Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 29 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 27 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Священный Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены. Общецерковного прославления в лике священномученика удостоился священнослужитель Екатеринбургской епархии отец Алексий (Кротенков, 1878 — 18 апреля 1930).
Алексей Петрович Кротенков родился в марте 1878 года в селе Неклюбки Черниговской губернии, в семье крестьянина. Образование получил в учительской школе, которую окончил в 1902 году, и до 1910 года трудился учителем церковно-приходской школы.
В 1910 году поступил на Московские пастырские курсы, по окончании которых в марте 1911 года был рукоположен во священника московским епископом Владимиром. Для служения отец Алексий был направлен в поселок Ушкевский Туринского уезда Тобольской губернии, в котором он служил до 1915 года, а затем был переведен на служение в село Нижне-Романовское Тобольской губернии. В этом селе отец Алексий служил до 1929 года.
Село Нижне-Романовское было местом ссылки для многих пострадавших от советской власти. Батюшка старался поддерживать административных ссыльных, помогал им материально. В 1927 году в течение недели укрывал у себя священника Анатолия, бежавшего с места ссылки из Тобольского края.
В 1929 году отец Алексий стал настоятелем Свято-Николаевского храма села Ницинское в Ирбитском районе. Свято-Николаевский приход был довольно велик: в него входили, кроме села Ницинского, деревни Еремино, Чувашево, Чусовитино, Елшинотец.
В 1929–31 годах развернулась кампания по закрытию церквей. В Ирбитском округе было закрыто 223 молитвенных здания из 230-ти имевшихся.
В 1929 году в Ирбитском районе стали загонять людей в сельскохозяйственные коммуны. В колхозы своих прихожан батюшка вступать не благословлял. В проповедях он называл коллективные хозяйства «богопротивными, в которых собрались безбожники, богохульники и хулиганы». В том же году осенние хлебозаготовки в районе были сорваны, и власти обвинили в этом духовенство.
В октябре 1929 года отца Алексия приговорили к двум неделям принудительных работ и отправили в Ирбит.
Вскоре власти нашли повод для закрытия Свято-Никольского храма в селе Ницинском: сельсовет заявил приходу о необходимости заплатить дополнительные страховые взносы за храм в размере 1196 рублей. Таких денег у общины не было. На собрании общины решено было налог не платить из-за отсутствия средств, но и церковь не отдавать, всеми силами ее охранять от попыток к закрытию, так как дополнительные страховые взносы — незаконны.
«Лучше умереть за веру Православную, а не отдавать церковь на поругание богохульникам. В случае тревоги ударим в набат. Мы должны быть твердыми и стойкими», — говорил отец Алексий.
Батюшка предложил всем прихожанам охранять храм — кто может, остаться на ночлег в молитвенном помещении, заперев храм изнутри.
Вместе с отцом Алексеем в храме осталось 50 человек. Ночевали там несколько дней, выставили посты на колокольне, у двери. Через неделю в село приехал председатель районного исполнительного комитета и пообещал, что церковь закрыта не будет. Однако батюшка продолжал находиться в церкви, так как был уверен, что при выходе его арестуют, а храм отберут.
Верующие мужественно поддерживали своего пастыря, десять дней защищая храм. Арестовать батюшку в церкви было нельзя, поэтому местные власти пошли на хитрость. Районный уполномоченный явился на квартиру матушки, и попросил вызвать батюшку из храма для беседы, пообещав, что ареста не будет.
Отец Алексей, помолившись перед иконой Божией Матери, решил выйти из церкви. По дороге в сельсовет ему объявили об аресте, а затем отправили в Ирбит, в ОГПУ. Матушке и прихожанам объявили, что священник сбежал неизвестно куда. Это было представлено как разгром контрреволюционной организации, ставящей своей целью свержение существующего строя. Арестованы были члены церковного совета, благочинный округа, верующие не желающие вступать в колхоз. Всего по делу проходило 16 человек.
С 19 января 1930 года начались допросы. Следствие длилось до 11 апреля.
Отца Алексия обвиняли в том, что он «по своим убеждениям являлся приверженцем монархического строя и ярым противником советской власти…использовал церковь как легальную трибуну для проведения открытой антисоветской агитации».
Самым серьезным обвинением было то, что батюшка не благословлял прихожан вступать в колхозы, называя их «богопротивными» и поддерживал материально административных ссыльных.
11 апреля 1930 года на заседании «тройки» ОГПУ по Уралу по внесудебному рассмотрению дел постановили: Кротенкова Алексея Петровича, а также членов церковного совета, расстрелять. В ночь на 18 апреля 1930 года в Ирбите приговор приведен в исполнение.
© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
Екатеринбург, 22 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 31 декабря Церковь празднует прославление святого праведного Симеона Верхотурского.
Екатеринбург, 10 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 10 января, в третий день рождественской праздничной недели, совершается празднование местночтимой иконе Божией Матери «Уральская».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.