Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, вопрос телезрительницы: «Если женщина грешна абортом, может ли онаисповедоваться и причащаться, где она должна стоять в храме, и может ли онавообще ходить в храм?»
– Это оченьсерьёзный вопрос. Аборт — это убийство, а за убийство по каноническим правиламдаётся очень большое наказание — человек не должен причащаться до конца жизни,только перед смертью он имеет право причаститься. А если совершено большое количествоабортов, то задумывается, что неминуемо придётся отвечать перед Богом за этигрехи. Это тяжкие грехи, их нужно искупать в течение всей жизни, пока ещё не поздно, Господь специально даёт время для покаяния.
Сейчас мыне следуем строгим канонам и даём разрешение, чтобы человек регулярно ходилв церковь, исповедовался, причащался, но с сокрушенным сердцем осознавал, что действительно совершил тяжкий грех. Эта возможность даётся по нашей немощи,потому что сейчас человек, к сожалению, не понимает значимость церковной жизни,а для себя считает даже облегчением: нельзя мне в церковь ходить, ну и не буду.И от этого у него душа не болит. А если отлучить от церкви человека, понимающего,что такое церковная жизнь, то для него это будет таким духовно-нравственнымнаказанием, что он вынести его не сможет. Средством для исправления таких тяжкихгрехов есть духовный труд, исправление своей жизни. С другой стороны, если человекосознаёт, что он так сильно согрешил, то он будет стараться жить в осознанииэтого греха, будет смиренным и не будет гордиться. Чем больше будет смирения,тем больше он приобретёт благодать у Бога, потому что Господь гордым противится,а смиренным даёт благодать. Человек будет стяжать кротость, терпение, любовьк ближнему, проявлять милосердие к нуждающимся, – плоды покаяния.
Тем, ктоимел грех аборта, было бы очень неплохо усыновить себе детей-сирот, или ходитьв детские дома ухаживать, помогать детям. Разъяснять другим людям опасностьаборта, – ведь женщине, приходящей в женскую консультацию, нередко говорят:ничего страшного нет, будет лёгкая операция. Но когда женщина остаётся одинна один со своей душой, раненой грехом детоубийства, может быть, поначалу оназаглушает это мирскими заботами и удовольствиями, но потом всё равно её настигаеткрик замученного ребёнка, и на каком-то этапе так сильно, что она уже не знает,что делать. Женщина начинает сокрушаться, плакать, унывать, отчаиваться. Чегоделать не нужно, нужно уповать на милость Божию, что Господь по Своему милосердиюпростит, если человек будет стараться исправиться: делать противоположные грехамдела – добродетели, будет предупреждать других девушек и женщин, в каком душевномсостоянии находится женщина спустя некоторое время после совершения аборта.И тем поможет многим отвратиться от этого греха, не допустить его.
– «Владыка,какова загробная участь младенцев, пострадавших от аборта?» – спрашивает Еленаиз Екатеринбурга.
– Есть свидетельствонекоторых святых отцов, что эти дети находятся в среднем состоянии: не в адскихмучениях, но и не в райском блаженстве. Хотя дитя не виновато, что мама такпоступила (казалось бы, что он мученик), но поскольку он не крещён, то такаяучасть. Надеемся, что после Страшного Суда из-за молитв родителей, которые молятсяза этих детей в домашних условиях (т.к. мы не можем молиться за них в церкви),Господь умилосердится к этим детям и даст им изменение этой участи.
– «Владыка,в молитвослове написано, что в воскресные и праздничные дни в церкви не совершаютземных поклонов. А как быть на службе во время выноса Чаши или пения «Херувимской»?»– интересуется Валентина из Павлова Посада.
– Действительно,по Уставу в воскресные и праздничные дни в церкви отменяются земные поклоны.Хотя в некоторых регионах есть благочестивый обычай, что когда поют «Херувимскуюпеснь», «Милость мира», «Отче наш» – все люди встают на колени. Но если в вашемрегионе нет такой традиции, то это может создать смущение в сердцах прихожан,которые вместе с вами молятся.
– Александраиз Чувашии, из города Канаш, спрашивает: «Можно ли осуждать священников, потомучто многое в их поведении не нравится? Нужно ли на исповеди говорить, что их осуждаешь? Считается ли грехом то, что выбираешь священника, когда идёшь на исповедь?»
– Осуждатьвообще никого не нужно, в том числе и священников. Священники есть разные, естьочень хорошие и благочестивые, а есть и такие, которые не достигли какого-то уровня благочестия и совершенства, и прихожанам приходится смиряться, терпетьих не совсем благочестивое поведение. Святые отцы учат, что когда мы видим немощьбрата нашего, то мы должны жалеть его и за него молиться. Мы как христиане,если имеем чувство сожаления к ближнему, то будем молиться за него, может быть,Господь даст время на покаяние, возможность исправиться и он будет по-другомуотноситься к своей пастырской деятельности.
Такое отношениедолжно быть не только по отношению к священнику, но и друг к другу. Понятно,что очень сложно мирянину не осуждать священника, потому что носящий духовныйсан должен быть впереди, показывать пример, а тут всё наоборот. Я думаю, что это будет подвиг для человека, если он постарается не осуждать священника, этобудет добродетель вдвойне, что смог победить эту страсть. На исповеди это нужносказать, потому что это борьба, наш подвиг, и через исповедь мы облегчаем нашподвиг. Мы же каемся пред Богом, а не пред священником, который является лишьпосредником нашей исповеди. Когда мы просим у Бога помощи, чтобы Господь черезблагодать и таинство Исповеди укрепил нас в этой борьбе, это сильно и спасительнодля нас.
Можно выбиратьсвященника для исповеди, кто нам по душе, но очень важно, когда мы выберем одногосвященника, постараться больше не менять, к нему прилепиться и постоянно ходитьна исповедь. Не обязательно говорить: «Я хочу быть вашей духовной дочерью».Чаще будете ходить на исповедь, и со временем вы станете духовным чадом этогосвященника. А он, зная вас лучше, сможет дать духовные советы, ответы на вашивопросы, потому что будет знать вашу душу, слабости, немощи. А когда священникне знает этого, ему сложно ориентироваться. Обычно человек считает, что священникпрозорливый, он должен на всё дать ответ. Но Господь откроет ему тогда, когдаон будет знать вашу жизнь.
– Владыка, былвопрос: «Почему среди прихожан в церкви женщин больше, чем мужчин?»
– Женскаядуша более нежная, отзывчивая и восприимчивая к потрясениям вследствие греховногопадения. Рано или поздно она больше чувствует голос своей совести и не можетзаглушить в себе этот голос до такой степени, чтобы он её не мучил. И тогдаона находит себе утешение именно в Церкви, в таинствах церковных, в Исповеди,Причастии. Тогда она прилепляется к церковной жизни. У мужчин сердце более огрубелое,они не чувствуют голос совести так близко. Душа у мужчины мучается, страдает,а он своей силой пытается побороть её. Но мужество нужно не в этом, а в том,чтобы сказать себе: «Всё, больше я так жить не могу». Нужно найти в себе мужествоизменить жизнь. А обычно происходит иначе – «Не хочу идти в церковь и не пойду.Лучше встретиться с друзьями, а идти в церковь – это не мужская деятельность,а более женская». На самом деле, как женщина, так и мужчина нуждается в подкреплениисил телесных и душевных. А мы это получаем именно в церкви.
Я думаю,что ещё очень сильно повлияла атеистическая пропаганда, когда давили на гордостьи говорили: как же так, ты мужчина – и пойдёшь в церковь? Мужчина, не подкреплённыйблагодатью Божией, сильнее подвержен различным немощам и слабостям. А он долженбыть главой семьи, а женщина ему помощницей. Мужчина о себе возомнил, что онтакой сильный и крепкий, что он может сам всё без Бога сделать. Если мужчинавозвратится к церковной жизни, к помощи Божией будет обращаться, то возвратитсята сила, которой он может воспользоваться, чтобы стать настоящим мужчиной, настоящимглавой семьи.
Говорят, что семья – это малая церковь, малое государство, и если мы хотим,чтобы государство наше укреплялось, мужчины должны воцерковляться, и тогда всёвстанет на своё место.
– «В городераспространяется «Живая книга» Марченко. Что это за секта, занимается ли этимМиссионерский отдел, знает ли об этом?»
– Если и не занимался, то займётся, а мы в следующих передачах постараемся дать на этоответ.
– «Владыка,какие отношения складываются между протестантами и Православной Церковью? Некоторыесвященники относятся к ним нормально. Протестанты много помогают наркозависимым,можно ли в этом с ними сотрудничать?»
– Протестантыпоявились в XV веке, и у нас складывались с ними определённые отношения. Вероученияу нас отличаются, очень большие разногласия имеются в догматических взглядах.В социальном служении есть практика сотрудничества. Недавно к нам приезжал профессорДворкин, он более подробно всё объяснял. Почитайте об этом в его книге.
– «Владыка,как относиться к принятию ИНН? Некоторые батюшки настаивают на отказе от ИНН,несмотря на высказывания Патриарха по этому поводу…»
– В борьбес ИНН мы уходим от самого главного: мы теряем духовную жизнь, борьбу с грехомставим на второй план. Нас пугают принятием ИНН, а мы должны усилить исправлениенашей жизни. Появление проблемы ИНН – это как свидетельство отхода от Бога.Если мы будем ближе к Богу, то исчезнет проблема ИНН. Главное – возвратить своюжизнь к жизни по Евангелию, если мы хотим бороться с ИНН, мы должны боротьсясо своими грехами. Проблема ИНН появилась как обман, как приманка, она уводитнас от православного пути. Чего боимся, то и заработаем. Господь может такиечудеса совершать! Посмотрите, до 1990 года у нас была советская власть, а сейчасЦерковь возрождается с такой силой, что никто не предполагал. Так же может произойтии с ИНН.
– Наверное,нужно читать почаще молитву «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…».Там есть ответы на многие подобные вопросы…
Алексей из НижнегоТагила говорит, что без принятия ИНН его не устраивают на работу. Что делать?
– Плохо,что у нас нет альтернативы, как жить, если по каким-то причинам человек не желаетпринять ИНН. Были обращения во властные структуры и Священного Синода, и Патриархао том, чтобы тем людям, кто не желает принять ИНН, предоставить альтернативу,позволить платить налог без ИНН. Митрополит Кирилл выступил, обращения есть,может быть, во властных структурах этот вопрос и решается, но не так быстро.
– «Я слышала,что были случаи излечения от ВИЧ-инфекции. Есть ли в нашей Епархии храм, гдеВИЧ-инфицированным людям можно получить психологическую поддержку?…» – интересуетсяЮлия из Екатеринбурга.
– Да, такиеслучаи были. У нас есть Центр по реабилитации наркозависимых, есть консультациядля ВИЧ-заражённых (находится в храме Святого Великомученика и Целителя Пантелеимонана Сибирском тракте при психоневрологической больнице). Там наши специалисты,православные психологи занимаются такими людьми, консультируют, оказывают поддержку.Практика такая, что ВИЧ-инфицированные люди, если возвращаются к православнойжизни, если они восстанавливают гармонию между душой и телом, между правиламижизни по заповедям Божиим и своей личной жизнью – то у них регулируется состояниетелесное и ВИЧ-инфекция исчезает. Есть свидетельства московского Центра по лечениюСПИДа, созданного отцом Анатолием Берестовым (он профессор, доктор медицинскихнаук), о том, что многие больные исцеляются. В нашем Центре тоже есть свидетельстваисцелений. Из этого вывод такой, что заболевание ВИЧ-инфекцией и СПИДом – этонаказание Божие, это следствие безнравственной, беззаконной жизни. И стоит возвратитьсяк жизни нравственной, следовать закону Божиему – жить во Христе и со Христом,как эти болезни исчезают.
– «Владыка,моя подруга поехала в Грозный на один день, и назад не вернулась. И уже 2 годаникто не знает, жива ли она. Как за неё молиться?» – спрашивает раба Божия Натальяиз Ростова-на-Дону.
– Я думаю,что молиться надо о здравии, пока не узнаете, что случилось. Может, Господьоткроет, т.к. у Него ничего нет тайного. И даже если она скончалась, Господьбудет помогать ей нашими молитвами в любом случае.
– Ещё один вопрос:«Я очень хочу причаститься, я ещё ни разу этого не делала. Но у меня грех –я курю и не могу бросить. Как быть?»
– Оченьпечально, что у нас многие женщины курят. Бросать курить – очень тяжело. Ко мне многие женщины обращались с просьбой помолиться, чтобы выйти из этого состояния.Попасть легко, а вырваться из сетей вражиих очень тяжело. Но у Бога ничего невозможногонет, – нужно твёрдое намерение, нужно себе говорить, что это зло и для души,и для тела, что это медленная смерть. Здоровье – дар Божий, и мы не имеем праваэтот дар тратить во зло самому себе. Нужно постараться бросить эту страсть с помощью Бога. Есть возможность это сделать постом и молитвой, усерднее, со слезамимолиться, чтоб Господь помог избавиться от страсти. Есть свидетельства чудотворенийот иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая была у нас в конце прошлогогода. Человек приложился, помолился, отошёл – и больше не стал курить, избавилсяот этой страсти. И с вами тоже может свершиться такое чудо, если вы будете твёрдожелать оставить грех.
Что касаетсяПричастия – можно постараться хоть 1–2 дня не курить, может быть, после ПричастияГосподь даст вам силу покончить с курением.
Борьба с грехом, страстью – это есть соединение воли Божией и воли человеческой, – когдаэти две силы соединяются, тогда есть результат. А так как dаше усилие ещё слабенькое,то таков и результат. Нужно большее усилие. Есть желание закурить, а надо говорить:«Не хочу и не буду». Так воспротивиться несколько раз. Самое трудное – это первыйраз, в последующем будет легче. И, подготовившись к таинству Причастия, слёзноисповедавшись, подойдя к Чаше, слёзно попросить: «Господи, помоги мне большене курить». И после запивки ещё раз помолитесь Божией Матери, Господу. И когдапосле этого появится желание закурить, говорите себе: «Не хочу и не буду». Два-трираза переборете свои хотения, и они исчезнут совсем.
– «Владыка,благословите своим Архипастырским благословением тех, кто хочет избавиться от страсти курения, но им не хватает сил».
– Бог благословити поможет вам. Господь всегда готов помочь нам, но нужно желание, надо применитьвсе свои силы, чтобы не допустить возвращения к этой страсти.
– «Я был крещёндедом, он старовер. В 1994 году я благословился на миропомазание, но я знаю,что Вы ратуете всегда за крещение с полным погружением. Некоторые говорят, что нужно пройти обряд Крещения с полным погружением, иначе крещение получаетсянедействительным», – обращается раб Божий Георгий.
– Если выбыли крещены в старообрядчестве, то они всегда делали и делают погружение, поэтомудействие погружения совершилось, а вы дополнили это таинство таинством Миропомазания.Совершилось полное таинство Крещения, и не надо сомневаться. Сейчас надо вестистрогий образ жизни, как требуется от православного христианина, не допускатьтех нарушений, в которые вводят нас соблазны мирского общества. Создать православнуюатмосферу в своей семье, в кругу своего общения и сохранить себя в чистоте и святости.
– «Как относитьсяк староверам?» – задаёт вопрос Марина из Ташкента.
– Ко всемлюдям мы должны относиться правильно, как к образу и подобию Божию, не акцентируявнимания на их слабостях и немощах. Не человека не принимать, но грех его. А человека любить и уважать. Тем более староверы, они исповедуют ту же веру, тольконе имеют евхаристического общения с Русской Православной Церковью. Поэтому враждоватьне надо, вы должны знать свою точку зрения – православную, они знают свою. Но не входить в конфликт, который привёл бы к раздорам и враждебным отношениямдруг к другу. Тем более после того, когда Святая Церковь приняла решение о том,что мы не против старых обрядов, не против того, что старообрядцы крестятсяне так, как мы, а двумя перстами, – потому что символика та же самая. Мы должныотноситься с надеждой, что многие из этих людей войдут в лоно нашей Церкви.Если они хотят молиться по старым книгам и обрядам, то в нашей области естьстароверческие храмы.
Таким образом,будет то единство веры Православной, которая всегда была в России. Восторжествуетрадость канонического и евхаристического общения друг с другом, и не будет никакихразделений между нами. Я думаю, что раскол – это было сильное искушение. Гдебольше святости, там больше и искушений, но мы должны эту рану залечить добрымотношением друг к другу.
С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписи— Илья ЦЫГАНЦОВ
Программа «Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» –в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
Христос восстал из мертвых, восстаньте и вы; Христос во славе— восходите и вы, потому что Воскресение Христа есть печать
Екатеринбург, 7 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». «Уважаемые господа, дорогие братья и сестры! Отечественноездравоохранение сегодня должно ответить действенными мерами на многочисленныепроблемы, существующие в нашем обществе — преступное безразличие многих нашихсограждан к своему здоровью, общий рост заболеваний, алкоголизм, наркомания,СПИД, ранняя смертность, в особенности среди молодежи, преобладание смертностинад рождаемостью и так далее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.