Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросыгреческой газеты «Вима»
—Ваше Святейшество! Последний раз Вы встречались со Вселенским Патриархом Варфоломеемв январе 2000 года в Вифлееме на торжествах по случаю начала нового тысячелетия.Какие проблемы разделяют вас и разъединяют ваши отношения? Когда православныехристиане смогут лицезреть вас снова вместе? Разве Вы не хотели бы такой встречи?
— Каждаявстреча Предстоятеля со своим собратом из другой Поместной Церкви является источникомрадости и вдохновения как для самих Первоиерархов, так и для их пасомых.
Такиевстречи надолго остаются в памяти. Я с удовольствием вспоминаю встречи со СвятейшимПатриархом Варфоломеем в Одессе и Вифлееме. Надеюсь, что они не были последними,и нам еще представится возможность непосредственного общения. Что касается имеющихсяразногласий между двумя Церквами, то они не столь велики, чтобы разрушить связывающееих молитвенное общение, и не отражаются на наших личных взаимоотношениях.
— Многие православныеПредстоятели и митрополиты заявляют, что Московский Патриархат имеет экспансионистскиенамерения. Учреждение новых митрополий, действия на Ближнем Востоке и в Азии,где Вы стараетесь возводить храмы, — лишь некоторые вопросы, которые вызываюту них скепсис. На что нацелены эти действия Русской Православной Церкви?
— Годы послераспада Советского Союза — это время массовой эмиграции из некогда составлявшихего стран. Сегодня наши соотечественники живут и работают в самых разных уголкахмира. Находясь вдали от родины, эти люди испытывают острую потребность в пастырскомокормлении, в богослужении на понятном им языке. Мы не можем отказать им в этом,и потому открываем для них новые приходы.
Столь жешироко, как сегодня, создание новых русских общин происходило разве что в первойполовине ХХ века — после революции и гражданской войны. Нечто подобное имеломесто и в истории греческих Церквей. В частности, после Малоазийской катастрофыв многократно увеличившейся греческой диаспоре по всему миру активно создавалисьновые церковные структуры.
Хотел быподчеркнуть, что в нашем случае за этими шагами отнюдь не кроется никаких недружественныхили «экспансионистских» намерений в отношении братских Православных Церквей.Ведь почти все наши приходы открываются в так называемых странах диаспоры, то есть вне пределов Автокефальных Поместных Церквей. В тех же случаях, когда речьидет о канонической территории какой-либо Поместной Православной Церкви, открытиюприхода или представительства предшествует обязательное согласование со Священноначалиемэтой Церкви.
— Турция постояннооспаривает Вселенскую роль Предстоятеля Константинопольской Церкви. Недавнолидер ультраправой организации «Серые волки» заявил, что даже Патриарх всеяРуси, мол, не признает Патриарха Вселенским. Как все-таки обстоит дело? Вы признаетеПатриарха Вселенским?
— Я не развыражал братское сочувствие Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с не прекращающимисяагрессивными вылазками против Константинопольской Церкви турецких экстремистскихгруппировок, таких как упомянутые вами «Серые волки». В своих действиях и заявленияхэти организации преследуют одну единственную цель — нанести максимальный вредПравославной Церкви.
Что же касаетсянаименования Константинопольского Патриарха «Вселенским», то Русская Церковь,конечно же, признает этот сложившийся исторически титул, использует его за богослужениеми в переписке. При этом мы понимаем, что данный титул отнюдь не подразумеваетнекой всемирной юрисдикции, потому что в таком случае он соответствовал бы скореекатолической, а не православной экклесиологии. Речь идет о наследии византийскойэпохи, которая в памяти церковной сохранилась, хотя политическая реальность«Нового Рима» давно уже в прошлом.
— Многие украинскиеполитики считают, что их государство должно обрести свою собственную Церковьи обособиться от Московской Патриархии. Что Вы думаете по этому поводу? Что бы Вы сказали Вселенскому Патриарху, от которого время от времени они добиваютсяавтономии или автокефалии?
— Церковьне должна жить по законам политики, и политические деятели не должны вмешиватьсяв ее внутреннюю жизнь. Украинская Православная Церковь сама вправе выбиратьсвой дальнейший исторический путь, и этот выбор она должна сделать без какого-либовнешнего давления, будь то по политической или по церковной линии.
Сейчас большинствоее верных чад не хочет прерывать духовной связи с Русской Православной Церковью.С их мнением нужно считаться, ибо в таких вопросах пренебрежение волей большинстванеизбежно грозит обернуться тяжелыми нестроениями и раздорами в Церкви. Томуесть множество примеров в истории.
Вспомнимхотя бы печальный эстонский опыт, когда в угоду амбициям некоторых политиков,а также пожеланиям небольшой группы верующих, составляющей менее десятой частиправославной общины в Эстонии, были предприняты поспешные и непродуманные шаги,на многие десятилетия разрушившие церковный мир в этой стране.
Украина несопоставимас Эстонией по своим масштабам и по тому влиянию, которое имеет Православие в жизни народа. Повторение здесь ошибок прошлого чревато катастрофическими последствиямине только для Украины, но и для всего православного мира. Поэтому я призвал бы Его Святейшество Патриарха Варфоломея к особой ответственности и осмотрительностиво всем, что касается Украины.
— Около месяцаназад делегация Святого Престола посетила Московскую Патриархию и провела переговорыс представителями Вашего окружения. Возможен ли визит Папы Бенедикта XVI в Россию?Может быть, целью визита папской делегации было, как многие считают, заключениенекоего двухстороннего соглашения между Московским Патриархатом и Римско-КатолическойЦерковью?
— Действительно,в октябре этого года в Москве находилась делегация из Ватикана во главе с секретаремСвятого Престола по отношениям с государствами архиепископом Джованни Лайоло.Этот визит осуществлялся по приглашению Министра иностранных дел России СергеяЛаврова и носил плановый рабочий характер в рамках отношений между Россией и Ватиканом.
Во времяпребывания в Москве делегация встретилась с председателем Отдела внешних церковныхсвязей Московского Патриархата митрополитом Кириллом. Обсуждались вопросы сотрудничестваРусской Православной и Римско-Католической Церквей перед лицом различных международныхпроблем в контексте наших отношений с Европейским Союзом и Советом Европы. Ни о каком двухстороннем соглашении между Ватиканом и Московским Патриархатом речьне шла.
Относительновозможности посещения Папой Бенедиктом XVI России должен отметить, что нашапозиция остается неизменной. Мы не отвергаем возможности приезда Папы Римскогов Москву или встречи с ним на нейтральной территории, но считаем, что этомусобытию должно предшествовать разрешение трудностей, которые стоят между нашимиЦерквами.
Речь идето католической миссии в России и других странах СНГ среди людей, крещенных в Православии, а также о крайне недружественной политике руководства УкраинскойГреко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской ПравославнойЦеркви на Украине. Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги для измененияситуации в лучшую сторону. Без этого наша встреча стала бы лишь протокольныммероприятием, которое не принесло бы облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий.
— У Вас сложилисьочень хорошие отношения с Президентом России В.В. Путиным и с ведущими представителямиправительства. Как бы Вы охарактеризовали комплекс отношений Церкви и государствав современной России?
— По российскомузакону Церковь и государство разделены, но это не должно предполагать вытесненияверы из жизни общества. Речь идет лишь о естественном разграничении сфер компетенцииЦеркви и власти. Тяжкое наследие богоборческих революций, в ходе которых былрожден принцип радикального секуляризма, неприемлемо для России и других странс тысячелетней духовной традицией. Эта традиция не может быть волюнтаристскивынесена за скобки жизни миллионов людей.
Опыт общественногои государственного строительства, накопленный веками христианского бытия нашегонарода, должен быть востребован. В противном случае нас ждет катастрофа. СлаваБогу, осознание этого постепенно оздоровляет атмосферу в нашей стране. Благодарятесному взаимодействию Церкви и государства в российском обществе крепнет уверенностьв том, что земное благоденствие немыслимо без следования определенным нравственнымнормам, которые проповедует Церковь и которые необходимы не только для вечногоспасения человека, но и для спокойного, устойчивого развития страны и ее народа.
БлагодарениеБогу, ушли в прошлое времена гонений, диктата и доминирования в отношениях Церквии государства. Сегодня эти отношения постепенно превращаются в свободное партнерстворади духовного и материального блага людей, ради мира и благополучия Россиии других стран.
Области такогопартнерства многочисленны — это миротворчество, забота о сохранении нравственностив обществе, дела милосердия и благотворительности, поддержка института семьи,нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, сохранениекультурного и исторического наследия, многое другое. Именно такой путь — путьсоработничества — избрали Церковь и власть во многих государствах Европы, в том числе в Греции.
— Европейскиеполитики, которые участвуют в диалоге Православной Церкви и Европейской народнойпартии, нередко характеризуют Русскую Православную Церковь как националистическую.Как Вы думаете, какие Ваши поступки или решения могли сформировать такой образ,даже если Вы полагаете, что он не соответствует действительности?
— Мне сложносказать, что именно подвигло упомянутых Вами политиков так охарактеризоватьнашу Церковь. Не хотелось бы думать, что мы имеем дело со злонамеренной предвзятостью.Вернее всего, причиной стала банальная неосведомленность этих людей о реальномположении дел в нашей стране и в нашей Церкви, объединяющей у евхаристическойчаши православных христиан более 100 национальностей. Скажу прямо: помня словаХриста Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37), мы открытыдля всех исповедующих святую православную веру.
ОтношениеРусской Православной Церкви к вопросам межнациональных отношений исчерпывающевыражено в Основах ее социальной концепции — документе, принятом на ЮбилейномАрхиерейском Соборе в 2000 году. Так, раздел «Церковь и нация» данного документанедвусмысленно гласит: «Национальные чувства могут стать причиной греховныхявлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность,межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводятк ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия».
Православномумировоззрению противоречит деление народов на лучшие и худшие. Тем более не согласны с Православием такие учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. ПравославнаяЦерковь противостоит этим греховным явлениям и осуществляет миссию примирениямежду вовлеченными во вражду народами.
Дорогиемои! От всего сердца поздравляю вас с великим праздником Рождества Христоваи с новым летом Благости Господней! В эти радостныедни мы возносим хвалу и благодарение Богу, ниспосылающему нам любовь и надежду,соединяющему земное и небесное.
Интервью Предстоятеля Русской Церкви Русской службе Би-Би-Си 2006год может стать для Русской Православной Церкви решающим на пути воссоединенияс Русской Зарубежной Церковью. При этом полного преодоления последствий гражданскойвойны ожидать пока рано.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.