Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (380) → Поучение в третью неделю Великого поста. О крестоношении

Поучение в третью неделю Великого поста. О крестоношении

№11 (380) / 15 марта ‘06

Великий пост

 Ижехощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет,сказал Господь ученикам Своим, призвав их пред Себя, как сегодня слышалимы в Евангелии.
 Возлюбленныебратия! И мы – ученики Господа нашего Иисуса Христа, потому что мы – христиане.

И мы призваны пред лице Господа во святой храм сей для слышания учения Его.Мы стоим пред лицем Господа; взоры Его устремлены на нас. Пред Ним обнаженынаши души; тайные мысли и сокровенные ощущения наши явны Ему. Он видит все намерениянаши; Он видит правды и согрешения, содеянные нами от юности нашей; видит всюжизнь нашу, и прошедшую и будущую; несодеянное еще нами уже написано в книзеЕго. Он презирает час перехода нашего в неизмеримую вечность и возвещает намдля спасения нашего Свое всесвятое заповедание: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.
 Силою живойверы возведем к Господу мысленное око наше, – и мы узрим Его, узрим Его, Вездесущего,присутствующего здесь с нами! Отверзем наше сердце, отвалив от входа в неготяжкий камень ожесточения; услышим, рассмотрим, примем, усвоим себе учение Господанашего.
 Что значит– отречься себя? Отречься себя – значит оставить греховную жизнь. Грех, припосредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным: отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя. Вечная смерть, поразившаянашу душу, обратилась для нас в жизнь. Она требует пищи своей – греха, своегонаслаждения – греха; при посредстве такой пищи и такого наслаждения вечная смертьподдерживает и сохраняет свое владычество над человеком. Но падший человек признаетподдержание и развитие в себе владычества смерти развитием и преуспеянием жизни.Так зараженный смертельным недугом преобладается насильственным требованиемнедуга и ищет яств, усиливающих недуг, ищет их, как самонужнейшей пищи, как необходимого, приятнейшего наслаждения. Против этой вечной смерти, представляющейсяжизнью болезнующему страшным падением человечеству, Господь произносит приговорСвой: Иже аще хощет спасти душу свою, развивая в ней жизнь падения или вечнуюсмерть, тот погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, умерщвляяв себе греховные пожелания и отрицаясь от греховного наслаждения, той спасетю. Указывая на весь мир, предстоящий нашим взорам, со всеми его красотамии прелестями, Господь говорит: Кая польза человеку, аще приобрящет мир весь,и отщетит душу свою? Какая польза для человека, какое приобретение, если б он возобладал не чем-либо маловажным, но даже всем видимым миром? Этот видимыймир – только кратковременная гостиница человека! Нет никакого предмета на земле,нет на земле ни одного преимущества, которое мы могли бы признать нашею собственностью.Все отнимает у нас неумолимая и неминуемая смерть, а часто и прежде смерти отнимаютих непредвидимые обстоятельства и перевороты. Самое тело наше мы слагаем с себяна заветном пороге в вечность. Собственность наша, наше имущество и сокровище– это наша душа, одна наша душа. Что даст человек измену на души своей?– говорит слово Божие. Нечем нам вознаградить потерю души, когда убьет ее вечнаясмерть, обольстительно представляющаяся жизнью.
 Что значитвзять крест свой? Крест был орудием поносной казни для черни и пленников, лишенныхправа гражданского. Гордый мир, мир враждебный Христу, лишает учеников Христовыхтех прав, которыми пользуются сыны мира. Аще от мира бысте были, говоритГосподь своим последователям, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте,но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. От сонмищ ижденут вы,и всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу. Взять крест свой– значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпаетпоследователя Христова, те скорби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующиймир преследует последователя Христова. Сие бо есть угодно пред Богом,– говорит святой апостол Петр, – аще совести ради Божия терпит кто скорби,стражда без правды. На сие бо и звани бысте Господом, Который известил Своимвозлюбленным: в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир.
 Взять крестсвой – значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томлениеи мученичество ради Евангелия при борьбе с собственными страстями, с живущимвнутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя игогреха и подчиниться игу Христову. Несть наша брань, – сказал святой апостолПавел, – к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителямтмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Оружия воинства нашего не плотская,но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение,взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово.Одержав победу в этой невидимой, но многотрудной брани, апостол восклицал: Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имжемне мир распяся, и аз миру.
 Взять крестсвой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищениенаших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу.Востек по этой лествице упоминаемый в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейшихпреступлений в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненныесмиренномудрия глаголы; смиренномудрием вступил в богопознание, богопознаниемприобрел небо. И мы, возлюбленные братия, когда окружат нас скорби, будем повторятьслова разбойника, слова, цена которых – рай! или, подобно Иову, благословимкарающего нас правосудного и вместе милосердого Господа. Благая, говорил этотстрадалец, прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? яко Господеви изволися,тако и быстъ: буди имя Господне благословенно во веки. Да сбудется над наминеложное обетование Божие: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искушенбыв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим его.
 Взять крестсвой – значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которымиобуздываются бессловесные стремления нашей плоти. К такому распятию плоти прибегали святой апостол Павел: умерщвляю тело мое, говорит он, и порабощаю,да не како, иным проповедуя, сам не ключим буду. Сущий во плоти, то естьне обуздывающие своей плоти, но допустившие ей преобладание над духом, Богуугодити не могут. И потому, живя во плоти, мы должны жить не для плоти! Ащепо плоти живете, имате умрети вечною смертью; аще ли духом деяния плотская умерщвляете,живи будете вечною, блаженною жизнию. Плоть существенно обуздывается духом;но тогда только дух может владычествовать над плотью и управлять ею, когда онаприготовлена к повиновению распятием ее. Распинается плоть постом, бдением,коленопреклонениями и другими телесными трудами, возлагаемыми на нее благоразумнои умеренно. Благоразумный и умеренный телесный подвиг освобождает тело от тяжестии дебелости, изощряет его силы, содержит его постоянно легким и способным к деятельности. Иже Христовы суть, говорит апостол, плоть распята со страстмии похотми.
 Что значитвзять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должентерпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые егопостигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин долженс мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховнымипомыслами, которые возникают в нем. Это значит, что каждый христианин долженс покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердияБожия, с благодарением Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попуститему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостныммечтанием. Это значит – довольствоваться именно теми телесными подвигами, которыесоответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием,по выражению святого Иоанна Лествичника, к усиленному посту, к усиленному бдениюи прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющемудух к самомнению и самообольщению. Все человечество трудится и страждет на земле;но как разнообразны эти страдания; как разнообразны страсти, которые нас борют;как разнообразны те скорби и искушения, которые посылает нам Бог для врачеваниянашего, для очищения наших согрешений; какое различие у человеков в самых телесныхсилах, в самом здравии! Точно: у каждого человека — крест свой. И этот-то крестсвой заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последоватьХристу. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою,с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот толькоможет разумно и правильно последовать Христу.
 Что значит— последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственнымруководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит:заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями,тайными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот,кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием, восхотел обрести истинноесмиренномудрие там, где оно почивает, — в послушании и покорности Богу. Вступившив повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взялкрест свой, признал и исповедал этот крест своим.
 Возлюбленныебратия! Воздавая сегодня, по уставу святой Церкви, поклонение честному КрестуГосподню телами нашими, воздадим ему поклонение и духом! Почтим честный КрестХристов – орудие победы и знамя славы Христовой, – исповедав каждый с крестасвоего: «Достойное по делам моим восприемлю! Помяни мя, Господи, во царствииТвоем!». Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью волеБожией соделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победыи знаменем славы, подобно Кресту Господню. Отверзем себе крестом рай. Не позволимсебе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которыечасто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегосяна кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хулекрест делается невыносимою тяжестью, увлекающею во ад распятого на нем. «Что я сделал?» – вопиет несознающийся грешник и укоряет в неправосудии и немилосердииправосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысл Божий; увидевраспятым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: аще Ты ecи Христос,спаси Себе и ню, сниди со креста. Но Господь наш Иисус Христос волею благоволилплотию взыти на крест и смерть претерпеть, чтоб крестом примирить с Богом человечество,смертью спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых апостоловк великому событию – к имеющему совершиться искуплению рода человеческого страданиямии поносною смертию вочеловечившегося Богочеловека, Господь благовременно поведалапостолам, что Ему надлежит быть предану в руки грешников, много пострадать,быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святыхапостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своихи сказал им: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой,и по Мне грядет. Аминь.

«Аскетическая проповедь»

 
Великий пост

О поклонах и крестном знамении

 Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой,указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянныйи мизинец) пригибаем к ладони.  Сложенныевместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога СвятогоДуха как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони,означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

 
Великий пост

Православный магазин при Ново-Тихвинском монастыре предлагает уральцам богатый выбор продуктов к великопостному столу

 Екатеринбург,17 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Пост не есть просто голод.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс