Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вечером14 декабря в мэрии Екатеринбурга пре-дставители родительских комитетов городабурно отстаивали право родителей контролировать, чему учат их детей в школах.Хотя чиновники Управления образования пригласили председателей школьных родительскихкомитетов совсем не для этого.
Вопрос, по-родивший негодование, звучал вполнемирно: «Итоги деятельности в школах Екатеринбурга муниципального центра дополнительногопсихолого-медико-педагогического образования «Холис».
Директор«Холиса» Владир Лозовой пытался кратко и спокойно презентовать программы своегоучреждения. Сначала у него это получалось, но родителям очень скоро надоелистандартные фразы о вреде наркотиков: «Все это мы и так знаем». Они взяли словои привели в качестве примера «частности», обнаруженные ими в методических пособияхцентра «Холис».
— Мы как родители являемся заказчиками образования и не хотим, чтобы детей обучали в школах разврату, — заявил общие претензии председатель родительского комитетаОктябрьского района Олег Васюнин.
Олег Викторовичне успел полностью зачитать наиболее шокирующий отрывок из методических пособийцентра «Холис». Зато у нас есть возможность привести его целиком.
Это постановкапятнадцатилетними детьми сцены группового секса. Особая «пикантность» — присутствиесреди всех подростка, «понарошку» ВИЧ-инфицированного. Руководит постановкойклассный руководитель, который прошел специальный курс обучения в центре «Холис».
«Пожалуйста,встаньте в круг. Итак, игра состоит из двух частей. Первая ее часть — вечеринка,на которой вы оказались. На этой вечеринке, так уж получилось, вы вступаетев незащищенные половые контакты. Здесь мы принимаем такую условность, что всевы бесполые. Поэтому, кто с кем вступает в контакт, не имеет значения.
Под сексуальнымконтактом мы будем подразумевать рукопожатие. Каждый участник ДОЛЖЕН (выделеноу авторов пособия) вступить в три обязательных контакта, чет-вертый — по желанию.Но не больше четырех.
На этой вечеринкеприсутствует человек, который ранее вступал в незащищенный сексуальный контактс ВИЧ-положительным партнером».
Участникивстают в круг и закрывают глаза. Учитель распределяет роли.
«Сейчас попрошувас всех закрыть глаза, по-честному. Я пройду за вашими спинами и положу рукуна плечо тому человеку, который вступал ранее в контакт с ВИЧ-положительным.Я очень прошу этого человека НИКАК (вы-делено в пособии) не демон-стрироватьэто. Не надо вскрикивать: «За что мне это?!!», заламывать руки или выходитьиз круга. Я прошу этого человека точно так же, как и остальных участников, посленачала игры вступить в три обязательных половых контакта или в четыре, по егожеланию. Но при своих контактах этот человек будет вот таким образом (демонстрируется)почесывать ладошку. Если вы получили такой знак, передавайте его при всех своихпоследующих контактах».
Учитель кладетодному из подростков руку на плечо. Дети открывают глаза.
Команда:«Вечеринка началась!!!»
У этого спектакляесть еще и вторая часть, когда те же дети инсценируют тестирование на ВИЧ (всеведь «понарошку» позаражались). Под занавес дети получают «полезную» информациюо презервативе как основном «ресурсе здоровья» и адрес, по которому можно пройтитест на ВИЧ. Спектакль окончен.
— Это психотренинг,— поясняет кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТФ ВЭГУи внештатный сотрудник Ура-льского отделения Российской академии образованияНадежда Храмова, детально изучившая основные учебно-методические пособия центра«Холис». — Если модель поведения проиграна как допустимая, при случае в реальнойжизни все пойдет по алгоритму.
КЛУБНИЧКА ПОД СУРДИНКУ
Когда председателиродительских комитетов Екатеринбурга узнали, что же на самом деле «заворачиваютв фантик» под названием «Ресурсы здоровья», они объединились в Ассоциацию родительскихкомитетов и обратились за помощью к депутату Госдумы от Свердловской областиЕвгению Ройзману. По депутатскому запросу была проведена независимая экспертизапрограммно-методического материала центра «Холис». Над ней работала комиссияпод председательством профессора кафедры государственного строительства и праваРоссийской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,доктора юридических наук Михаила Кузнецова. Вместе с ним экспертизой занималисьдоктор психологических наук Вера Абраменкова, доктор педагогических наук ИгорьМетлик, доктор философских наук, профессор Андрей Панибратцев и доктор юридическихнаук Игорь Понкин.
Эта комиссияимеет большой опыт оценки программ, напичканных секспросветом.
Что же хотятсказать родителям екатеринбургских школьников московские эксперты?
На занятиипо теме «Половой путь заражения ВИЧ. Тестирование на ВИЧ» в упражнении «Вечеринка»каждый должен вступить в три или четыре половых контакта (с разными партнерами!).И это во время одной лишь вечеринки (по обыкновению для вечеринок, время ограниченоодним вечером, или день-вечер, или вечер-ночь). Что же это за «вечеринка»? Вряд ли ее можно соотнести с обычной встречей школьников по поводу дня рождения или какого-то иного праздника, с обычной студенческой вечеринкой. Это больше похожена собрание общества поклонников коллективного секса, или, в традиционной терминологиинародов России — свального греха.
Акцентируемвнимание и на таком вводном элементе в указанном «упражнении», как восприятиесебя бесполым. Такого рода задание, тем более при обсуждении вступления во множественныеполовые отношения, можно оценить как навязывание учащимся понимания нормальностии приемлемости гомосексуальных отношений.
Упражнениесовершенно определенно направлено на пропаганду безответственных и беспорядочныхполовых связей среди несовершеннолетних детей и подростков.
Необходимоакцентировать, что в приведенном фрагменте пособия намеренно осуществлена принципиальнаяподмена. «Рискованным поведением» названо вступление в беспорядочные и безответственныеполовые связи без презерватива. Соответственно, по логике авторов пособия, вступлениев беспорядочные и безответственные половые связи с использованием презерватива(хотя бы и с 3–4 партнерами за вечер) «рискованным поведением» не является.И такое аморальное и опасное для здоровья несовершеннолетних поведение никоимобразом, в том числе в нравственном отношении, негативно авторами пособия не оценивается. Более того, по смыслу методики это — рациональное, разумное, правильноеи т.п. поведение.
Любая имитациядетьми любых действий является формированием навыков или психологической ориентации.В психологии и педагогике чрезвычайно внимательно и осторожно используются «негативные»имитации, когда ребенку предлагается воспроизводить негативное, фактически вредноеили опасное для него поведение.
Многие ученыесправедливо считают, что такие методики вообще недопустимы, поскольку «просчитатьих возможное негативное воздействие, которое «перекроет» любое возможное позитивноевоздействие, в действительности нереально».
А что думаютоб этом авторы программы «Ресурсы здоровья»?
— Не опасно ли детям играть в подобных психодрамах? — такой вопрос мы задали научному руководителюцентра «Холис» Ольге Кремлевой. — Многие участвовали в школьных театральныхпостановках. Известно, что испытывает ребенок во время перевоплощения. Он реальнопроживает чужую судьбу, примеряет образ поведения своего героя. Хорошо, еслиэто Муха Цокотуха или Кот Леопольд. Но в данном случае дети обязаны играть грязныероли похотливых блудников, отрабатывать предосудительное поведение.
— Наши детирастут не в оранжерее. 14-летние подростки знают о сексе все. Честнее будетобсуждать это с ними.
— Что же,и с детьми года на два-три их помладше можно о сексе говорить? Ваши пособияпредлагают обсуждать сомнительные темы с семиклассниками после просмотра специальных«разогревающих» мультфильмов.
— Навязыватьсекс, наркотики или алкоголь никто им не будет. Но если они об этом спросятсами, мы дадим им полную и достоверную информацию.
Жаль, что Ольга Владимировна сути вопроса не поняла. Помните анекдот про аборт, когдамальчик пришел из школы и спросил папу, что это такое? Папа стыдился, не зная,как тактичней объяснить. Но поступил мудро — прежде чем «дать полную и достовернуюинформацию», узнал у сына, почему он его об этом спрашивает. Оказалось, что невинный мальчик всего лишь не понял строчку из песни: «А волны бились о борткорабля». Сотрудники «Холиса» считают более педагогичным вариант «честности».
— «Холис»претендует на первичную профилактику. Но она предполагает, что дети еще ничегоне знают о сексуальных отношениях. Даже разговоры об этом их травмируют. И темне менее с детьми обращаются так, будто они уже познали и все радости, и всегадости жизни. Их погружают в духовную, эмоциональную и нравственную грязь.Они становятся ее носителями и не имеют возможности справиться с ее тяжестью,— высказывает свое мнение Надежда Храмова. — На недавней конференции центра«Холис» «Спасение молодежи от наркомании» я побывала на мастер-классе, где демонстрировали,как обсуждают с подростками тему «Любовь». Это категория духовная и нравственная.С нами же полтора часа обсуждали не любовь, а секс, категорию биологическую:почему подростки занимаются сексом, что это такое, зачем он нужен? Наблюдаласьявная подмена понятий, путать которые нельзя. Преступление — спускать детейс высоких мировоззренческих уровней на низовые.
В подростковоми юношеском возрасте, когда созревает душевное и духовное влечение к противоположномуполу, все должно быть возвышенно. Подросткам важно познать дружбу как основукрепких отношений. О сексе с его «порнушной» стороны, конечно, подросток услышит.Увы, страна напичкана продуктом порноиндустрии «под завязку». Но все это в большинствеслучаев отгоняется совестью как запретное. Срабатывают психосохранные механизмы— стыд, долг и ответственность.
— Вы не должныудивляться, обнаружив в программе по профилактике наркомании пропаганду «безопасногосекса», это как шампунь и кондиционер в одном флаконе, — говорит известный московскийдетский психолог Ирина Медведева. — В России уже пытались ввести международнуюпрограмму «Половое воспитание российских школьников». По этому проекту с 2000года во всех школах страны с детьми должны были прямо на уроках говорить о том,о чем до сих пор говорят только в под-воротнях, и учить «безопасному сексу».Но после раз-разившегося в обществе скандала проект шустро пе-реименовали, и теперь он называется — угадайте, как? — «Основы здорового образа жизни».
«ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ»
Пора упомянутьо мультиках, призванных подогревать в детях интерес к очередной пошленькой теме,которую им должен будет предложить учитель. Фильмы «Золотозубый» и «Карате и ребята» произведены на свет в Канаде некоммерческой организацией под названием«Стрит Кидс Интернешнл». Они предназначены для показа трудным подросткам Бразилии,Кении, Шри Ланки и Филиппин. Заодно, в качестве «экзотического» учебно-методическогоматериала, они пригодились специалистам центра «Холис».
«Фильм можетпомочь молодым людям поговорить о наркомании и жизни на улице», — делают важнуюприписку на обложке кассеты одного из мультфильмов канадские друзья «Холиса».Регулярно разговаривать об этом с учителем уральским девочкам и мальчикам приходитсяс пятого по одиннадцатый класс. Детям показывают отрывок мультфильма, делаютстоп-кадр, и потом — говори, сколько хочешь.
Допустим,о проституции (застопорив отрывок, где сутенер по кличке Золотозубый предлагает«заработать» главной героине фильма, бездомной тайваньской девочке).
Не менееинтересна тема «Безопасность». О ней можно поразмышлять с учителем, посмотревотрывок, где главный герой учит мальчиков и девочек пользоваться презервативом,занимаясь сексом с незнакомым взрослым.
Или «Одиночество»— как состояние подростка после того, как его изнасиловал дяденька, больнойСПИДом.
Положительногогероя мультиков зовут Карате, это пахан группы малолетних бездомных воришеки попрошаек, живущих в заброшенном доме.
«Около городабыл старый заброшенный дом, — говорит на ломаном русском канадский переводчик.— Карате жил там со своей подругой Розой. Там жили и другие дети. Роза и Каратеучили детей разным полезным вещам. Ребята, жившие здесь, были хорошими друзьями».(Двое «хороших друзей» лежат друг на друге, целуясь и обнимаясь.)
Каким жеэто хорошим вещам учила ребят парочка сексуально распущенных подростков?
Допустим,как надевать презерватив.
«Презерватив– это клас-сно! Он может защитить нас от СПИДа», — говорит Карате.
«СПИДом можнозаразиться во время занятий сексом. Поэтому когда мы с Карате занимаемся сексом,мы пользуемся презервативом», — делится с детками, которым на вид от восьмидо четырнадцати лет, юная любовница главного героя.
Дальше мультяшныедетки вместе с их сверстниками — екатеринбургскими школьниками — получают от Карате наглядный инструктаж по использованию презерватива по назначению.
«Это раскатываетсяна член. Вот так». (Демонстрируется картинка).
«Любой человек,с которым вы встречаетесь, может быть заражен СПИДом. Поэтому мы должны предохранятьсебя и своих друзей», — подводит итог «урока» Роза.
Закрепитурок Розы и Карате беседа школьников с учительницей. Между прочим, класснойдаме в пособии «Холиса» советуют спросить учеников, умеют ли они пользоватьсяпрезервативами.
Урок под названием «Что человек ищет в любви?» должен «помочь осознать мотивы, по которымподростки вступают в сексуальные отношения». В стоп-кадре — уже знакомые нам«хорошие друзья», лежащие в постельке.
«Что происходит?— спрашивает учитель девятиклассников. — Что чувствуют ребята? Сколько им лет?Как они относятся друг к другу? Что ищут люди, вступая в сексуальные отношения?А с какой целью могут вступать подростки в сексуальные отношения? С кем могутзаниматься сексом подростки? В каких это бывает ситуациях? Всегда ли занятиесексом происходит по желанию подростка, с его согласия? Приведите примеры».
Далее следует«упражнение» под названием «Примеры и мотивы сексуального опыта подростков».Класс делят на четыре группы, детям раздают ватман и маркеры. На ватмане прописанычетыре «варианта» сексуальных отношений подростков: «подросток-подросток», когдасогласие есть, «подросток-подросток», когда согласия нет, «взрослый-подросток»,когда согласие есть, и «взрослый-подросток», когда согласия нет.
Детям даетсязадание «составить примеры возможных партнеров (по социальному статусу) и мотивывступления в сексуальные отношения»: «Составьте по одному примеру для каждойкатегории взаимоотношения и мотивы вместе с группой. «Кем могут быть подросткив паре по социальному статусу (сосед-соседка, авторитет двора и девочка, живущаяв этом дворе)? Какие примеры партнеров могут быть в категории подросток-взрослый?Что побудило подростка вступить в сексуальные отношения в тех случаях, когдасогласие есть? А когда подросток не согласен, но все же вступает в сексуальныеотношения?»
Вот что замечаютоб этой «игре» авторы московского экспертного заключения:
«Когда устанавливаютсясексуальные отношения взро-слого и подростка младше 16 лет, то это являетсяуже уголовно наказуемым деянием и наказывается по статье 134 «Половое сношениеи иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнеговозраста», Уголовного кодекса РФ. Об этом и следовало бы сказать школьникамв первую очередь, чтобы установить правильное отношение к «сексуальному опыту»под-ростков со взрослыми людьми. Однако в интерпретации авторов пособия этаролевая игра является фактически оправданием и пропагандой половых связей подростковсо взрослыми людьми.
Когда подростокне согласен, но все же вступает в половые отношения, то это уже — изнасилованиенесовершеннолетнего. Но и об этом детям здесь не говорится. Напротив, предлагаетсяспокойно, без осуждения обсуждать «взаимоотношения», в том числе половые контактывзрослых с детьми, когда «согласие отсутствует».
Такого родаупражнения, по нашему мнению, показывают явную психологическую безграмотностьи определенную неадекватность самих авторов, разработчиков подобных упражнений,ролевых игр. Такие обсуждения, да еще и с подробным графическим отображениеммоделей отношений, совершенно не нужны учащимся, их семьям. Очевидно, что этопросто средство для навя-зывания моделей поведения, допускающих, предполагающихсексуальные контакты взрослых людей с несовершеннолетними».
Еще познавательнейурок на тему «Человек в трудной ситуации». Его цель — познакомить подростковс правилами сексуальной жизни, помочь детям (!) осознать важность защищенногосекса в их жизни.
Между прочим,детям дадут заучить «несколько простых истин о «венерических болезнях». Наверное,особенно важно знать в четырнадцать лет, что «заразиться можно не только привагинальном сексе, но и при оральном или анальном сексе». И что «самую лучшуюзащиту от инфекций обеспечивает презерватив».
Из экспертногозаключения:
«Среди антигуманныхи асоциальных «приверженностей», «духовных потребностей» и «ценностей», которыераспространяют в педагогической и детской среде сотрудники центра «Холис», следуеттакже назвать и замаскированную пропаганду анального и орального секса, а такжегомосексуализма. И в этом случае вся «мораль» методических рекомендаций всетак же сводится к пре-зервативу».
В конце упомянутогоурока дети поиграют с учителем «в карты», где «джокер» с изображением «лучшегодруга», то есть презерватива, побьет карты масти «сифилис», «гонорея», «генитальныебородавки» и прочие, с за-бавными «рожицами» воз-будителей венерических болячек.Телефон венеролога и «телефон доверия» центра «Холис» прилагаются.
Из экспертногозаключения:
«Что касаетсякарт, то это — эффективный психолингвистический прием, позволяющий реализоватьдвуплановое воздействие на сознание учащихся. Нейролингвистическое программированиесотрудники центра упоминают в качестве необходимого метода своей работы. Использованиетаких методов без согласия детей, к которым они применяются, и их родителейне только неэтично, но и незаконно.
В каком воспаленномсознании родилась такая «игра»? Детей погружают в некое странное сообщество,где каждый человек болен каким-нибудь венерическим заболеванием и где любойи всякий половой контакт грозит венерическим заболеванием. Это актуально для постоянных посетителей привокзальных борделей, притонов, обычаи и нормы отношенийв которых авторы пособий несут в государственную и муниципальную школу. Детямвнедряется установка — всегда подозревать другого во множественных и беспорядочныхсексуальных связях и в венерических заболеваниях».
На то жесамое рассчитана и игра «Узнать человека». Глядя на фотографию незнакомого дяденьки,подростки должны «коллективно доказать, что этот человек болен ИППП», «определить,сколько у него в жизни было сексуальных партнеров» и «пользуется ли он при занятияхсексом презервативом», объяснив, по каким признакам они это определили.
Методическиепособия центра «Холис» пестрят и другими примерами «секспросвета», как явного,так и завуалированного. Но, наверное, для того, чтобы задуматься о дальнейшейсудьбе как программы «Ресурсы здоровья», так и «Холиса» в целом, хватит и ужеупомянутого.
ИНТЕГРАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРУ
Если вы обнаружитесвою неспособность сразу отыскать в пособиях «Холиса» предосудительные установки,не удивляйтесь.
— Чем незаметнеепроходит информация, тем мощнее она действует, — абсолютно верно замечает однаиз авторов программы «Ресурсы здоровья» Татьяна Лозовая.
Один из способов«спрятать» профилактику зависимостей — внедрять упражнения и приемы «Холиса»в удобные для этого школьные предметы — химию, биологию, географию и наиболеепредпочтительный, но необязательный с этого учебного года ОБЖ. Официально этотспособ называется «интеграцией в образовательное пространство». Во время своейконференции сотрудники «Холиса» на мастер-классе по интеграции программы «Ресурсыздоровья» в школьные предметы рассказали, что сейчас они заняты разработкойвариантов интеграции в такие предметы, как история, литература и даже математика.
Интеграцияв географию — это когда на уроке «Главные особенности населения материков» учительницарасскажет детям не только об индейцах, но и о марихуане и о том, что испытываетчеловек, который ее употребляет.
На урокеистории, рассказывая, допустим, о Курской битве (урок разбирался на мастер-классе),педагог может начать с «боевых ста грамм» и перейти к более детальному разговоруо вреде алкоголизма. Разбирая «Преступление и наказание» Федора Досто-евского,можно поговорить о проституции и венерических заболеваниях, – помните главуо Сонечке Мармеладовой и борделе? Проверить знание детишек о презервативах и колпачках можно на математике, прочитав, к примеру, такую веселую московскуюсчиталочку, в которую заковыристо интегрирована таблица умножения:
«Дваждыдва – четыре,
Есть контрацептивыв мире.
Пятью пять– двадцать пять,
Беги приобретать.
Шестью шесть– тридцать шесть,
В магазинеони есть».
НАРКОТРИЛЛЕР
Сотрудникицентра «Холис» признаются, что больше всего душа у них болеет о наркозависимыхподростках. Нельзя не упомянуть о нескольких фильмах, снятых для профилактикинаркозависимости в подростковой среде.
Расскажемо самом впечатляющем из них: «Наркотики: мифы и реальность».
Патологоанатомическоеотделение. Монотонная музыка из репертуара фильмов ужасов – тоненький детскийголосок повторяет одну и ту же звенящую фразу. Патологоанатом точит ножи на специальном станке.
Крупным планом– ножи, молоток, долото, гвозди. В кадре – фартук, какие носят мясники. Обнаженнаягрудь трупа молодой девушки.
«Мясник»долбит череп. Вынимает мозг: крупный план.
На экранезагорается кровавыми буквами первый «миф» о наркотиках: «в жизни нужно попробоватьвсё».
Еще одноместо действия фильма — токсико-психоло-гический центр. В кадре — юные наркоманы,еще не отошедшие от «передоза» – пока еще живой «товар» дядьки-потрошителя.Именно они, находясь в нетрезвом состоянии, как бы «развенчивают» «мифы о наркотиках».
Патологоанатомвсе режет и режет. Уже и фартук, и перчатки в крови. Вот он взвешивает на обычныхторговых весах вынутый мозг, проносит перед глазами зрителей огромную гирляндувыпотрошенных внутренностей.
Еще три мифа«опровергают» пьяные наркоманы: «наркоманы живут долго, если колются с умом»,«наркотики помогают решать проблемы» и «от наркотиков легко отказаться, стоиттолько захотеть».
Сейчас будетпоследний кадр.
Создателифильма кровавыми буквами вопрошают юных зрителей: «Миф или реальность? Твойвыбор?…» От безысходности самое время пойти и уколоться.
Ничего положительногоавторы фильма не предлагают. Никаких доводов, опровергающих мифы о наркотиках,в голове не задерживается. Зато мифы впечатываются накрепко.
Фильм подготовленпри содействии Детского фонда ООН.
ОТКУДА РАСТУТНОГИ
— Разработкицентра «Холис» абсолютно оригинальные, ниоткуда не списанные, не переведенные,не заимствованные, — утверждает координатор программы «Здоровое развитие молодежии профилактика ВИЧ и СПИДа в России» Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Карина Вартанова.
Посмеем заметить,что это не так. В частности, в методические пособия «Холиса» кусками перекочевалтекст из пособия «Я хочу провести тренинг» (Новосибирск, 2000). Эта книжицатакже издана при финансовой поддержке Детского фонда ООН, и от методическихпособий центра «Холис» («Комплексная модульная обучающая программа») отличаетсянесколько большим количеством упражнений из области секспросвета.
Из экспертногозаключения:
«…Следуетотметить, что разработки по «охране здоровья» детей («Ресурсы здоровья»), по существу, представляют собой определенную идеологическую компиляцию двух, ужеранее подвергнутых обоснованной критике, образовательных проектов, известныхспециалистам и общественности как «Сексуальное просвещение» и «Валеология».
Можно предположить,что «упражнения» имеют источником западные методики, разработанные совершеннодля другой аудитории, – скорее всего, молодежных «групп риска» в странах Запада,то есть наркоманов, гомосексуалистов и т.п. маргинальных слоев общества. Но в данном случае эти методики прямо транслируются на обычных российских школьников.Их «идеология» и подходы совершенно не соответствуют нашему «школьному про-странству»и не могут быть адаптированы к нему. Не исключено, что данные иностранные разработкивообще ориентированы на взрослую аудиторию. На это указывает, в частности, такаяоговорка (возможно, не «вычищенная» при переводе): «участникам будет предложеноподелиться своими переживаниями и мыслями о влиянии этого упражнения на их привязанности,семейную и профессиональную жизнь». Но ведь это цитата из методического пособиядля работы с детской аудиторией! Какие у детей могут быть мысли о влиянии этогоупражнения на их профессиональную жизнь?
Пропагандируемые,навязываемые детям без согласия родителей ценности противоречат базовым нравственными культурным нормам русского и других народов России. Это «ценности» сексуальнополностью «свободного», маргинального асоциального сообщества, для пропагандыкоторого в данном случае используются бюджетные средства и возможности государстваи муниципального образования.
Рассматриваемыеметодические материалы представляют собой, по существу, изощренную форму психологическогоиздевательства взрослого человека над несовершеннолетними, серьезно травмируюти грубо деформируют их психику, извращают и разрушают уже обостренные в этомвозрасте чувства интереса и влечения к противоположному полу.
Следует такжеотметить, что мировоззренческие основы деятельности центра «Холис», разрушительныедля детского сознания, нравственности, нормального психологического состояния,имеют определенные источники в оккультно-религиозных представлениях, характерныхдля деструктивных религиозных сект».
В ТОМ ЧИСЛЕИ ЦИФРЫ
Удивляет,почему до сих пор не подвергли серьезной экспертизе программу профилактики центра«Холис» «Ресурсы здоровья» в администрации Екатеринбурга. Она создавалась припокровительстве органов местного самоуправления, и проверять ее на предмет психологическойи прочей безопасности, наверное, должны были бы сотрудники городского Управленияобразования. Почему только сейчас родители екатеринбургских школьников узнаютоб опасности программы для здоровья подростков?
Из экспертногозаключения:
«Отсутствуетстандартная форма допуска программы в школы, в систему общего образования решениемрегионального государственного органа управления образования или иного уполномоченногона это экспертного уч-реждения.
На несколькихметодических пособиях центра «Холис» стоит гриф: «Разрешено к использованиюМинистерством образования и науки Российской Федерации», однако в соответствиис подпунктом 18 статьи 28 и подпунктом 23 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»установлено, что государством утверждаются феде-ральные перечни учебников, рекомендованныхили допущенных к использованию в образовательном процессе. Грифа «разрешенок использованию» для учебных пособий, которые предназначены для использованияв общеобразовательных учреждениях, в этом перечне нет.
Здесь такжене дается никакой информации о научной экспертизе данной учебной программы.Решение о создании такой программы в рамках плана мероприятий городской программыкомплексной профилактики наркомании, токсикомании и иных зависимостей средидетей и подростков не заменяет необходимости ее офи-циальной научной, педаго-гической,психологической, правовой экспертизы. Возможно, никакой такой экспертизы не проводилось, иначе это должно было быть указано в выходных данных рассматриваемыхпособий, программ».
При этоммуниципальный центр «Холис» исправно финансируется из городского бюджета.
— Ежегодноефинансирование колеблется в зависимости от объемов капитального вложения от 4, 5 млн. руб. до 8 млн. руб. Город на нас деньги не жалеет в этом плане. Мынаходим понимание. Есть дополнительное целевое финансирование, за счет негов основном тиражируют печатные программы для школ, — говорит директор центра«Холис» Владимир Лозовой. — В штате «Холиса» 89 человек. В городе на данныймомент есть 184 общеобразовательные школы, в которых работает наша программа.Для них нами подготовлено 5626 педагогов. Это педагоги начальной школы, педагоги,ведущие курс ОБЖ, классные руководители, химики и биологи.
ГРЯЗЬ ВЫСЫХАЕТПОД СОЛНЦЕМ
Из экспертного заключения:
«Почему быне обсудить другие вопросы? Как создать крепкую семью? Как в браке родить и воспитать как можно больше здоровых детей? Какие духовные, моральные, материальныеусловия для этого необходимы? Какие нравственные качества должны быть воспитаныперед этим в будущих супругах?
Полностьюотсутствует мотивация сохранить целомудрие для брака, семейной жизни, что действительноявляется значимой духовной и психологической основой для особых взаимоотношенийлюбящих друг друга людей, будущих супругов… Детям навязывается некая квази-романтикасожительства как «полигона, где можно позволить себе практически все, что угодно»…Заявляется, что сожительство желательно как «подготовительный этап к браку официальному»,что это — «идеальный вариант». Почему?»
— В Россиивсегда внедрялась позитивная профилактика — воспитание на духовных ценностях,на героях, на идеалах, на тех людях, которые смогли быть сосудами святости,– говорит Надежда Храмова. – У Александра Дольского есть хорошая строчка в песне:«Под солнцем высыхает грязь, и пыль уносит ветер». Так и в деле профилактики:зачем ковыряться в грязи, когда ее можно смыть? Просто дать солнцу быть в отношенияхмежду людьми. Не копаться в нечистотах, выискивая в них причинно-следственныесвязи, а погрузить ребенка в чистую воду. Этой чистой водой являются духовно-нравственныетрадиции нашего народа. Помните, как Баба Яга, олицетворение зла, боялась русскогодуха? Русский дух — то невидимое в традиционном образовании, которое являетсясамым главным. Та красота отношений, которую можно пережить и которой можнонаучиться, когда ты погружен в родную отечественную культуру.
Семья — этопобеда чистоты над похотью. В браке, в таинстве венчания мужчина и женщина приобретаютцарственное достоинство. Основание истинного брака и здоровья будущих поколений— девственность, чистота, целомудрие.
А что взаменэтого возвышенного понимания брака предлагает «Холис»? С брачных отношений снимаетсяпокров таинства. Говорится, что брачная ночь — это просто первый сексуальныйопыт, всего лишь физиологическая потеря девственности. И если ты, подросток,еще девственник, это стыдно. О семейных ценностях не говорится совсем, семьяотрицается ради скотства.
— Нельзядопускать возможности манипулирования сознанием школьников, иначе отвечать за это придется нам всем, — говорит руководитель образовательной программы Федеральногоцентра кандидат философских наук доцент кафедры соци-альной антропологии и пси-хологииУГТУ-УПИ Елена Попова. – Я говорю об этом, зная, что под маской добродетелисомнительные организации в школах и в вузах стараются всеми правдами и неправдамивнедрять вре-доносные для психического здоровья подростков и юношества психотехники,не признанные отечественной психолого-педагогической наукой, в том числе и оккультные.Наша прямая обязанность перед детьми и молодежью — препятствовать их внедрениюв учебных заведениях. Профилактикой вредных зависимостей заниматься важно. Но на программе центра «Холис» свет клином не сходится. Программ профилактики существуетнемало. В том числе и нашим Феде-ральным центром разработана программа духовно-нравственноговоспитания молодежи и студентов, которая подразумевает профилактику зависимостей.В ее основе лежат культурно-национа-льные традиции русского народа и высокиехристианские ценности. В прошлом году к нам приезжал с проверкой супервизор— консультант Министерства образования Российской Федерации, заместитель главноговрача Института имени Сербского доктор медицинских наук Николай Вострокнутов. Он оставил отзыв, в котором нет ни единого отрицательного замечания. Духовныеосновы программы были признаны Николаем Васильевичем базовыми, он назвал нашенаправление профилактики наиболее перспективным. Сейчас принято решение внедрятьнашу программу в УГТУ-УПИ. Уже получено согласие радиотехнического факультета.
ПОВОД ДЛЯ АПЛОДИСМЕНТОВ
На днях депутатГосдумы РФ Евгений Ройзман передал в прокуратуру объемный пакет документов и запрос с требованием привлечь к максимальной ответственности, в том числе и уголовной, за незаконную финансовую деятельность, за пропаганду пагубной идеологиив школах, за незаконную деятельность в области образования центр «Холис», егоруководство и представителей администрации, которые финансируют и поощряют программы«Холиса». Ассоциация родительских комитетов собирается сделать все возможноедля того, чтобы в ближайшее время с центра «Холис» было снято бюджетное финансирование,а программы и наработки «Холиса» никогда не использовались по отношению к школьникам.Когда на встрече в мэрии об этом услышали председатели родительских комитетов,зал взорвался аплодисментами.
Лада ПАНИШЕВА,
«На смену!»
Екатеринбург,21 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».На территории Иоанно-Предтеченского Кафедрального собора Екатеринбурга ведетсястроительство часовни в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».
Екатеринбург,15 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Каждый год в Верхотурском уезде проходит выставка «Рождественский сувенир».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.