Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В начале 2006 года Отдел церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии будетотмечать десятилетний юбилей со дня образования и начала своей деятельности.Хороший повод, чтобы поговорить о пройденном пу-ти, рассказать о планах на будущее.
В настоящее время Отдел объединяет и координирует работу всех 150 церковно-приходскихшкол Екатеринбургской епархии, в нем трудится 5 штатных сотрудников и десяткидобровольных помощников в больших и малых городах, селах и поселках нашей области.
Силами сотрудников Отдела обобщается и анализируется вся информация о работецерковно-приходских школ в приходах Епархии, что помогает вырабатывать стратегиюразвития церковно-приходского образования в текущий момент и в перспективе.Об этом – наш сегодняшний разговор с руководителем Отдела церковно-приходскихшкол Екатеринбургской епархии Галиной Семеновной Ващенко.
- Галина Семеновна,приятно сознавать, что сегодня в России возрождается из небытия церковно-приходскоешкольное образование. Дело это не простое, ведь во времена атеистического режиматрадиции церковно-приходского образования были уничтожены полностью.
- Отсюдаи вытекают наши главные задачи. Возрождая церковно-приходское школьное образование,мы должны, во-первых, соблюсти преемственность, во-вторых, создать условия для получения детьми начального духовного образования с использованием современныхдостижений в области педагогики.
Основнаязадача церковных школ – духовная жизнь детей через их воцерковление. Надо отметить,что учащиеся церковно-приходских школ хорошо понимают свою цель – изучить ЗаконБожий и научиться жить по нему.
- Но Закон Божий– не единственный предмет, который входит в учебную программу церковно-приходскихшкол?
- Не единственный,но самый главный, потому что этот «школьный предмет» становится главным предметомво взрослой жизни наших сегодняшних учеников. В большинстве школ его преподаютпо единой программе, разработанной Отделом и утвержденной Правящим Архиереем.Дети с радостью также изучают церковно-славянский язык и церковное пение.
- Духовное воспитаниедетей не прекращается с завершением обучения в церковно-приходской школы, онопредполагает дальнейшее общение с преподавателями, священнослужителями, бывшимиодноклассниками?
- Здесь своевременноотметить, что некоторые церковно-приходские школы Епархии уже начинают переходитьна уровень работы школ второй ступени: завершив полный курс обучения, выпускникине покидают школу, а продолжают занятия, более углубленно изучая вероучительныедисциплины, историю Церкви, жития святых, церковное богослужение.
- Галина Семеновна,давайте остановимся еще на одной дате – пять лет со дня открытия катехизаторско-педагогическихкурсов…
Мы хорошопонимали, что прежде, чем учить детей Закону Божию, преподаватель должен самосвоить духовное богатство, накопленное в Православной Церкви за две тысячилет. Для этого и были открыты годичные катехизаторско-педагогические курсы для православных педагогов. Их цель – повышение квалификации педагогов, уже работающихв церковно-приходских школах, а также подготовка новых кадров. Слушатели курсовизучают вероучительные предметы, историю Церкви, основы православной педагогики,осваивают методику преподавания Закона Божия. Лекторами на курсах являются те,кто имеет духовное и богословское образование, многие предметы преподают священнослужители.
- Какие формыработы используете вы в своей деятельности?
- Жизнь Отделаимеет свой «годовой круг», череду мероприятий, следующих одно за другим. Главноесобытие Отдела церковно-приходских школ – традиционный ежегодный семинар для руководителей и преподавателей церковно-приходских школ, который в нынешнемгоду получил новое название – Съезд православных законоучителей Епархии. Здесьподводится итог работе, проведенной за год, выстраивается перспектива на новыйучебный год, представляются новые методические разработки Отдела и приходскихучителей. На семинаре происходит активный обмен опытом работы преподавателей,проходят выставки методических пособий и разработок, что особенно важно для тех, кто работает в отдаленных районах Епархии.
Работа с преподавателями отдельных предметов ведется в течение всего года. Так, в нынешнемгоду были проведены две тематические педагогические конференции на темы «Воспитательноезначение подвига новомучеников и исповедников Российских» и «Краеведение – воспитаниедуши ребенка через святыни малой родины». Регулярно проводятся методическиезанятия для преподавателей отдельных предметов. Секционная работа преподавателейдекоративно-прикладного искусства, которая началась летом 2003 года, оказаласьперспективной и пользуется популярностью у педагогов из разных, даже самых отдаленныхприходов. Результаты работы этой секции видны в многообразии детских работ на выставках детского декоративно-прикладного творчества «Пасха красная» и «Пасхальныеперезвоны».
- Особенно любимым,так сказать, «домашним» праздником в Екатеринбургской епархии является деньсвятой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы нашего города и Епархии.
- Действительно,на празднование дня святой Екатерины съезжаются более 600 детей, их родителейи педагогов из самых разных, порой, очень отдаленных городов и сел области.Праздник всегда проходит по-разному. Это может быть концерт творческих коллективовучащихся церковно-приходских школ, выставка-ярмарка детского творчества или сценическое действо профессионального театрального коллектива. В нынешнем годуэтот праздник был проведен как Первый музыкальный фестиваль хоровых коллективовцерковно-приходских школ. Под покровительством святой Екатерины фестиваль с успехом прошел в стенах храма в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших,и в государственной академической филармонии.
- Галина Семеновна,многим нашим читателям мало известно, что из себя представляют Богословскиеконференции, и какое участие в них принимают дети, ученики церковно-приходскихшкол. Давайте поговорим об этом поподробнее.
- Среди учениковцерковно-приходских школ нашей Епархии есть немало ребят, которые называют себяюными богословами. Они- то и участвуют в Детской богословской конференции, посвященнойсвятым равноапостольным просветителям словенским Кириллу и Мефодию. Традиционноэта конференция проводится в последнее воскресенье мая. Проходит она в два этапа.Первый включает в себя написание реферата, второй – выступление на конференции,куда приглашаются авторы лучших рефератов.
- Галина Семеновна,но ведь богословские дисциплины чрезвычайно сложны даже для взрослых, как жедети справляются с ними?
- Для детейэто, конечно, нелегкий труд. Однако уже сама заинтересованность ребят в изучениибогословских дисциплин говорит о многом. В 2005 году в IV Детской богословскойконференции приняло участие 119 школьников из 25 городов и сел Екатеринбургскойепархии.
Ежегоднозначительная часть рефератов посвящается истории христианства на Урале. Ребятасобирают порой уникальные сведения из истории храмов.
- Насколько мнеизвестно, в некоторых церковно-приходских школах, помимо изучения богословскихнаук, ребята получают специализированное допрофессиональное обучение. Давайтеостановимся на этом поподробнее.
- В последнеевремя в церковно-приходском образовании наметились пути детского профессиональногообучения в различных областях искусства: при нашем Отделе в 2000 году был создансводный хор учащихся церковно-приходских школ «Октоих». Осенью 2002 года хорбыл преобразован в Детскую певческую школу. Сейчас в «Октоихе» занимаются 40детей. В школе изучается церковное пение, история музыки, сольфеджио, ЗаконБожий, основы церковного богослужения. Хор выступает на ведущих концертных площадкахгорода, принимает самое активное участие во всех епархиальных мероприятиях.
В церковно-приходскихшколах также создаются классы общехудожественного развития в сотрудничествес художественно-промышленной школой имени П.П. Хожателева. Дети обучаются рисунку,живописи, композиции, основам иконописания.
СотрудникиОтдела глубоко уверены в перспективности церковно-приходского образования, в том, что будущее – за церковно-приходскими школами. Жизнь общества зависит от духовного совершенствования его членов, и над этим трудятся педагоги церковно-приходскихшкол Епархии. Как отметил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентийв приветственном слове на семинаре преподавателей церковно-приходских школ,«…мы будем через посредство церковно-приходских школ наших созидать ЦерковьХристову, открывать путь к вечному спасению юным уральцам и их родителям и сродникам…».
Беседу провела Лидия Ежкова
Екатеринбург,20 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Близко к завершению строительствохрама в честь Воскресения Христова в Новой Ляле. Еще в ноябре 2004-го строителизавершили возведение деревянного церковного здания, а в течение всего уходящегогода в храме велись внутренние отделочные работы. Месяц назадна церковную территорию были доставлены колокола. Настоятельхрама священник Владимир Кисарин освятил кампаны, после чего они были водруженына церковную звонницу, и над городом разлился колокольный звон…
Екатеринбург,20 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Состоялась встреча благочинного Восточного церковного округа протоиерея ГеннадияВедерникова с ректором Нижнетагильской государственной педагогической академииВладимиром Ивановичем Смирновым.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.