Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В связи с проектом закона «О персональных данных», принятым в первом чтении 25ноября 2005 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился с письмом в Министерствоинформационных технологий и связи Российской Федерации, ответственное за разработкузаконопроекта.
Министру информационных технологий и связи Российской ФедерацииЛ.
Д. Рейману
Уважаемый Леонид Дододжонович!
РусскаяПравославная Церковь весьма обеспокоена тем, что использование новых технологийдля идентификации граждан, а также создание баз данных, концентрирующих информациюо всех сторонах жизни граждан, может привести к использованию такой информациипротив богоданной свободы человеческой личности.
Я получаюмногочисленные просьбы православной общественности «воспрепятствовать созданиюсистемы тотального контроля за населением». Создаются общественные движения«против электронного рабства». Во многом это объясняется тем, что разработказаконодательства проходит в сжатые сроки, без общественного обсуждения, что может породить трудности с исполнением данного закона. Представители РусскойПравославной Церкви оказались подключены к обсуждению законопроекта «О персональныхданных» только на финальном этапе.
В связи с этим, я считаю полезным не спешить с принятием этого закона. Проведение общественногообсуждения и экспертизы до его принятия помогло бы избежать различного роданестроений.
Однако и сейчас хотелось бы выразить ряд соображений.
Проект законавводит для обязательного употребления «идентификатор персональных данных», которыйпланируется занести в государственный регистр населения Российской Федерации(ст. 23). Возникает вопрос, будет ли данный идентификатор, а не имя человека,основным средством его представления при взаимоотношениях с властями. Мы полагаем,что только имя человека должно играть эту роль. Кроме того, форма и содержаниеидентификатора, способы его формирования и присвоения не пояснены ни в данномзаконопроекте, ни в каких-либо иных проектах правовых актов. Убежден, что идентификаторперсональных данных должен включать в себя только фамилию, имя, отчество, датуи место рождения, пол. Этих данных достаточно для того, чтобы идентифицироватьфизическое лицо в его отношениях с государством.
Важно отметить,что в законопроекте не предусмотрена альтернатива присвоению идентификатораи возможность его смены, что может вывести из правового поля людей, которыепо тем или иным причинам отказываются от его принятия или настаивают на егосменяемости. Вне зависимости от аргументации таких людей, это может привестик их существенному поражению в правах. Считаю исключительно важным заложитьв законопроект право граждан на отказ от присвоения идентификатора в соответствиисо своими убеждениями вкупе с гарантиями недискриминации.
Законопроектсодержит декларативные заявления и ссылки на правовые акты, принятие которыхтолько предполагается в будущем, что открывает возможности для расширительноготолкования тех или иных положений настоящего закона, в том числе путем принятияподзаконных актов. В связи с этим затруднительно адекватно оценить те положениязаконопроекта, которые содержат подобные отсылки. Это касается, в частности,целей сбора и обработки персональных данных, процедуры их передачи, ответственностиза утрату и ненадлежащее использование информации, порядка использования идентификаторовперсональных данных и так далее.
Приведенныйв законопроекте перечень биометрических средств опознания человека не являетсяисчерпывающим. Это открывает простор для использования все новых и новых биометрическихданных — в частности, таких, которые могут позволять идентифицировать человекабез его ведома и согласия.
Нельзя не приветствовать запрет на обработку данных, относимых законопроектом к числу«особых категорий» – то есть касающихся расового происхождения, национальнойпринадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений,состояния здоровья, сексуальных наклонностей или судимости. Впрочем, этот запретне распространяется на сбор такой информации. Кроме того, недопустимо заниженпорог отмены данного запрета – в частности, в случае совершения лицом административногоправонарушения (к числу которых относятся, например, переход улицы в неустановленномместе или проезд без билета в общественном транспорте), появления угрозы жизнии здоровью человека или группы людей, а также в случае, когда «обработка персональныхданных осуществляется для достижения законных целей некоммерческих организацийи их объединений». Кроме того, в законопроекте есть оговорки, размывающие кругинстанций, уполномоченных собирать и обрабатывать персональные данные, в томчисле их «особые категории», что фактически позволит осуществлять сбор и обработкулюбых персональных данных о человеке органами государственной власти.
В связи с этим полагаю возможным изменить ст.9 законопроекта с учетом вышеуказанных соображений.
Положенияо передаче персональных данных также содержат расплывчатые формулировки. В частности,возможность передачи таких данных без согласия человека с целью сохранения егожизни и здоровья может быть интерпретирована слишком широко, что создает почвудля злоупотреблений. Это касается и передачи данных за границу России.
Считаю, что порядок передачи персональных данных третьим лицам, в том числе за рубеж, должнарегулироваться исключительно федеральными законами, а не подзаконными актами(ст.10–11).
«Субъектперсональных данных» должен обладать правом на возражение против обработки данных(подразумевающее немедленное прекращение обработки), не только в случаях предусмотренныхч. 1 ст. 13, но и в любом другом случае, когда обработка данных осуществляетсяс нарушением права на неприкосновенность частной жизни.
Термины «идентифицируемое»или «идентифицированное физическое лицо», «субъект персональных данных» могутбыть восприняты как унижающие человеческое достоинство.
В законене оговаривается недопустимость дистанционного и автоматического опознания человекас обращением к персональным данным без его ведома.
В законопроектене прописаны уголовная или административная ответственность оператора системыперсональных данных за их незаконное использование или передачу третьим лицам.
Учитываявышесказанное, считаю, что проект закона «О персональных данных» нуждается в серьезной доработке.
Председатель Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
Московскиевласти не допустят проведения гей-парада ни при каких обстоятельствах и ни в какой форме, сообщил пресс-секретарь мэра столицы Сергей Цой. По его словам,в последнее время в СМИ появились сообщения о том, что представители сексуальныхменьшинств намереваются провести в Москве массовую акцию.
ПрезидентРоссии Владимир Путин неожиданно поддержал депутатов оппозиционных фракций ГосударственнойДумы, предложивших исключить из рассматриваемого сейчас законопроекта «О персональныхданных» положения о создании единого регистра населения и присвоении гражданамидентификаторов персональных данных, мотивировавших свою позицию тем, что утверждениезакона без этих исправлений приведет к установлению тоталитарного контроля над гражданами России.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.