Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (378) → Валентина Булатова: «Главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения»

Валентина Булатова: «Главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения»

№9 (378) / 1 марта ‘06

Образование и воспитание

 Рождественскиеобразовательные чтения проводятся ежегодно, в нынешнем году священнослужители,педагоги, православные миссионеры и катехизаторы собрались в Москве уже в четырнадцатыйраз. В работе форума принимали участие и представители Екатеринбургской епархии,в частности, сотрудник Катехизаторского отдела Валентина Ивановна Булатова.

Сегодня она делится своими впечатлениями и определяет новые пути дальнейшейработы.

 -Валентина Ивановна, как Вы определили для себя цель поездки на Рождественскиечтения, и как оцениваете результат проделанной работы?
 - Участиев Рождественских образовательных чтениях позволили мне не только изучить опытработы детских садов других регионов страны с этнокультурным русским компонентом,но и поделиться опытом работы уральских педагогов в организации обучения нашихдетей основам православия. Вторая цель — активное привлечение к решению вопросаправославного обучения и воспитания в Екатеринбурге светских педагогов, работающихв системе образования нашей области. Первые шаги в этом направлении уже сделаны:с благословения Владыки Викентия по моему представлению на Рождественские чтениябыла направлена заведующая детским садом № 554 Наталья Николаевна Антропова.В связи с этим, пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность и благодарность нашему Владыке за предоставленную возможность нашей коллеге статьучастником Рожественских чтений. В-третьих, нам удалось приобрести учебно-методическийматериал для методического кабинета Катехизаторского отдела, в помощь нашимправославным педагогам.
 - Как была организованаработа Образовательных чтений, и на каких секциях побывали Вы лично?
 - За времяработы форума я была на торжественном открытии Рождественских чтений, прослушалапленарные доклады. Как специалист по дошкольному воспитанию и как сотрудникотдела, отвечающий за подготовку учебных программ к лицензированию, я участвовалав работе дошкольной секции «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательныхучреждениях», принимала участие в работе «круглого стола» на тему «Детский садс этнокультурным русским компонентом», который состоялся в детском саду № 2365 г. Москвы. Приятно отметить, что наше выступление, в котором мы поделились опытомсвоей работы, вызвало большой интерес делегатов из Гомеля, Дзержинска, Нижегородскойобласти, Омска, Москвы и Московской области.
 - Насколько мнеизвестно, деятельность Екатеринбургской епархии в области дошкольного православноговоспитания и прежде всегда отмечалась и высоко оценивалась на Рождественскихчтениях.
 - Да, мыне сдаем своих позиций, напротив, с каждым годом все более укрепляем их. В нынешнемгоду, например, на столь высоком уровне были отмечены положительные достижениянашей Епархии именно в работе дошкольного направления. На сегодняшний день мыимеем около 100 групп детей, обучающихся основам Православия в более чем 30светских дошкольных учреждениях г. Екатеринбурга. Их плодотворная деятельностьтакже была отмечена руководителями секции и педагогами из других регионов страны.Более того, нам было сделано предложение о сотрудничестве с Московским государственнымпедагогическим гуманитарным институтом по вопросу взаимодействия православнойи светской педагогики, по разработке и апробированию программ духовно-нравственноговоспитания детей. На что мы дали свое согласие и сейчас ведется подготовка к заключению договора о сотрудничестве.
 - Это, конечно,значительно расширит горизонты вашей деятельности и приведет к новым рубежам.
 - Это предложениебыло не единственным. Кроме того, мы получили согласие на сотрудничество с намипо обмену опытом работы в ведении этнокультурного компонента в светском детскомсаду администрации учреждения и всего педагогического коллектива детского сада№ 2365 г. Москвы. Такое сотрудничество поможет руководителям уральских детскихсадов решать вопросы воспитания детей дошкольного возраста на ценностях нашейнациональной духовной культуры в светских детских садах на культурологическомуровне.
 - Рождественскиечтения стали уже традиционными. В чем, по-Вашему, особенность нынешних образовательныхчтений?
 - Само событие– Рождественские чтения – всегда особое, несмотря на то, что средства массовойинформации упорно «не замечают» такой грандиозный форум. Даже на сайте Министерстваобразования РФ вы вряд ли найдете сообщение о том, на каком «мероприятии» былнаш министр образования А.А. Фурсенко.
 Особое оноуже своей грандиозностью, масштабами, представительством. В нынешних Чтенияхучаствовали иерархи, священнослужители и миряне Московского Патриархата и братскихПоместных Церквей, государственные и общественные деятели, ученые и педагогииз России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
 По большомусчету, Рождественские чтения — форум, на котором высвечиваются проблемы, ставятсяцели и задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовного обновлениянашего общества и, по сути дела, решается задача сохранения нашей нации.
 - Таким образом,лейтмотив Чтений можно определить следующим образом: Школа и Церковь – традициии реформы Российского образования, задачи взаимодействия системы образованияи Церкви в деле воспитания детей и молодежи.
 - Совершенноверно. Основная тема в докладе Патриарха звучала именно так: «Соотношение и содействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочениявековых традиций российского образования и получение наиболее продуктивных результатов,происходящих в данной сфере реформ».
Конечно же, в докладе были подняты очень важные вопросы. Наиболее запомнилосьмне, как педагогу, и не оставило безразличными многих моих коллег и делегатовчтений такой тезис: «Христианские духовно-нравственные ценности, закладываемыев процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личностии являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятникиматериальной культуры». Патриарх задает вопрос: «Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляяэти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, – возникаетвопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественноепризнание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственногоатеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета«Основы православной культуры и этики», а диплом выпускников богословских учебныхзаведений или ученые степени, полученные в духовных академиях, по-прежнему не признаются государством».
Во время работы на секциях, при встречах с коллегами из других регионов, быловидно, сколь актуален вопрос взаимодействия Церкви и государства, наскольковостребован этот вопрос – именно взаимодействия нашей системы образования с Церковью.
 - Но, если такчетко и ясно обозначены проблемы, должны быть намечены такие же четкие и ясныепути их разрешения…
 - На этои были направлены Рождественские образовательные чтения. Святейший Патриархпоставил перед педагогической общественностью и государством самые важные на сегодняшний день задачи. Выработка новых стратегий образования и воспитания,учитывающих необходимость перестройки системы ценностей, – это сегодня, пожалуй,наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Патриарх подчеркнул, что нельзянайти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с моментаее возникновения. Но, тем не менее, обществу нашему необходимо духовное обновлениежизни, к которому и призывает Церковь. Сегодня очень важно понять, что, говоряо возрождении православных традиций образования и воспитания, мы имеем в видуне только восстановление исторически существовавших форм православного образования– таких как воскресная школа, православная гимназия, духовная семинария и академияи т. д. Нельзя сегодня понимать православное образование только в узком смыслеи ограничивать эти понятия только специальным образованием – традиционным духовнымили современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главнойзадачей православного воспитания и образования является формирование целостногохристианского мировоззрения у большей части жителей страны. Говоря о возрождениитрадиций православного образования, мы должны иметь в виду не только дальнейшееразвитие исторически существовавших форм, и «поиск новых форм адекватного свидетельствадуховно-нравственных ценностей Православия нынешнему поколению наших современников».По сути дела, Патриарх ставит перед педагогами и государственными деятелямистратегические задачи: формирование новых традиций православного образования,использующих современные информационные технологии и учитывающих мировоззренческиеустановки современных людей.
 - Валентина Ивановна,что из того, чем Вы вооружились и обогатились на Рождественских чтениях, можетбыть использовано в образовательной и воспитательной работе в нашей Епархии?
 - Первое— можно провести совместный семинар для светских и епархиальных педагогов по вопросу введения этнокультурного русского компонента в детском саду. Практическиэтот проект можно уже осуществить на базе детского сада № 554, так как заведующаяэтим детским садом Наталья Николаевна Антропова познакомилась с московским опытомработы и готова к его применению. Но на этом пути необходимо пройти много согласованийс Управлением образования, затрудняет эту работу и то, что в нашем регионе поканет Положения об этнокультурном детском саде. Это Положение и все необходимыедокументы находятся на стадии подготовки для представления губернатору и правительствуСвердловской области.
 Второе. Мыимеем уже все возможности разработать учебное пособие по основам православнойкультуры для работы с дошкольниками в помощь педагогам, и работа уже ведется.
 Третье. Имеянемалый практический опыт работы в организации православного образования и воспитанияв детских садах, а также в сотрудничестве со светской системой образования и в организации методической работы с кадрами, учитывая большой интерес к немупедагогов из других регионов России, можно широко представить нашу работу на дошкольной секции следующих Рождественских чтений.
 - Удачи Вам и Вашим коллегам-единомышленникам во всех ваших новых делах и начинаниях. Да поможетвам Господь.

Беседовала Лидия Ежкова

 

В других номерах:

Наш приход

Активно продолжается строительство Казанского храма в поселке Зюзельский

 Екатеринбург,5 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Активно продолжается строительствохрама в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Зюзельский Полевскогорайона.  До началадекабря прихожане Казанского храма завершили монтаж фундаментных блоков и кирпичнуюкладку цокольного этажа будущего храма. В цокольном этаже расположится приделво имя Святой Равноапостольной Княгини Ольги. В нижний придел уже ведут аккуратныеступеньки, на каменном основании строителями подготовлено место для иконостасаи царских врат.

 
Образование и воспитание

Епископ Белостоцкий и Гданьский Иаков принял участие в работе «круглого стола» для руководителей управления образования Екатеринбурга и педагогов уральских школ

 Екатеринбург,3 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».1 марта в екатеринбургской гимназии №9 состоялся «круглый стол» с участием представителей Екатеринбургской епархии и сотрудников управления образованияЕкатеринбурга.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс