Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (380) → Послание архиепископа Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики «заочного отпевания» и кремации

Послание архиепископа Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики «заочного отпевания» и кремации

№11 (380) / 15 марта ‘06

Архипастырь

Екатеринбург, 14 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,
дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.


Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,
то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
(1Сол.4, 13–14)

Дорогие братья и сестры!

 В жизнивсех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомыезавершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немалопроблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должныпомнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должномпогребении тела усопшего, но и — в значительной и даже большей степени! — об упокоении души близкого ему человека.
 К сожалению,годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традициинаших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианиндолжен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшисьи причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усерднаямолитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашемуИисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела.Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри.
 После необходимогоприуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий.В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всюночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной Литургии,когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чинотпевания и похоронная процессия с пением молитвы «Святый Боже, СвятыйКрепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» оправлялась на кладбище. Здесьнад свежей могилой совершалась лития.
 Этот благочестивыйпорядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающимхрам Божий, прибегающим к Таинствам церковным. И они стремятся проводить дорогихим усопших «в путь всея земли» так, как учит Православная церковь.
 Но оченьмногие, даже те, кто принадлежит церкви по Святому Крещению, в непростой моментсмерти близких теряются перед лицом смерти, начинают поступать так, как им советуютсоседи, знакомые, а порой и некоторые недобросовестные работники ритуальныхслужб. Большие деньги и силы тратятся на приобретение дорогих гробов, на устроениешумных, пьяных застолий — поминок, что не только не приносит пользы страждущейдуше покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. Это очень хорошо понималиугодники Божии. Преподобный Ефрем Сирин, покаянную молитву которого мы ежедневнопроизносим Великим постом, наставлял окружавших его: «Не полагайте меняв роскошные гробницы, потому что ни к чему не послужат для меня ваши украшения…Вместо того, чтобы расточать благовония и ароматы, воспоминайте меня в молитвахсвоих, ибо, что пользы от благовоний мертвецу, который не может их ощущать?"
 С христианскойточки зрения главным является забота о душе усопшего, и уже во вторую очередьисполнение нашего долга о захоронении его тела. Заупокойное богослужение, котороеформировалось вековой традицией, глубоко назидательно. Оно доставляет душе усопшегобольшую духовную пользу, а родных и близких, скорбящих об утрате — утешает,обновляя в их сердцах спасительные истины христианства, избавляя от душепагубногоотчаяния. Поэтому отказ от соборной молитвы об умершем, совершаемой в храмеБожием, является несомненным грехом.
 Немногимлучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников,чтобы заказать так называемое «заочное» отпевание. В этом случае чинопоследованиесовершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю этуродственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.
 Дорогие братьяи сестры! Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают своеполное безразличие к покойному, к его загробной участии. Совершение «заочныхотпеваний» может иметь место только в особых случаях. Например, во времявойны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребениисвоего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения,имеют только уведомление о смерти. В этом случае «заочное отпевание»благословляется Церковью и может быть совершено. Оно может иметь место и в томслучае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт егосмерти устанавливается судом.
 Но, к нашемуглубокому сожалению, «заочные» отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почемуэто происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковьот богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмыБожии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственнымобразом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей.И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православногоотпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынужденыпогребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующихправославных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословениясвященноначалия совершали «заочные отпевания». В данных обстоятельствахсовершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.
 Но сегодня,дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех каноновПравославной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершатьв них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковныйбогослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение «заочного»отпевания, — если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами,— в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является простодушепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствостьдуши. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало,а нас прямо обвиняет перед Богом: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…»(Иер. 48:10).
 И уж совершеннонедопустимо для православного христианина потворствовать развития греховнойязыческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания:«Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишьсяв землю, из которой ты взят…» (Быт. 3:17–19). Достойно предать тело покойногоземле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божиеместь первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнениекоторой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшегоявляется тяжким грехом — поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покараетБог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.З:16–17).
 Поэтому,чтобы не совершались подобные трагические ошибки, ныне при храмах нашей епархиисоздаются собственные похоронные службы. Такие службы действуют в Екатеринбурге,Каменске-Уральском, Талице и других городах. Их сотрудники, верующие православныелюди, точно знают, как в соответствии с церковными канонами совершаются нашитруды ради наилучшего упокоения усопшего. Они помогут и с выбором похоронныхпринадлежностей, и с оформлением необходимых документов, и — самое главное,с организацией чтения Псалтыри и всех необходимых заупокойных Богослужений.И поминальная трапеза будет организована ими в строгом соответствии с церковнымуставом (например, сейчас, во время Великого поста, такая трапеза должна бытьпостной, равно как в другие постные дни и во время многодневных постов). Похоронныепринадлежности для этих служб изготавливаются также православными прихожанами,и здесь невозможно столкнуться с нарушением, например, формы креста, что бываетпорой.
 Похороннаяслужба Екатеринбургской епархии ныне действует круглосуточно, туда можно позвонитьпо телефону 217–91–39. Такой режим работы позволяет этой службе доставлять усопшегона ночь в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, где над гробом совершаетсячтение Псалтыри. Родственники, друзья покойного могут принять участие в этойсоборной молитве на протяжении всей ночи.
 Хорошо заранееозаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнатьобо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших.
 Но можно ли считать после похорон, что наши обязанности полностью исполнены? Если усопшийдорог нам, то мы должны и в дальнейшем проявлять заботу о душе его. По православнойтрадиции нам необходимо на третий, девятый и сороковой день после кончины вновьпоспешить в храм Божий, чтобы призвать братьев и сестер наших к соборной молитвеоб усопшем на Божественной Литургии и совершить о нем панихиду.
 В течениевсех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтырь.Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил читающих, но непременно чтениедолжно быть ежедневным. Порядок совершения этих молитв мы можем найти в православныхмолитвословах.
 Но возникаетвопрос, как сделать, чтобы молитва наша была услышана, чтобы дорогому нам усопшемубыли прощены согрешения его вольные и невольные, чтобы он удостоился благойучасти со всеми святыми, от века угодившими Богу?
 Мы знаем,что Господь многие милости и чудеса являл по молитвам святых. Значит, для того,чтобы наша молитва была столь же сильна и доходчива, нам надо стремиться приблизитьсвою жизнь к образу жизни великих угодников Божиих. Нам необходимо измениться,начать жить подлинной церковной жизнью, обязательно посещать воскресные и праздничныеБогослужения, подавать на церковное поминание записки об упокоении наших близких,постоянно прибегать к таинствам церковным, соблюдать посты, регулярно исповедоватьсяи причащаться Святых Христовых Тайн.
 Ныне самоеблагоприятное время для того, чтобы вступить на этот спасительный для нас и благополезный для дорогих нам усопших путь: время Великого поста, время покаянияи молитвы. Кроме того, великим постом совершается особое поминание усопших субботывторой, третьей и четвертой седмицы. В этом году это поминание будет совершатьсяза вечернем Богослужением накануне и за утренним Богослужением 18 и 25 марта,а также 1 апреля.
 Дорогие братьяи сестры! Наша земная жизнь должна быть подготовкой к Жизни Вечной, исканиемпрежде всего Царства Божия и правды его. Мы глубоко скорбим, когда расстаемсяс близким человеком, которого любили и почитали. Но смерть не сеть уничтожениежизни, а только дверь в истинную, вечную жизнь и, и вера в эту вечную жизньи молитва успокаивают наши сердца, соединяя воедино Церковь Небесную и земную.И так как мы верим, что у Бога все живы, мы можем иметь великое молитвенноеединение с дорогими нам усопшими, и, если мы будем достойно, по-православному,провожать их в последний путь, если будем усердно молиться об их упокоении,Господь не оставит всех нас своим милосердием, и тогда для нас в самые трудныедни будут утешением слова преподобного Ефрема Сирина: «Да не печалятсясердца ваши смертные; придет день Господень, возвеселит и пробудит нас почивших,хранители подвигнутся пред Господом, Ангелы возвеселяться в день воскресения.Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в Царство; приидетдень Господень, даст глас в шеоле и мертвые восстанут, и воздадут хвалу. Не скорбите, смертные, об истлении своем, царь Христос воссияет с высоты и всесильныммановением Своим воскресит мертвых во гробах и достойных облечет славою во Царствии».
 Призываюна всех вас Божие благословение и напоминаю: у нас есть великое сокровище —благословлённый Матерью-Церковью древний погребальный обряд, содержащий дивнойсилы молитвословия. Пусть в наших душах и во время благоденствия, и во времяпотери родных будет одно и то же спасительное настроение: память о том, что главной в нашей жизни должна быть забота о душе. Пусть во всех случаях, когдасмерть ближнего входит в наш дом, именно это настроение определяет наш твёрдыйхристианский выбор: позаботиться о душевном благе усопшего, принести его телов храм Божий для совершения отпевания, а затем с благоговением предать телоземле. Тогда Всемилостивый Господь, видя нашу верность Ему и усердие, упокоитдуши дорогих нам усопших в селениях праведных, идеже святые упокоеваются, и сотворит им вечную память.
 Тех же родственниковусопших, которые — по незнанию или немощи духовной — пренебрегли своими христианскимиобязанностями, следовало бы призвать всерьез задуматься о вечности, о своейзагробной участи, и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших ближних своих. Им необходимо, осознав свои согрешения,прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердныймолитвенный подвиг для уврачевания раны, нанесённой своей душе этими злочестивымипоступками. Наряду с этим им следует объяснить своим родным и близким, друзьями знакомым недопустимость такого нерадения по отношению к усопшим.

ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
И ВЕРХОТУРСКИЙ

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Интервью архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

— Владыка Кирилл, сейчас в Русской Православной Церкви 132 епархии, и Ярославская, наверное, одна из самых древних. Нашим зрителям небезынтересно будет узнать хотя бы вкратце историю Православия на Ярославской земле.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий на Страстной неделе совершит таинство Крещения

 Екатеринбург,17 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».На Страстной неделе, перед праздником Светлого Христова Воскресения, архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий совершит таинство Крещения.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс