Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (380) → Интервью архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Интервью архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№11 (380) / 15 марта ‘06

Архипастырь

— Владыка Кирилл, сейчас в Русской Православной Церкви 132 епархии, и Ярославская, наверное, одна из самых древних. Нашим зрителям небезынтересно будет узнать хотя бы вкратце историю Православия на Ярославской земле.

Действительно, Ярославская епархия – одна из самых древних. В этом году ей исполняется 1015 лет. Это одна из шести первых епархий РПЦ, основанная ещё при Святом Равноапостольном князе Владимире. Ростов являлся столицей северо-востока Руси, туда стекались все пути, и даже Андрей Боголюбский в своё время хотел столицу из Киева перенести в Ростов, но Матерь Божия благоволила остаться там, где сейчас располагается г. Владимир – и история пошла своим путём, своим направлением. Епархия очень древняя, очень славная, очень много святынь.

Раньше была известна такая пословица: «Ярославль богомольем взял», потому что здесь много различных мест паломничества. Годы безбожия изменили всё лицо страны, народа. Ярославль в этом случае отнюдь не исключение, но святыни во многом сохранились. Совсем недавно, три года назад, нам удалось вернуть из музея чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона 1314 года, это год рождения преподобного Сергия Радонежского – находится в Толгском женском монастыре. Это второй монастырь, открывшийся в Советском Союзе после Свято-Данилова монастыря, первый женский монастырь. В монастыре находятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова и там же сейчас находится обретённая недавно частица ризы Господней. Много святынь и в Переяславле, и в Угличе, и в Ростове Великом, и в Романово-Борисоглебске, который теперь называется Тутаев. Рыбинск после снятия различных запретов становится интересным местом, и город стал для нас близок ещё тем, что это родина святого праведного воина Феодора Ушакова, родина преподобного Серафима Вырицкого, которому через месяц исполняется 140 лет со дня рождения. Ярославская епархия действительно жемчужина среди русских епархий, которые мы сегодня имеем.

— 1015 лет – это в голове немного не укладывается. Наша Екатеринбургская епархия в прошлом году отметила 120 лет, и нам казалось, что это огромный срок – больше века. А Вы приехали с земли, где Православию уже 1015 лет! Как сегодня выглядит церковная жизнь в Ярославле и Ростове? Каково количество храмов, монастырей, численность духовенства?

Жизнь выглядит, наверное, так же, как она выглядела и тысячу лет назад, потому что по большому счёту ничего в человеческой среде не меняется. И если первым епископам и первым просветителям христианства в Ростовской земле приходилось быть подвижниками и мучениками за веру, то и сегодня тоже любому православному человеку в любой епархии, кто стоит за веру, требуется определённое мужество. Первые два епископа были вынуждены уйти с Ростовской кафедры, и только третий — святитель Леонтий Ростовский – остался там и смог удержаться, хотя и был гоним язычниками. Святитель Димитрий Ростовский, мощи которого сейчас покоятся в Ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевском монастыре, придя на кафедру в 1702 году, был поражён невежеством, и расколами, и остатками язычества, сохранившегося до времён Петра I. Например, в ту пору ростовские жители приходили в храм со своими иконами, ставили их в уголки, молились перед ними, а затем уносили домой. Отголоски есть, наверное, и по сей день, и Ярославль здесь далеко не исключение.

Сегодня в нашей епархии 289 действующих приходов, 18 монастырей — 11 женских и 7 мужских, 1 монастырь готовится к открытию — Вауловский Успенский скит, основанный святым праведным Иоанном Кронштадтским. Святой очень любил посещать те места, Леушенский монастырь, находящийся на стыке с Новгородской епархией. Первые священники, служившие в этом монастыре, были из Рыбинска и Ваулово, любимых мест отца Иоанна, которое он называл «земным Раем» и провёл там свой последний отпуск, находясь там 40 дней, каждый день служил Литургию, общался с народом, сёстрами, с будущим Святейшим Патриархом Тихоном, бывшим в то время епископом Ярославским. У нас есть духовное училище, к сожалению нет духовной семинарии, не создана база для этого, но мы надеемся, что в ближайшее время мы её создадим.

У нас есть отделение теологии при педагогическом университете, где ребята обучаются по семинарскому Уставу. Они живут в нашем общежитии, ходят в наш храм, несут определённые послушания, т.е. они в принципе такие же семинаристы, даже имеют форму одежды, как студенты Московской духовной семинарии. Мы надеемся, что это приобретёт «легальный» семинарский статус в ближайшее время.

— А сколько батюшек сейчас несут своё служение в епархии?

319 священников и 30 дьяконов на 1 января этого года. Конечно, этого не хватает, но епархия имеет своё лицо — у нас епархия в основном сельская, т.е. практически 200 приходов находятся в сельской местности. Половина этих приходов расположены в почти отживших свою жизнь деревнях. С развитием прихода даже у местной власти появляется надежда, что жизнь населения не умрёт, произойдёт возрождение села.

— Владыка, Вы уже сказали, что у вас есть Толгский женский монастырь, известный на всю Россию. Его знают и в Екатеринбургской епархии, тем более, что один из святителей, несших служение на Екатеринбургской кафедре — владыка Платон — несколько лет управлял Ярославской епархией, стоял у истоков возрождения Толгского монастыря. А какие ещё святые места есть, чтобы совершить паломничество, пожить у святынь, помолиться?

— Если ехать из Москвы в сторону Ярославля, мы проезжаем Сергиев Посад, немного Владимирскую область и въезжаем в Переяславльский район Ярославской области. Переяславль — очень красивый город, основанный Юрием Долгоруким, родина Александра Невского. В этом городе действуют 4 монастыря — два мужских и два женских.

В Никитском монастыре покоятся мощи Никиты Столпника, монастырь основан князем Борисом в 1010 году, в год основания Ярославля.

Второй монастырь домонгольского периода — Авраамиев Богоявленский монастырь, основан в городе Ростове в 1070 году, назван в честь основателя.

В Переяславле находятся мощи Даниила Переяславского.

Далее проезжаем Никольский монастырь, основанный преподобным Димитрием Прилуцким, который почивает своими нетленными мощами в Прилуцком монастыре под Вологдой, там же находятся мощи благоверного князя Андрея Смоленского, подвизавшегося в Переяславле более 30 лет в качестве простого пономаря при храме, и мощи Корнилия Переяславского.

Также у нас – знаменитое село Гаденово, где находится Животворящий Крест Господень, который чудесным образом был явлен в 1423 году, к нему притекает огромное количество людей, происходит огромное количество исцелений.

Далее проезжаем Борисоглебский мужской монастырь, где находятся мощи Иринарха Ростовского, Затворника. Для нас особо значим этот монастырь в связи с установлением гражданского праздника 4 ноября Казанской иконы Божией Матери, потому что преподобный Иринарх Затворник являлся одним из инициаторов освобождения Москвы от интервентов в 1612 году. Он благословлял Минина и Пожарского. Затем следует город Ростов, когда-то на самом деле бывший Великим, а сейчас в нём проживает около 37 тысяч жителей. Но город очень славный, он требует особого внимания. Это жемчужина русской архитектуры, замечательный архиерейский дом, который заслуженно считается Ростовским Кремлём, известен большинству людей по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Живые сохранившиеся колокола, которым более 350 лет. В этом же городе есть Спасо-Иаковлев монастырь, где находятся мощи святителя Димитрия Ростовского и архимандрита Авраамия Ростовского. Рядом находится Троицко-Варницкий монастырь, подворье Троице-Сергиевой Лавры, родина преподобного Сергия Радонежского.

Затем мы следуем в Ярославль — прекрасный старинный русский город. Здесь имеется копия иконы Ярославской Божией Матери, в Феодоровском соборе почивают нетленные мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев Василия и Константина. Они жили во времена татаро-монгольского ига. Благоверный князь Феодор скончался в 1299 году, весь город любил и провожал этого князя, потому что 40 лет его правления были мирными и благотворными, он находил контакт с Ордой, не было набегов врага, князь был истинным христианином.

Следуя далее, мы попадаем в прекрасный город Романово-Борисоглебск, названный в честь трёх святых. Здесь находится великая святыня — чудотворный образ Спасителя, написанный преподобным Дионисием Лушицким в 1413 году. Прекрасный Воскресенский Собор постройки времён Иоанна Грозного, который никогда не закрывался, службы в нём шли непрестанно в течение пяти веков.

На севере, ближе к Тверской губернии, находится место Ситской битвы, где 17 марта, в день памяти Даниила Московского, князь Георгий Владимирский встретился с Батыем, и русское войско было разбито. На этом месте ежегодно совершаются заупокойные службы, Крестные ходы. В Пошехонской Стороне находятся мощи святых Адриана и Севастиана.

— Владыка Кирилл, а если кто-то из паломников захочет посетить святые места вашей епархии, то к кому им обратиться?

У нас создан в прошлом году Паломнический центр, его руководитель протоиерей Георгий Лапшин, телефон 8-(4852)-73–17–62. Можно созвониться, договориться, и мы всегда с любовью примем всех паломников, тем более из Екатеринбургской епархии.

— Владыка, а как у вас обстоят дела с возвращением к богослужебной жизни старинных храмов, со строительством новых храмов?

Возвращение к жизни старинных храмов — это самый болезненный вопрос, он касается всех епархий Золотого Кольца, или тех мест, где есть хорошие музеи. Потому что идёт пересечение интересов работников музеев и церковных людей, очень часто встречаются недопонимание важности совершения богослужений и возвращения храмов исконным владельцам. Музеи привыкли считать их своим достоянием, а православные люди — своим. Вернуть храм в селе не составляет никакого труда, дело только за подвижником, который бы за это дело взялся. В Ярославле мы ведём эту работу, но она не в той стадии, в которой бы нам хотелось её видеть, потому что ещё достаточно много храмов не переданы Церкви. В одном из микрорайонов города начато строительство храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского, в мае начнётся восстановление разрушенного в 1937 году Успенского кафедрального собора, идёт огромное строительство в Николо-Сорбинском женском монастыре. Много новых храмов построено в Переяславле и Пошехонской стороне.

— Звонок в студию: «Владыка, какие у вас чудотворные иконы есть в Епархии?»

У нас есть чудотворная икона Божией Матери «Толгская». Она долгое время находилась в музее, в августе 2003 года была передана в Толгский монастырь, который был основан ради этого чудотворного образа. Есть икона, принадлежащая святителю Димитрию Ростовскому – «Отрада и Утешение», которая находится в Спасо-Иаковлевском Димитриевском монастыре у мощей Димитрия Ростовского. Икона Спасителя Вседержителя г. Романово-Борисоглебска оказывает свои дивные чудотворения и по сей день, она находится в Воскресенском Соборе. Есть удивительная икона Божией Матери «Негасимая свеча», которая находится в Угличском Алексеевском монастыре, этой иконе 635 лет. Появился образ Андрониковской Божией Матери — литографическое изображение, которое стало проявлять чудеса исцелений, особенно для семейных людей, этот образ находится в Феодоровском монастыре г. Переяславля.

— Владыка, Вы были членом Поместного собора Русской Православной Церкви 1988 года. Это был поистине исторический Собор, Собор на переломе эпох. Какие перемены, на Ваш взгляд, произошли с того времени?

Если мы с Вами в нашу с Вами школьную пору делили жизнь на «до» и «после 1917 года», то церковную жизнь можно делить на «до» и «после 1988 года», потому что именно в период празднования тысячелетия Крещения Руси стали происходить кардинальные изменения людей, в сознании гражданского общества стало многое меняться. Если бы Церковь была готова к изменениям, то мы бы сейчас жили в несколько иной стране. Интерес, который вдруг возник, и внимание, которое стали проявлять люди, в том числе и облечённые властью, — к этому интересу не были готовы ни церковнослужители, ни церковный народ. Потому что тогда больше внимания надо было уделять просвещению людей, но сделать это именно в ту пору было некому. С 1990 года, когда Предстоятелем Церкви стал избранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, произошли кардинальнейшие изменения.

— Звонок в прямой эфир от Полины из Екатеринбурга: «Владыка, Ваши самые яркие впечатления от посещения Екатеринбургской епархии, от святынь города Екатеринбурга?»

Я благодарен Владыке Викентию за приглашение, за возможность побывать в Екатеринбурге. Последний раз я посещал Урал в 1982 году, когда забирал своих родителей, тогда я служил во Владимирской епархии. Прежде всего я посетил Верхотурье и места, связанные с подвигом святого праведного Симеона Верхотурского, память которого почитается во всех уголках нашей страны. Имя преподобного Трифона Вятского и святого праведного Симеона Верхотурского — это имена основных святых, с которыми связано всё моё церковное детство. Те изменения, которые произошли в Екатеринбургской епархии, – это видимый знак благоволения Божия к этой земле, к этому городу, потому что то, что удалось сделать здесь за эти годы, к сожалению, далеко не везде удаётся сделать.

— Владыка, последние годы почти аксиомой стало представление о том, что Церковь получила небывалую свободу, власти ей невероятно благоволят, она пользуется всеми мыслимыми и немыслимыми льготами и т. д. И в то же время на всю Россию прозвучал дикий случай, когда Вам пришлось с торгов выкупать в Ростове монастырь. Наверное, даже история монголо-татарского ига не знала таких прецедентов, чтобы Церковь заставляли выкупать свой монастырь. Как так получилось при демократическом и правовом режиме?»

Церковь никто не заставлял выкупать монастырь, просто мы были вынуждены это сделать. Дело в том, что дикая приватизация, которая прошла в начале 90-х годов, явилась некой причиной того, что мы были вынуждены совершить это действие. К сожалению, власть несколько устранилась от этих вопросов — не считала это вообще за вопрос. Я сам не думал, что будет всё настолько сложно. Сначала всё было открыто и официально передано епархии безвозмездно. А потом предприятие, которое там находилось, было выставлено на торги, оно проходило ступени банкротства и продавало ту часть, которая у него была, в том числе часть нашего Петровского монастыря. До торгов дело не дошло, храм нам передали безвозмездно, но мы выкупили территорию, раньше принадлежащую монастырю, и это явилось проблемой морального порядка, к ней никто не оказался готов. Никто не думал, что вообще русский человек может другому русскому человеку продать храм или территорию храма.

— Звонок в прямой эфир от Анастасии из Екатеринбурга: «Владыка, скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к созданию православного телеканала, есть ли в Вашей области возможность смотреть наш канал? Планируется ли у Вас в епархии организовать такой же православный канал?»

Можно только положительно относиться, что появилась такая возможность в Екатеринбургской епархии и в ряде других областей, где сегодня транслируется православный канал «Союз». У нас, к сожалению, этой трансляции нет, но я думаю, что мы этим займёмся в ближайшее время, для этого требуются не только люди, но и те возможности, которые сегодня не в каждой епархии могли бы найтись. Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы доступ к средствам массовой информации, которые нужны православному человеку, был более ощутимым.

— Чиновники нередко не спешат возвратить храмы и другие святыни, мотивируя это тем, что те являются памятниками истории и культуры, и Церковь не сможет их сохранить. Наверное, у вас очень большой опыт в сбережении таких уникальных храмов, ведь даже ваш кафедральный собор – 1716 года постройки…

— 1689-го…

— Ну вот, еще древнее Толгский монастырь – еще более древний… Епархии возвращена Толгская чудотворная икона Пресвятой Богородицы… Что Вы можете сказать о возможности Церкви сберечь эти святыни?

То время, которое мне Господь судил этими вопросами заниматься, приводит к одному выводу: пора прекратить делить общество на «Церковь» и «не Церковь», и любой нормальный, здравомыслящий человек должен понимать, что храм — это не наше с вами достояние — это дом Божий, возведенный нашими предками для Бога, а человек не имеет права на Божие достояние, и нужно находить те возможности сохранения этого достояния, которое доступно в том или ином месте. Конечно, всё должно быть возвращено Церкви. Но сейчас идёт некий этап, когда мы не смотрим принципиально на то, в чьей собственности находится тот или иной храм, – главное, чтобы нам был доступ для свободного совершения богослужения. Конечно, независимо от собственности в храме должны быть соответствующие специалисты, поддерживающие определенную температуру, влажность и так далее.

— Владыка, Церковь сейчас ведёт не только реставрационную, но и социальную работу. Есть она в вашей епархии, в том числе, может быть, и не в обычных формах… И есть у вас такой батюшка – отец Григорий, который по Вашему благословению стал председателем колхоза… Для чего это и батюшке, и епархии?

Да ни епархии, ни батюшке это и не надо! Просто ситуация на селе такая, что сегодня в деревне священник нередко единственно трезвый в прямом смысле этого слова человек. Сельский сход попросил батюшку взяться за это. И я благословил отца Григория стать ещё и председателем колхоза, можно сказать, от безвыходности ситуации. Но это не в виде массового правила, а в виде исключения. И к чести отца Григория, надо сказать, что он «не сломался» за эти годы, а смог многие проблемы решить, хотя много других еще остаются. Священник стал человеком, которому люди могут доверить не только спасение своей души, но ещё и земное существование и пропитание. Но надеюсь, что со временем ситуация изменится и батюшка подготовит себе преемника из числа мирян.

У нас есть приходы, при которых существуют дома престарелых. Есть очень хороший пример православного поселения — Алексеевская пустынь, недалеко от г. Переяславля, где люди пытаются создать православную общину. У отца Алексия Василенко есть православная гимназия, при которой живут и учатся брошенные дети, которых он собрал по вокзалам и подвалам.

— Владыка, на прошедших в январе в Москве Рождественских Чтениях Вы председательствовали на «круглом столе» по теме «Отечественные традиции воспитания и образования в школе». Насколько Вы считаете своевременным введение в школьную программу предмета «Основы православной культуры», и преподается ли он в Ярославской и Ростовской области?

Это очень сложный вопрос, один из тех вопросов, который мне не удаётся решить на протяжении 3-х лет моего пребывания в Ярославской епархии. Они ведутся в ряде школ некоторых районов, но это не массовое явление. Предмет «Основы православной культуры» — это основы культуры человеческой, потому что вся культура основана на Православии. Если мы хотим сохраниться как государство, как страна, как нация, то рано или поздно будут введены в школе основы православной культуры. Но процесс уже настолько затягивается, что возникают большие сомнения, хотим ли мы сохраниться как нация. Потому что люди не знают ничего того, что было связано не только с жизнью их бабушек и дедушек, но и с жизнью их родителей. Если дети ничего не знают о Великой Отечественной войне, то что они могут знать о тысячелетней истории? Предмет «Основы православной культуры» должен поднять хоть какое-то национальное самосознание.

— С чем, на Ваш взгляд, связаны трудности с введением этого предмета? Сопротивление чиновников, нежелание учителей, нежелание родителей, отсутствие кадров?

Отсутствие кадров – безусловно. Это вообще одна из наиболее главных проблем на сегодня. Но и инертность чиновничьего мышления, конечно, тоже. Есть сознательные противники, есть сознательные сторонники, а большинство «на верх» смотрят, как поступать…

— В решении каких ещё нравственных проблем участвует Ярославская епархия?

Ярославская епархия в меру своих сил участвует в решении тех проблем, которые возникают в этой жизни. У нас достаточно хорошо развито служение в системе «исправление наказаний». Священники в наших колониях несут послушания. Есть немало примеров, когда люди, бывшие прихожанами в храмах для заключённых, выходя на свободу, осознанно встают на правильно выбранный путь.

Есть опыт по созданию домов для престарелых.

Ведётся работа с молодёжью: создан молодёжный клуб, проводится байкерский Крестный ход, потому что наши байкеры все крещёные, исповедуются, причащаются, но форма их выражения в обществе не совсем традиционная. Они с иконами проезжают по городу на мотоциклах, это действие проходит уже 3 года. Наша задача, прежде всего — это воспитание молодых людей, которые были лишены возможности получить воспитание от родителей, а сегодня оказались брошенными на улицу и которыми некому заниматься.

— Владыка, позвольте личный вопрос. В мае Вы будете отмечать своё 45-летие, при этом в прошлом году исполнилось 25 лет Вашего священнического служения. Вы приняли монашество в 19 лет! В 1980 году! Как такое могло произойти? Ведь в те годы еще не то что ни о какой перестройке даже речи не шло – еще Леонид Ильич Брежнев был жив! Как в абсолютно атеистическом государстве Вы не просто пришли к вере, в Церковь, но и стали монахом?

Я родился в Пермской области. Моя мать глубоко верующий человек, и та среда, которая меня воспитала, дала самое глубокое направление духовное. И ещё надо знать Владыку митрополита Серапиона, с которым Господь связал мою жизнь, потому что ему одному из немногих удавалось сделать многое, что не удавалось сделать другим. Он всегда старался привлечь молодёжь: рукополагал, постригал. И любовь к монашеству очень сильно влияла на его и епископское служение, поэтому в данном случае мы выражали своё желание, как бы мы хотели видеть своё будущее, а осуществлял эти желания он. Вывел, дал достаточное направление в жизни. Милость Божия к нашему недостоинству, что мы столько времени находимся у престола Божия, и Господь нас терпит, невзирая на наши немощи.

— Владыка, что больше всего запомнилось Вам во время пребывания на Уральской земле?

Всегда больше всего запоминается отношение людей. Даже та видимость, которая вокруг нас пребывает – красота, благолепие – всё это создаётся волей Божией, руками и душами человеческими. Для меня посещение Урала после четвертьвекового перерыва явилось огромным душевным потрясением, я очень утешен этим пребыванием и благодарю Бога и Владыку Викентия за эту возможность. Очень рад тому, что Господь привёл меня именно в эти дни побывать у Симеона Верхотурского и у Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, в монастыре, где мы сегодня совершали Литургию Преждеосвящённых Даров, – это большое духовное утешение. Я надеюсь, что если Господь приведёт в эти места ещё раз, то посетить их с большей паломнической группой.

Большое спасибо Вам, отец Димитрий, за Ваши труды. Я думаю, что нет сегодня ни одного человека в Русской Церкви, кто бы не знал игумена Димитрия (Байбакова) и деятельность Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии. Сначала была «Православная газета», теперь целый холдинг, появились ещё радио и телевидение. Эта деятельность – не только желание одного человека или группы людей, это ещё и благословение Божие. Всесильной и благодатной помощи Божией желаю Вам и Вашим сотрудникам, и всем тем, кто живёт на Уральской земле. Это благодатная земля, здесь очень добрые люди, а люди церковные – это люди особой духовной закалки, и дай Бог всем нам её перенять и пронести в своей жизни нашу веру так, как несли наши отцы и деды на Урале в те годы, когда за само имя Христово можно было лишиться жизни. Божие благословение всем вам, дорогие братья и сестры, утешения этим Великим постом и заступничества Святых Царственных Страстотерпцев. Всех вас храни Господь и Матерь Божия от всякого зла на многая и благая лета.

С архиепископом КИРИЛЛОМ беседовал руководитель
Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии
игумен Димитрий (Байбаков)

Расшифровка аудиозаписи — Илья ЦЫГАНЦОВ

  • Программа «Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
  • На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
  • Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343) 217–93–38.
 
 
Архипастырь

Послание архиепископа Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики «заочного отпевания» и кремации

Екатеринбург, 14 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс