Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (382) → Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук С.Б. Ельцов, профессор, православный педагог: «Мудрость целомудрия»

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук С.Б. Ельцов, профессор, православный педагог: «Мудрость целомудрия»

№13 (382) / 1 апреля ‘06

Образование и воспитание

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук С.Б. Ельцов, профессор, православный педагог

Целомудрый, целомудренный – сохранивший себя в девстве или в брачной чистоте. Плотская чистота.
В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Целомудрие как стиль жизни человека, как его путь в этом мире, начинается с его рождения и до того момента, когда он покидает этот мир. Основу, первый опыт целомудренной жизни ребенок получает в своей семье, где он желанный, ожидаемый и любимый. Где есть глава в доме, где позаботились о том, чтобы во-время крестить ребеночка, регулярно причащать его. Первые примеры целомудрия своим поведением и отношением друг к другу показывают ему отец и мать, старшие дети в семье, бабушки и дедушки. Одним из самых важных аспектов сохранения целомудрия является осознание ребенком того, что он в своем доме, в своей семье крепко защищен от окружающего мира. Чувство надежности родных стен позволяет спокойно и критически смотреть на то, что делается за его пределами. Вот почему родители поступают неправильно, если позволяют себе «выяснять отношения» между собой при ребенке, если свободно, а иногда и настойчиво отправляют ребенка «на улицу», отпускают на различные развлекательные мероприятия, в гости к малознакомым людям. Нужно сделать так, чтобы друзья вашего ребенка собирались у вас в доме и тоже чувствовали себя здесь свободно и защищенно, в то же время понимая, как образован уклад вашей жизни и кто в доме хозяин.

Нужно понять, что все места, в которых бывает ваш ребенок, должны быть предварительно проверены вами. И если внутри семьи, внутри дома мир и любовь обеспечивает жена, то за безопасность ребенка вне дома отвечает отец. А это и школа, и дома друзей, и кинотеатр, и двор. Именно за руку с отцом должен появиться ребенок вне своего дома, чтобы все знали, что ребенок защищен взрослым, ответственным, серьезным человеком. Конечно, отец со своими детьми и супругой, должны бывать в Церкви, в доме должны отмечать православные праздники, соблюдать посты.

Можно этого не делать, ссылаясь на то, что «мы были воспитаны иначе, а вот ведь выросли и кое-чего даже добились в жизни. И вообще, сейчас другая молодежь, другая жизнь». Не надо только забывать, что в то время, когда росли мы, под запретом была сама свобода совести, а «счастливыми» мы должны были стать насильно, независимо от нашего желания. Действительно, времена изменились, но изменились только в том, что мир впал в неоязычество, ещё более страшное, хотя и не такое откровенное, как во времена последних времен Римской империи. Попробуйте назвать хотя бы один из тех грехов и страшных сцен того времени, которые бы десятикратно, стократно умножившись, не повторялись бы сейчас. А ведь именно целомудренной своей жизнью Спаситель Мира и его ученики победили мерзости язычества и примером своим вдохновили миллионы. Какое же оружие против зла нашего мира есть у нас? Может быть, нам помогла наша ученость или наше оружие «массового уничтожения»? Может быть, нам помогли наши законы, наши партии, наши объединения? Гуманизм торжествовал в умах людей до тех пор, пока не стало ясно, что он ведет человечество к гибели, пока мы не оказались на самом краю пропасти и не проступили реально признаки Апокалипсиса.

Что, кроме веры и целомудренной жизни, может предложить современное общество для обуздания тех пороков, которыми оно поражено? Чем, кроме как Любовью и Истиной, можно победить зло, которое вновь вылезло из всех углов и нагло диктует покорным свою волю? Чего же нам не хватает? Обратимся снова к словарю В.И. Даля. «Мудрость – премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства. «Беды человека научают мудрости». «Всякая мудрость от Бога»». Может быть, нам уже хватит бед для того, чтобы стать хоть немного мудрее?

Целомудрие как оружие против зла, целомудрие как путь к Богу, целомудрие как основа воспитания и пример настоящей человеческой жизни. «Береги честь смолоду» — об этой народной мудрости сейчас совершенно забыли, а ведь она – прямое следствие Закона Божия «Не прелюбодействуй!». Целомудрие в народе всегда ассоциировалось с девственностью, с нетронутостью. Юноша, потерявший девственность, считался порченым, «каженником», нежелательным женихом. То же касалось и девушки. Недаром ворота дома, где жила потерявшая невинность девушка, мазали крест-накрест дегтем, чтобы сваты обходили дом стороной. Сравните это с тем разгулом плотских страстей, раздуваемых и разжигаемых потерявшими совесть соблазнителями, которые бушуют вокруг, вовлекая в свою орбиту «все возрасты и все народы». Каждая десятая па-ра мужчин и женщин до 30-летнего возраста живет в сожительстве, в прелюбодеянии, в «гражданском браке». «Игра в любовь, игра в брак, игра в семью». На подмостках жизни появился новый вид спектакля – «Пробный брак». Ложь, самообман, прелюбодеяние – содержание этого действа, семейная трагедия, убийство нерожденных детей, болезни и страдания, одиночество – финал того, что разыгрывают молодые люди по дьявольскому сценарию. Женщина в этом «браке», считают психологи, пытается обмануть и подавить своё материнское начало, заглушить его сексом, видимостью «счастья», страстью, чем дальше, тем всё более искусственной. Мужчина – слабый, безответственный, нерешительный и не готовый к роли мужа и отца человек, на которого нельзя положиться, а уж доверять – и подавно, тем более, что только каждый десятый из мужчин-сожителей более-менее серьезно относится к своей «супруге». От эгоистического оценивания своего первого «партнера», а потом и других «партнеров» активизируется принцип «телегонии», то, что раньше называли дурной наследственностью и что, с точки зрения Православия, является извращением душевных свойств, передающихся по наследству. Ещё предки наши заметили, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства.

Возвышенная христианская этика любви сейчас мало кому известна, её место прочно занимают “свободный секс” и пробные браки. Гиперсексуальность возбуждается всеми способами: реклама, современное искусство, мода, парфюмерия. Сейчас во многих потерян стыд и то, что раньше было стыдно — иметь любовника, любовницу, сожительствовать, теперь вдруг превратилось в «гражданский» брак. Что это за граждане такие, которые игнорируют не только Божьи законы, но и законы своей страны, предписывающие регистрировать свои отношения и придавать им юридическую значимость. Бездуховность, безответственность перед государством — вот, что демонстрируют такие «граждане». Грех, явившийся в душе одного человека, заражает многих вокруг него. Да, в животном стаде не принято долго оставаться верным одному самцу или самке. Нынешнее состояние тех, кто «пробует» себя в браке, напоминает именно такое стадо, подтверждая теории тех, кто настаивает на происхождении человека от обезьян и прочих животных. Не нужно забывать, что существует и иное предположение о том, что сами обезьяны произошли от людей, впавших в скотское состояние. Так что «пробные» браки могут быть первым, к сожалению, далеко не единственным, шагом к превращению человека в обезьяну. Во многих тоталитарных сектах отвергается родство, в том числе и брак между мужчиной и женщиной. Именно в сатанинских сектах плотским желаниям предаются без ограничения, а человек считается разновидностью животного, который полностью в руках дьявола, бессловесен и бесправен.

Прелюбодеяние – одна из основных причин врожденных болезней детей, начиная от врожденных пороков, расстройств нервной системы до недоразвитости, болезни Дауна. От пробных браков число разводов не уменьшается, а количество больных детей увеличивается, лишь каждый четвертый ребенок рождается сейчас здоровым, дети, рожденные вне брака, а их сейчас одна треть, – это прямые кандидаты в детский дом, в безотцовщину и сиротство. Миллионы ежегодно убиваемых в утробе своими матерями нерожденных детей – это разве не следствие слабости, неуверенности, трусости, которые рождены «пробными браками»? Известно, что после убийства ребенка в утробе, в душе матери остается психологический фантом убитого ребенка, который напоминает о себе постоянно муками совести. Память человеческая абсолютна, и всё, что связано со «свободной любовью», запоминается на всю жизнь, и нет такого момента, когда бы женщина не вспоминала то, что с ней происходило, не сравнивала каждого следующего «партнера» с предыдущим и не создавала в душе некий сборный образ, который вполне может влиять на потомство. Что же удивляться, когда ребеночек появляется «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца», да ещё со всеми его пороками. А если и похож на родителей, то рождается болезненным и слабым, поскольку и мать, и отец «пробами» истощили свои телесные и душевные силы.

Целомудрие – не только сохранение своего девства до брака, но и честная жизнь в браке. Психологи и социологи отмечают, что есть прямая связь между предшествующим опытом сожительства и изменой в браке. Тому, кто лгал до, нельзя доверять после. И, если ты сам лгал, то никому уже верить не будешь. Одна ложь тянет за собой другую, и вот уже вся жизнь становится сплошной чередой лжи, которая только и может, что радовать дьявола. Распад семьи в этом случае обеспечен, а это вновь – страдания детей, муки совести, безрадостная жизнь, одинокая старость. «Страшно быть уловлену кознями дьявола. Тогда душа уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Истинная дружба и любовь возможны только тогда, когда к ним не примешиваются, над ними не довлеют и не определяют их плотские чувства. А это возможно только в Невечернем Свете Любви Господа нашего Иисуса Христа. Похоть, себялюбие и эгоизм смертельны для настоящего чувства, но их видно и простым глазом, для этого необязательно заниматься «пробами» и изображать из себя супругов. Какие надежды питает женщина, вступая в «пробный брак», а по сути сожительствуя с мужчиной? Узнать его получше в постели? Ведь цель брака настоящего – дети и их воспитание. Цель сожительства – постель, разврат. Изменить что-то в характере человека, уже сложившемся воспитанием и предшествующей жизнью, нельзя, это – пустая надежда. Зато в таком безответственном сожительстве происходит заражение не столько болезнями, хотя и они придут потом, сколько пороками. К сожалению, среди людей слабых, а именно такие вечно «пробуют», эта зараза распространяется особенно быстро. Напрямую связаны «пробные браки» с последующей супружеской неверностью, коль скоро супружеская жизнь – это «проза», если к ней подходить с житейской точки зрения, а бывшие, нераскаянные грехи будоражат сердце, будят чувственную плотскую мечтательность, а слабость воли и приобретенная привычка ко греху приводят к очередному падению. Порок к пороку – и вот уже две порочные души, которые в следующих «пробах» принесут «партнерам» целый букет дурных привычек и извращений. Многие говорят, что любовь в таком «браке» бескорыстна, но о каком бескорыстии может идти речь, если люди прицениваются, присматриваются, провоцируют друг друга, ощупывают, осматривают. Это больше похоже на торг, где мы выбираем себе вещь или домашний скот, но только в данном случае вещь – это человек. Так от Господа ли выставление людей на показ, оценка и торговля?

Нередкой причиной распада семей, которые ныне создают молодые люди, является ревность. Ревность – порождение блуда. Сам неверный в прошлом, никому не верит в настоящем, а как можно сожительствовать и быть в чем-то уверенным? Отсюда ревность, пьянство, драки, разводы, обездоленные, несчастные дети. Для любителей цифр приведем некоторую «статистику»: из «пробных браков» только пятая часть заканчивается регистрацией (только-то, а не венчанием), а остальные вновь начинают «пробовать». Из зарегистрированных браков по статистике 70% распадается в первые 3–5 лет жизни. Таким образом, «коэффициент полезного действия» пробного брака составляет не более 7% «счастливых пар». Стоит ли ради этого рисковать своим здоровьем телесным и душевным, будущим своих детей? Вспомним, что в прежней России к началу XX века было всего 5% разводов, а население неуклонно росло, несмотря на невзгоды и неурожаи. И это – без блуда и «проб». «Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным» писал святитель Григорий Богослов.

Вместе с тем, нельзя сказать, что современное состояние – врожденное свойство или качество молодежи. Вспомним, что «каждая душа от рождения – христианка» и падение её – не Божия воля. Совершенно понятно, что причины здесь иные:

· Нецеломудренное, бездуховное воспитание в семье;

· Доступность соблазнов с раннего детства;

· Постоянное совращение и соблазнение молодежи через рекламу, телевидение, интернет и другие источники информации;

· Рекламирование и насаждение молодежной моды, направленной на усиление сексуальности;

· Духовный упадок и потеря нравственных ориентиров у учителей и преподавателей;

· Отсутствие со стороны государства реальной помощи молодым семьям;

· Отсутствие реальных шагов властных структур по преодолению демографического кризиса и решительной поддержке политики целомудрия, духовности, многодетности;

Но, если мы знаем причины, то может быть уже пора лечить болезнь? Кто как не родители заинтересованы в целомудрии своих детей? Кто как не государство заинтересовано в здоровом и целомудренном молодом поколении, способном решить не только экономические, но и демографические проблемы? Кто как не учителя и преподаватели должны заботиться о воспитании нового поколения в чистоте, истине и патриотизме? Почему, смакуя всё грязное и мерзкое, наши газеты, радио и телевидение ни слова не говорят о чистоте и пользе нормальных человеческих отношений в браке, о пользе девственности, верности и многодетности, о благотворном Таинстве Венчания? О том, что только с появлением детей человек начинает понимать настоящий смысл своей жизни. Почему не обратиться к молодежи с увещеванием о том, что стремление сохранить невинность до брака, строгость поведения – это украшение любой девушки? То же можно сказать и о чистоте юноши, не потерявшего своей невинности. «Береги платье снову, а честь смолоду». Видимо, мудрость народная не знакома тем, кто берется воспитывать молодежь, имея смутное представление о российской культуре. А ведь многие из них были когда-то крещены, но больших денег и дешевой популярности ради, забыли о своем православном прошлом и всеми силами стараются отвратить от него побольше «малых сих». Фактически сейчас только Церковь Православная, к слову которой прислушиваются и которой доверяют немало людей в России, говорит о ценностях истинных, непреходящих, вечных. Недаром Святитель Филарет, митрополит Московский, писал: «Живая рыба плывет против воды, а мертвая вниз за водою. Истинный Христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротою». Освященный Господом брак не терпит лжи и обмана, предательства и нечистоты.

Брак – это добровольное согласие на жизнь с человеком, каков он есть, это готовность отдать ему всего себя, принести себя в жертву семье и через это получить вознаграждение от Господа счастьем в супруге и детях, благополучием на земле и в жизни вечной. Достойно пронесшие венцы брачные на земле будут в них и у престола Божия. Цель наша в венчанном браке – увидеть в любимом человеке образ Божий, который затмит все недостатки, все слабости и только укрепит нашу любовь. Апостол Павел говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Истинный смысл семьи – в полной и бескорыстной самоотдаче друг другу в любви. Такая самоотдача рождает верность, а верность – это великая ценность, без которой невозможно полное и бескорыстное дарение себя. Иметь детей в таком браке рассматривается как духовная потребность. Дети, рожденные от целомудренного брака, – это истинная радость жизни. Душа радуется, когда наблюдаешь за беспечной игрой детей на глазах у внимательных и любящих родителей, когда к Причастию подходит малыш с серьезным и торжественным видом, за ним глава семьи с младенцем на руках, предшествуя своей супруге. Вы, наверное, замечали, что любящие супруги со временем начинают походить друг на друга не только своими поступками, но и внешне, хотя кровного родства между ними нет. Взаимопомощь, нежная дружба, связывающие навек семейную пару, не зависимо от возраста – о чем ещё можно мечтать. Только примат духовных оснований делает семью священным союзом, основанным на любви и вере, а ребенок, вырастая, становится воплощением этого духа родительской семьи. «Прекраснее дружбы ничего нет на свете. Она служит утехой в настоящей жизни. Что может быть выше и драгоценнее того, как когда ты имеешь кому открыть твое сердце, поделиться тайнами, поведать сокровенное?

Что может быть утешительнее, как когда ты имеешь искренно преданного тебе человека, который в счастии тебе сорадуется, в несчастии состраждет, в гонениях подает тебе советы и утешение?» – святитель Амвросий Медиоланский. Мудрые слова о целомудренной жизни, которую могли бы и мы прожить, если бы исправились перед Господом, которую могут прожить наши дети и внуки, если мы их научим. Да поможет Господь Бог наш и Пресвятая Богородица тем, кого эти строки направят на исправление своей жизни и на наставление в целомудрии молодежи и детей.

 

В других номерах:

Наш приход

Новоуральск – город православный

 Святослав Горелов– ученик 11 класса Екатеринбургской школы № 216. У юноши наступило время выбора:кем быть и каким быть? Сегодня он уже точно решил связать свою жизнь с профессиональнойжурналистикой.

 
Образование и воспитание

Профессор Александр Дворкин: «В России наступает диктатура политкорректности….»

Беседа с журналистом Полиной Митрофановой в прямом эфире телекомпании «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс