Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В XIV Международных Рождественских образовательных чтениях принял участие и ректорМосковского государственного университета имени М.В.
Ломоносова, президент Союзаректоров России, академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.
После праздничногобогослужения в храме Мученицы Татианы в день ее памяти Святейший Патриарх Алексийпоблагодарил академика Садовничего за его «усилия в деле возвращения этого храмаприходской общине». «Мы с большим удовлетворением, — подчеркнул ПредстоятельЦеркви, — восприняли единодушное избрание Вас вновь ректором Московского государственногоуниверситета. Желаем, чтобы помощь Божия и в дальнейшем сопутствовала Вам в тех трудах, которые Вы несете во благо российской науки, во благо Московскогоуниверситета». Пресс-служба Московской Патриархии попросила ректора главноговуза России ответить на несколько вопросов.
—Виктор Антонович, знаменательно, что день рождения Московского университета,который с нынешнего года празднуется как государственный праздник — День российскихстудентов, приходится на день памяти святой мученицы Татианы. Как сказалосьвозрождение вашего домового храма на жизни университета? Насколько оно былозначимо лично для вас?
— Я считаю,что возрождение храма Святой Мученицы Татианы было большим событием не толькодля Московского университета, но и для всех студентов России, чьей небеснойпокровительницей является эта святая. Когда мы на ученом совете МГУ 11 лет назадпринимали решение о Татианинском храме, нами двигало соображение, что по традициив Московском университете всегда была домовая церковь.
Первые два-тригода робко, а потом все увереннее и увереннее, наш возрожденный храм стал участвоватьв духовной жизни университета. Всякое было за это время. Но неизменно одно —все больше профессоров, преподавателей и студентов становятся прихожанами нашегохрама, приходят сюда, чтобы приобщиться к вере, успокоиться, побыть наединес Господом. Это означает, что усилия по воссозданию домового храма были не напрасны.
Сейчас общинаочень интересная, в храме венчается много студентов. И храм, как ему и подобает,стал очень красивым.
На душе здесьхорошо даже тем, кто особо верующим не является. В этом, по-моему, и есть значениеЦеркви — приютить каждого: и тех, кто верит, и тех, кто, может быть, толькоеще хочет верить, и тех, кто просто зашел ознакомиться с памятником архитектуры.
Действительнознаменательно, что престольный праздник нашего домового храма совпадает с днемрождения университета. Мы делаем одно и то же дело воспитания: университет –светскими способами, а Церковь — духовными, верой.
— Какие наиболееяркие моменты запомнились Вам в связи с Татианинским храмом? Как Вы воспринялито, что отныне Татьянин день стал государственным праздником?
— В начале1990-х в Доме культуры МГУ, который многие годы занимал здание храма, была,увы, довольно неприличная обстановка, и это постоянно муссировалось в прессе.
Когда жея первый раз зашел сюда сразу после возвращения домового храма МГУ Церкви и увидел его внутреннее убранство, то был поражен, как преобразилось это здание,которое я хорошо знал еще со своих студенческих лет.
Второй момент,который мне запомнился, — это освящение храма Великим чином.
Третий —нынешнее Патриаршее богослужение в день памяти святой мученицы Татианы.
Большой радостьюдля нас стало и решение Президента России Владимира Путина об объявлении 25января общегосударственным праздником. Слияние духовности и государственности— путь, по которому должно идти наше Отечество.
— Можно ли сказать,что в России своя система образования, моделью которой является МГУ?
— Образованиев моем понимании — это фундаментальная университетская подготовка. На протяжениивсей истории Московского университета продолжается некая дискуссия. Идет борьбадвух мнений. По одному из них, университет должен заимствовать, копировать другиесистемы и таким способом быстро выйти на передовые рубежи.
Я же придерживаюсьпозиции, что наша отечественная система образования — выдающаяся. Она доказаласвои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является однойиз лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании. МГУ —это не просто учебный и научный центр. Это часть нашей отечественной культуры.
— Но как поддерживатьсегодня традиции отечественного образования?
— Это невозможнолишь с помощью учебников или даже самых современных информационных технологий.Нужна полноценная университетская среда, где есть ученые, которые занимаютсянаукой и обучают студентов.
Печально,что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалыетрудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, к сожалению, плохоподдерживаются финансово. Происходит — пусть не так интенсивно, как в начале1990-х — и утечка «умов» за рубеж. Если мы потеряем науку в университетах, нашаотечественная система образования больше не будет уникальной, лишится того преимущества,которое всегда выгодно ее выделяло.
Таким образом,моя точка зрения неизменна: будущее России – в сохранении фундаментальной науки,высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накопленнацией не за одну сотню лет.
В течениеочень короткого периода у нас появилось огромное количество негосударственныхобразовательных учреждений, фактически не обеспечивающих должного учебного процесса.Выходом из создавшейся ситуации может стать процесс усиления контроля по лицензированию,аттестации и аккредитации данных вузов, а также предъявление к ним высоких требований,чтобы в результате остались лишь те, кто предоставляет действительно качественноеобразование.
И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, гражданестраны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированныхспециалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества — государства. Ведь далеко не каждая семья — можетплатить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких детей.
Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование — это стратегическаялиния государства, его политика. Во многих странах мира образование являетсяприоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.
Приоритетнымна сегодняшний день является вопрос о создании Кодекса РФ об образовании. И связано это с тем, что все законы данной отрасли претерпели дополнения и изменения.Кодекс об образовании упорядочил бы нынешнюю ситуацию.
— Как, на Вашвзгляд, остановить «утечку умов», удержать в университетских стенах молодежь?
— Для тогочтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий: иной, чемсегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможностьобеспечить молодых сотрудников жильем.
В Московскомуниверситете есть программы поддержки молодежи. Программе «100 плюс 100» уже10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очередина кафедрах и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. Это задержалоотток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу.
Есть и другаяпрограмма, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантаммы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.
— МГУ по-прежнемуне учитывает результаты Единого государственного экзамена?
— Считали считаю, что ЕГЭ у нас в России не может быть единственной формой оценки знаний.Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общениис поступающими. И сам следую такому принципу, и коллег к этому призываю: надопонять талант человека, может быть, не очень быстро умеющего отвечать «да —нет», и развить этот талант.
Нельзя предъявлятьодинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, гдепреподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподаети физику, и математику, и химию.
Предлагаюоткрыть талант сельского ученика с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. С результатамиЕГЭ связано, прежде всего, финансирование: чем больше баллов получит ученик,тем больше денег он будет иметь для обучения. Я же убежден в том, что с помощьютематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им возможностьполучить настоящее образование.
— Вы проводитепредварительный отбор талантов в регионах. Можно ли, исходя из этого факта,утверждать, что ломоносовы в России продолжают произрастать именно в глубинке?
– Несомненно!В этом году продолжается проект-конкурс «Покори Воробьевы горы», по результатамкоторого сотни абитуриентов смогут стать нашими студентами.
Как показываетмноголетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональныеинтеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребятиз глубинки.
Олимпиадноедвижение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо привести в порядок,создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественныйсовет, который станет тому способствовать.
В рамках Рождественских чтений 1 февраля 2006 года в Издательском Совете РусскойПравославной Церкви состоялась конференция «Школа, семья и СМИ». В ее работеприняли участие священники и педагоги, возглавляющие церковные СМИ или сотрудничающиес ними, а также православные журналисты официальных и церковно-общественныхизданий.
Генеральныйпрокурор России Владимир Устинов предложил восстановить в армии должность полковогосвященника. Об этом он сообщил в пятницу на коллегии Генпрокуратуры.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.