Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Интервью Предстоятеля Русской Церкви Русской службе Би-Би-Си
2006год может стать для Русской Православной Церкви решающим на пути воссоединенияс Русской Зарубежной Церковью. При этом полного преодоления последствий гражданскойвойны ожидать пока рано.
Об этом, а такжео перспективах встречи с Папой Римским и ситуации на Украине, Патриарх Московскийи Всея Руси Алексий II рассказал в эксклюзивном интервью главному редакторумосковского бюро Русской службы Би-би-си Константину Эггерту.
— Ваше Святейшество,пошел шестнадцатый год Вашего Патриаршего служения. Что Вас больше всего радуети больше всего огорчает в отношениях Церкви с государством и обществом?
— Нормализацияцерковно-государственных отношений в России и большинстве других стран СНГ —это одно из главных достижений последних полутора десятилетий. Былое отчуждениепреодолено, и сегодня Церковь и светская власть активно взаимодействуют на всехуровнях.
Однако не соответствует действительности распространенное, особенно на Западе, мнение,что Русская Православная Церковь добивается статуса государственной. Историяучит нас, что такой статус может серьезно сковывать силы Церкви, отягощать ее,препятствовать свободному совершению ее миссии. Церковь ценит обретенную свободуи не намерена становиться частью государственного аппарата. В то же время, по моему убеждению, православные христиане вправе рассчитывать на приоритетноесотрудничество власти с Русской Православной Церковью.
Этому естьнесколько причин. Вклад нашей Церкви в становление российской государственности,русской культуры, самосознания нашего народа, был определяющим. Русская ПравославнаяЦерковь — самая многочисленная религиозная община страны, старейший институтгражданского общества. Она пользуется доверием миллионов людей в России и за ее пределами. Ее примиряющее, объединяющее слово, исполненное внутренней силыи нравственного авторитета, не раз спасало страну от сползания в пучину межнациональногопротивостояния.
— Целый ряд общественныхдискуссий последнего времени, например, вокруг преподавания курса основ православнойкультуры в школах, или история с выставкой «Осторожно, религия!» в сахаровскомцентре, привлекли внимание к отношениям Церкви и общества. Существует ли здесьраскол между Церковью и либеральной частью общества?
— Атеизмне мог исчезнуть и не исчез в одночасье. Семьдесят лет люди воспитывались в атеистическом духе. Когда мы ставим вопрос о преподавании основ православнойкультуры — даже факультативно, по желанию детей и родителей, то это во многихместах, в частности в Министерстве образования, встречает непонимание. Хотяв целом ряде областей преподавание предмета «Основы православной культуры» сталоуже абсолютно естественным и вызывает благодарность учителей и родителей. Ведькаждый культурный человек должен знать историю своей культуры. Незнание православнойкультуры обедняет человека. Наша культура имеет корни в тысячелетней традицииправославного христианства.
— Ваши критикииз числа либералов ссылаются на многоконфессиональный и светский характер российскогогосударства…
— Я думаю,мусульмане, представители других традиционных конфессий тоже должны знать культурутой страны, в которой они живут. Мы не возражаем, а, наоборот, приветствуем,если, скажем, в районах компактного проживания мусульман или буддистов будетизучаться культура ислама или буддизма. Это делается в Татарстане и Башкортостане.
— Каково отношениеРусской Церкви к идее прав человека? Многие западные церкви нашли свой подходк ней, равно как и к идее свободы совести.
— Мы всегдавыступали за права человека. Недавно Президент Путин сказал, что Русская ПравославнаяЦерковь была в СССР единственной инакомыслящей организацией. Та свобода, котораядостигнута сейчас, приветствуется нами. Религиозные объединения сегодня могутсвободно проповедовать, а не только исполнять религиозный культ, как это формулировалоПоложение о религиозных объединениях 1929 года.
Этой свободыудалось добиться еще на исходе советского времени. Я в эти годы был народнымдепутатом, и тогда вырабатывался первый закон о свободе совести. С советскимиюристами тогда было работать нелегко. Они считали, что Положение 1929 года эталонное,а оно было дискриминационным. Ведь было запрещено преподавание религии, осуществлениесоциальной деятельности. Сейчас мы пользуемся этим, и в меру возможностей осуществляеми социальную деятельность, и религиозное образование во всех возрастных группахсреди тех, кто обращается к нам.
— Ваше Святейшество,Православная Церковь и Вы лично — это та часть гражданского общества, котораяне устает напоминать россиянам об ужасах коммунистического режима. Вы каждыйгод служите панихиду на полигоне в Бутово под Москвой, где были расстреляныдесятки тысяч людей. Вас не беспокоит наметившаяся в последнее время в Россиитенденция обеления советского прошлого, стремление говорить о нем либо хорошо, либо ничего? Как относиться к прошлому?
— Нельзяотрицать все, что было в прошлом. Была обеспеченная старость, социальная помощь,бесплатная медицина. Люди, потерявшие свои сбережения, копившие деньги на черныйдень или для похорон, естественно, потом тяжело переживали.
Но в отношениирелигии советское время было дискриминационным. В двадцатые-тридцатые годы за веру расстреливали. А разрушение храмов продолжалось и после войны. Еще в шестидесятыегоды многие храмы были взорваны и разрушены.
— Вы думаете,что Россия уже подошла к порогу примирения со своей историей?
— Делаютсяпопытки примирения. Одна из них — возвращение из эмиграции останков писателяИвана Шмелева, генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина. Я думаю, времядолжно изгладить противостояние. Смотрите, сегодня восстанавливаются кладбищанемецких солдат времен Второй мировой войны. Взгляните на Бородинское поле.Там памятники и французам, и русским. Они ведь не сразу были восстановлены.Должно пройти время, чтобы прошло ожесточение. Время лечит и должно вылечитьте обстоятельства, которые разделяли наш народ в годы гражданской войны.
— Как Вы оцениваетепервые месяцы понтификата Папы Бенедикта XVI? Каково нынешнее состояние отношениймежду Русской Православной и Римско-Католической Церквами?
— Пока раноговорить о конкретных сдвигах в отношениях. Мы приветствуем заявления новогопонтифика о необходимости продолжения диалога. Надеемся, что за этим последуюти действия. К сожалению, пока в России, Украине, Белоруссии, Казахстане продолжаетсяпрактика прозелитизма со стороны Римско-Католической Церкви. Людей, которыекрещены в Православии или корнями уходят в Православие, пытаются обратить в католичество. Особенно это касается детей. Многие католические миссионеры в России создают детские дома, берут детей, крещенных в Православии, и воспитываютих в католическом духе.
Не преодоленопока существующее противостояние в западных областях Украины, где Греко-КатолическаяЦерковь проявляет себя крайне агрессивно в отношении Православия. Скажем, во Львове до сих пор нет ни одного храма, где совершалось бы богослужение на украинскомязыке для прихожан Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
— Многие считают,что Ваша встреча с Папой Римским в третьей стране могла бы способствовать выводуситуации из тупика.
— Видители, речь об этом идет с 1997 года, со времени прежнего понтификата. Но наш подходк этой встрече отличается от подхода римско-католической стороны. Для чего встречатьсяперед телекамерами? Чтобы показать миру, что у нас нет проблем? Но ведь у насесть проблемы. Нужно их сначала преодолеть, а уже потом встречаться. Обыкновенно,на встречах такого уровня не решаются вопросы. Такие встречи должны быть хорошоподготовлены. Для того, чтобы она состоялась, должны быть решены те вопросы,которые беспокоят Русскую Православную Церковь и ее паству.
— Вернемся к украинской ситуации. Многие в этой стране выступают за создание автокефальнойправославной церкви, независимой от Москвы. Как Вы видите развитие ситуациина этом направлении?
— После распадаСоветского Союза во многих из пятнадцати суверенных государств на националистическойпочве возникло представление о том, что в независимом государстве должна бытьнезависимая от Москвы церковь. Но не может пятнадцать независимых православныхцерквей создаться на территории бывшего СССР.
Мы понимаем,что в независимой Украине большая территория и миллионы верующих. Мы предоставилиУкраинской Церкви широкую автономию во всех административных, финансовых, хозяйственных,издательских делах. Мы сохранили только молитвенное, духовное единство. Я не раз говорил руководителям Украины, что разорвать эти духовные связи нам не дано.История и Господь Бог нам не простят, если эти связи будут разорваны. Мне понравилосьвыступление председателя Верховной Рады Владимира Литвина. Он, поздравляя с семидесятилетием митрополита Владимира, главу Украинской Православной Церкви,сказал, что, по его мнению, государство не должно вмешиваться в церковные дела,а наоборот, должно прислушиваться к мнению Церкви.
— Как обстоятдела с воссоединением Русской Православной Церкви с Русской Православной ЦерковьюЗаграницей? Многие ожидали возобновления евхаристического, молитвенного общенияэтого в 2005 году, теперь речь идет о 2006 годе.
— Диалогс Русской Зарубежной Церковью в целом идет достаточно успешно. Говорить о конкретныхсроках завершения диалога сегодня было бы преждевременным. Проведено пять совместныхзаседаний комиссий по переговорам Московского Патриархата и Русской ЗарубежнойЦеркви. Состоявшееся обсуждение многих проблем вселяет надежду, что и оставшиесявопросы будут решены. Наш Архиерейский Собор одобрил позицию Московского Патриархата.Теперь мы ожидаем Всезарубежного Собора РПЦЗ, который состоится в мае 2006 года,и тех решений, которые он примет.
Молитвенноеобщение у нас уже восстановлено. Делегация Зарубежной Церкви во главе с митрополитомЛавром участвовала в Патриарших богослужениях — во время освящения храма ЖивоначальнойТроицы в честь Тысячелетия Крещения Руси и храма на Бутовском полигоне, и в праздник Вознесения Господня. Но восемьдесят лет разделения, конечно, оставилисвой след в душах и сознании людей. Нам нужно преодолевать это разделение. Но политических причин, приведших к созданию Зарубежной Церкви, больше нет.
— Сохранят липриходы РПЦЗ автономию в случае воссоединения?
— Да, мысчитаем, что они должны иметь широкую автономию. Но молитвенное поминовениеПредстоятеля Русской Православной Церкви должно осуществляться. Это должно свидетельствоватьо единстве Церкви.
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросыгреческой газеты «Вима» —Ваше Святейшество! Последний раз Вы встречались со Вселенским Патриархом Варфоломеемв январе 2000 года в Вифлееме на торжествах по случаю начала нового тысячелетия.Какие проблемы разделяют вас и разъединяют ваши отношения? Когда православныехристиане смогут лицезреть вас снова вместе? Разве Вы не хотели бы такой встречи? — Каждаявстреча Предстоятеля со своим собратом из другой Поместной Церкви является источникомрадости и вдохновения как для самих Первоиерархов, так и для их пасомых.
9января в Волоколамском районе Московской области открылась научно-практическаяконференция «Преподобный Иосиф Волоцкий и его Обитель». Святейший Патриарх Алексийнаправил приветствие участникам конференции.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.