Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Уважаемые члены президиума, братья и сестры!
Вопрособ образовании, о соответствии человека образу человека является основным вопросомнашего времени. На наших глазах человек «выпадает» из образа человека – либов унизительное для него состояние нечеловеческого, полуживотного существования, либо в состояние демонической гордыни, сверхчеловеческого аморального существования.
Крайностирасчеловечивания человека обрели в настоящее время всеобщий, угрожающий для нашей жизни характер. Если в обществе находится все меньше и меньше людей, соответствующихобразу и подобию Божиему, то в этом обществе воцаряется хаос, бесчеловечнаяжизнь. По мнению Русской Православной Церкви, причина катастрофы в том, что современный человек не выдержал испытание свободой, так как он неверно понялдар свободы, истолковав ее как право на вседозволенность, тогда как свободаесть труд соответствия человеческой жизни полноте и совершенству Божиего бытия.
Утверждаяэто, мы одновременноо говорим, что нет более важной проблемы для нашего времени,чем проблема образования человека по образу и подобию Божьему. Современное многознаниеучит человека всему: как заработать деньги, как удвоить и утроить валовой продукт,как юридически правильно распорядиться заработанным богатством, заплатить вовремяналоги и спать спокойно, как выглядеть красиво, знать и говорить на множествеестественных и искусственных языков и многому и многому другому. Но, к сожалению,современное образование не дает человеку знание спасения и сохранения благополучиячеловеческой души. Господом сказано: «Какая польза человеку, если он приобрететвесь мир, а душу свою повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Мф. 16, 25–26). В современном образовании, ориентированном на ценности рыночногофундаментализма, утрачивается понимание того, что есть ценности, которые не продаются и не покупаются. Душа, ее бессмертие, ее совершенство – бесценны.«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8, 36–37). На этот вопрос Богау всезнающего современного человека нет ответа.
Позвольте,эту мысль пояснить некоторыми конкретными примерами, взятыми из жизни. Как-то в Москве на одном из приемов ко мне подошел видный, физически мощный человеки обратился с просьбой: «Владыка, у меня есть все: деньги, власть, семья, но я боюсь порчи». Парадоксально: человек находится на вершине земного всесилия,а духовно он бессилен, ибо в нем нет силы истинной веры, и он боится из-за суеверия.Этот парадокс современного сознания имеет не единичное, а общее проявление.
Вот еще примерс последних Рождественских чтений в Москве. Преуспевающий бизнесмен выступална Рождественских чтениях и исповедально говорил перед всем честным народомдословно следующее. «Современная бизнес-элита осознала истину евангельских слово том, что богатому будет так же трудно попасть в Царствие небесное, как верблюдупройти сквозь игольное ушко, осознала, что нельзя строить свою жизнь вне религиозногосмысла. И мы наблюдаем, что даже в умах критически настроенной интеллигенциипоявляется мысль озарения: а вдруг Бог есть, и что тогда? А тогда все великолепиепросветительской мысли, существующее с 18 века по 20 век в виде рациональногопроекта европейской культуры, есть лишь малый эпизод в многотысячелетней историирелигиозного человечества. И может быть, пришло время и само сомнение в бытииБога в свою очередь подвергнуть сомнению».
В свете сказанногонаш разговор о научных основах развития и инновациии образования в Уральскомрегионе может и должен вестись в более широком смысловом контексте. Будет правильно,если в содержание понятия «научные основы» мы включим и текст традиционной богословскойнауки. Все старейшие университеты мира чтят знание теологии и не пренебрегаютего богатым содержанием. Вероятно, и мы не совершим большой ошибки, если с благожелательнымвниманием отнесемся к многовековому опыту теологической мысли.
Знание теологии– это не пепел от некогда в древности прогоревшего костра, а это неугасимыйогонь небес, свет Истины Откровения. Тот свет Божественного откровения, которыйбудет для нас всегда, покуда мы будем способны на труд и аскезу самопознаниячеловеческой природы. Того самопознания, в результате действия которого произойдетнаша встреча с правдой нашего собственного «Я». Правда нашего «Я», в действительности,есть истина Божественного Ты. Знание Традиции коренится не в прошлом, не в будущем,а в сосредоточии и ответственности настоящего. У знания традиции есть толькоодно отличие от всякого другого знания – оно не суетно, не праздно, ибо обретаетсяв труде и подвиге аскезы на вершине человеческого совершенства, в точном мгновениипредстояния человеческой души перед Богом.
От необходимостизнать мудрость богословия не уйти никому, ибо никто не уходит от смерти, когдажизнь реально и окончательно обесценивается неизбежным приходом смерти. Никто,пока он жив, не может примериться со смертью. И ведя проигранный бой со смертью,человек вынужден искать помощи и сочувствия у Того, Кто смерти не творил, и Кто рожденную человеческим грехопадением смерть победил подвигом Воскресения.
Но было быбольшой ошибкой отождествить естественное обращение человека к Богу с правильностью,успешностью действий этого отношения. Дело в том, что современное секулярноесознание, говоря об архаичности или даже невежестве религиозной веры, опускаетиз виду тот важный факт, что оно говорит не о действительном предмете веры,а о карикатуре на символ подлинной веры, которую за столетия богоборчества сотворилибезбожные умы. Ясно, что злобная карикатура на святого ничего общего не имеетс подлинным житием святого. За догматами Православной Церкви, которые кто-то хотел бы представить непонятной архаикой, стоит многовековая мысль гениев человечества,которые, жертвуя благом своей жизни, самой жизнью, утверждали истину догмата.За пониманием Бога как Пресвятой Троицы, за пониманием Христа как Богочеловекастоит тысячелетняя история глубинного философского и религиозного развития мировойкультуры. Православное вероучение – это расцвет и величие непревзойденной по своему мировоззренческому интеллекту культуры Византии. Это тысячелетнее развитиев духе христианства русской культуры, давшей миру подлинных святых, искусствоиконописи, великолепие храмов, православную по нравственному звучанию классическуюрусскую литературу, православную монархию – в целом уникальный историческийопыт существования православной цивилизации. Тот опыт христианского демократизма,при котором нет ни эллина, ни иудея, а есть универсализм равенства всех людейпо их духовной сопричастности Богу. Этот универсализм православной цивилизациине есть какой-то абстрактный идеал человечества, а – условие его выживания,ибо без христианского милосердия и помощи слабым человечеству не выжить. Приэтом надо заметить, что мы все нуждаемся в помощи другого человека: младенец– в заботе родителей, молодой и сильный – в мудрости и опыте старика, старик– в попечительстве детей, богатый и властный – в жертвенном смысле жизни и т.д.
Если справедливопосмотреть на содержание и значимость знания духовной науки, то надо признать,что без этого знания ум человека будет несовершенным и опасным для жизни самогочеловека. Если мы согласимся с верностью этого суждения, то нам будет не трудноувидеть и инновационную значимость богословского знания.
Мы полагаем,что знание богословской науки не противоречит духу творческой инновации. Потомучто подлинная инновация связана с творческим преображением существа человеческойприроды в соответствии с замыслом Бога о человеке. Современное производствос его высоким интеллектуализмом труда, универсализмом и мировой значимостьюпродуктов труда не может более существовать без духовно, нравственно зрелогоработника труда. Можно подготовить блестящего программиста, но этот программист,не имея духовной зрелости, моральной ответственности, с легкостью обратит свойтехнический талант в преступный промысел «хакера». Духовно незрелый политик,руководитель предприятия не увидит за конъюнктурой текущих дел стратегическогоразвития страны, предприятия. Цена ошибки в современной профессиональной деятельностинеизмеримо возросла и сравнялась с ценой масштабного бедствия.
Время радикальныхперемен выводит на авансцену управленческой деятельности молодых, предприимчивыхлюдей. И это хорошо, когда сила и задор молодости соединяется с величием историческихреформ, тогда назревшие перемены жизни реализуются и становятся фактом желаннойдействительности. Но история учит нас, что энтузиазм и страстное нетерпениемолодых хороши лишь в стадии слома отжившей системы. Однако, когда приходитвремя созидания, трудного и длительного строительства новой жизни, тогда без мудрости традиции, опыта предшествующих поколений не обойтись. Сейчас, когдабурные дни перестроечных процессов остались позади, а на смену к ним медленно,но верно приходят будни созидательного труда, – приходит время встречи с жизненноважным знанием духовной науки – знанием Богословия.
Позвольтевам пожелать, чтобы вы в своих научных поисках не разминулись с пришедшим к нам из Вечности знанием духовной традиции – знанием Православия. Благословениевам Божие в вашем благородном деле научного творчества.
Екатеринбург,24 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Сегодня свой 77-й день рождения отмечает Патриарх Московский и всея Руси АлексийII.
Екатеринбург,21 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Старинный Вознесенский храм в селе Большие Брусяны Белоярского района в 2008-мгоду отметит свой двухсотлетний юбилей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.