Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (381) → Епископ Белостокский и Гданьский Иаков (Польская Православная Церковь): «Опыт работы с молодежью»

Епископ Белостокский и Гданьский Иаков (Польская Православная Церковь): «Опыт работы с молодежью»

№12 (381) / 22 марта ‘06

Образование и воспитание

Условия работы с молодежью и их влияние на деятельность православныхмолодежных организаций

 Свое выступлениена тему нашего опыта работы с молодежью я должен начать с представления условийработы, в каких нам приходилось трудиться с детьми и молодежью в предыдущеевремя.
 По сути дела,от этого во многом зависели её результаты.

Это тоже повлияло на методы современнойработы. Условия эти сегодня кардинально поменялись по сравнению с временамиправления коммунистического режима. Представляя наш опыт, то есть опыт православныхв Польше, я также должен упомянуть о различном положении наших Церквей (Русскойи Поль-ской) в правовом отношении с государством, а следовательно, и условийработы, не только в прошлом, но и настоящем.
 Нельзя поставитьнаравне отношения государственной власти к Церкви в Советском Союзе и Польшекак в прошлом, так и в настоящем. Правовое положение у нас и в России неодинаковое.На территории Советского Союза практически не проводилась никакая работа с детьмии молодежью (по крайней мере официально), так как она была запрещена. В Польшеи в те времена такого запрета, как в России, не было. Как мне кажется, из всехстран коммунистического лагеря мы имели самые большие возможности работы с детьмии молодежью. К примеру, до 1956 года Закон Божий преподавался у нас в школах,но и после этого его преподавание не запрещалось проводить в приходах. К томуже, если с основанием новых приходов были трудности, то все же уже существующиеприходы не закрывались. Не была также нарушена территориальная структура приходов,а священники посещали дома своих прихожан, по принятому обычаю, раз или двараза в году. Поэтому если даже официальный курс страны был атеистическим, то каждый имел возможность посещать храмы и участвовать в преподаваемом в приходскихпомещениях Законе Божием. Но с другой стороны, на более широкую деятельностьразрешения не было – невозможно было основывать церковные и молодежные организации,созывать молодежные съезды, организовывать лагеря и паломничества. Высшие чиновники,если они участвовали в жизни церковной, как правило, лишались занимаемых постов. Но все же за это в ссылку не ссылали.
 Некотораяоттепель по отношению к Церквам у нас началась с 1980 года, после прокатившихсячерез страну забастовок и основания независимых профсоюзов. И хотя тогда тожеза деятельностью священников и молодежных лидеров пристально смотрели службыбезопасности, все же с того времени началась более широкая деятельность Церквина ниве работы с молодежью.
 После такихперемен наша молодежь с рвением начала созывать встречи, создавать свои кружки– молодежные братства, организовывать паломничества и лагеря. С этого моментадеятельность Церкви уже не заключалась только в обеспечении преподавания ЗаконаБожия, но приобрела более широкий масштаб работы. Очень популярными сделалисьтогда встречи молодежи в приходах со священниками, их беседы на разные темы.Большим интересом пользовались также лагеря и паломничества, в которых собиралисьмолодые люди из разных мест страны. Это была хорошая возможность для работыс молодежью и студентами. Они могли расширить свои богословские знания, вместепотрудиться, пообщаться и познакомиться, – а в стране, где море католицизма,для православных людей это очень важно. Во время встреч совершались богослуженияи молитвы. Такие были условия нашей работы в прошлом. Именно они во многом положилифундамент современной работе, ее структуре и направлениям.
 Здесь оченьважно заметить: когда, с одной стороны, государственная система делала все,чтобы подорвать авторитет Церкви, осмеять веру, представить верующего как человекаотсталого, – с другой стороны, человек, видя ложность этой системы, начиналс доверием и уважением относиться ко всему церковному. Для многих агитация противЦеркви действовала обратным образом: именно в Церкви люди стали искать правду.Подтверждением этому может быть и тот факт, что молодёжные организации создавалисьне по инициативе сверху (как организации государственные), и даже во многомне от священноначалия, а это была инициатива самих молодых людей. Они не ждали,что им должны предоставить все необходимые средства для деятельности, а в большинствеслучаев создавали сами. Очень важным со стороны Церкви было оправдать довериемолодых.
 В этой областиработы с молодежью можно встретиться с опасностями, в особенности с неправильнымподходом со стороны духовенства. Первое отрицательное явление — это когда священникне желает терять своего времени на работу с молодыми прихожанами. Таким образом,не выполняя своей пастырской обязанности, он своим поведением соблазняет молодежь.Другая крайность, когда священник слишком много вмешивается и навязывает своюточку зрения, часто не по разуму и не по уровню тех людей, которые ищут духовнойжизни и своего места в Церкви. Всегда надо помнить изречение апостола Павлаиз послания к Коринфянам (1 Кор. 3, 2) о том, что «младенцев питают млеком».
 Еще опаснее,когда руководитель (будет ли это священник, духовник, или просто лидер) захочетстать гуру.
 Перед подобногорода опасностью в одном из докладов о духовничестве предостерегает митрополитАнтоний Сурожский. «Духовник, – говорил он, – не может занять место ЕвангельскогоЖениха, он всегда должен оставаться только другом Жениха». Это очень важно в работе с молодежью, а также и со взрослыми – всегда и в каких бы мы условияхни трудились.
 Весомые изменения,повлиявшие на работу с молодыми в Польше, произошли в 1989 году. Уход властикоммунистов изменил положение Церкви в государстве. То, что было сделано в Польшев 1989 году, честно говоря, в России не произошло и по сегодняшний день. Церквибыло разрешено начать работу во всех отраслях. Церковь получила возможностьвернуть свои земельные угодья, начать всякого рода деятельность. Организации,основываемые Церковью, стали получать статус юридического лица в силу декретаепископа (он только извещает государственные власти). Церкви была дана возможностьставить капелланов в армию, в полицию, в госпитали, в места заключения и в другиеразные государственные службы и учреждения, причем за свой труд капелланы получаютгосударственную зарплату.
 Сразу же,в 1989 году, было решено ввести в школы преподавание Закона Божия. Я здесь не буду скрывать, что все это могло произойти под воздействием (или точнее, под нажимом) Римской Католической Церкви. Благодаря чему те же права получила и Православная Церковь.
 В правовомотношении Православная Церковь имеет те же условия работы, что и КатолическаяЦерковь, хотя на деле бывает по-разному, потому что прокатолические власти зачастуюпытаются препятствовать нашей деятельности.
 Эти политическиеперемены повлияли на работу с молодежью.
 Посколькусейчас в России много говорится о введении Закона Божия в школы, я сосредоточусвое внимание именно на этой области работы.
 ВведениеЗакона Божия в школы, несмотря на некоторые опасные явления (о которых я и хочупоговорить), – непременно нужное дело.
 Когда катехизацияпроводилась при приходах, преподавателями были священники. После же введенияЗакона Божия в школы пришлось в начале столкнуться с нехваткой преподавателей.Созданы были специальные курсы, и открыто отделение при Христианской Духовнойакадемии с целью подготовки преподавателей. Конечно, наши условия нельзя сравнитьс условиями России, так как у нас уже существовали приходы (они не закрывались),при которых велось преподавание Закона Божия, поэтому особенных трудностей у нас с педагогическими кадрами не было. Но все же, мы также сначала столкнулисьс этой проблемой. Достаточное количество преподавателей пришло из бывших деятелейи лидеров молодежных братств. Именно они с большим рвением и преданностью взялисьза дело преподавания. Некоторые из них оставили свои прежние работы, чтобы статьпреподавателями Закона Божия. Конечно, это было очень удобно, потому что ониполучали зарплату, как и преподаватели других предметов.
 Введениепреподавания Закона Божия в школу было идейно очень важным шагом. Тем самимбыло показано, что Закон Божий такой же важный предмет, как и другие. Отметкапо Закону Божию стала наравне с отметками других предметов и учитывалась в среднийбалл. А самое важное: тем самым было доказано, что если граждане желают, чтобыих дети учились Закону Божию, то, конечно, он должен преподаваться в школе наравнес другими предметами.
 Также оченьважным было определение принципа принятия преподавателя Закона Божия в школу.Его можно принять только тогда, когда он получит определенную справку-удостоверениеот правящего епископа. В противном случае педагог не может быть принят директоромшколы. Точно так же, если епископ лишает преподавателя права на преподаваниеЗакона Божия, тот должен быть тотчас уволен из школы. Это очень важно для того,чтобы следить за правильностью преподавания. Кстати, это отличает наши условияот существующих, например, в Греции, где преподавателем Закона Божия в общественнойшколе может стать каждый, кто закончил факультет теологии в университете. Принятыйу нас принцип устраняет опасность того, что преподавателем Закона Божия можетстать человек не церковный, сектант или даже атеист.
 Перед тем,как перейти к представлению некоторых негативных явлений введения преподаванияЗакона Божия в школе, я еще раз хочу подчеркнуть, что в целом он является положительными нужным. Надлежит сказать, что кроме доминирующих положительных явлений, естьтакже и плохие последствия, которых не было до того, как Закон Божий преподавалсявне школы. Эти печальные явления проистекают прежде всего из того, что на урокахдолжны присутствовать также и те учащиеся, которых это практически не интересует.Они часто мешают работе катехизатора. Имея Закон Божий в школе, ученики начинаютего воспринимать, как один из обыкновенных предметов, которых в школе много.К нему зачастую ученику надо готовиться, как и к другим предметам. Это приводитк тому, что молодежь начинает смотреть на Закон Божий, как на еще один добавочныйпредмет, обременяющий и отнимающий свободное время. Прекрасно, если в школеесть хороший преподаватель Закона Божия, который сумеет по-другому построитьурок.
 Конечно,духовное воспитание – это не только сухие занятия. Прежде всего, надо научить,что богословие – это жизнь, это молитва. В духовном воспитании необходима литургическаяжизнь. И если ее воплощать с насилием, она не даст такого результата, к которомуможно придти без принуждения. Здесь должно быть особое чутье преподавателя –будет ли это светское лицо или священник. Если мы будем лишь только проверять,был ли ученик на воскресной Литургии или же на Исповеди, – это может дать обратныйэффект, и ученик может навсегда отвернуться от Церкви. Прежде всего это должнопроистекать из души ученика, а преподаватель должен главным образом пытатьсявоспитать в сердце ученика религиозное чувство.
 На однойвстрече в лицее, которая произошла два или три года после введения Закона Божияв школу, я спросил учеников, как они оценивают это явление. Они мне ответили,что когда Закон Божий преподавался при приходе, они не все в нем участвовали,но с другой стороны, обстановка школы не дает такого духовного настроения, котороеони имели в приходских залах. Для них это было совсем другое место (в некоторойстепени воспринимаемое ими как святое), где они старались себя иначе вести,чем это обычно бывает в школе. Они также сказали, что Закон Божий сейчас имивоспринимается просто как один из предметов.
 Такого родавосприятие привело к тому, что многие молодые люди пожелали, чтобы кроме уроковЗакона Божия в школе проводились в дальнейшем дополнительные встречи и беседысо священником при приходе. Это в разной степени и выполняется духовенствомпо сегодняшний день. Конечно, эти встречи – это уже не те уроки, которые велисьраньше, чтобы выполнить катехизаторскую программу Закона Божия. Эти встречиимеют немного другой характер. Это, преимущественно, беседы на разные темы и время общения молодежи.
 ПреподавательЗакона Божия должен помнить, что он – не обыкновенный преподаватель, а ему врученаответственная задача привести человека к Богу, прежде всего, показать, что Богявляется любовью. Если мы приведем нашего ученика к убеждению, что Бог естьЛюбовь, мы сделаем самое важное и выполним задачу, возложенную на нас Церковью.
 Если говоритьо православных в Польше, то наши ученики участвуют на уроках Закона Божия в то время, когда римокатолики идут на свои занятия. Немного иначе это выглядитна территориях, где православных – малый процент. Там ученики собираются в одномместе, – это может быть избранная школа, или же при приходе из разных школ,но преподаватель также получает за это государственную зарплату.

Существенные темы вероучительного характера в работе с молодежью

 Жизнь личности,семьи, общества зиждется на определенном мировоззрении. Мировоззрение же личностисоздается в процессе воспитания и обучения, в том числе (а может быть и преимущественно)духовного воспитания. Неслучайно атеистические системы так боялись контактамолодых людей с Церковью. Так или иначе, религия определяет мировоззрение человека.Даже если коммунистическая система отбрасывала истину существования Бога и бороласьс христианством, то во многом эта система имела в себе христианские ценности,которые были созданы в нашей культуре на фундаменте 2000 лет христианства. Менталитетчеловека невозможно так быстро переменить. Жизнь семьи в первую очередь зависитот мировоззрения ее членов. Как мы воспитаем молодежь, такие и будут семьи,а в дальнейшем — и общество, и государство.
 Учение Церкви– богословие – не имеет отвлеченного характера. Богословие – это не философия,это жизнь. Неслучайно Евагрий Схоластик сказал: «Тот богослов, кто молится,и тот, кто правильно молится – тот богослов». Прежде всего, духовный воспитатель,преподаватель Закона Божия, должен влить в душу человека те истины, которыеучат пониманию веры, правильного отношения к Богу и к ближним.
 Строй жизничеловека, его мораль зависит от богословской системы, которая предлагается емуисповедуемой им религией. Поскольку религии – разные, разные и мировоззрения.Разница в мировоззрении и подходе к жизни является отличительной не только в разных религиях, что должно быть очевидным, – но эту разницу можно также заметитьи в разных христианских конфессиях. Надо подчеркнуть, что Восточная и ЗападныеЦеркви имеют совсем разный подход во многих весомых для нашей жизни истинах,хотя по сути дела это тоже христианские вероисповедания. Юридическое пониманиеискупления, а за этим и отношение человека к Богу, делают кардинально другимипонимание дела нашего спасения и способа его реализации.
 К сожалениюи в православной среде мы часто можем встретиться с юридическим пониманием отношенияк Богу. Поэтому в работе с молодежью на это надо обратить особенное внимание.
 Такого типаподход в Православии проявляется прежде всего в том, что верующий стараетсявыполнять требования устава и зачастую чисто механически его выполняет, в то же время считая, что таким образом он выполняет всё нужное для его спасения.Если мы внимательно всмотримся в жизнь Франциска Ассизского с одной стороныи Антония Великого или Серафима Саровского с другой, мы заметим, что это двасовершенно различных направления и пути. Православие видит правильный духовныйпуть, прежде всего, в постоянном очищении себя покаянием, в осознании своейнемощи и в смирении, что кардинально нас отличает от западных вероисповеданий.Симеон Новый Богослов говорил: «Видевший множество грехов своих как песок морскойвыше того, кто одним словом воскрешает мертвого». Подобного рода высказываниямы можем найти у преподобного Сысоя и Антония Великого. Поскольку навязываемаянам западная культура выросла на совершенно других принципах, в работе с молодежьюнадлежит особенно обратить на это внимание.
 Святые отцыдают нам четкое определение, к какому отношению с Богом мы должны стремиться.Они говорят, что есть три разных уровня отношения человека к Богу: первый –рабский, второй – наемни-ческий и третий – сыновний. В первом случае человеквыполняет заповеди и предписания потому, что боится наказания. Во втором, онвыполняет всё, потому что ожидает награды. В сыновнем же, он не боится наказанияи не ищет награды, потому, что он сын и делает все из любви к своему Отцу, а всё, что принадлежит Отцу принадлежит и Сыну. По сути дела, юридическая теорияискупления и основанное на ней учение о спасении Западной Церкви оставляет насна двух первых уровнях. Молитвы, пост, даже исповедь и Евхаристия рассматриваютсятам, как добрые дела, которыми мы выкупаем наши грехи. Иначе выражаясь, этимиделами мы удовлетворяем Бога за наши злые дела. Почитав хотя бы святителя ИгнатияБрянчанинова, мы увидим, что такое понимание дела нашего спасения является для нас опасным и вредным. Для нашей молодежи знать это необходимо.
 Следующейважной темой в работе с молодыми людьми является тема Церкви и жизни церковной.Для правильного устроения нашей жизни мы нуждаемся в благодатной помощи Божией.Укрепляющую и освящающую благодать мы получаем в таинствах. Современный мирэту истину очень быстро теряет. По сути дела на Западе все храмы пустуют, хотятам их никто не закрывал. Многим кажется, что они могут веровать и совершатьдело своего спасения, не нуждаясь в богослужениях, таинствах и храмах. К сожалению,все меньше и меньше людей осознает то, что жизнь церковная нужна, не толькодля себя лично, но и для жизни семьи и общества. Никому не приходит в голову,что распад семьи, коварство, ложь, жестокость, насилие, кровопролитие, которыхстановится все больше — это именно последствия такого понимания духовной жизни.В работу с детьми и молодежью надо вкладывать очень много усилий, чтобы укоренитьчувство нужды и потребности жизни церковной, не забывая о том, что слишком упорноепринуждение приводит, как правило, к обратным последствиям.
 Я думаю,что в работе с молодежью всегда надо подчеркивать то, что именно Православиесохранило древнее учение, которое несет в себе глубокую духовность и богатоенаследие. Те, кто искренне интересуются, опытно в этом убеждаются.

 

В других номерах:

Наш приход

Настоятель храма в Садовом ежедневно проводил с прихожанами пастырские беседы

 Екатеринбург,10 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В течение первых четырех дней Великого Поста, с понедельника по четверг, во всех храмах совершалось чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского.

 
Образование и воспитание

В Екатеринбурге прошла областная конференция «О патриотическом воспитании молодежи»

 Екатеринбург,24 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».28 марта в актовом зале Екатеринбургского высшего артиллерийского командногоучилища (ул.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс