будет иметь силу. А если мы сейчас просто будем произноситьслова, что каемся в грехах, но продолжать жить греховно, то это не даст никакойпользы. Первым шагом нашего покаяния должно быть исправление и изменение нашейжизни, чтобы православный дух царил в нашем Отечестве. Это приведёт к тому,что многие наши скорби и страдания, трудности, которые мы сейчас испытываем,исчезнут прежде всего по воле Божией, а не по нашей человеческой воле.
С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписи— Илья ЦЫГАНЦОВ.
Программа«Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20и 20.20 по вторникам.
На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
Накануне Светлого Христова Воскресения корреспонденты газеты«Труд» встретились с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II –Ваше Святейшество, какие самые первые воспоминания о пасхальных празднествахсохранились у Вас из детства? – СвятаяПасха – это вообще первый праздник, который запечатлелся в памяти. И это жедля меня – одно из самых ярких детских впечатлений. Главное чувство, котороесвязано с тем воспоминанием, – ни с чем не сравнимая радость. Особая радость.Пасхальная.
В пресс-центре«ИТАР-ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция архиепископа Екатеринбургскогои Верхотурского Викентия по итогам работы Х Всемирного Русского Народного Собора.Предваряя вопросы журналистов, Владыка Викентий отметил, что нынешний Соборв Русской Православной Церкви – юбилейный, он привлек к себе большое вниманиегосударственной власти и общественных организаций, представителей различныхрелигиозных конфессий и средств массовой информации.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.