Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла,председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Ваше Святейшество!
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие братья и сестры!
Скореевсего, в XXI веке для России и народов русского мира важными, если не первостепеннымивопросами, по-прежнему будут оставаться вопросы научно-технического, экономическогои социального развития. Однако очевидно, что энергию для любого вида человеческойдеятельности возможно почерпнуть только в духовной сфере. Поэтому успешное решениеэтих задач будет очень сильно зависеть от того, как они впишутся в духовныепараметры самобытной цивилизации, которую из себя представляют Россия и весьрусский мир. Кроме того, важным фактором, влияющим на развитие всей русскойцивилизации, останутся отношения с внешним миром, то есть отношения с другимицивилизациями, и прежде всего с западной. И вот здесь особое значение приобретаетидейная основа этих отношений. В случае с западной цивилизацией речь идет о правах и достоинстве человека. Православная традиция, являющаяся культурообразующейдля русской цивилизации, не может не ответить на этот вызов, иначе русский мирпревратится в маргинальное явление в современном мире.
С 1991 годастраны, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, юридически закрепилиправа и свободы человека в качестве центральной нормы общественно-политическихотношений. И сегодня этот выбор не ставится под сомнение. Напротив, политическоеруководство и общественные лидеры постоянно подтверждают верность этим принципам.
Однако в последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которыеоцениваются верующими людьми, по меньшей мере, как двойственные. С одной стороны,права человека служат благу. Нельзя забывать, что именно под воздействием этойконцепции на общественное мнение стран бывшего социалистического лагеря РусскаяПравославная Церковь и другие религиозные общины стран Восточной Европы освободилисьот оков безбожия. Кроме того, права человека провозглашают борьбу с различнымизлоупотреблениями, унижениями и злом, которые совершаются в обществе противличности.
Но, с другойстороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываютсяложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того,в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащиене только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоитпринудительная сила государства, которая может заставлять человека совершатьгрех, сочувствовать или попустительствовать греху по причине банального конформизма.
Все это переводиттему прав человека из чисто политической области в область, затрагивающую вопросыжизни и судьбы человека, а на церковном языке – спасения человека. Напомню,что сотериология, или учение о спасении, находится в центре христианской проповеди.В связи с этим для верующего сознания важно ответить на следующие вопросы. Вступает ли в противоречие с замыслом Бога о человеке признание и следование нормам концепцииправ человека в том виде, в котором она сегодня воплощается в международноми национальном законодательстве? В какой степени права человека могут способствоватьили препятствовать жизни христианина и вообще верующего человека согласно еговере? Сегодня члены Русской Православной Церкви призываются к размышлениям над этими вопросами. Необходимо соборным разумом исследовать эту тему.
Есть такоемнение, что права человека – это универсальная норма. Не может существоватьправославная, исламская, буддистская, русская или американская концепция правчеловека. Это привносит относительность в понимание прав человека, а, следовательно,существенно ограничивает его функционирование в международной жизни. Так размышляютмногие политики и общественные лидеры. Действительно, можно понять желание сохранитьуниверсальный характер концепции прав и свобод, который бы не зависел от каких-либопеременных. Собственно, и православные люди не возражают против существованияв современном мире некоторых универсальных правил поведения. Но эти правиладолжны быть по-настоящему универсальными. Возникает вопрос: являются ли таковымипретендующие на эту роль права человека в современном изложении?
Дело в том,что эта концепция родилась и развилась в западных странах с их особой историческойи культурной судьбой. Следует признать, что в этих странах она имела свои успехи,но показала и свои недостатки. Нередко именно повышенным уровнем индивидуализмаобъясняется демографический спад, асоциальное и безнравственное поведение –то есть все то, что сегодня представляет общественную проблему на Западе. Но означает ли это, что западные стандарты человеческого счастья подходят для всехстран и всех культур? Другие цивилизации тоже имеют свой положительный опытобщественной жизни. Почему они не имеют права сказать свое слово? Конечно, имеют.Это право каждого народа.
Чтобы русскаяцивилизация могла сказать свое слово о правах человека, необходимо провеститщательный анализ этой концепции в ее современном состоянии. Прежде всего, необходимразговор о тех философских идеях, которые лежат в основании концепции прав человека,а, следовательно, влияют на ее развитие и применение.
Центральнымпонятием современной концепции прав человека является понятие «человеческоедостоинство». Достоинство человека — это главный мотив и оправдание существованияправ и свобод. Именно для защиты человеческого достоинства формулируются теили иные права и свободы. В историческом развитии западных стран перечень прави свобод расширялся, охватывая все новые и новые сферы общественной жизни. Такпоявились политические, экономические, культурные и социальные права. Этот процесспоказывает, что в истории происходит постепенное выявление новых граней достоинствачеловека. В последние же годы особенно обострились вопросы взаимоотношений между полами, статуса человеческой жизни, биоэтики. Другими словами, нарождается новоепоколение прав человека – права, связанные с определением того, что есть человекна уровне его природы. Поэтому сегодня, как никогда, важно попытаться прояснить,что же такое человеческое достоинство.
В различныхязыках слово «достоинство» всегда было связано с определенной социальной позицией,которую занимал человек. Действовать согласно своему достоинству означало поступатьв соответствии с теми правилами и обязанностями, которые принадлежат занимаемомуположению. Само слово «достоинство» означает «то, что заслуживает уважения и чести, и то, что имеет большое значение и ценность». Таким образом, в этом словесоединяются два смысла. Во-первых, оно обозначает, что некий субъект обладаетценностью. Во-вторых, достоинство означает соответствие жизни субъекта этойценности. Для православной традиции очень важно установление соотношения между этими двумя аспектами достоинства.
В христианскойкультуре ценность человека незыблема и объективна. Человек принадлежит к творениюБожию, о котором Господь сказал, что «этo хорошо» (Быт. 1, 25). Но, оцениваячеловека, Бог выделил его перед всем творением, поскольку в книге Бытия сказано,что после сотворения первых людей Бог благословил их (Быт. 1, 28). Это значит,что Бог пожелал блага человеческому роду, а пожелание Божие имеет неизменяемуюсилу. Таким образом, ценность человека определяется его ценностью в глазах Божиих.Подтверждением этого является присутствие в человеческой природе печати СамогоБога — Его образа. Об этом мы также узнаем из книги Бытия (1, 26).
Даже грехопадениечеловека не умалило этой ценности. Бог не уничтожил отступившего от Него человека,но сделал и продолжает делать все для его возвращения к своему предназначению,то есть все для спасения человека. Особенно важным свидетельством того, что человек не оставлен Богом после грехопадения, является факт воплощения СынаБожия. Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и очистил ее от греха. Боговоплощение свидетельствует о высочайшей ценности человеческой природы,которая была в Иисусе Христе воспринята и включена в жизнь Триединого Бога.
После сотворениячеловек не просто обладал ценностью перед Богом, но и своей жизнью соответствовалэтой ценности. Другими словами, он обладал достоинством. Задачей человека быловозрастание в этом достоинстве. В книге Бытия сообщается о том, что Бог поставилчеловека на этот путь, благословляя его возделывать сотворенный мир. Осмысляябиблейские сведения о природе человека, некоторые Святые Отцы указывают на одновременноеприсутствие статического и динамического элементов в природе человека. Наличиеобраза Божия в природе человека означает непреходящую ценность человека, а подобиеозначает задачу по развитию этой ценности. По словам преподобного Иоанна Дамаскина:«Выражение: по образу — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение:по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможнодля человека». Таким образом, в процессе своей жизни человек должен был всебольше и больше уподобляться Богу, следовательно, возрастать в своем достоинстве.
Грехопадениене изменило этой задачи, но сделало ее невыполнимой для человека без помощиБожией. Пожелав достигнуть совершенства без Бога, человек потерял связь с источником,питавшим его творческую деятельность. Что произошло? Хотя человеческое естествокак несущее в себе печать образа Божия продолжало иметь ценность в глазах Бога,человек перестал соответствовать ценности своего естества; а значит, в значительноймере утратил достоинство. Теперь цель человека состоит в том, чтобы возвратитьутраченное достоинство и приумножить его. В связи со сказанным, не все поступкичеловека могут считаться соответствующими тем нормам, которые были заложеныБогом при его сотворении. Следовательно, есть действия, которые не могут закреплятьсяв числе прав и свобод человека.
Самым важнымв процессе возвращения человека к своему достоинству является направленностьволи человека. Человек обладает свободой, без которой невозможна и сама помощьБожия в исправлении человека. Благодаря своей свободе человек имеет выбор —следовать добру и таким образом возвращать себе достоинство или выбирать злои таким образом ронять достоинство. Нельзя отрицать, что и в современной гуманистическоймысли существует понимание того, что человек постоянно находится перед выбороммежду плохим и хорошим поступком. На этом основании существуют нормы поведения,поощряемые законами, а также существуют наказуемые поступки. Однако различиемежду секулярным гуманизмом и религиозной традицией касается решения вопросао том, что считать авторитетом в определении добра и зла.
Почему-то в современном западном мышлении прочно укоренилось, еще со времен Жан Жака Руссо,представление о том, что достаточно обеспечить свободу и наделить правами личность,а она сама неизбежно выберет добро и полезное для себя. Поэтому никакие внешниеавторитеты не должны ей указывать, что есть добро, а что есть зло. Человек самопределяет нравственные нормы поведения. Это называется нравственной автономиейчеловека. И такая автономия может быть ограничена только автономией другогочеловека. В этой идеологии отсутствует понятие греха, а есть плюрализм мнений;то есть человек может выбирать любой вариант поведения, но при одном условии,что его поведение не должно ограничивать свободы другого человека. Печальноеследствие такого антропоцентрического подхода заключается в том, что сегодняво многих странах выстраивается общественная система, которая потворствует грехуи устраняется от задачи способствовать нравственному совершенствованию личности.Общество, в том числе и наше, сталкивается с циничной подменой. Допустимостьбезнравственности оправдывается учением о достоинстве человека, которое, как было сказано выше, имеет религиозные корни.
Действительно,человек обладает полной автономией в принятии или не принятии тех или иных правил.Именно Бог наделил человека такой способностью самоопределения. Это та свобода,перед которой останавливается Сам Бог. Хочу подчеркнуть, что этот тезис христианствоне может оспаривать в диалоге с секулярным гуманизмом. Оно оспаривает утверждениео способности человека автономно делать выбор, неизменно соответствующий егонастоящему благу. Сам по себе человек в состоянии греха не всегда может яснораспознавать, что есть добро, а что есть зло. Не потому, что человек какой-то глупый, а потому, что его разум, воля и чувства, находятся в сфере действиягреха, и человек может ошибаться в определении жизненных целей. Трагедия состоитв том, что у человека сохраняется само представление о существовании добра и зла, но он не всегда способен ясно распознавать, что есть добро, а что естьзло. Бог помогает человеку сохранить эту способность распознавания через СвоеОткровение, содержащее хорошо известный и признаваемый практически всеми религиознымитрадициями свод нравственных правил.
У верующегочеловека, так осознающего проблему самоопределения воли, не вызывает сомнениетезис о том, что нравственный антропоцентризм является универсальным принципом,регулирующим общественную и личную деятельность. Важнейшим критерием, которыйпомогает различать между добром и злом, является совесть. В народе недаром говорят:совесть – это голос Божий, ибо в голосе совести опознается человеком заложенныйБогом в его природу нравственный закон. Но и этот голос может быть заглушенгрехом. Поэтому человеку в своем нравственном выборе необходимо руководствоватьсятакже внешними критериями, и прежде всего заповедями, данными Богом. В этомотношении важным фактом является то, что в рамках десяти заповедей все основныерелигии мира совпадают между собой в определении добра и зла. Религиозная традиция,таким образом, содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зренияэтой традиции, не могут признаваться в качестве нормы: насмешки над святыней,аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемыесегодня с позиций концепции прав человека. Сегодня, к сожалению, на смену абсолютизациигосударства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитетаотдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизацияможет разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели. Как известно,попрание нравственного закона привело многие сильные цивилизации к краху и исчезновениюс лица земли. Вне нравственного контекста человечество жить не может. Никакимизаконами мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотреблениевластью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушениеприроды, проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозныхчувств. Если человек не видит, что он совершает грех, то ему все позволено,если перефразировать известное речение Ф.М. Достоевского.
Бесспорно,что непрочным и античеловечным является то общество, в котором человек презирается,а всеми правами над человеком обладает государство и коллектив. Но античеловеческимстановится и то общество, в котором человеческие права становятся инструментомраскрепощения инстинкта, а понятия добра и зла смешиваются и вытесняются идеейнравственной автономии и плюрализма. Такое общество теряет рычаги нравственноговоздействия на личность. В цивилизованном обществе (назовем его так) долженсоблюдаться баланс между этими полюсами. Оно должно исходить из понимания того,что каждый человек по природе своей обладает непреходящей ценностью, и в то же время из того, что каждый человек призван возрастать в достоинстве и нестиответственность как перед законом, так и нравственную ответственность за своипоступки.
С учетомвсего вышесказанного возникает очень важный вопрос: как обеспечить свободныйвыбор человека, но одновременно и поддержать нравственное направление этоговыбора. На этом пути важны как человеческие усилия, так и помощь Божия.
Конечно,на первое место должна ставиться помощь Божия, которая подается человеку в религиознойжизни. Общение человека с Богом помогает ему научиться различать добро и зло,а также иметь силы, чтобы делать выбор в пользу добра. В молитве, таинственнойжизни Церкви и доброделании происходит соединение человека с Богом, а значит,приходит помощь в творении добра. Именно поэтому для верующего человека религиознаяжизнь и все понятия с ней связанные приобретают первостепенное значение. Онастановится наряду со свободой главным условием благополучной жизни человекана земле и в вечности.
Но важныи человеческие усилия. Они должны быть направлены на устроение общественныхотношений, которые бы с одной стороны обеспечивали свободу личности, а с другойстороны помогали ей следовать нравственным нормам. Вероятно, было бы неправильнымустанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм,но и нельзя принимать их в качестве законодательной нормы, и что еще более важно,в качестве общественно одобряемой нормы.
Ведь что происходит, когда принимается закон, официально разрешающий подобные формы поведения?Они не остаются только уделом пользования небольших групп меньшинств, которыеуже определили свой выбор. Эти законы становятся основанием для безудержнойпропаганды таких форм поведения в обществе. А поскольку грех привлекателен,то он быстро заражает значительные слои общества. Тем более, если в эту пропагандувкладываются большие деньги и используются передовые способы влияния на сознаниечеловека.
Так выходит,например, с гомосексуализмом. Резолюция, принятая в январе этого года Европарламентом,предписывает вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и дажефиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Что же получается? Обществоне просто призывается к уважению жизни определенного меньшинства, но ему такженавязывается пропаганда гомосексуализма как некоей нормы. В результате эта пропагандасоблазняет тех, кто мог бы бороться с этим недугом и создать полноценные семьи.
Можно привестипример и из нашей жизни. Во многих городах сегодня как грибы после дождя вырослизаведения для азартных игр. Конечно, никто никого не заставляет играть в этихзаведениях. Но их реклама настолько навязчива, а страсть к азартным играм таклегко возбудима, что мы сегодня сталкиваемся с настоящими семейными трагедиями.Отцы, матери, дети проигрывают свои небольшие деньги и оставляют семьи без гроша.Люди приходят в храмы и плачут, потому что разваливаются семьи. В результатесвобода азартного бизнеса, ничем разумно не ограниченная, разлагает общество.
Я постаралсяобозначить те опасности, которые появляются для верующих людей, если несбалансированныйнравственными нормами подход начинает претендовать на единственно верное пониманиеправ человека. Согласно этой логике все другие традиции должны умолкнуть и подчиниться.Это не выдумки. Я не преувеличиваю диктаторский настрой сторонников подобногопрочтения прав человека. Такой подход уже уверенно пробивает себе дорогу в современноммеждународном законодательстве. Так, в 2005 году Парламентская Ассамблея СоветаЕвропы приняла резолюцию «Женщины и религия в Европе», в которой говорится:«Свобода вероисповедания ограничена правами человека». Это утверждение ставитрелигиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека. Так,если она не соответствует определенному пониманию свободы, то она должна бытьизменена. Для верующего человека это звучит как призыв к ослушанию воли Божиейради человеческих представлений.
При этомподчеркну, было бы несправедливо обвинять в появлении такой нормы саму концепциюправ человека. В данном случае правами человека прикрывается определенная философия,которая разделяется небольшим кругом людей. Согласно этой философии, если женщинне рукополагают в священники и епископы в той или иной общине, то эта общинадолжна подвергаться государственному наказанию и общественному порицанию. Однаконормы религиозной традиции являются для верующего сознания выше, чем земныезаконы. Если сегодня не «снять» такой воинственный запал секулярного гуманистическогоподхода, который проникает в международное право, то автоматически разразитьсяконфликт. Слава Богу, в случае резолюции Совета Европы ее положения не имеютюридических последствий, но они создают определенный климат в общественном мнении.
Еще существуетодин ультралиберальный тезис, претендующий на универсальность. Он гласит: правачеловека превалируют над интересами общества. Его в 2005 году повторили в декларацииЮНЕСКО по универсальным принципам биоэтики в следующем виде: «Интересы и благоиндивида должны преобладать над единственным интересом науки или общества» (ст.З,п.2). Совершенно очевидно, что такой тезис имеет положительное значение, когдаречь идет о принятии государственными или общественными структурами решения,затрагивающего жизнь и благополучие отдельных граждан. Общество должно дорожитькаждой жизнью, каждым человеком.
Но такойподход очень опасен, если человек начинает строить свое поведение, исходя из приоритетов своих интересов над интересами общества. Это стимулирует толькоэгоизм и индивидуализм. Со своей стороны, Православие всегда поддерживало жертвеннуюлюбовь к ближним, а значит, к своей семье, местной общине, Отечеству. Человекдолжен уметь отказываться от своего эгоизма ради другого человека. Поэтому,на наш взгляд, было бы правильно, чтобы свободы и права были всегда сбалансированыобщественной солидарностью.
Православныеверующие готовы принять мировоззренческий выбор других народов. Но они не могутмолчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам Православнойверы. Думаю, что такого же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеии представители других религий. Для того, чтобы избежать конфликта в современноммире, необходимо интенсивно проводить работу по гармонизации различных мировоззренческихсистем. Общие принципы жизни мирового сообщества должны вырабатываться совместноразличными цивилизациями.
Как же можетбыть устроено современное общество, в котором бы права человека гармонично сочеталисьс нравственностью?
Прежде всего,законодательство должно быть чутким к нравственным нормам, господствующим в обществе. Конечно же, государственный аппарат не должен сам определять, что хорошо, а что плохо, но в то же время в законодательстве должны быть отраженынравственные нормы, разделяемые большинством общества. Если общество считает,что разжигание страсти винопития и эксплуатация полового инстинкта в коммерческихцелях неприемлемы, то должны появиться соответствующие нормы, запрещающие рекламу,проводимую в подобном духе.
Во-вторых,должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания в нашем обществе. Свободаи права – это большое достижение человеческой цивилизации, но необходимо подготавливатьграждан пользоваться этими правами с учетом нравственных норм. Опять же такойподготовкой должно заниматься государство в тесном сотрудничестве с общественнымиинститутами нравственного воспитания, включая школу и, конечно, религиозныеобщины страны. Последнее означает, что государство должно озаботиться разработкойзаконодательных актов, регулирующих доступ религиозных организаций в общественныеструктуры образования, социального служения, здравоохранения, армии.
При этомво всех перечисленных сферах должны трудиться все религиозные общины страныв той мере и объеме, который соответствует их представительству в обществе.И самое важное: в этих сферах категорически должно быть исключено соревнованиев миссии, дабы избежать межрелигиозного противостояния, к которому неизбежноприводит борьба религиозных организаций за новых последователей.
Наконец,сегодня в деле гармонизации прав человека и нравственности очень важна позициясредств массовой информации. Они должны представлять положительные примеры использованиясвободы. Как человек будет нравственно использовать свою свободу, если телевидениедемонстрирует ему в качестве успешного образа жизни потребление, насилие, разврат,азарт и другие пороки? В свое оправдание люди телевидения и вообще всех СМИговорят, что такая продукция востребована и хорошо продается. Никто и не спорит,что порок легко продается, потому что он легко воспринимается человеком, склоннымко греху. С древних времен такие действия назывались соблазном.
Однако неправда,что у современного человека есть «спрос» только на порок. Он ищет счастья, мир,настоящую любовь и другие добродетели. Поразительно, но сегодня, как никогда,большим спросом пользуются старые советские фильмы, новые отечественные фильмы,и не только отечественные, в которых поднимаются серьезные вопросы бытия.
Православныелюди готовы воспринимать нормы прав человека и трудиться для их укрепления.Но при условии, что эти нормы будут содействовать совершенствованию человека,а не оправданию его греховного состояния. Задача концепции прав человека состоитв том, чтобы защищать ценность человека и способствовать возрастанию его достоинства.В этом видится главное и единственно возможное с христианской точки зрения предназначениеданной концепции.
Очень плохои греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык,культуру, ограничивается свобода вероисповедания и право верующих на свой образжизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве. Наше нравственноечувство не может молчать, когда личность подвергается произволу чиновников и работодателей, когда солдат оказывается бесправным перед своими сослуживцами,ребенок и пожилой человек становятся объектами издевательств в социальных учреждениях.Недопустимы и требуют отпора манипуляция сознанием со стороны деструктивныхсект, вовлечение людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию,игроманию. Подобным явлениям надо противодействовать, потому что такие поступкиудаляют человека от его достоинства. К борьбе с подобными пороками должно сегодняпризываться наше общество, в эту борьбу должна включаться Церковь. С православнойточки зрения в этом и состоит смысл правозащитной деятельности сегодня.
Было бы правильно,если ВРНС принял активное участие в правозащитной деятельности. Мы могли бывзаимодействовать со всеми правозащитными организациями и учреждениями, разделяющимиподобные взгляды на права человека. В июле прошлого года Собор получил консультативныйстатус при Социальном и экономическом совете ООН. Это открывает для нас дополнительныевозможности для диалога и сотрудничества на глобальном уровне во имя выработкисовместного подхода к решению ключевых проблем современности: подлинно универсальногопонимания прав и достоинства человеческой личности.
И важно,чтобы Собор использовал эту и любую другую возможность для обеспечения мировоззренческоговклада русской цивилизации в построение мирной и справедливой жизни на нашейпланете.
ОВЦС МП
Екатеринбург,14 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В начале февраля в Москве прошли финальные соревнования Всероссийской открытойинтеллектуальной Олимпиады «Наше наследие».
– Отец Флавиан, с какой целью Вы ездили в Америку на три недели?– По благословению Владыки Викентия я ездил для того, чтобы поучаствовать в программе, организованной Госдепартаментом США, под названием «Активность общественности в деле построения толерантного общества». Программа была рассчитана на 21 день, поездка имела сугубо рабочий характер, поэтому было немножко тяжело, чтобы участвовать во всех встречах, ко всем встречам относиться с особой внимательностью. В день у нас было организовано по 3–4 встречи с разными общественными деятелями США в 5 городах: в Вашингтоне, Портланде (штат Ригон), Детройте (штат Мичиган), Шарлот (штат Северная Каролина) и в Нью-Йорке. Мы дважды пересекли страну, увидели, что США – это разнообразная страна, с разнообразием природным, этническим, националь-ным и религиозным, поэтому не нужно относиться к Америке как к чему-то однородному.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.