Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (374) → Сестры Ново-Тихвинской обители совершили путешествие по храмам Стамбула — древнего Константинополя

Сестры Ново-Тихвинской обители совершили путешествие по храмам Стамбула — древнего Константинополя

№5 (374) / 1 февраля ‘06

По святым местам

 Екатеринбург,30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Из Екатеринбурга — в Константинополь.

Именно такое путешествие совершили недавносестры иконописной мастерской. В поездке их сопровождала Анна Игоревна Яковлева,искусствовед, реставратор мастерских Московского Кремля. И хотя сестры, казалосьбы, ездили в столицу Турции Стамбул, но это было не простое перемещение в пространстве,а, скорее, путешествие во времени — потому что они искали в сегодняшнем Стамбуледревний Константинополь с его величайшими святынями и живым православным духом:тем духом, о котором свидетельствовали еще послы князя Владимира.
 Хотя сестры-иконописцыпосетили более десятка исторических мест, среди которых Влахернский храм, церковьсвятой Ирины, место древнего ипподрома, монастырь Пантакратор и многое другое,их особенный интерес был сосредоточен на храмах монастыря Хоры, на прославленнойСвятой Софии и на «Фетие Джами» — мечети в Фетие, бывшей когда-то православным храмом.
 Вниманиеиконописцев к ним не случайно. Уральские сестры хотели здесь познакомиться с фресками и мозаиками ХIV века, потому что видят для себя образец иконописи в церковном искусстве периода правления в Византии царской династии Палеологовс ХIII по ХV век. Выбор этот глубоко продуман и обоснован: время Палеологовсвязано с возрождением древнего византийского искусства и одновременно с обновлениемдуховной жизни — расцветом исихазма (аскетического молитвенного подвига, «умногоделания»). Именно этот период подарил России совершенные образцы иконописиФеофана Грека;, «гречанина» Исайи, выполнившего новгородские фрески;мастеров-греков, расписавших Успенский собор Кремля. Под влиянием Византии создавалсвои иконы и преподобный Андрей Рублев, и Дионисий. А ближайшими по временипоследователями исихазма на Руси стали такие великие святые, как преподобныйСергий Радонежский и преподобный Нил Сорский.
 В первыйдень после приезда сестры-иконописцы посетили монастырь Хора, а потом приезжалив него еще несколько раз, потому что, по словам сестер, он оказался настоящимсокровищем. В двух притворах монастырского храма, и в пристроенном к нему храме-усыпальницесосредоточены фрески константинопольских мастеров ХIV века, а также уникальныемозаики, изображающие евангельские события.
 Каждую фрескусестры изучали по часу и больше. Они стремились рассмотреть мельчайшие мазки,цветовые сочетания, понять технику мастера: использованные пигменты, особенностьнаписания ликов, проработку фигур, гармонию цветов, построение композиции. Этифрески выглядят живыми и объемными в противовес распространенному мнению, что изображение на иконе должно быть непременно плоскостным. Изображения нацеленына то, чтобы вызвать правильное духовное чувство, а их создатели стремилиськ цели, в совершенстве владея своим мастерством. И, конечно же, в уральскихсестрах укрепилось желание подражать этим удивительным мастерам, хотя они прекраснопонимают всю сложность такой задачи.
 В храме святойСофии, превращенном сейчас в музей, иконописцев ждали впечатления иного рода.Хотя в этой великой византийской святыне (а именно ее когда-то посетили послыкнязя Владимира) за долгое время мусульманского владычества почти не осталосьросписей и мозаик, храм произвел на сестер сильнейшее, неизгладимое впечатление.
 София Константинопольская,если говорить языком разума — это величайшее достижение инженерно-архитектурноймысли, это — настолько совершенное архитектурное творение, насколько достижимосовершенство в этой области. Если же говорить на языке сердца, то о храме СофииКонстантинопольской можно сказать одно — это поистине Дом Божий.
 В храме всеизумительно пропорционально; он разделен на сложные пространственные зоны, которыесоздают гармонию в сочетании с мозаиками и мраморной облицовкой стен. Продумановсе до самых мелких деталей, нет повторяющихся и однообразных орнаментов, каждыйзавиток на резных капителях сделан с мастерством, каждый кусочек смальты положенс любовью.
 Внутри стеныхрама обрамлены двумя галереями, на одной из которых находилась ложа императора,вблизи нее сохранилась прекрасная мозаика Спасителя с предстоящей Ему БожиейМатерью и Иоанном Крестителем. К сожалению, под потолком мозаики сбиты и покрытызолотистой краской, а из настенных храмовых изображений сохранилась лишь немногие.И все-таки, святая София и сейчас, благодаря своим удивительным пропорциям,архитектурным изыскам, игре света на мозаичных изображениях дает ощутить паломникамсвою гармонию, силу и былую славу, вопреки всем обрушившимся на нее бедам и разрушительному действию времени.
 Последнимиз тех мест, ради которых иконописцы предприняли поездку в Стамбул, была ФетиеДжами (мечеть в Фетие). Здесь сестер также очень интересовала мозаика. У этойживописной техники есть свои преимущества: она очень прочна, придает особеннуюглубину изображению и зрительно увеличивает пространство. Мозаичные фигуры кажутсяобъемнее, создается впечатление, что они выступают из плоскости. Сестрам показалось,что такие изображения даже написать было бы не легко, а они мастерски выполненыв мозаике, к тому же очень изящно и выигрышно сочетаются с нижней мраморнойоблицовкой.
 …Впечатлениямне было конца. И в последние дни поездки всем хотелось скорее вернуться домойи начать работать, чтобы постараться хотя бы отчасти применить на практике то,что удалось увидеть. Ведь в действительности, ориентация на византийские образцыприближает к идеалу любого человека, стремящегося работать в каноническом иконописномстиле. И неважно, где эти образцы находятся — в России, в Сербии или Турции,если они свидетельствуют о величайшей тайне Боговоплощения всей мощью своегоиконописного мастерства.

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
По святым местам

Начата расчистка и прокладка зимней дороги от Махнево до села Меркушино — места молитвенных подвигов праведного Симеона

 Екатеринбург,26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В эти дни на 40-километровомучастке лесной дороги от села Махнево до Меркушино началась работа. Трудамидиректора Махневского карьера Николая Андреевича Сарычева и его подчиненныхна зимнике трудится строительная техника, утрамбовывая, расчищая и делая дорогупроходимой для автомобильного транспорта.

 
По святым местам

Прихожане Храма-на-Крови встречали гостей из города Полевского

 Екатеринбург,6 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Недавно группа прихожан храма в честь Святых Апостолов Петра и Павла городаПолевского побывала в гостях у членов общины Храма-на-Крови.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс