Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Болезни помогают людям
– Геронда,что значит выражение «доброго тебе Рая»?
– Доброготебе пути в Рай.
– Геронда,а может быть, это выражение значит: «Желаю тебе оказаться в добром Раю»?
– Ты когда-нибудьслышала, чтобы кто-то говорил о Рае недобром? Но как бы там ни было, чтобы попастьв сладкий Рай, человек должен вкусить в этой жизни много горького. Так он получитна руки «загранпаспорт» пройденных им испытаний. Что же творится в больницах!Какие трагедии! Какая же у людей боль! Сколько несчастных матерей, идя на операцию,думают о своих детках и терзаются беспокойством о семье! Сколько отцов болеютраком, идут на облучение, и как они мучаются! Эти люди не могут работать, а ведь им надо платить за жильё, ведь у них столько расходов! Тут вон другие,находясь в прекрасном здравии, всё равно не могут справиться с расходами, а уж что говорить о тех, кто болен и при этом выбивается из сил, работает, чтобыхоть как-то справиться со своими семейными расходами. Меня страшно давит человеческоегоре. Сколько всего я слышу каждый день! Бесконечные мучения, трудности!… Целыйдень мой рот исполнен горечи от людского горя, а вечером я голодный ложусь немножкоотдохнуть. Я испытываю огромную телесную усталость, но вместе с тем получаюи внутреннее отдохновение.
– Геронда,болезнь всегда приносит человеку пользу?
– Да, онаприносит огромную пользу всегда. Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей,умилостивить Бога. Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человекуболезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро.Болезнь – это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду. Душа человека подобна золоту, а болезньподобна огню, которая это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолуПавлу: «Сила Моя в немощи совершается». Чем больше мучается человек от болезни,тем более чистым и более святым он становится – лишь бы он терпел и принималболезнь с радостью.
Единственное,что необходимо в некоторых болезнях, – это немного терпения. Бог попускает болезнь,для того чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Богочищает человека от имеющихся у него недостатков. Ведь телесная болезнь помогаетв исцелении болезни душевной. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользудля блага человека! Всё, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Онзнает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим даёт нам болезнь либо для того, чтобы мы восприяли за неё мзду, либо для того, чтобы мы расплатилисьза какие-то грехи.
Небесная мздаза болезнь
– Как поживаеттвоя мать?
– Плохо,Геронда. Время от времени у неё очень высоко поднимается температура, и этопричиняет ей невыносимую боль. Её кожа трескается, покрывается ранами, и по ночам она не может уснуть.
– Знаешь,ведь такие люди – мученики. Если не полностью мученики, то наполовину точно.
– А у неё,Геронда, вся жизнь – одно сплошное мучение.
– Значити мзда, которую она получит, будет сугубой. Знаешь, сколько ей предстоит получить?Рай ей гарантирован. Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христосдаёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получилмногую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там,в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби].
Сегодняприходила одна женщина с больными почками. Она уже много лет ходит на гемодиализ.«Батюшка, – попросила она меня, – пожалуйста, перекрестите мне руку. На моихвенах нет живого места, и я не могу даже нормально делать гемодиализ». – «Этираны и язвы на твоих руках, – сказал я, – в жизни иной превратятся в алмазыбольшей цены, чем алмазы мира сего. Сколько лет ты ходишь на гемодиализ?» –«Двенадцать»,– ответила она. «Стало быть, – ответил я ей, – ты имеешь правои на [духовное] «единовременное пособие» и на «минимальную пенсию». Потом онапоказала мне рану на другой руке и сказала: «Батюшка, эта рана не закрывается.Через неё видно кость». – «Да, – ответил я ей, – но через неё видно ещё и Небо.Терпи, желаю тебе доброго терпения. Молитвенно желаю, чтобы Христос умножилв тебе Свою любовь и ты забывала о боли. Конечно, я могу пожелать тебе и другого:того, чтобы твоя боль утихла, но тогда исчезнет и многая мзда. Следовательно,лучше то, что я пожелал тебе сначала». От этих слов несчастная женщина получилаутешение.
Когда телопретерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитныйдомик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа –в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике– которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телеснымиболезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, такэто о том, что мне предстоит получить небесную мзду. Я понимаю [свою боль] так,что [через неё] я расплачиваюсь за свою неблагодарность Богу, поскольку я не ответил подобающим образом на Его великие дары и благодеяния. Ведь всё в моейжизни – это один сплошной [духовный] пир: и моё монашество, и мои болезни. Богво всем относится ко мне человеколюбиво, Он во всём ко мне снисходит. Однакопомолитесь, чтобы Он не записал мне всего этого на счёт [лишь] этой жизни, потомучто тогда – горе мне, горе! Христос оказал бы мне великую честь, если бы радиЕго любви я пострадал бы ещё больше. Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я могвыдержать [эту боль]. А воздаяние мне не нужно.
Когда человекв полном порядке в отношении здоровья, то это как раз значит, что-то у негоне в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть. Я получил от своей болезни такую пользу,какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел.Поэтому я говорю, что если у человека нет обязанностей [по отношению к другим],то ему лучше предпочитать здоровью болезни. Будучи здоровым, человек остаётсяв должниках, а вот от болезни, относясь к ней с терпением, – он получит мзду.Когда я жил в общежительном монастыре, туда однажды приехал один святой епископ,очень старый, по имени Иерофей. Он был на покое и подвизался в скиту СвятойАнны. Когда, уезжая, он садился на лошадь, у него задрались брюки и все увиделиего страшно опухшие ноги. Монахам, которые помогали ему сесть на лошадь, сталожутко. Епископ понял это и сказал: «Это самые лучшие дары, которыми наградилменя Бог. Я прошу Его, чтобы Он у меня их не забирал».
Терпение в боли
Когда мычем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу. Нам надо думатьо том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большиетелесные подвиги. Ведь от этих подвигов мы подвергаемся опасности тщеславияи похвальбы, не понимая этого, потому что нам может показаться, будто мы способнызавоевать Рай собственной «кавалерийской атакой».
Знаете,сколько лет я испытываю боль? Иногда её можно выносить, а иногда она невыносима.Боль, которую можно выносить – это стабильное состояние. Знаете, сколько я натерпелсяот бронхоэктаза и от сделанной мне операции! Потом начались все эти историис кишечником. Потом полгода я страдал от междисковой грыжи и испытывал сильнуюболь. Я не мог делать столько поклонов, сколько делал раньше, и, несмотря на то что мне было даже трудно за собой ухаживать, надо было помогать и приходящимко мне людям. Потом у меня в животе появилось что-то твёрдое, и мне сказали,что это грыжа. Когда я уставал, она начинала болеть и очень опухала. Однажды,накануне праздника Святого вели-комученика Пантелеимона, грыжа распухла и болела.Однако мне надо было идти в Пантелеимоновский Скит на всенощное бдение. «Пойду,и будь что будет», – решил я, потому что мне надо было обязательно быть на этомпразднике. Во время бдения мне хотелось немного присесть, но я подумал, что если я опущу сидение стасидии и сяду, то сядут все остальные. Поэтому я предпочёлсовсем не садится и стоял. После двенадцатичасового всенощного бдения я думал,что мое состояние очень ухудшится. Едва я возвратился к себе в келью, как кто-то постучал в железное клепальце возле калитки. «Открывай, отче!» – услышал я чей-то голос. Я засмеялся. «Ну всё, – сказал я себе, – сейчас только успевай поворачиваться».И действительно: вскоре пришли другие посетители, потом ещё и ещё. А вечером,отпустив последних посетителей, я увидел, что моя грыжа… совершенно исчезла!Но на следующий день, после того как я отдохнул, она снова появилась! Потомона мне мешала и болела, но одновременно с этим она доставляла мне и радость.Ведь Христос знал о моём состоянии, Он знал и о том, что пойдёт мне на пользу.Поэтому Он оставил мне эту грыжу на пять лет. Знаешь, как я с ней намучился?
– Геронда,а помните, когда у Вас были проблемы с ногами?
– Это другаяистория. Я не мог стоять на ногах. И когда приходили люди, мне было нелегко.Потом ноги прошли, но начались кровотечения. Врачи сказали, что это был язвенныйколит. Открылась новая страница… Семь лет кровотечений, болей… Но не расстраивайтесь,только молитесь о здравии моей души. Я радуюсь, что Бог почтил меня и наградилэтим даром, и не хочу, чтобы Он у меня его отнимал. Слава Богу, Он попускает,чтобы от болезней я получил пользу. Таким образом мы сдаем экзамены на терпение.Сегодня одно, завтра другое… «Терпения бо имате потребу». Ведь еслине будем терпеть мы, люди, имеющие хоть сколько-то страха Божиего, то что останетсяделать людям мирским? Однако я вижу, что многие миряне превосходят нас, монахов,в добродетели. Мои родители рассказывали мне о том, что фарасиоты, заболеваячем-то, не сразу бежали к Халжефенди, для того чтобы он их исцелил. Сначалаони терпели боль. Они терпели, сколько могли – в соответствии со своим любочестиеми терпением, потому что они считали благословением пострадать. «Дай-ка, – говорилиони, – я тоже помучаю немножко свою душу ради Христа, раз Христос испытал великиемучения, чтобы меня спасти». Они шли к Хаджефенди за исцелением только тогда,когда видели, что болезнь мешала их работе и начинали страдать их домашние.Видишь, какое у них было любочестие! Раз уж эти люди, будучи мирянами, размышлялиподобным образом и терпели, то как должно размышлять мне – монаху? Христос сказал:«В терпении вашем, стяжите души ваша». Смотрите: ведь милостыни Иова в то время,когда он имел все блага, были не столь угодны Богу, сколько Ему было угоднотерпение Иова во время постигшего его искушения.
– Геронда,когда Вы говорите, что человек терпит боль, то Вы имеете в виду, что он совсемне показывает виду, что ему больно?
– В крайнемслучае он может дать окружающим немного понять, что ему больно. Он может сказатьим о своей боли, но не говорить о том, насколько эта боль сильна. Ведь еслион совсем скроет свою боль от других, то они могут соблазниться от каких-то его поступков. К примеру, если монах мучается от боли и не может пойти на службу,то если он не скажет о своем состоянии другим, возможно, кто-то, не имеющийдобрых помыслов, повредится.
Отношение к боли
– Геронда,какую боль Вы называете невыносимой?
– Боль,при которой текут слезы. Это не слезы покаяния и не слезы радования. К какойкатегории относятся эти слезы, как вы думаете?
– Можетбыть, Геронда, к категории мученичества?
– Конечно,– к категории мученичества.
– Геронда,когда я испытываю сильную боль, то мне трудно сказать слова «слава Тебе, Боже».
– Почемутебе трудно их сказать? Думай о том, что претерпел Христос Побои, уничижение,бичевание, распятие! И Он вытерпел всё это «безгрешен Сый», для тогочтобы нас спасти. И ты, когда тебе больно, говори: «Ради Твоей любви, Христемой, я буду терпеть».
– Геронда,что необходимо, чтобы преодолеть боль?
– Необходимомужество, усилие.
– А как человеку преодолеть боль невыносимую?
– Если ончеловек мирской – то мирской песней, если он человек духовный – то духовнымпеснопением… Однажды у моего отца поднялся сильный жар и началась страшнаяголовная боль. Знаете, что он сделал? Он наелся солёной селёдки, выпил стаканчиквина и затянул песню: «Проснись, мой несчастный, бесправный народ». Потом онспел ещё несколько партизанских песен, и его голова прошла! Так – для того чтобыболь рассеялась – и мы будем петь духовные песнопения! Помню, как я однаждыпростыл, и у меня началась такая страшная головная боль, что голова раскалывалась.Ну что же, я начал петь одно очень красивое песнопение, и головная боль ушла.Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобныхслучаях. Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорбии боли угнетают душу, и она охладевает. И вчера ночью я тоже не мог уснуть от боли. Я даже подумал о том, что если умру до рассвета, то потом для меня наступитодин длинный день. Ведь в жизни иной не бывает ни закатов, ни рассветов… Но потом я принял… болеутоляющую «таблетку» – спел тропарь «Болезньми святыхимиже о Тебе пострадаша умолен буди Господи и вся наша, болезни исцели…».Действие этой таблетки оказалось продолжительным, её хватило на всю ночь!У врачей есть такие таблетки?
– Геронда,говорят, что ночью боли усиливаются.
– Да, ночьючеловеку становится хуже. Но, кроме того, днём общаясь с людьми, разговаривая,больные забывают о своей боли. Ночью они остаются наедине с собой, их ум уходитв боль, и им кажется, что она усиливается. От болей во время болезни никудане денешься, но задача в том, чтобы повернуть ручку [духовной] настройки на другую частоту, чтобы об этих болях забывать. Ведь если ты относишься к болинеправильно, то тебе в два раза больнее. Если ты думаешь о боли, то боль усугубляется.А вот если ты включаешь в работу добрый помысл, к примеру, вспоминаешь о тех,кому ещё больнее, чем тебе, или если поёшь что-то церковное, то боль забывается.
– Геронда,боль обычно предупреждает о том, что в организме что-то неладно. В связи с этим,какое внимание надо уделять боли?
– Надо испытать,насколько хватает твоих сил, и быть внимательным в соответствии с этим. Особенноесли речь идет о человеке пожилом. Здесь необходимо внимание, потому что еслипродолжать гнать старый автомобиль с той же скоростью, с которой он ездил, когдабыл новым, то он разлетится на кусочки: колёса полетят в одну сторону, карбюраторв другую… Когда у меня болела поясница, я не мог молиться по чёткам стоя.Увидев, что состояние немножко улучшилось, я попробовал встать: стоя помолилсяпо четкам и сделал земные поклоны. Поясница заболела снова. Я немного присел.Потом сказал себе: «А ну-ка, попробуй ещё раз». Повторилось то же самое. Поясницаопять заболела. Потом я уже воздерживался от стояния на ногах и поклонов, но мой помысл был спокойным.
– Геронда,если я знаю, что моя боль не оказывает на организм никаких других побочных последствий,то она меня не беспокоит. Однако она беспокоит, если я знаю, что через больпроявляется серьёзная болезнь.
– Смотри,к примеру, больная поясница может не иметь для организма серьёзных последствий,однако эта боль сковывает, «парализует» человека, и он не может двинуться. А вот боли другого рода тело терпеть может.
– Геронда,боль ожесточает человека?
– Если человекне относится к боли духовно, то она может его ожесточить. Однако, относясь к ней духовно, он имеет мир и утешается божественным утешением. Потом болезньстановится праздником, торжеством. Человек радуется, потому что он будет причтёнк исповедникам и мученикам. Святые мученики забывали боль, потому что их любовько Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала.
– А развечеловек, который испытывает боль и не относится к ней духовно, не очищается?
Человекмирской очищается, но монах – нет.
Соучастие в чужой боли
Когда человекубольно за ближнего, это некоторым образом приводит Бога в умиление. Бог радуется,потому утешение. [Если бы этого божественного утешения не было], то человекне мог бы выдержать боль за своего ближнего.
– Геронда,как можно почувствовать чужую боль?
– Если тытоже испытываешь боль, то ты думаешь о боли другого человека, встаёшь на егоместо и большую боль испытываешь не за себя, а за него. То есть твоя собственнаяболь помогает тебе понять боль других. А когда ты принимаешь свою собственнуюболь с радостью, то ты утешаешь и тех, кому больно. Но, конечно, одно дело –это просто узнать, что кто-то заболел, а другое дело – заболеть самому. Тогдаты понимаешь больного. Раньше, слыша слово «химиотерапия», я думал, что это«химиотерапия», то есть я думал, что раковым больным в качестве лекарства даютсоки, натуральную пищу. Откуда мне было знать, что такое «химиотерапия»? Однакосейчас я понял, что это за мука.
– Геронда,а что переносится тяжелее – химио-терапия или облучение?
– Тяжелее?Одно другого не легче — и облучение, и химиотерапия… И хуже всего то, что все эти процедуры отбивают аппетит. Тебе надо хорошо есть, но ты не можешь естьничего. А врачи настаивают: «Тебе надо есть хорошо». Надо-то надо, ну а как тут будешь есть, если все эти химиотерапии и облучения отбивают аппетит и превращаюттебя в труп! Когда я проходил облучение, то, несмотря на то что весь горел,совсем не мог пить воды. Даже вода вызывала во мне отвращение. Меня начиналоот нее рвать.
– Геронда,если бы Вы согласились на операцию чуть раньше…
– Что там «раньше»! Я о том, чтобы мне выздороветь, не молюсь, потому что, болея раком,страдаю с теми, кто испытывает страдание. Я лучше понимаю тех, кому больно,и соучаствую в их боли. Но, кроме того, болезнь духовно полезна и мне самому.Я прошу только о том, чтобы быть в состоянии ухаживать за собой самостоятельнои помогать другим. Однако пусть будет так, как хочет Бог.
Если у тебяесть болезнь и она тебя не занимает [то есть ты не обращаешь на неё внимания],то ты, если так можно выразиться, имеешь право просить Бога, чтобы Он улучшилсостояние здоровья других людей. Но и тот человек, у которого ничего не болит,пусть хоть немного пострадает за тех, кто испытывает боль. Как говорили фарасиоты:«Я понесу твою котомку», то есть я возьму на себя твою боль, твою муку, твоёгоре.
– Геронда,а каким образом они брали это на себя?
– Любовью.Если человек с любовью говорит кому-то: «Я возьму твою боль», то он её берёт.Однако если он её возьмёт, потом необходимо много терпения, много мужества,много сил, для того чтобы её понести. Некоторые люди приходят и говорят мне:«Геронда, я хочу взять на себя твою боль». Некоторые говорят это дей-ствительноот мужества, однако некоторые трусишки сами не знают, что лепечут. Сами онипо первому пустяку бегут к врачу и очень быстро впадают в отчаяние. Не могутвытерпеть свою собственную малую боль, а ещё говорят, что возьмут на себя больмою! Лучше бы уж они терпели свою собственную боль, с радостью принимали тескорби, которые Бог им попускает, и не просили, якобы от любви, взять на себяболезнь чужую. Ведь если Бог вдруг исполнит их прошение, но они сами к томувремени уже забудут, о чем они Его просили, и станут роптать, то, может быть,они даже обвинят Бога в том, что с ними произошло.
(Окончание следует)
Поговоримо достоверности евангельских повествований, но сначала остановимся на вопросео том, как дошли до нас эти тексты. Возможно, некоторые будут удивлены, узнав,что в истории человечества не было другой личности, способной сравниться с Иисусомиз Назарета по числу дошедших до нас биографических свидетельств.
Воспоминаемыйныне мученик Парамон пострадал в царствование римского императора Деция, в IIIвеке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Аквилин,гонитель христиан.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.